Типы уроков русского языка. Особенности их структуры и методика проведения в системе обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Урок русского языка. Требования к уроку русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида
В зависимости от того, на каком этапе находится класс в процессе обучения теме, определяются следующие типы урока:
· урок - закрепление знаний: · урок - обобщение знаний: · урок – повторение: · урок – контрольная:
· При формировании плана изучения темы надо иметь в виду Работа на индив. занятиях является
31. Задачи, содержание и организация работы по формированию словарного запаса у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом: 1) Обогащение словаря – расширение словарного запаса, усвоение новых слов. 2) Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно. 3) Активизация словаря – перевод из пассивного словаря в активный.
На уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря, поскольку на этапе анализа произведения будут использоваться такие приемы, как ответы на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией. Словарь детей характеризует не только недостаточная сформированность смыслового значения слов, обозначающих действия, но и наличие малого количества слов, выражающих признаки предмета. Учащиеся с ТНР не всегда понимают значения употребляемых слов. Учащиеся усваивают основное значение слова, но не осознают смысловую общность между многообразием его значений. В процессе их обучения происходит развитие лексики, формируются лексические и грамматические обобщения, но это требует длительной целенаправленной и системной работы. На уроках чтения учащиеся овладевают рядом новых слов, на уроках грамматики определяют различные части речи и выполняют разнообразные словарные упражнения, способствующие более глубокому пониманию языковых категорий.
Возможны следующие упражнения: составление тематических словариков; описание, например, птицы по наличию перьев, крыльев, клюва, туловища; сопоставление предметов по сходству и различию.
Обогащение словаря связано с его использованием в речи. В целях обогащения и активизации словаря можно использовать следующие упражнения: перечисление как можно большего количества предметов; классификация предметов по месту их нахождения и расположения; подведение названий предмета под родовое понятие (воробей, ворона - птицы); обозначение основных частей предмета (стул - сидение, спинка и др.); набор слов, обозначающих уменьшительно-увеличительное название;
понимание изменяемых форм слова (без изучения понятий «род», «число» и «падеж»); изучение слов, обозначающих действие, выполняемое одушевленными предметами
Слова, обозначающие действие, легче осознаются, если с учениками выполняются задания на: · название ряда действий, характерных для данного предмета (утка ходит, плавает, летает); · определение предмета по ряду действий (мяукает, мурлычет); · противопоставления действий (лошадь ржет, а корова -...); · обозначение нарастания или убывания интенсивности действия (тащится, идет, бежит, мчится). · Ученики практически усваивают изменение форм слов, названий действий по признаку числа: пишет - пишут, времени: читаю - читал - буду читать. Не сообщая правил правописания окончаний глаголов, учитель указывает на соотнесение вопроса и формы слова (что делаю? - читаю) и т. п.
В работе над словами-признаками необходимо ориентироваться на функцию этих слов. Все это внедряется в сознание не путем толкования, а путем выполнения соответствующих упражнений: · определение признаков, характеризующих предмет с различных сторон (лед - блестящий, холодный, твердый, прозрачный и т. п.); · определение предмета по данным признакам (белый, пушистый, холодный - что это?); · нахождение признака различия предметов (лимон кислый, а сахар -...); · подбор слов, характеризующих нарастание или убывание степени интенсивности качества (теплый - горячий, прохладный - холодный). · Следует шире использовать словарные упражнения, приучать детей более точно обозначать общие понятия (например, сочетание слов большая веревка лучше заменить на длинная веревка). В усвоении форм слов любого разряда основная роль принадлежит постановке вопросов: какому? - красному, о каком? - о красном и т. п. На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске. Изучаемое слово может быть выделено из текста, написанного на доске. Учащиеся произносят рассматриваемое слово определяют ударение, делят на слоги, произносят все звуки.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Среди словарно-орфографических упражнений выделим: 1 ) грамматический разбор (сюда можно отнести различные виды списывания и диктанты, сопровождаемые объяснением и доказательством правильности написания); 2) лексические упражнения, направленные на развитие внимания к слову, они включают наблюдения над синонимами, антонимами, многозначными словами; 3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; 4) упражнения по развитию речи и др. Большие возможности для формирования словарного запаса дают упражнения по усвоению морфемного состава слова, определению смысловой общности родственных слов, уточнению понятий о корне, суффиксе, окончании, приставке, их словообразовательной роли. Трудно выработать у детей с тяжелым нарушением речи навык употребления новых слов. Можно предложить следующие упражнения: · прочитайте слова на карточках (теплоход, лесоруб); · поместите карточку со словом под соответствующее изображение; · составьте предложение из данных слов; · назовите буквы, соединяющие корни в сложных словах. Можно дать алгоритм: 1)прочитайте слова, запомните их; 2) запишите их по памяти; 3) составьте предложение с данными словами. Все упражнения будут эффективны, если проводить их систематически с использованием наглядного подготовительного материала, раздаточных карточек и др.
(ИЗ ЛЕКЦИИ) Производится специальная работа по активизации лексики, работа по структурированию семантических полей, работа по установлению ассоциативных связей между словами, работа над расширением словаря и уточнением значений слов связана с таким понятием как семантизация. Ее способы: Ø невербальный: наглядно-действенный; Ø вербальные:
Семантическое определение - понятие помещается в систему родовидовых отношений и раскрывается его отличительные признаки; адаптация семантических определений: - определение только посредством родовидового отношения (#водоем - река, озера и пр.), - определение, которое называет один основной отличительный признак (#трубач - человек, который играет на трубе). × структурно-семантическое определение - подходит для слов с понятной морфемной структурой (#подоконник, окладистая), слово также встраивается в систему других слов;
× объяснение через подбор синонимов / антонимов; × включение слова в понятную детям ситуацию (#увядание: завядший цветок осенью, пенсию (см.на видео занятия) × объяснение слова с опорой на контекст - НЕ подходит, у детей с ТНР догадка может оказаться неправильна и устойчива. Выбор способа семантизации зависит от 3 факторов: от самого слова; от возрастных, речевых, познавательных возможностей учащихся; от задач урока: введение слов в активный словарь или это слово не является актуальным для детей.
Введение слова в активный словарь: Ø Языковые упражнения направлены на запоминание слов, уяснение их значения, отграничения слов по значению: 4 лишний, собственное объяснение слов, классификации, группировки, подбор синонимов, антонимов и т.д. Ø Речевые упражнения направлены на включение слова в активную речь детей (коммуникативные упражнения по включению слова в состав предложения): составления предложения с данными словами, рассказ по картинке, ответы на вопросы и пр. Важными являются отбор и структурирование словаря в рамках изучаемой темы. Прежде чем определять конкретный набор слов по теме. Для определения структуры словаря внутри темы нужно выявить парадигматические и синтагматические связи в данном объеме слов (синонимы, антонимы, родовидовые отношения, лексико-семантические группы, родственные связи и пр.) Те слова, которые намечены для активизации необходимо неоднократно повторить на уроке с детьми и ввести в разный контекст. Включение изученных слов в речевые упражнения является переходом к грамматической работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|