Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыков сознательного чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Показать на примере художественного текста (по выбору)




Урок детской литературы / урок чтения в самом общем виде имеет следующую структуру:

I. Предтекстовая работа, которая включает в себя:

 

• Беседу или сообщение учителя по материалам связанным с изучаемым произведением (рассказ от писателя, рассказ о жанре, рассказ об эпохе, явлении природы и пр.)
Цель - мотивировать учащихся к прочтению произведения, сформировать установку, положительный эмоциональный настрой. Этап должен быть непродолжительным по времени. На нем могут использоваться вспомогательные средства: живопись, музыка и пр.

• Анализ заголовка (если это необходимо).

• Словарную работу:

Работа со словами непонятными по смыслу; слова выбираются заранее, обычно демонстрируются на доске, разбираются вместе с детьми; процесс уяснения учащимися значений слов - семантизация;

*фиксированность на первом значении при прочтении

Чтение слов со сложной слоговой структурой.

 

II. Первичный синтез текста:

• Чтение текста.

*в некоторых случаях, когда текст должен читаться выразительно, первый образец может дать учитель или аудиозапись

• Беседа общего плана, позволяющая выяснить степень понимания текста в целом и впечатление от текста детьми, их эмоциональное отношение.

 

III. Анализ текста:

Проводится методом объяснительного чтения, а именно: текст читается по частям, и после каждой части детально обсуждается.

 

IV. Вторичный синтез:

Беседа обобщающего характера по тексту в целом.

 

Больше учебного времени отводится на чтение произведений эпического характера, в меньшей степени используются басни и лирические стихи (сложны для восприятия).

 

Урок "Сказка о потерянном времени" 4 класс речевой школы.

Тема: "Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца.

(тема урока определяется в соответствии с произведением)

Тип: урока знакомство с новым произведением.

Цель: усвоение всех компонентов содержания сказки и расширение представлений об особенностях литературного произведения.

 

Задачи:

- познакомить учащихся с творчеством Шварца на примере "Сказки о потерянном времени" Е.Л. Шварца;

- работать над усвоением конкретного содержания сказки (I часть);

- развивать умение правильного чтения произведения и отдельных его элементов;

- учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста;

- тренировать учащихся в скорости чтения.

# формирование диалогической, монологической речи в процессе пересказа и пр.

 

- биография о писателе для детей, учитель постоянно пытается вовлечь детей в текст, сосредоточить внимание на тексте вспомогательной эмоциональной значимой информацией

- обсуждение заголовка, при этом важно не давать детям застревать на одной версии смысла, давать импульс к новым идеям

- разбор трудных по смыслу слов: объяснение, подбор синонимов, наглядность, привлечение жизненного опыта, через поиск структуры слова и пр.

- разбор сложных по структуре слов (#ри-кри-скри-вскри- вскри'кнет)

- игра "составь слова"

- чтение текста: первое чтение поочереди по одному предложению; после вопрос о том, что вы поняли. Затем повторные чтения: прочитай и остановись там, где как тебе кажется, заканчивается мысль; чтение по ролям; беседа: вопрос и ответ предложением из текста.

- общий вывод по тексту.

 

13. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

 

Произношение страдает у всех детей в речевой школе: нарушения произношения, восприятия, трудности звукового анализа и синтеза.

 

Характеристика произносительной стороны речи у данной категории детей:

1. - до 20 нарушенных звуков, нарушения -

1.1. Антропофонические - нарушения произношения, выражающиеся в неправильном артикуляционном укладе (боковое, межзубное, горловое произношение).

1.2. Фонологические - замены и смешения звуков, обусловлены несформированностью фонематических обобщений и недостаточностью фонематического восприятия. Такие нарушения свидетельствуют о возможных трудностях в освоении фонемного анализа, а следовательно и письма и чтения.

(у алаликов обязательно и 1, и 2, у дизартриков - обязательно 1)

 

2. Нарушения слоговой структуры слова.

От перестановки слогов до полного разрушения слова и невозможности его воспроизведения. Данное нарушение - самое яркое и характерное проявление системного недоразвития речи (невыстраивание моторной программы).

3. Общая невыразительность речи.

4. Трудности интонационного оформления высказываний.

5. Трудности передачи ритмической стороны речи.

 

Уроки произношения проводятся в 1 и 2 классах.

Направления:

1. Работа над произношением и восприятием звуков речи, автоматизация и дифференциация звуков.

2. Работа над слоговой структурой слова и ритмо-интонационным оформлением высказывания.

3. Формирование умений языкового анализа и синтеза, в первую очередь - фонемного. Это направление объединяет уроки произношение и обучения грамоте.

В каждом уроке произношение присутствует работа по всем направлениям. Последовательность изучения звуков определяется программой, совпадает с последовательностью по постановке звуков.

В 1 классе 3 этапа:

1 этап, подготовительный. 1,5 месяца. Отработка произношения и различения звуков, имеющихся у детей, начиная с гласных. Для детей с тяжелым речевым недоразвитием характерна нерасчлененность восприятия речевого потока, начало занятий - обучение анализу.

Автоматизация и дифференциация наименее сложных звуков, опорных (с - из группы свистящих). Формирование слоговой структуры.

На этом этапе активно формируется готовность детей к освоению письма и чтения.

2 этап, 4 мес. Отработка основной части звуков. Слоговая структура - сложные слова - 3,4 слога, стечения согласных

3 этап. Аффрикаты. Закрепление произношения всех поставленных звуков.

 

Во 2 классе.

Все звуки изучаются еще раз, отрабатываются на более сложном языковом материале. Большое внимание уделяется интонационному оформлению, выразительности речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...