Дифференциация настоящего, прошедшего, будущего времени
Учитель вывешивает на доске по 3 картинки. Девочка моет посуду, девочка мыла посуду, девочка будет мыть посуду. Мальчик читал, читает, будет читать. Дети играли, играют, будут играть. У: Давайте составим вопросы к картинкам. Дети поднимают руку с места отвечают. Итог занятия У: Молодцы. О чем мы сегодня говорили? Д: О прошедшем и будущем времени. У: На какой вопрос отвечает слово-действие в прошедшем времени? Р: Что делал? Что делала? Что делали? У: А на какой вопрос отвечает слово-действие в прошедшем времени? Р: Что будет делать? Что будут делать? У:Молодцы, запишите домашнее задание. Урок окончен.
Примеры из учебника. Приступая к освоению понятий «названия действий предметов», второклассники наблюдают действие, которое выполняет приглашенный к доске ученик, отгадывают это действие, называют его. Затем находят изображение того же действия на картинке, прикрепляют ее к доске и подписывают под ней название действия. Учитель предлагает вспомнить вопрос, который он задавал относительно действия ученика, найти этот вопрос на карточке и подставить к слову. Получившийся ряд слов (что делает? — бегает) школьники записывают в тетрадь. Учитель демонстрирует картинку (девочки прыгают), просит назвать действие и задать к нему вопрос. Картинку снова помещают на доске, подписывают название действия, прикрепляют табличку с вопросом. Школьники прочитывают данный ряд слов и с новой строчки записывают их в тетрадь. Подводится итог: ученики зачитывают по тетради названия действий, вопросы, на которые они отвечают, показывают на доске, где изображены действия, а где записаны слова — названия этих действий, еще раз повторяют вопросы, на которые отвечают названия действий.
Если изучение темы продолжается в последующих классах, усвоение нового, как всегда, предваряется подготовительным этапом. При этом актуализируется ранее усвоенный материал. Начиная изучение нового материала, педагог использует любой прием повторения пройденного: называние действий по картинкам и постановка вопросов к ним, подбор учащимися собственных примеров по вопросам (что делает? что делают?), разбор слов, написанных на доске, и определение, к какой группе слов они относятся и на какие вопросы отвечают. Формулируется тема урока. Далее, так же как и во 2-м классе, ученик по заданию учителя выполняет любое действие, например поливает цветы. Учащиеся называют действие, ставят вопрос к нему. На доске пишется вопрос (прикрепляется карточка с вопросом), а под ним фиксируется название действия. Ребенок садится, учитель задает вопрос о выполненном действии. Вновь на доске записываются вопрос (что делал?) и этот же глагол в прошедшем времени. Учитель снова предлагает ученику взять лейку и подойти к другому цветку. Спрашивает при этом: «Что будет делать Витя?» Ответ на этот вопрос также фиксируется на доске, а под ним записывают нужную глагольную форму. Чтобы дети не утомились от длительной устной работы, предпочтительнее параллельная запись материала на доске и в тетрадях. В заключение читаются названия действий и вопросы к ним, уточняется, кто и где выполнял сами действия и где записаны их названия. Перед детьми ставят проблемный вопрос, что нового они узнали о названиях действий. Через один-два урока можно ввести глагольные формы с вопросом что сделал? В качестве наглядной опоры в морфологических упражнениях могут использоваться и схемы, которые помогают детям конкретнее представить значение каждого слова, например: что делал? — играл {долго играл) _______________; что сделал? — доиграл {кончил
играть) _________________ | (бесконечная линия подчеркивает неограниченность действия во времени, вертикальная черта на второй прямой свидетельствует о том, что какое-то время ребенок играл, а потом закончил). Выполнение подобного рода упражнений должно привести учащихся к той системе в овладении словарем, которая без специальной работы им недоступна.
Формирование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Формирование чтения как сложный психофизиологический процесс происходит в три этапа. 1 Аналитический – слоговое чтение. Поле зрение на этом этапе, узкое: 1 слог- 1 слово, понимание отстает от произношения. Плохо развита смысловая догадка.
2. Синтетический, т.е. чтение словами. Расширяется поле зрения, улучшается прогнозирование. Смысловая догадка будет способствовать беглости чтения.
3. Этап автоматизированного чтения – единицей чтения является целое предложение. Трудные слова читаются по слогам. Здесь дети должны овладеть навыками беглого чтения.
Достаточно полный навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов), скорость, правильность, автоматизированность, понимание прочитанного., выразительность. Исходя из этого процесс автоматизации правильного навыка чтения проходит несколько последовательных переходов от элементарных единиц чтения к более комплексным.
Базовые операции для чтения 1) Зрительно – пространственный гнозис 2) Фонем. Восприятие с отсутствием фоналогических замен 3) Языковой синтез 4) Объем словаря для понимания прочитанного 5) Грамматический строй 6) сформированность механизма прогнозирования 7) регуляция деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|