Поваров К.В. с опорой на концепцию Р.Е. Левиной
а. коммуникативный — предполагает, что язык осваивается как средство общения. Изучение языка направлено на формирование у детей полноценной коммуникации. Реализуется засчет специального отбора материала — (предъявляемый материал коммуникационно значимый для опр. возраста + специальные коммуникативно ориентированный методы обучения: ▪проведение бесед, ▪моделирование коммуникативных ситуаций, ▪использование ролевых игр и т. д.).
б. онтогенетический — обучение языку и развитие речи детей проводится с учетом основных закономерностей речевого развития в норме. - развитие речи идет по направлению от восприятия речи к активному ее использованию, поэтому сначала предъявляются задания, связанные с восприятием материала, затем — на использование материала в собственной речи. - более раннее развитие диалогических форм речи по отношению к монологической; речи ситуативной по отношению к контекстной. - опережающее развитие устной речи по отношению к письменной — проявляется в обучении: сначала выполнение упражнений в устной форме, потом в письменной.
в. обучение языку и развитие речи проводится на основе формирования языковых обозначений. Языковые обозначения — реализованные в речи представления о составе, значении, функционировании, взаимодействии языковых единиц различных уровней. Пока в речи не сформированы практические языковые обобщения, невозможно начинать обучение языку как предмету. Обучение языку тесно связано с формированием метаязыковой способности (надъязыковой) — способности производить различные операции с языковым материалом и определять операции с помощью языковых же средств.
г. Индивидуализация ярко проявляется в необходимости учета клинической формы речевого нарушения.
д. учет взаимосвязи всех компонентов языковой системы. В языке выделяется: ▪фонологический, ▪лексический, ▪грамматический уровни. Для каждого уровня свойственны свои единицы (которые существуют во взаимодействии друг с другом, например, любое слово имеет фонетическое оформление, во фразе приобретает грамматическую форму). При отборе фонетического материала учитывается и лексическое значение, а при проведении грамматической работы — внимание на фонетическое оформление
8. Принципы отбора и основные направления анализа текстов для изложения. Составить план работы над текстом (по выбору).
Тексты подбираются интересные, понятные, близкие детям. Начинать обучение следует с повествовательного текста (где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица). Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.
Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении: 1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. 2. Чтение текста: учитель – 1–2 раза; учащиеся – один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз. 3. Беседа – не очень подробная (с целью уяснения содержания и языковых особенностей). 4. Логическое и композиционное расчленение рассказа – составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей (план составляется школьниками, готового плана не следует давать). 5. Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи. 6. В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2–3 человек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста.
7. Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. 8. Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание).
ТЕКСТ Подробное изложение Кто сажает лес? За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает? Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму. Вот откуда дубки! (46 слов) По Г. Снегирёву Анализ текста 1. Какой лес рос за рекой? 2. Какие деревья там появились? 3. Что удивило автора рассказа? 4. Как размножается дуб? 5. Как называются семена дуба? 6. Как жёлуди появились в ельнике? 7. Сойка – это перелётная или зимующая птица? (Учитель показывает слайд или рисунок птицы.)* 8. Почему сойка прятала жёлуди? 9. Определите главную мысль текста. 10. Найдите предложения, в конце которых ставится вопросительный или восклицательный знак. 11. Прочитайте их выразительно. 12. Определите в тексте вводную, основную и заключительную части. 13. О чём говорится в каждой из них? Составление плана по ответам на вопросы (опорные слова). 1. Где рос ельник? За рекой 2. Какие деревья выросли среди ёлок? Дубки 3. Какой вопрос мучил автора рассказа? Кто их сажает? 4. В какое время года охотник шёл по ельнику? Осенью 5. Что спрятала сойка под пнём? Два жёлудя 6. Для чего сойка спрятала жёлуди? На зиму 7. О чём догадался автор? Вот откуда дубки! Словарная работа 1. Разберите по составу слово ельник, объясните его значение. 2. Как вы понимаете значение слов среди, однажды, мимо? 3. Что обозначает словосочетание спрятала на зиму? 4. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень. Орфографическая подготовка 1. Объясните правописание слов ельник, маленькие, пень. 2. Подберите к этим словам проверочные: дубки, рекой, сажает, пролетела, лежат, смотрю. 3. Запомните написание слов потом, среди, однажды, мимо, что-то, откуда, шёл. Самостоятельная работа 1. Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать с красной строки. 2. Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|