Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение нового материала.




а) Рассказ учителя «Зимующие птицы».

 

- Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых. Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.

 

б) Отгадывание загадок.

 

1. Серый, маленький, смешной

Скачет рядышком со мной.

Ты чирикай веселей,

Мой хороший (воробей).

 

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.(Синица)

 

3. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

 

4. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.(Сова)

 

5. Птица на суку сидит.

Птица дерево долбит. (Дятел)

 

6. Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (Голубь)

 

- Молодцы! Отгадали все загадки!

 

в) -А сейчас давайте раскрасим снегиря! Кто скажет, какая у снегиря грудка? (У снегиря красная грудка.)

- Берем красный карандаш и раскрашиваем грудку у снегиря.

- Какие у снегиря крылышки? (У снегиря черные крылышки.)

- Берем черный карандаш и раскрашиваем крылышки у снегиря.

- Какая у снегиря спинка? (У снегиря серая спинка.)

- Берем серый карандаш и раскрашиваем спинку у снегиря.

- Какие у снегиря лапки? (У снегиря коричневые лапки.)

- Берем коричневый карандаш и раскрашиваем лапки у снегиря.

- Какой у снегиря хвостик? (У снегиря черный хвостик.)

- Берем черный карандаш и раскрашиваем хвостик у снегиря.

 

Физминутка

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки

И спасибо шутке!

г) Упражнение «Скажи, какой?»

Учитель бросает детям мяч и задает вопрос.

- У дятла твердый клюв, значит он какой? (твердоклювый)

- У сороки длинный хвост, значит она какая?(длиннохвостый)

- У снегиря красная грудка, значит он какой? (красногрудый)

- У сороки белые бока, значит она какая? (белобокая)

- У синицы желтая грудка, значит она какая? (желтогрудая)

Закрепление изученного материала.

- Ребята, кто когда-нибудь кормил птиц в лесу? Чем вы их кормили? (Семечками, ягодами, хлебом, орешками). А куда можно насыпать корм для птиц? (В кормушку). Давайте посмотрим на картинки и скажем, у кого какая кормушка.

- У кого оранжевая кормушка? (У снегиря).

- У кого голубая кормушка? (У воробья).

- У кого фиолетовая кормушка? (У голубя).

- У кого серая кормушка? (У вороны).

- У кого розовая кормушка? (У галки).

 

Подведение итогов урока.

- О ком мы сегодня говорили на уроке?

- Назовите птиц, с которыми вы сегодня познакомились.

- Как можно назвать этих птиц одним словом?

- Как можно помочь птицам зимой?

- Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.

 

Домашнее задание.

Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.

 

17. Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий как коррекционного курса в системе обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Индивидуальная работа строится с учетом как псих-пед характеристик, так и с учетом клинической формы речевого нарушения.

Индивидуальные лого занятия начинаются с первых дней и продолжаются до конца 10 класса. Сначала - по 3-4 часа в неделю, в 10 классе - 1 час в неделю.

Первые две недели отводятся на обследование детей. Оно проводится по традиционным схемам, исследуются все стороны речевого развития ребенка. В 1 кл - устная речь и неречевые функции, важные для ее развития; со 2 кл - еще навыков письма и чтения. Обследование проводится и 2 нед в конце года - отслеживается динамика.

Логопедические занятия имеют разную направленность, которая проявляется в зависимости от этапа обучения.

 

1 класс. Основное содержание.

1. Постановка звуков. (Авт. и дифф. - на уроках произношения).
Постановка проводится на основе развития подвижности артикуляционного аппарата. артик. гимнастика, лого массаж (при необходимости). Тщательно прорабатываются все компоненты артик. гимнастики. Постановка - в традиционной последовательности (от заднеязычных к переднеязычным, от опорных к более сложным). Эта работа осуществляется в строгом соответствии с характером этиологии речевого нарушения. Постановка звуков осуществляется таким образом, чтобы к уроку произношения (автоматизации) изучаемый звук был поставлен или хотя бы вызван у большинства детей класса. Исключение - дети с тяжелой дизартрией и ринолалией.

2. Работа по развитию фонематического восприятия.

3. Работа по активизации речи.

4. Накопление, расширение словарного запаса и набора грамматических конструкций.

 

2 класс. Основное содержание.

1. Включение отдельного направления работы - коррекция дисграфии и дислексии, для этого дети с однородными нарушениями объединяются в небольшие подгруппы (по 2-3 чел).

2. Работа по развитию устной речи: +развитие связной речи. (с новыми детьми - постановка звуков), у старых детей фонетическая работа продолжается по необходимости.

 

3, 4 класс. Основное содержание.

На индивидуальных занятиях реализуются все направления коррекционной работы, включая работу по развитию письменной речи. Индивидуальные занятия строятся таким образом, чтобы подготовить детей к усвоению материала на уроках РЯ и развития речи.

 

С 5 по 10 класс индивидуальные занятия носят коммуникативную направленность. Развитие коммуникации для улучшения социализации. Остается работа по развитию письменной речи, коррекции ошибок письма и чтения, коррекция аграмматизмов.

 

18. Обучение планированию содержания высказываний. Раскрыть приемы работы над составлением плана текста.

 

Методика обучению построения и работы с текстом.
Включает в себя формирование всех названных компонентов процесса порождения и восприятия высказывания.

Для того чтобы научить детей создавать собственные высказывания и понимать необходимо сформировать у них информационную основу речи - расширить знания об окружающем мире.

Для формирования умений создавать цельные тексты используются такие виды работы, как:

× работа с заголовками,

× работа с иллюстративным материалом,

× работа с деформированными текстами, содержащими неполные данные,

× работа над планированием содержания высказывания.

 

Планирование:

- план из сюжетных картинок,

- план из предметных картинок,

- предметно-графические схемы,

- вербальные планы (# Утро. День. Вечер. - по сути названия абзацев, может быть вопросительной форме / выписанная программа текста / ключевые слова (для повествовательных предложений чаще глагольные слова, для описательных - признаки).

 

19. Задачи, содержание и организация изучения элементарного курса грамматики в младших классах.

 

Из Интернета:

Учащиеся должны овладеть основными науками о языке сначала по начальному (элементарному), а затем и по систематическому курсу. Оба эти курса, органически между собой связанные, ставят задачи изучения грамматики и правописания.

Начальный курс грамматики и правописания в школе для детей с ТНР включает следующие разделы: 1) «Звуки и буквы», 2)«Слово», 3)«Предложение», 4)«Связная речь», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной массовой школы и в связи с этим обеспечивает возможность перехода детей с ТНР в массовую школу.

 

Основными задачами курса грамматики и правописания являются: 1) подготовка учащихся к пониманию состава и строя русской речи; 2) овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей; 3) как основа для систематического изучения курса грамматики и правописания в последующих классах. Это необходимо и потому, что выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. В процессе изучения курса «Фонетика, грамматика и правописание» у учащихся преодолевается неосознанное дотеоретическое отношение к языку. У них развивается умение анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, выделять главное, что способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.

1)Звуки и буквы: Содержание программы по данному разделу организует и направляет работу учителя на совершенствование культуры речи младших школьников (четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов, развитие дикции), на предупреждение и коррекцию дисграфии, профилактику дизорфографии, на овладение навыками орфографически правильного письма.

2)«Слово»:

А)Состав слова: Учащиеся знакомятся с родственными словами и признаками их определения, овладевают навыком морфологического анализа слова, учатся дифференцировать грамматические значения, выраженные в некорневых морфемах. Ориентировка в морфологическом составе слова, изучение родственных слов, сравнение этих слов по значению и звуковому составу способствуют уточнению и расширению структуры значения слова, обогащению словаря, формированию у детей навыков орфографически правильного письма.

Б)Части речи: Изучение грамматической темы «Части речи» в связи со словарно-логической, словарно орфографической и лексической работой. Одной из ведущих задач изучения частей речи является уточнение смысла слов, которыми учащиеся уже пользовались ранее, обогащение словарного запаса новыми словами, относящимися к различным частям речи, развитие умения точно употреблять слова. В процессе изучения частей речи учащиеся знакомятся с грамматическими значениями существительных (род, число, падеж и т. д.) и их звуковым оформлением, закрепляют литературные орфоэпические нормы их употребления. Учатся распознавать (различать) части речи на основе их семантики (общего лексического значения), вопросов, формы словоизменения. В связи с изучением частей речи идет и систематизация знаний о частях слова (корень, суффикс). Изучаются следующие части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения, предлоги. Содержание работы по изучению частей речи усложняется, расширяется от класса к классу.

3)Предложение: Работа над предложением занимает важное место в обучении учащихся с нарушениями речи. Учащиеся постоянно получают знания о видах предложений с точки зрения цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные), о членах предложения, о связи слов в предложении, о словосочетаниях, пунктуации.

4)Связная речь: Умение составлять предложения и располагать их в определенной последовательности является основным звеном в системе работы, подготавливающей детей к усвоению связной речи. В процессе работы над связной речью на уроках грамматики и правописания предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой целостности и связности. При этом, большое внимание уделяется работе над смысловой структурой текста: определению темы текста, представлению о структуре текста, озаглавливанию текста и его частей, определению смысловой последовательности текста (служит основой построения плана). Учатся анализировать семантическую структуру основных видов текста (текста-повествования, текста-описания), знакомятся с особенностями текста-рассуждения. Формируется умение определять главное, существенное и второстепенное в содержании текста, устанавливать логическую последовательность, причинно-следственные, временные, пространственные и другие смысловые связи.

 

По ЛК и Фомичевой:

Грамматический строй языка охватывает собою:

1. законы и правила образования слов;

2. законы и правила изменения слов;

3. законы и правила соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний;

4. законы и правила построения предложений;

5. законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: словообразование, морфология и синтаксис.

 

Морфология.

Сложность изучения связана с тем, что часть речи является многоаспектной грамматической категорией. Часть речи определяется по совокупности 3 параметров:

× семантический признак,

× набор морфологических признаков, часть которых относится к слову в целом ("постоянные признаки"), а другая к отдельным формам слова ("непостоянные признаки"),

× роль в предложении, синтаксическая роль, типичная для данного слова.

Определение части речи возможно только на основе координации и одновременного учета всех трех признаков.

При изучении морфологии важно учитывать, что любая грамматическая категория проявляется как минимум в 2 формах, следовательно при изучении этих категорий надо опираться на противопоставление грамматических форм.
#при изучении категории числа показать, как меняется слово: один предмет - не один предмет (наглядность); при изучении падежей можно показать различие форм при изменении предмета в пространстве (у дома, при доме и т.п.).

Изучение грамматических категорий идет обязательно по пути от значения к форме: сперва как меняется значение, суть, затем как эти значения проявляются во внешних формах. Понимание детьми изменения значения -> грамматическое оформление.

Изучение грамматических категорий должно опираться на практические языковые обобщения, работа над которыми ведется на уроках развития речи.

Изучение грамматики может быть связано с преодолением аграмматизмов, в том числе небольших элементов.
#неправильное изменение по падежам по парадигмам одушевленных существительных / неодушевленных. Соответственно лучше отработать это различие на уроке одуш./ неодуш. сущ.

Существительное, прилагательное, глагол (самая сложная категория), местоимение.
Прилагательное изучается с опорой на предшествующие умения согласования прил + сущ.

что?/ кто?; что делает? / кто делает?
Есть слова обозначающие предметы, действия признаки - без введения терминологии. Только когда дети смогут нормально ориентироваться в этом, вводятся термины.

 

Синтаксис.

Изучение словосочетания и предложения.

Преимущественно представлен структурный аспект предложения (члены предложения, словосочетания внутри - структура).

Второй аспект изучения предложений - коммуникативный. Предложения для анализа должны предоставляться детям так, чтобы выделение членов предложения совпадало с выделением актуальной и новой информации. Особенно это важно, если предложение включено в состав текста.

При изучении структурного аспекта активно используется метод моделирования и словосочетания рассматриваются как строительный материал предложения.

 

Г.А.Фомичева выделяет шесть видов синтаксических упражнений

в составлении словосочетаний:

- составление словосочетаний из данных рядов слов путем

объединения их по смыслу и при изменении формы слова,

- составление словосочетаний по данному главному слову

путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов,

- составление словосочетаний по данному зависимому слову

(существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова,

- составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах,

- составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога,

- составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

Кроме упражнений на составление словосочетаний, Г.А.Фомичева называет семь основных видов синтаксических упражнений на составление предложений:

- составление полного ответа на вопрос учителя,

- распространение предложений по вопросам при помощи данных слов,

- составление предложений из данных слов, словосочетаний,

- восстановление деформированного текста,

- подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова,

- составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений,

- составление предложений на определенную тему, по картинкам, замена формы одного предложения формой другого.

- составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога,

- составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...