Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи на разных этапах обучения.




 

I. Развитие лексической системы языка у детей с общим недоразвитием речи.

Анализ исследований и результатов наблюдений показывает, что в процессе обучения у детей с общим недоразвитием речи происходит развитие лексики. Словарный запас у детей из класса в класс возрастает по объему и изменяется качественно. Значительные изменения в росте словарного запаса наблюдаются у учащихся вторых классов (слово становится для них уже объектом познания). Обучению грамоте происходит уточнение звуковой структуры слов, развивается умение сознательно оперировать звуками речи, различать и выделять их из состава любого слова. Овладение фонетической стороной слова резко повышает возможности детей в усвоении смысловой его стороны. Ученики научаются, дифференцированно обозначать словами воспринятые ими предметы и действия, а также и их качества и свойства, существующие между ними связи и отношения. В процессе обучения формируются не только лексические, но и грамматические обобщения. Учащиеся начинают активно пользоваться различными лексико-грамматическими разрядами слов (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, союзами). Значения слов начинают приобретать для них все более устойчивый и обобщенный характер.

Словарный запас у детей с недоразвитием речи растет за счет увеличения числа слов, обозначающих названия наглядно представляемых или доступных для их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Обогащается словарь этих детей преимущественно за счет пополнения его конкретными словами, отображающими.

Различные части речи представлены в словаре детей неравномерно (преобладают существительные, сравнительно мало глаголов и прилагательных, обозначающих отвлеченные понятия, нет причастий и деепричастий). Недостаточный запас слов приводит к стереотипности, однообразию в речи, к частому употреблению одной и той же группы слов, особенно это проявляется при обозначении действий и признаков предметов.

Адекватно понимаются в основном слова, имеющие прямое значение. Производные слова воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно. Детьми не осознается смысловая общность между многообразными значениями слова, что отрицательно сказывается на возможностях пользоваться ими в речи. Слово усваивается детьми вне сочетания его с другими словами, вне контекста, в котором оно может быть употреблено в речи.

II. Динамика овладения грамматическим строем языка учащимися с общим недоразвитием речи.

При всей ограниченности речевого развития детей в области грамматики языка была обнаружена возможность при целенаправленном педагогическом воздействии накапливать известный опыт аналитико-синтетической деятельности, как при построении предложений, так и при формировании морфологических обобщений. Приобретенный практический анализ языка создает возможность для совершенствования мышления детей, для перехода от наглядно-образных их форм к словесным формам. В процессе обучения у детей формируется умение различать слова по присущим им категориальным признакам (относить их к определенным частям речи и распознавать их грамматические изменения по числам, родам, падежам, лицам. Опознавание определенных морфологических признаков слов приводит детей к практическим морфологическим обобщениям. Это способствует тому, что грамматические ошибки, характерные для первоначального периода обучения, постепенно начинают исчезать. Аграмматизм он приобретает различные формы выражения, и для его преодоления нужны различные методы коррекционного воздействия.

Усвоение способов грамматического изменения слов сказывается и на общем грамматическом оформлении речи. Ученикам удается выразить в известной мере объективно существующую связь и отношения между предметами и явлениями посредством словосочетаний и предложений. Они разграничивают формы грамматического выражения ряда отношений и стараются передать их языковыми средствами. У них расширяется опыт пользования простым и сложным предложениями. Ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.

 

III. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием.

Самостоятельная связная контекстная речь у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи остается несовершенной. Ее развитие в процессе специального обучения у большинства детей связано с преодолением трудностей. У этих детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, однако испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Другие дети имеют относительно сформированную связную речь, но и они не умеют отразить в своей речи разнообразные предметные отношения; языковые средства, необходимые для оформления связной речи, у них остаются все еще бедными. Принимая во внимание сказанное, необходимо пересмотреть систему проводимых с учащимися школ для детей с тяжелыми нарушениями речи занятий, предусматривающую развитие и дифференциацию форм и функций речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...