Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение ведению диалога учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Показать на примере урока развития речи «Природа родного края» (3 класс).




 

Дети, поступающие в школу, затрудняются, не умеют составлять диалог. Связано это с лексико-грамматическими трудностями и коммуникативными нарушениями (речевой негативизм).
Реплика-стимул обычно является полновесным предложением, относительно самостоятельным по своему содержанию. Реплика-реакция – зависимая от стимула, по лексической направленности, может содержать в себе усеченную грамматическую конструкцию (быть неполной). Необходимо учить ребенка отвечать на реплики-стимулы и самому создавать речевые стимулы.

Единица обучения диалогической речи - диалогическое единство: сцепление 2 и более реплик, подчиненных единой теме, семантически и синтаксически объединенных.

Направленность реплик может быть разная: вопрос-ответ, воздействие-сообщение и пр. Коммуникативная направленность реплик также может быть различной: благодарность, просьба, приветствие, сообщение, требование и пр.

Общие характеристики диалогической речи: непосредственный контакт собеседников, преобладание ситуативной речи, быстрота протекания (практически одновременное создание замысла и его реализация), возможность использования неполных синтаксических конструкций в ответных репликах, возможность переспросов, повторов и уточнений.

Для диалогических реплик характерно использование устойчивых конструкций (например, слова этикета), использование паралингвистических средств, надежный внешний контроль своей речи через реакцию собеседника.

 

Обучение начинается с того, что мы учим детей вслушиваться в звучащую речь, выполнять инструкции (от простых к сложным), параллельно происходит расширение представлений об окружающем мире.

Развитие диалогической речи тесно связано с выполнением различных видов деятельности: учебной (приемы работы с неполными данными), трудовой (от озвучивания собственных действий к построению диалогов по совместному выполнению), дидактические игры (что я загадала), ролевые игры.

Могут использоваться специальные упражнения по составлению диалогов: из данных реплик (с 3 класса), самостоятельный подбор реплик, составление по образцу, по опорным словам, трансформация диалогов (смена лица глагола, смена обстоятельств, времени и пр.); инсценировка диалогов.

Задача развития грамматического строя: Куда пошел Петя? Петя пошел в кино. Задача развития диалогической речи: Куда пошел Петя? В кино.

«Природа родного края».

Реплики-стимулы, вызывающие реплики-реакции: «Доброе утро, ребята! Какая сегодня погода?» (ситуативная речь; короткая беседа, связанная с непосредственным восприятием и впечатлениями детей на основе использования устойчивых конструкций).

«Какое сейчас время года? Какая природа осенью (зимой…)? А что такое природа?» (подведение к теме занятия в вопросно-ответной форме).

Повторение изученного: «Что относится к живой природе? А к неживой природе? Камень – это живая или неживая природа? (береза, река, белка…)». Дети спрашиваются по очереди. Задают вопросы друг другу. В активной речи в форме диалога закрепляются понятия о живой и неживой природе.

«Природа нашего края разнообразна?». Детям предлагается доказать это с использованием иллюстрации. Говорят, что или кого еще можно встретить в наших краях.

Новый материал: царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Закрепление материала: в форме игры в диалога дети задают друг другу задания, используя вопрос учителя в качестве образца: К какому царству относится заяц? К царству животных.

Подведение итогов: О чем мы сегодня говорили? Мы можем сказать, что природа нашего края разнообразна? На какие группы делится живая природа? Какие царства вы знаете?

Практически все занятие проводится в вопросно-ответной форме диалога с использованием игровых приемов. Следует уделять внимание тому, чтобы на вопросы отвечали все дети.

 

29. Задачи, содержание и принципы работы по развитию речи в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи

Центральное место в системе обучения детей с нарушениями речи занимает "коррекционный лингвистический курс". Он включает в себя разные учебные предметы и дисциплины и реализуется в разных формах. Включает

· уроки произношения (1 и 2 кл)

· уроки обучения грамоте (1 кл)

· грамматика, правописание и развитие речи, "русский язык" (2 - 4 кл)

· чтение и развитие речи (2-4 кл)

· уроки развития речи

· индивидуальные логопедические занятия (с 1 по 10 кл)

Специальные уроки развития речи имеют своей целью: форми­рование и совершенствование у школьников с общим недоразви­тием речи полноценных форм общения и языковых средств с уче­том их взаимодействия.

Задачи:

· формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи; практическое овладение основными закономерностями грам­матического строя речи; обучение связной речи (устной и письменной);

· восполнение пробелов в речевом развитии школьников и под­готовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.

Эти задачи решаются одновременно на уроке в процессе ра­боты по определенной теме.

Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направ­ленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в ка­честве исходной основы, формирующей и развивающей самостоя­тельную речевую деятельность детей.

Программа по развитию речи имеет три раздела:

«Работа над словом»,
«Работа над предложением»,
«Работа над связной речью».

«Работа над словом»

· Большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе на протяжении всех лет обучения. Упражнения носят практический характер. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются.

· По каждой теме уточняются и накапливаются конкретные представления и понятия, ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления, действия, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении в одном или нескольких значениях.

«Работа над предложением»

· Даются типы (модели) предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение года. При формировании и закреплении навыка построения того или иного предложения одновременно уточняются значения морфологических закономерностей входящих в него слов, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), прилагательным (род, число, падеж) и, т. д. Типы предложений из класса в класс усложняются.

«Работа над связной речью»

· На основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работапо овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно-следственные отношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...