Цели, задачи и структура уроков произношения. Составить фрагмент урока по изучению слоговой структуры слова.
Формирование произношения идет параллельно с индивидуальной работой. У детей, поступающих в логопедическую школу может быть до 20 несформированных звуков. Эти нарушения звуков делятся на 2 группы: Направления по формированию произношения.
Индивидуальное занятие – до 2 – х в неделю на 1 ребенка в зависимости от тяжести нарушения Формирование произношения. · Структура урока произношения. (по Каше)
37. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной и письменной монологической речи учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие: (взято из программы) -формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; -формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания; -формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания. Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). Вначале учащиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя. Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает: ▪развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), ▪выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, ▪формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и ▪располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, ▪умение удерживать смысловую программу в памяти, ▪развертывать ее в процессе порождения связного высказывания. Особенности монологической речи (описательно-повествовательной). В содержании отражено особое назначение данного типа речи. Оно заключается в том, чтобы языковыми средствами (устно или письменно) сообщать, рассказывать о предметах, признаках, качествах, действиях, желаниях, состояниях, связях и др. Уровень речевого развития детей, поступающих в специальную школу, не позволяет самостоятельно строить высказывания. Приступать к более широкому использованию монологической речи можно лишь после овладения диалогической речью. Согласно программе по русскому языку формировать связную речь начинают с первых дней обучения ребенка. Такая работа ведется наряду с работой по развитию устной разговорной речи. Главная задача заключается в том, чтобы дети научились связно излагать свои мысли как на основе наглядной ситуации, так и контекста. Уже в период подготовительного и 1-х классов проводятся занятия по развитию навыков устного и письменного составления простейших предложений по демонстрации действий, предметов, картинок (из разрезной азбуки, полосок, фишек), обучение ограничивается оформлением отдельных мыслей, которые затем объединяются в короткие рассказы (3-5 предметов). Наряду с бытовой тематикой следует включать природоведческую. Можно пробовать вести описание отдельных предметов и действий, явлений природы, внешности, описание на основе наблюдений, рассказывание об экскурсии, составление рассказа на заданную тему, описание картинки, серии картинок, но все это на самом элементарном уровне в соответствии с речевыми возможностями класса. Во 2-4-х классах вся эта работа продолжается и углубляется, умения и навыки закрепляются, повышается степень самостоятельности. У учащихся следует вырабатывать умение включать элементы рассуждения, оценки в самостоятельную речь, аргументировать свои мысли.
3адачи реализуются на речевом материале, тематика которого перечислена в программе, а также на материале, подобранном учителем, исходя из его опыта, творчества, желания, интереса и т.д. Важнейшим условием для формирования навыка общения является установление органической связи между деятельностьюучащихся и ходом работы по развитию навыков построения предложений и связных высказываний. Речь отражает то, что дети воспринимают из окружающей жизни, их жизненный опыт. Постепенно увеличивается доза речевого материала, поскольку осуществляется переход от рассказов к описаниям с использованием наглядной ситуации, к составлению рассказа с опорой на предшествующий опыт и от него – к самостоятельным устным и письменным работам. Обязательным требованием является применение такой системы упражнений, которая подвела бы детей к возможности самостоятельного построения высказывания. Например, если ученики строили предложения с помощью вопросов учителя, то в последующих упражнениях эти вопросы они должны ставить сами, пользуясь таблицей с аналогичными вопросами. Формирование монологической речи и формы развития разговорной речи должны взаимодействовать и могут быть различными. В одних случаях упражнения разговорного типа или диалог предшествуют составлению повествовательных предложений, в других - элементы разговорного стиля являются составной частью работы, но чаще упражнения в разговорной речи предшествуют описательно-повествовательной. Тематика работы над каждым из этих стилей, как правило, общая. Одну часть урока удобно посвятить диалогу, а другую - составлению рассказа. Проведение каждого вида работы включает несколько этапов: подготовку к работе, выполнение (коллективное или самостоятельное), самопроверку, проверку учителем. Объем подготовительной работы зависит от конкретных целей занятий, количества материала и его сложности.
38. Тематика и планирование уроков обучения грамоте. Составить план работы по изучению звука и буквы С.
(Кривовязова) При тематическом планировании учитель предусматривает поурочную разбивку материала по теме, указывает этапы реализации задач по теме на каждом уроке, а также основные виды упражнений и индивидуализацию заданий. Поурочное планирование носит более конкретный характер, однако можно выделить некоторые общие положения: ориентировка на четвертной план и разработка системы упражнений по теме, указание темы урока с конкретизацией той ее части, которой посвящен урок. Тема урока - это его материал, представленный в обобщенной, сжатой формулировке. Это то главное, над чем предстоит работать на уроке. В конспекте подробно разрабатывается познавательная (представления, понятия...) и языковая (лексика, ее фонетическая и морфологическая характеристики; словосочетания, предложе- ния, тексты; определенный вид и форма речи) характеристика. Уточняется, на каком уроке должен быть усвоен материал; отбираются наглядные средства, раздаточный и дидактический материалы, устанавливается последовательность этапов, намечаются способы контроля, помощи и руководства деятельностью учащихся.
Весь процесс обучения грамоте делится на три периода: · подготовительный, задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период; · букварный период - самый длительный и самый ответственный; · послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма.
Главная задача подготовительного периода (добукварного) развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническими требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров, штриховкой и др.
Рассмотрим примерные планы уроков в этот период. Т е м а. Предложение и слово Рассказывание сказки или чтение рассказа учителем. Беседа по рассказанному или прочитанному. Рассказывание самими детьми. Выделение предложений и деление на слова. Зарисовка детьми наиболее интересных моментов сказки или рассказа. Драматизация сказки или рассказа.
Т е м а. Слово и слог Беседа учителя об играх, занятиях, наблюдениях в процессе рассматривания картинок в букваре. Выделение предложений в речи. Деление предложений на слова. Деление слов на слоги. Игра в слоги - договаривание детьми.
Т е м а. Звук и буква Выделение из речи звуков (звукоподражание). Выделение слов из предложений, деление слов на слоги. Выделение гласных звуков из слов (ау, уа, ура, Оля, Уля и др.). Выделение согласных (ах, ус, на, мама). Показ букв картинного алфавита. Выделение предложений. Отгадывание детьми загадок. Рисование предметов, названия которых начинаются с выделенных звуков. (Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе)
Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др.
На втором этапе учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложения.
На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения — буквами и, ь.
На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).
Кроме того, на каждом этапе ставятся определенные задачи обучения списыванию и письму по слуху. На первом этапе усваивается: рукописное начертание строчных и прописных букв — соединение их в обратных и прямых слогах, в словах; списывание (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов после их звуко-буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки; письмо под диктовку усвоенных букв. На втором этапе усваивается: рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв, соединение их в слоги и слова; списывание букв, слогов и слов (с рукописного шрифта) после звуко-буквенного анализа; списывание слогов и слов (с печатного шрифта) после составления их из букв разрезной азбуки; написание заглавной буквы в именах людей; письмо под диктовку букв, слогов и отдельных слов после предварительного звуко- буквенного анализа. На третьем этапе ученики усваивают: рукописное начертание строчных и прописных букв, соединение их в слоги и слова; списывание с классной доски и с букваря (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов, коротких предложений, списывание букв, слогов, слов после составления их из букв разрезной азбуки (с печатного шрифта); письмо под диктовку усвоенных слогов, слов после анализа их звукового состава; написание заглавной буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, постановка точки в конце предложений. На четвертом этапе учащиеся овладевают: рукописным начертанием усвоенных строчных и прописных букв, соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и букваря (с рукописного и печатного шрифта) слогов, слов, предложений; письмом под диктовку букв, слогов, слов, предложений с предварительным их анализом; самостоятельным составлением слов из букв разрезной азбуки и их записью; добавлением пропущенной буквы, слога в словах при списывании с предварительным анализом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|