Развитие навыков сознательного чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Показать на примере художественного текста (по выбору)
Урок детской литературы / урок чтения в самом общем виде имеет следующую структуру: I. Предтекстовая работа, которая включает в себя:
• Беседу или сообщение учителя по материалам связанным с изучаемым произведением (рассказ от писателя, рассказ о жанре, рассказ об эпохе, явлении природы и пр.) • Анализ заголовка (если это необходимо). • Словарную работу: Работа со словами непонятными по смыслу; слова выбираются заранее, обычно демонстрируются на доске, разбираются вместе с детьми; процесс уяснения учащимися значений слов - семантизация; *фиксированность на первом значении при прочтении Чтение слов со сложной слоговой структурой.
II. Первичный синтез текста: • Чтение текста. *в некоторых случаях, когда текст должен читаться выразительно, первый образец может дать учитель или аудиозапись • Беседа общего плана, позволяющая выяснить степень понимания текста в целом и впечатление от текста детьми, их эмоциональное отношение.
III. Анализ текста: Проводится методом объяснительного чтения, а именно: текст читается по частям, и после каждой части детально обсуждается.
IV. Вторичный синтез: Беседа обобщающего характера по тексту в целом.
Больше учебного времени отводится на чтение произведений эпического характера, в меньшей степени используются басни и лирические стихи (сложны для восприятия).
Урок "Сказка о потерянном времени" 4 класс речевой школы.
Тема: "Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца. (тема урока определяется в соответствии с произведением) Тип: урока знакомство с новым произведением. Цель: усвоение всех компонентов содержания сказки и расширение представлений об особенностях литературного произведения.
Задачи: - познакомить учащихся с творчеством Шварца на примере "Сказки о потерянном времени" Е.Л. Шварца; - работать над усвоением конкретного содержания сказки (I часть); - развивать умение правильного чтения произведения и отдельных его элементов; - учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста; - тренировать учащихся в скорости чтения. # формирование диалогической, монологической речи в процессе пересказа и пр.
- биография о писателе для детей, учитель постоянно пытается вовлечь детей в текст, сосредоточить внимание на тексте вспомогательной эмоциональной значимой информацией - обсуждение заголовка, при этом важно не давать детям застревать на одной версии смысла, давать импульс к новым идеям - разбор трудных по смыслу слов: объяснение, подбор синонимов, наглядность, привлечение жизненного опыта, через поиск структуры слова и пр. - разбор сложных по структуре слов (#ри-кри-скри-вскри- вскри'кнет) - игра "составь слова" - чтение текста: первое чтение поочереди по одному предложению; после вопрос о том, что вы поняли. Затем повторные чтения: прочитай и остановись там, где как тебе кажется, заканчивается мысль; чтение по ролям; беседа: вопрос и ответ предложением из текста. - общий вывод по тексту.
13. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Произношение страдает у всех детей в речевой школе: нарушения произношения, восприятия, трудности звукового анализа и синтеза.
Характеристика произносительной стороны речи у данной категории детей:
1. - до 20 нарушенных звуков, нарушения - 1.1. Антропофонические - нарушения произношения, выражающиеся в неправильном артикуляционном укладе (боковое, межзубное, горловое произношение). 1.2. Фонологические - замены и смешения звуков, обусловлены несформированностью фонематических обобщений и недостаточностью фонематического восприятия. Такие нарушения свидетельствуют о возможных трудностях в освоении фонемного анализа, а следовательно и письма и чтения. (у алаликов обязательно и 1, и 2, у дизартриков - обязательно 1)
2. Нарушения слоговой структуры слова. От перестановки слогов до полного разрушения слова и невозможности его воспроизведения. Данное нарушение - самое яркое и характерное проявление системного недоразвития речи (невыстраивание моторной программы). 3. Общая невыразительность речи. 4. Трудности интонационного оформления высказываний. 5. Трудности передачи ритмической стороны речи.
Уроки произношения проводятся в 1 и 2 классах. Направления: 1. Работа над произношением и восприятием звуков речи, автоматизация и дифференциация звуков. 2. Работа над слоговой структурой слова и ритмо-интонационным оформлением высказывания. 3. Формирование умений языкового анализа и синтеза, в первую очередь - фонемного. Это направление объединяет уроки произношение и обучения грамоте. В каждом уроке произношение присутствует работа по всем направлениям. Последовательность изучения звуков определяется программой, совпадает с последовательностью по постановке звуков. В 1 классе 3 этапа: 1 этап, подготовительный. 1,5 месяца. Отработка произношения и различения звуков, имеющихся у детей, начиная с гласных. Для детей с тяжелым речевым недоразвитием характерна нерасчлененность восприятия речевого потока, начало занятий - обучение анализу. Автоматизация и дифференциация наименее сложных звуков, опорных (с - из группы свистящих). Формирование слоговой структуры. На этом этапе активно формируется готовность детей к освоению письма и чтения. 2 этап, 4 мес. Отработка основной части звуков. Слоговая структура - сложные слова - 3,4 слога, стечения согласных 3 этап. Аффрикаты. Закрепление произношения всех поставленных звуков.
Во 2 классе. Все звуки изучаются еще раз, отрабатываются на более сложном языковом материале. Большое внимание уделяется интонационному оформлению, выразительности речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|