Обучение ведению диалога учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Показать на примере урока развития речи «Природа родного края» (3 класс).
Дети, поступающие в школу, затрудняются, не умеют составлять диалог. Связано это с лексико-грамматическими трудностями и коммуникативными нарушениями (речевой негативизм). Единица обучения диалогической речи - диалогическое единство: сцепление 2 и более реплик, подчиненных единой теме, семантически и синтаксически объединенных. Направленность реплик может быть разная: вопрос-ответ, воздействие-сообщение и пр. Коммуникативная направленность реплик также может быть различной: благодарность, просьба, приветствие, сообщение, требование и пр. Общие характеристики диалогической речи: непосредственный контакт собеседников, преобладание ситуативной речи, быстрота протекания (практически одновременное создание замысла и его реализация), возможность использования неполных синтаксических конструкций в ответных репликах, возможность переспросов, повторов и уточнений. Для диалогических реплик характерно использование устойчивых конструкций (например, слова этикета), использование паралингвистических средств, надежный внешний контроль своей речи через реакцию собеседника.
Обучение начинается с того, что мы учим детей вслушиваться в звучащую речь, выполнять инструкции (от простых к сложным), параллельно происходит расширение представлений об окружающем мире.
Развитие диалогической речи тесно связано с выполнением различных видов деятельности: учебной (приемы работы с неполными данными), трудовой (от озвучивания собственных действий к построению диалогов по совместному выполнению), дидактические игры (что я загадала), ролевые игры. Могут использоваться специальные упражнения по составлению диалогов: из данных реплик (с 3 класса), самостоятельный подбор реплик, составление по образцу, по опорным словам, трансформация диалогов (смена лица глагола, смена обстоятельств, времени и пр.); инсценировка диалогов. Задача развития грамматического строя: Куда пошел Петя? Петя пошел в кино. Задача развития диалогической речи: Куда пошел Петя? В кино. «Природа родного края». Реплики-стимулы, вызывающие реплики-реакции: «Доброе утро, ребята! Какая сегодня погода?» (ситуативная речь; короткая беседа, связанная с непосредственным восприятием и впечатлениями детей на основе использования устойчивых конструкций). «Какое сейчас время года? Какая природа осенью (зимой…)? А что такое природа?» (подведение к теме занятия в вопросно-ответной форме). Повторение изученного: «Что относится к живой природе? А к неживой природе? Камень – это живая или неживая природа? (береза, река, белка…)». Дети спрашиваются по очереди. Задают вопросы друг другу. В активной речи в форме диалога закрепляются понятия о живой и неживой природе. «Природа нашего края разнообразна?». Детям предлагается доказать это с использованием иллюстрации. Говорят, что или кого еще можно встретить в наших краях. Новый материал: царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Закрепление материала: в форме игры в диалога дети задают друг другу задания, используя вопрос учителя в качестве образца: К какому царству относится заяц? К царству животных. Подведение итогов: О чем мы сегодня говорили? Мы можем сказать, что природа нашего края разнообразна? На какие группы делится живая природа? Какие царства вы знаете?
Практически все занятие проводится в вопросно-ответной форме диалога с использованием игровых приемов. Следует уделять внимание тому, чтобы на вопросы отвечали все дети.
29. Задачи, содержание и принципы работы по развитию речи в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи Центральное место в системе обучения детей с нарушениями речи занимает "коррекционный лингвистический курс". Он включает в себя разные учебные предметы и дисциплины и реализуется в разных формах. Включает · уроки произношения (1 и 2 кл) · уроки обучения грамоте (1 кл) · грамматика, правописание и развитие речи, "русский язык" (2 - 4 кл) · чтение и развитие речи (2-4 кл) · уроки развития речи · индивидуальные логопедические занятия (с 1 по 10 кл) Специальные уроки развития речи имеют своей целью: формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия. Задачи: · формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; обучение связной речи (устной и письменной); · восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой. Эти задачи решаются одновременно на уроке в процессе работы по определенной теме. Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей. Программа по развитию речи имеет три раздела: «Работа над словом», «Работа над словом» · Большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе на протяжении всех лет обучения. Упражнения носят практический характер. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются.
· По каждой теме уточняются и накапливаются конкретные представления и понятия, ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления, действия, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении в одном или нескольких значениях. «Работа над предложением» · Даются типы (модели) предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение года. При формировании и закреплении навыка построения того или иного предложения одновременно уточняются значения морфологических закономерностей входящих в него слов, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), прилагательным (род, число, падеж) и, т. д. Типы предложений из класса в класс усложняются. «Работа над связной речью» · На основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работапо овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно-следственные отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|