Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы уроков русского языка. Особенности их структуры и методика проведения в системе обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи.




Урок русского языка. Требования к уроку русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида

         
   
Требования к уроку русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида Ø Четкое планирование учебного материала урока, определение структуры урока, коррекционной направленности урока, видов учебной деятельности, контроля за деятельностью учащихся на уроке. Использование индивидуальных, дифференцированных заданий в соответствии с речевыми и познавательными возможностями учащихся; Ø Максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий; Ø Сочетание речевых упражнений с языковыми; Ø Учет структуры речевого дефекта учащихся Ø Чередование устных и письменных упражнений, включение физминуток, речевых зарядок.
 
 
 
Комбинированные уроки
 

 

 


В зависимости от того, на каком этапе находится класс в процессе обучения теме, определяются следующие типы урока:
урок - получение новых знаний (знакомство с темой):
1. Повторение материала значимого для освоения новой темы.
2. Знакомство с темой начинается с анализа языкового материала, чтобы дети заметили определенные закономерности.
3. Обсуждение новой темы:
- обобщение закономерностей,
- объяснение правила или определения (в виде развернутого сообщения учителя, прочтения в учебнике, выведение правила в процессе беседы).
4. Закрепление темы на новом языковом материале, осуществляется через:
- выполнение системы упражнений (теория поэтапного формирования умственных действий: манипуляция с внешними опорами и проговаривание - манипуляции без проговаривания - интериоризированное внутреннее действие):
- устное выполнение упражнений с наглядной опорой,
- сперва может быть без записи - уменьшений проговаривания,
- обсуждения - самостоятельное действие.
5. Подведение итога (предполагает актуализацию только что изученной темы).
6. Домашнее задание и пр.

· урок - закрепление знаний:
- повторение изученного материала,
- проверяется понимание детьми - оценивается через то, как дети умеют применять свои знания на разном языковом материале.
- включаются дополнительные компоненты объяснения, если это необходимо.

· урок - обобщение знаний:
- Напоминает урок по новой теме, но здесь правила рассматриваются вместе в сопоставлении (#склонения имен существительных).

· урок – повторение:
Как правило, содержит ту тему, которая необходима для перехода к новой теме.

· урок – контрольная:
!часть урока/ урок - проведение работы над ошибками

 

· При формировании плана изучения темы надо иметь в виду
- соотношение индивидуальных логопедических занятий, уроков развития речи и уроков РЯ.

Работа на индив. занятиях является
- подготовительной или пропедевтической по отношению к тому материалу, который изучается на уроках.
Уроки развития речи с одной стороны также являются
- подготовительными
- обеспечивают освоение детьми грамматических конструкций и накопление у них словаря и запаса грамматических моделей
- обеспечивает возможность изучения соответствующего теоретического материала.

 

31. Задачи, содержание и организация работы по формированию словарного запаса у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.

 

Программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом:

1) Обогащение словаря – расширение словарного запаса, усвоение новых слов.

2) Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3) Активизация словаря – перевод из пассивного словаря в активный.

 

На уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря, поскольку на этапе анализа произведения будут использоваться такие приемы, как ответы на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией.

Словарь детей характеризует не только недостаточная сформированность смыслового значения слов, обозначающих действия, но и наличие малого количества слов, выражающих признаки предмета. Учащие­ся с ТНР не всегда понимают значения употребляемых слов. Учащиеся усваивают основное значение слова, но не осознают смысловую общность между многообразием его значений. В процессе их обучения происходит развитие лексики, формируются лексичес­кие и грамматические обобщения, но это требует длительной целенаправленной и системной работы.

На уроках чтения учащиеся овладевают рядом но­вых слов, на уроках грамматики определяют различные части речи и выполняют разнообразные словарные упражнения, способствующие более глубокому пониманию языковых кате­горий.

 

Возможны следующие упражнения:

составление тематических словариков;

описание, например, птицы по наличию перьев, крыльев, клюва, туловища;

сопоставление предметов по сходству и различию.

 

Обогащение словаря связано с его использованием в речи.
Практическое изучение основных разрядов слов направлено на решение двух задач: обогащение и уточнение словарно­го запаса; подготовка к усвоению грамматических понятий.

В целях обогащения и активизации словаря можно исполь­зовать следующие упражнения:

перечисление как можно большего количества предметов;

классификация предметов по месту их нахождения и расположения;

подведение названий предмета под родовое понятие (во­робей, ворона - птицы);

обозначение основных частей предмета (стул - сидение, спинка и др.);

набор слов, обозначающих уменьшительно-увеличительное название;

понимание изменяемых форм слова (без изучения понятий «род», «число» и «падеж»);

изучение слов, обозначающих действие, выполняемое

одушевленными предметами

 

Слова, обозначающие действие, легче осознаются, если с учениками выполняются задания на:

· название ряда действий, характерных для данного предмета (утка ходит, плавает, летает);

· определение предмета по ряду действий (мяукает, мурлычет);

· противопоставления действий (лошадь ржет, а корова -...);

· обозначение нарастания или убывания интенсивности действия (тащится, идет, бежит, мчится).

·

Ученики практически усваивают изменение форм слов, названий действий по признаку числа: пишет - пишут, вре­мени: читаю - читал - буду читать. Не сообщая правил правописания окончаний глаголов, учитель указывает на со­отнесение вопроса и формы слова (что делаю? - читаю) и т. п.

 

В работе над словами-признаками необходимо ориентиро­ваться на функцию этих слов. Все это внедряется в сознание не путем толкования, а путем выполнения соответствующих упражнений:

· определение признаков, характеризующих предмет с различных сторон (лед - блестящий, холодный, твердый, прозрачный и т. п.);

· определение предмета по данным признакам (белый, пушистый, холодный - что это?);

· нахождение признака различия предметов (лимон кислый, а сахар -...);

· подбор слов, характеризующих нарастание или убыва­ние степени интенсивности качества (теплый - горячий, про­хладный - холодный).

·

Следует шире использовать словарные упражнения, при­учать детей более точно обозначать общие понятия (напри­мер, сочетание слов большая веревка лучше заменить на длинная веревка).

В усвоении форм слов любого разряда основная роль при­надлежит постановке вопросов: какому? - красному, о ка­ком? - о красном и т. п.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом предшествовала показу напи­сания этого слова на карточке или доске.

Изучаемое слово может быть выделено из текста, написан­ного на доске. Учащиеся произносят рассматриваемое слово определяют ударение, делят на слоги, произносят все звуки.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке.
К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, диктант с ис­пользованием загадок, творческий диктант и т. д.

Среди словарно-орфографических упражнений выделим:

1 ) грамматический разбор (сюда можно отнести различ­ные виды списывания и диктанты, сопровождаемые объясне­нием и доказательством правильности написания);

2) лексические упражнения, направленные на развитие внимания к слову, они включают наблюдения над синонима­ми, антонимами, многозначными словами;

3) упражнения в конструировании словосочетаний и пред­ложений;

4) упражнения по развитию речи и др.

Большие возможности для формирования словарного за­паса дают упражнения по усвоению морфемного состава сло­ва, определению смысловой общности родственных слов, уточ­нению понятий о корне, суффиксе, окончании, приставке, их словообразовательной роли.

Трудно выработать у детей с тяжелым нарушением речи навык употребления новых слов. Можно предложить следую­щие упражнения:

· прочитайте слова на карточках (теплоход, лесоруб);

· поместите карточку со словом под соответствующее изображение;

· составьте предложение из данных слов;

· назовите буквы, соединяющие корни в сложных словах.

Можно дать алгоритм:

1)прочитайте слова, запомните их;

2) запишите их по памяти;

3) составьте предложение с данными словами.

Все упражнения будут эффективны, если проводить их систематически с использо­ванием наглядного подготовительного материала, раздаточных карточек и др.

 

(ИЗ ЛЕКЦИИ)

Производится специальная работа по активизации лексики, работа по структурированию семантических полей, работа по установлению ассоциативных связей между словами, работа над расширением словаря и уточнением значений слов связана с таким понятием как семантизация. Ее способы:

Ø невербальный: наглядно-действенный;

Ø вербальные:

 

Семантическое определение - понятие помещается в систему родовидовых отношений и раскрывается его отличительные признаки;

адаптация семантических определений:

- определение только посредством родовидового отношения (#водоем - река, озера и пр.),

- определение, которое называет один основной отличительный признак (#трубач - человек, который играет на трубе).

× структурно-семантическое определение - подходит для слов с понятной морфемной структурой (#подоконник, окладистая), слово также встраивается в систему других слов;

× объяснение через подбор синонимов / антонимов;

× включение слова в понятную детям ситуацию (#увядание: завядший цветок осенью, пенсию (см.на видео занятия)

× объяснение слова с опорой на контекст - НЕ подходит, у детей с ТНР догадка может оказаться неправильна и устойчива.

Выбор способа семантизации зависит от 3 факторов: от самого слова; от возрастных, речевых, познавательных возможностей учащихся; от задач урока: введение слов в активный словарь или это слово не является актуальным для детей.

 

Введение слова в активный словарь:

Ø Языковые упражнения направлены на запоминание слов, уяснение их значения, отграничения слов по значению: 4 лишний, собственное объяснение слов, классификации, группировки, подбор синонимов, антонимов и т.д.

Ø Речевые упражнения направлены на включение слова в активную речь детей (коммуникативные упражнения по включению слова в состав предложения): составления предложения с данными словами, рассказ по картинке, ответы на вопросы и пр.

Важными являются отбор и структурирование словаря в рамках изучаемой темы. Прежде чем определять конкретный набор слов по теме. Для определения структуры словаря внутри темы нужно выявить парадигматические и синтагматические связи в данном объеме слов (синонимы, антонимы, родовидовые отношения, лексико-семантические группы, родственные связи и пр.)

Те слова, которые намечены для активизации необходимо неоднократно повторить на уроке с детьми и ввести в разный контекст. Включение изученных слов в речевые упражнения является переходом к грамматической работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...