Система обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. Типичные затруднения, возникающие у учащихся в процессе обучения грамоте.
Обучение грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу в современной школе продолжается в течение трех месяцев и одной двух недель. Этот период распадается на три части: добукварный период — шесть дней, букварный период — примерно десять недель и послебукварный период — до двух недель. Задачи добукварного периода: ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с первой учебной книгой — букварем, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.
В добукварный период проводится работа: Речь. Беседа, составление предложений, рассказы учащихся. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду). Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения. Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать). Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).
Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Урок в добукварный период продолжается 35 минут. На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования.
Букварный период называют так потому, что на его протяжении дети усваивают чтение и письмо всех букв. На протяжении последних 30 лет в букварях звуки и буквы располагались по трем разделам, которым соответствовали три этапа букварного периода обучения грамоте: I этап: гласные а, у, ы, о, твердые согласные м, ш, р, н, л, с, II этап: он открывается гласным и, который употребляется после мягких согласных; следовательно, на втором этапе читаются мягкие варианты уже изученных согласных звуков м, р, н, л, с и завершается этот этап гласным з; на этом же этапе изучаются согласные х, в, к, п, т, д, з, и, ж в твердом и мягком вариантах и, наконец, ъ как знак мягкости предшествующего согласного; III этап: йотированные гласные е, ё, я, ю, согласные слитные ц, ч, щ и согласные г и ф, а также разделительные ъ, ь. Соблюдается принцип последовательности и в работе над слогами: от слога, равного звуку а,— к сочетанию двух гласных ау — к закрытому слогу типа ам — к открытому слогу типа ма — к трехзвуковому слогу типа шар, мал — к слогу со стечением двух согласных типа кры-, затем типа корм, труд и т. д. Одним из самых тяжких, пока непреодолимых недостатков методики обучения грамоте является то, что дети, пришедшие в школу, весьма длительное время не могут перейти к чтению связных, больших, интересных текстов. Более месяца они читают по букварю лишь отдельные слова, а также такие тексты: Лара сама мыла раму. У нас Рома. Наш Рома мал. Лишь на третьем месяце обучения дети переходят к чтению таких текстов, которые могут вызвать у них существенный интерес.
Положение усугубляется еще и тем, что в детском саду, а очень часто и в семьях дети участвуют в инсценировании целых сказок, знают наизусть целые поэмы («Мойдодыр», «Муху Цокотуху» и т. п.).
В послебукварный период следует вводить такие приемы работы, которые обычно широко применяются на уроках чтения по «Родной речи»: выборочное чтение, раскрытие смысла-иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, озаглавливание, беседу. В послебукварный период большое внимание уделяется тихому чтению — не только как форме подготовки к чтению громкому, но и как самостоятельному варианту чтения. Дети, испытывающие трудности в освоении грамоты, к моменту поступления в школу, как правило, свободно выделяют в словах только первый звук. Вычленение гласного, следующего за согласным, уже вызывает трудности. Так, в словах Лиза и утка в качестве последнего звука эти ученики называют [з], [к] или [за], [ка]. При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны, так как безударные гласные звуки в конце слова редуцируются и потому воспринимаются как призвук предшествующего им согласного (В.И. Бельтюков, Ф.Ф. Pay). Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Чаще всего ученики могут определять последовательность звуков лишь в односложных словах без стечения согласных (типа мак, кот). Столкнувшись со сложностями в звуковом анализе слова, дети, испытывающие трудности в обучении грамоте, оказываются совершенно беспомощными: они или замолкают, или многократно повторяют неверно названный звук, то есть эти школьники не владеют способами звукового анализа.
33. Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Основная цель работы по формированию грамматического строя речи – коррекция аграмматизма и создание у учащихся морфологических и синтаксических обобщений.
В школу для детей с ТНР поступают со II и III уровнем речевого развития. · Словообразовательный аграмматизм. · Морфологический аграмматизм (образование новых форм слова осуществляется ребенком не в соответствии с существующей парадигмой формообразования для данной части речи). · Синтаксический аграмматизм (неправильные модели построения словосочетаний и предложений). Аграмматизм – устойчивое проявление речевого недоразвития, в стойких, тяжёлых нарушениях сохраняется во всех видах речевой деятельности. Особенностью является появление «ликвидированных» нарушений при усложнении речевого материала. Начиная с 3 класса активно используется письменная речь в обучении, и проявление аграмматизмов в письменной речи становится преобладающим.
Формирование грамматического стороны речи проходит 2 этапа: o Дограмматический: Дети практическим путем осваивают основные грамматические закономерности. Не используется специальная терминология, работа проводится устная, идет накопление и автоматизация основных грамматических и синтаксических моделей (1-2 класс); o Грамматический: Работа усложняется и координируется с программой изучения РЯ. Грамматическая работа предшествует изучению соответствующих тем в разделе грамматика-теория, т.е. закономерности конструкции сначала отрабатывают на уроках развития речи и индивидуальных занятиях, а затем соответствующая тема изучается на предмете РЯ. Терминология; подключение письменной речи.
Основной единицей грамматической работы является простоепредложение (ПП) – минимальная коммуникативная единица. Словосочетания также рассматриваются как материал для грамматической работы, т.к. они удобны для моделирования, классификации и группировки. Но словосочетания, изученные на уроках должны быть обязательно включены в состав предложений (цель работы - сформировать самостоятельную речь детей). Активно используются методы графического моделирования. Материал, который не вписывается в модель, не системен, рассматривается и заучивается как лексические единицы.
Принципы: · Освоение грамматических конструкций идет от семантики (значения) к корню (составные словосочетания по модели по образцу и т.д., составление предложений по схеме, образцу, модели, картинке). · Соблюдение соотношений между лексическим и грамматическим материалом (новый словарь отрабатывается только в составе упроченных грамматических конструкций, а новые грамматические конструкции и закономерности изучаются на знакомом детям лексическом материале). Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: · Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). · Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. · Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|