Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы.
В 1-м классе у детей формируют навыки орфографически правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами структурно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения целыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых глобально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на орфоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать ого — его как [ова] — [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, передавать содержание прочитанного в лицах. В 4-м классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ прочитанного текста. Пример урока чтения: Урок "Сказка о потерянном времени" 4 класс речевой школы. Тема: "Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца. Задачи: - познакомить учащихся с творчеством Шварца на примере "Сказки о потерянном времени" Е.Л. Шварца; - работать над усвоением конкретного содержания сказки (I часть); - развивать умение правильного чтения произведения и отдельных его элементов;
- учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста; - тренировать учащихся в скорости чтения. # формирование диалогической, монологической речи в процессе пересказа и пр. - биография о писателе для детей, учитель постоянно пытается вовлечь детей в текст, сосредоточить внимание на тексте вспомогательной эмоциональной значимой информацией - обсуждение заголовка, при этом важно не давать детям застревать на одной версии смысла, давать импульс к новым идеям - разбор трудных по смыслу слов: объяснение, подбор синонимов, наглядность, привлечение жизненного опыта, через поиск структуры слова и пр. - разбор сложных по структуре слов (#ри-кри-скри-вскри- вскри'кнет) - игра "составь слова" - чтение текста: первое чтение поочереди по одному предложению; после вопрос о том, что вы поняли. Затем повторные чтения: прочитай и остановись там, где как тебе кажется, заканчивается мысль; чтение по ролям; беседа: вопрос и ответ предложением из текста. Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Слова-действия в настоящем, прошедшем и будущем времени» (2 класс).
Основной признак ТНР - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие - неполноценность как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с ТНР наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Этапы усвоения материала (подготовительный, знакомство с новым материалом и его закрепление), так что не всегда можно установить границы каждого этапа. Подготовительный этап организует наглядно-практическую деятельность учащихся и ее оформление в речь. Но уже в процессе последнего осуществляется наблюдение за теми языковыми формами, с помощью которых мы смогли отразить в речи созданную предметную ситуацию. Изучение нового понятия в младших классах чаще всего опирается на наблюдение и выделение одного признака, который присущ данному языковому явлению (вопрос для выделения названия предмета, действия, признака; произнесение звука с преградой, без преграды для определения согласного или гласного звука; сильное произнесение гласного звука для дефинирования понятия ударения и др). Некоторый языковой материал отрабатывается только практически, без соответствующей терминологии, например, «Изменение слов по числам, падежам, лицам», «Образование слов с помощью приставок и суффиксов». Учащиеся младших классов не заучивают определения языковых обобщений. В процессе практических упражнений закрепляется и запоминается тот признак, который характерен для данного явления языка. Что касается организации наблюдений за определенным речевым материалом, выделения признака изучаемого явления и его терминологического обозначения, то, как уже говорилось выше, эта деятельность школьников служит основой для осознанного усвоения первоначальных языковых обобщений. Основное внимание при закреплении языкового материала уделяется речевой практике школьников, ее совершенствованию, коррекции речевых недостатков. При этом, несмотря на осознание некоторых признаков языкового явления, исправление ошибок основывается не на знаниях, которых на этом этапе еще недостаточно, а на опыте, приобретаемом в процессе систематических упражнений. Так, если ученик, отвечая на вопрос «Кем работает мама?», дает ответ «Швеем», учитель просит других учеников исправить ошибку, а если они не находят нужную словоформу, педагог произносит предложение сам и просит повторить его. При закреплении изученного материала реализуются два направления: во-первых, облечение в слова тех операций, которые дети выполняют с предметами; во-вторых, образование и закрепление речевых форм, которые школьники должны научиться правильно применять в речи на уровне слова, предложения, текста.
В учебниках по русскому языку большое место отводится упражнениям, которые К.Д. Ушинский назвал логическими Параллельно с выполнением логических упражнений на том же речевом материале отрабатывают и языковые признаки.
Система практических грамматических упражнений включает следующие темы: 1. Звуки и буквы. 2. Слова, обозначающие предметы. Практические упражнения в слово- и формообразовании. 3. Имена собственные. 4. Слова, обозначающие действия предметов. Практические упражнения в слово- и формообразовании. 5. Слова, обозначающие признаки предметов. Практические упражнения в слово- и формообразовании. 6. Предлог. 7. Родственные слова. Практические упражнения в словообразовании. 8. Простое предложение.
Формирование первоначальных языковых обобщений должно проводиться с опорой на наглядно-практическую деятельность детей. Это еще одно из Важных требований системы практических грамматических упражнений. В языке фиксируется все то, что существует в реальном миpe, аграмматизмы в построении предложений, связаны в первую очередь с непониманием мира вещей и явлений и их взаимосвязей. Вот почему изучение языковых фактов на уровне первоначальных обобщений должно опираться на наблюдения за окружающей действительностью.
Слова-действия в настоящем, прошедшем и будущем времени» (2 класс). Конспект: Орг момент У: Здравствуйте, ребята, садитесь, откройте тетради, запишите число, классная работа. Повторение У: Миша, выйди к доске, сейчас я тебе загадаю действие, а ты его покажешь классу. У: Что делает Миша? Д: Он танцует У: Что делает Миша теперь? Д: Он плывет. У: Миша, садись. Какой вопрос я задавала? Давайте запишем в тетрадь «Что делает? Танцует, Что делает? Плывет». Подчеркните окончания. Учитель пишет на доске, дети в тетради.
У: Теперь выйдете к доске Оля и Ира. Что делают девочки? Д: Они танцуют. Они плывут. Они хлопают. У: Какой вопрос я задала? Д: «Что делают?» У: Девочки, садитесь. Давайте запишем «Что делают? Танцуют. Что делают? Плывут. Что делают? Хлопают» Подчеркните окончания Учитель пишет на доске, дети в тетради. У: Какое окончание в единственном числе? Д: -ет У: Какие окончания во множественном числе? Д: -ут, -ют У: Молодцы! Введение в новую тему У: Витя, что ты делал на перемене? Р: Поливал цветок. У: А теперь подойди к другому цветку. Что будет делать Витя? Д: Будет поливать. У: Что ты сделал? Р: Я полил. У: Молодец, садись. Помните, какие вопросы я задавала? Давайте запишем. «Что делал? Поливал, что будет делать? Будет делать? Будет поливать» У: Мы с вами будем говорить о словах-действиях в прошлом и будущем. Витя полил – прошедшее время, Витя будет поливать – будущее. Учитель дает детям полоски с вопросами, на доске вывешивает изображение девочки, мальчика и нескольких детей. У: Прочитайте предложения, которые написаны на вашем листочке, к кому они относятся? Р: Что делала? Копала. К девочке. Ученик вывешивает свою карточку на нужное место. У: В каком времени были вопросы и ответы? Д: В прошедшем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|