Обучение разговорной речи в связи с различными видами деятельности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие понимания устной речи. В начальный период обучения и в дальнейшем применяются разнообразные методы, направленные на развитие речевого внимания. Детей учат вслушиваться в речь, понимать ее смысл на основе различения значений слов, их форм и связей. От побудительных фраз переходят к вопросам. Начинают с простейших по форме с учетом лексического запаса детей. Если дети не отвечают, педагог видоизменяет его или включает в игровую ситуацию. В этой работе использование наглядных средств сохраняет свою актуальность. Постепенно у детей появляется больше возможностей сознательно подходить к определению того, что им знакомо.
Важным разделом работы по развитию понимания речи являются занятия, направленные на семантизацию грамматических форм и конструкций. Р. Е. Левина, И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова и другие авторы показали, что необходимо использовать специальные приемы, помогающие детям преодолеть непонимание тех или иных форм, связей слов, значения предлогов, окончаний, приставок, суффиксов и т. д. В частности, особого подхода требует работа по развитию понимания предложных конструкций. Для раскрытия значений предложных конструкций учитель создает наглядные ситуации (например, изменение места, занимаемого одними предметами относительно других), побуждает учащихся перемещать предметы, дает возможность сравнить значение конструкций (книга на столе — книга в портфеле и т. п.). Перейдем к рассмотрению приемов и методов развития активной речи детей.. 1. Развитие разговорной речи в связи с учебно-познавательной деятельностью.
В начальных классах специальной школы сведения об окружающем мире учащиеся получают на уроках развития устной и письменной речи, чтения, в процессе наблюдения, экскурсий, бесед, внеклассных мероприятий, трудовой деятельности. Особое место занимают так называемые предметные уроки, содержанием которых может быть материал, включенный в программу по русскому языку, а также по природоведению. Предметные уроки предполагают ознакомление с предметами в натуре, в их естественных связях с другими предметами и явлениями. Поэтому большую роль в познании материала этих уроков играют наблюдения, экскурсии, практические работы. Приобретаемый на этих уроках материал усваивается в процессе бесед, требует использования самых разнообразных высказываний разговорного типа (вопросы, ответы, просьбы, поручения и др.). Познавательная активность учащихся, способствует не только умственному развитию детей и приобретению необходимых в жизни знаний и практических навыков, но и создает богатейшие возможности для практики непосредственного речевого общения. Второй пример, характеризующий работу по развитию разговорной речи, рассмотрим на материале темы «Весенние цветы», познавательная и воспитательная цель которой — знакомство с первыми весенними цветами (их название, строение, окраска, место и время прорастания и цветения), формирование элементарных понятий о закономерных связях в природе, воспитание любви к природе и развитие эстетического отношения к ней. Эти цели реализуются в условиях активной практической деятельности детей (наблюдения, экскурсии и пр.), что создает благоприятные возможности для пополнения словаря, фразеологии, а также дает практику живого общения. Учитель сообщает программу предстоящей экскурсии и последующей работы по теме, он говорит: «Пойдем в лес. Посмотрим, какие цветы появились на полянках. Узнаем, как называется цветок. Зарисуем его». По этому материалу проводится беседа (учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Куда пойдем? Зачем?» и т. д.). В процессе экскурсии происходит живое общение учащихся друг с другом и воспитателем, который сообщает детям названия цветов, фиксирует их внимание на том, где цветок рос, каково его строение, учит детей задавать вопросы, отвечать на них и т. п.
Далее, при обработке материала экскурсии и подведении ее итогов учащиеся включаются в беседу («Много ли цветов вы видели в лесу?», «Где они росли?», «Какого они цвета?»). Учитель направляет эту беседу так, чтобы лети могли обменяться впечатлениями от экскурсии, задавая друг другу вопросы, предлагает использовать опорный словарь (цветок, стебель, запах, цвет, лепестки, какой, как называется, нравится, приятный, нежный). 2. Развитие разговорной речи в связи с трудовой деятельностью. Для выполнения какой-либо работы учащимся необходимы различные предметы. После выполнения работы возникает потребность сообщить о ее результатах. Соответствующий деятельности речевой материал предлагается в виде устных и письменных образцов. Наряду с этим детей учат задавать вопросы и выражать просьбы: «Где щетка?», «Дайте, пожалуйста, таз (ведро)». По ходу выполнения того или иного задания учеников спрашивают: «Что ты делаешь?», «Зачем?», «Чем будешь вытирать?». Дети учатся сообщать о выполненной работе: «Я подмел класс», «Нина и Коля поливали цветы», давать оценку работе дежурных: «Нина хорошо подмела класс».
На уроках ручного труда ученики знакомятся с его простейшими видами (лепка, вырезывание, склеивание и пр.), получают навыки в использовании материала (бумага, текстиль, пластилин, картон, проволока и др.) и предметов, необходимых в ручном труде (ножницы, клей, кисточка и пр.). Приобретенные на этих уроках навыки могут быть использованы, например, в процессе подготовки к праздникам (украшение класса, изготовление подарков маме, елочных украшений, папок, обложек и др.) В качестве примера рассмотрим развитие разговорной речи связи с занятиями по изготовлению подарка маме ко дню Марта (3-й класс). 3. Обучение разговорной речи в игровой деятельности.
В специальной школе с дидактическими целями можно использовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры» Организация, проведение, обсуждение итогов игры — все эти составные ее части дают возможность для введения в речь нового и закрепления уже известного речевого материала. Игра «Угадай, где» служит главным образом для развития навыков в построении вопросов и ответов о местонахождении той или иной вещи.; Игра требует организации, соблюдения определенных правил, поэтому в нее можно включить и сообщения о предстоящих и выполненных действиях. Большой интерес вызывают у учащихся ролевые игры («Гости и хозяева», «Магазин», «Рынок», «Автобус» и др.). Речевой материал каждой игры варьируется в зависимости от приобретенных ранее навыков, а также от того, какому типу высказываний и виду синтаксической конструкции предложения должно быть отдано предпочтение (согласно программным требованиям). В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с собственно играми используются и игровые приемы (элементы игры, занимательности). Некоторые из них описаны Л.М. Чудиновой: «Угадай, что я буду делать?», «Угадай, куда я пойду?», «Угадай, куда я спрятал?» и др. ' Приведем лишь один пример. Учитель показывает детям несколько предметов, необходимых в определенной ситуации (например, деньги, кошелек, сумка), и спрашивает: «Угадайте, куда я пойду?». Ответы детей корригируются, уточняются. По поводу данной ситуации (покупка продуктов) задается несколько наводящих и уточняющих вопросов. Затем кто-либо из учащихся выступает в роли составителя игры-загадки (конечно, с помощью учителя), в которой воссоздается еще одна наглядная ситуация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|