Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и структура уроков произношения. Составить фрагмент урока по изучению слоговой структуры слова.




 

Формирование произношения идет параллельно с индивидуальной работой. У детей, поступающих в логопедическую школу может быть до 20 несформированных звуков. Эти нарушения звуков делятся на 2 группы:
- антропофонические: которые возникают из – за неправильного артикуляционного уклада (боковые, горловые)
- фонологические: замена и смешение звуков, которые чаще всего обусловлены несформированностью фонетического восприятия,???. Эти нарушения препятствуют полноценному усвоению письма и чтения. Смешение в одну группу чаще всего проявляется не только при произнесении, но и при воспроизведении на слух.
Помимо нарушения звуков отмечается выраженное нарушение слоговой структуры слова (пропуски, перестановка слогов, упрощение слоговой структуры, слова могут искажаться до полной неузнаваемости).
Нарушение просодической стороны высказывания приводит к тому, что речь детей монотонная, плохо интонируется, дети не улавливают ритмические компоненты речи, плохо усваивают стихотворения.

Направления по формированию произношения.
2 направления: 1. Произношение и восприятие звуков;
2. Работа над слоговой стороной слова и ритмико – интонационной стороной речи.
Эти направления реализуются параллельно.
3. Работа по развитию умений звуко – слогового анализа и синтеза, но это направление реализуется на уровне произношения, на уровне грамоты.
У произн. Цель сформировать у детей четкую внятную речь.
Задачи уроков произношения.
1 этап – развитие фонематического восприятия; учиться слышать разницу между фон.; дифф звуков на акустич и артик признакам
2 этап – интеграция (преобразование навыка воспр фонемы)
3 этап – автоматизация звуков (произношение не требует специального контроля)

Индивидуальное занятие – до 2 – х в неделю на 1 ребенка в зависимости от тяжести нарушения
1) Формирование произносительной стороны речи
В начале года уделяется время на обследование, уточнение заключения, анализ документации.
Направления работы - усвоение - сочетание звуков и слогов - формирование произносительной стороны речи - развитие навыков звукослогового состава слова- развитие ритмической и звуко – слоговой стороны речи- формирование навыка произношения слов и предложений - развитие вербальных психических процессов.

Формирование произношения.
1 этап
– подготовительный (около 2 месяцев)
​Ведется работа над звуками в произношении, начиная с гласных. Изучаются звуки раннего онтогенеза. Дифференциация звуков из этой группы и освоение слова сложных слоговых структур.
​До конца 2 класса 2 этап. Все звуки изучаются в традиционной форме.
Во 2 классе все звуки изучаются на более сложном материале. Для дифференциации берутся группы звуков. Большое внимание уделяется интонации и выразительности речи.

· Структура урока произношения. (по Каше)
1. Закрепление подвижности артикуляционного аппарата
2. Отработка произношения и восприятия, различения звуков.
3. Работа над словами различной слоговой структуры, а так же над ритмико – интонационной стороной высказывания.
4. Формирование умений звукового анализа и синтеза.
Обязательным элементом является физкультминутка.
Эти этапы могут идти последовательно и вперемешку, не переплетаясь друг с другом.
1.Работа над подвижностью артикуляционного аппарата:
-Артикуляционная гимнастика (общая/частная)
При изучении конкретного звука отбирается конкретные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика выполняется строго под счет с достаточным напряжением артикуляционного аппарата, чтобы активизировать работу арт мышц.
Начиная со 2 этапа арт упражнения могут заменяться произнесением звукокомплексов сост из правильно произнесенных звуков.
2. Этап закрепления и различения звуков. Сначала отрабатываются знакомые звуки, чтобы они учились анализировать.
- восприятие звука, выделение звука, его характеристика с анализом артикуляции.
- закрепление артикуляции.
Отбор материала для автоматизации и дифференциации:
1.для проговаривания берутся слоги, слова, в которых есть правильно произносимые звуки
2. для проговаривания отбирается материал, исключающий смешиваемые звуки, даже если они изучены.
3. отбираются понятные детям слова.
Словарная работа не производится на уроках звукопроизношения.
4.Использование наглядного материала.
5. Во 2 классе материал может подбираться с учетом пройденного материала.
Отбор упражнений:
1. Должны иметь коммуникативную направленность
2. Составление предложений
3. Во 2 классе рекомендуется избегать чтение текстов как способ автоматизации звуков.

 

37. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной и письменной монологической речи учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.

 

Работа над связной речью.

Основные задачи раздела следующие: (взято из программы)

-формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

-формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

-формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале учащиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает: ▪развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), ▪выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, ▪формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и ▪располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, ▪умение удерживать смысловую программу в памяти, ▪развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.

Особенности монологической речи (опи­сательно-повествовательной). В содержании отражено особое назначение данно­го типа речи. Оно заключается в том, чтобы языковыми средствами (устно или письменно) сообщать, рассказывать о предме­тах, признаках, качествах, действиях, желаниях, состояниях, связях и др.
Развитие монологической речи - процесс достаточно сложный для детей с ТНР. Развить у учащихся данной категории навыки повествования, описания, рассуждения можно только через несколько лет.

Уровень речевого развития детей, поступающих в специ­альную школу, не позволяет самостоятельно строить выска­зывания. Приступать к более широкому использованию моно­логической речи можно лишь после овладения диалогической речью. Согласно программе по русскому языку формировать связную речь начинают с первых дней обучения ребенка. Такая работа ведется наряду с работой по развитию устной раз­говорной речи.

Главная задача заключается в том, чтобы дети научились связно излагать свои мысли как на основе нагляд­ной ситуации, так и контекста.

Уже в период подготовительного и 1-х классов проводятся занятия по развитию навыков устного и письменного состав­ления простейших предложений по демонстрации действий, предметов, картинок (из разрезной азбуки, полосок, фишек), обучение ограничивается оформлением отдельных мыслей, ко­торые затем объединяются в короткие рассказы (3-5 предме­тов). Наряду с бытовой тематикой следует включать природо­ведческую. Можно пробовать вести описание отдельных пред­метов и действий, явлений природы, внешности, описание на основе наблюдений, рассказывание об экскурсии, составление рассказа на заданную тему, описание картинки, серии карти­нок, но все это на самом элементарном уровне в соответствии с речевыми возможностями класса. Во 2-4-х классах вся эта работа продолжается и углубляется, умения и навыки закрепляют­ся, повышается степень самостоятельности. У учащихся следу­ет вырабатывать умение включать элементы рассуждения, оценки в самостоятельную речь, аргументировать свои мысли.

3адачи реализуются на речевом материале, тематика кото­рого перечислена в программе, а также на материале, подо­бранном учителем, исходя из его опыта, творчества, жела­ния, интереса и т.д.

Важнейшим условием для формирования навыка общения является установление органической связи между деятельно­стьюучащихся и ходом работы по развитию навыков постро­ения предложений и связных высказываний. Речь отражает то, что дети воспринимают из окружающей жизни, их жиз­ненный опыт. Постепенно увеличивается доза речевого мате­риала, поскольку осуществляется переход от рассказов к опи­саниям с использованием наглядной ситуации, к составлению рассказа с опорой на предшествующий опыт и от него – к самостоятельным устным и письменным работам. Обязатель­ным требованием является применение такой системы упраж­нений, которая подвела бы детей к возможности самостоя­тельного построения высказывания. Например, если ученики строили предложения с помощью вопросов учителя, то в пос­ледующих упражнениях эти вопросы они должны ставить сами, пользуясь таблицей с аналогичными вопросами.

Формирование монологической речи и формы развития разговорной речи должны взаимодействовать и могут быть различными. В одних случаях упражнения разговорного типа или диалог предшествуют составлению повествовательных предложений, в других - элементы разговорного стиля явля­ются составной частью работы, но чаще упражнения в разго­ворной речи предшествуют описательно-повествовательной. Те­матика работы над каждым из этих стилей, как правило, об­щая. Одну часть урока удобно посвятить диалогу, а другую ­- составлению рассказа. Проведение каждого вида работы вклю­чает несколько этапов: подготовку к работе, выполнение (кол­лективное или самостоятельное), самопроверку, проверку учителем. Объем подготовительной работы зависит от конк­ретных целей занятий, количества материала и его сложности.

38. Тематика и планирование уроков обучения грамоте. Составить план работы по изучению звука и буквы С.

 

(Кривовязова)

При тематическом планировании учитель предусматривает поурочную разбивку материала по теме, указывает этапы реализации задач по теме на каждом уроке, а также основные виды упражнений и индивидуализацию заданий.

Поурочное планирование носит более конкретный характер, однако можно выделить некоторые общие положения: ориентировка на четвертной план и разработка системы упражнений по теме, указание темы урока с конкретизацией той ее части, которой посвящен урок. Тема урока - это его материал, представленный в обобщенной, сжатой формулировке. Это то главное, над чем предстоит работать на уроке. В конспекте подробно разрабатывается познавательная (представления, понятия...) и языковая (лексика, ее фонетическая и морфологическая характеристики; словосочетания, предложе- ния, тексты; определенный вид и форма речи) характеристика. Уточняется, на каком уроке должен быть усвоен материал; отбираются наглядные средства, раздаточный и дидактический материалы, устанавливается последовательность этапов, намечаются способы контроля, помощи и руководства деятельностью учащихся.

 

Весь процесс обучения грамоте делится на три периода:

· подготовительный, задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период;

· букварный период - самый длительный и самый ответственный;

· послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма.

 

Главная задача подготовительного периода (добукварного) развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническими требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров, штриховкой и др.

 

Рассмотрим примерные планы уроков в этот период.

Т е м а. Предложение и слово

Рассказывание сказки или чтение рассказа учителем.

Беседа по рассказанному или прочитанному.

Рассказывание самими детьми.

Выделение предложений и деление на слова.

Зарисовка детьми наиболее интересных моментов сказки или рассказа.

Драматизация сказки или рассказа.

 

Т е м а. Слово и слог

Беседа учителя об играх, занятиях, наблюдениях в процессе рассматривания картинок в букваре.

Выделение предложений в речи.

Деление предложений на слова.

Деление слов на слоги.

Игра в слоги - договаривание детьми.

 

Т е м а. Звук и буква

Выделение из речи звуков (звукоподражание).

Выделение слов из предложений, деление слов на слоги.

Выделение гласных звуков из слов (ау, уа, ура, Оля, Уля и др.).

Выделение согласных (ах, ус, на, мама).

Показ букв картинного алфавита.

Выделение предложений.

Отгадывание детьми загадок.

Рисование предметов, названия которых начинаются с выделенных звуков.

(Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе)

 

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа.

На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др.

 

На втором этапе учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложения.

 

На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения — буквами и, ь.

 

На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).

 

Кроме того, на каждом этапе ставятся определенные задачи обучения списыванию и письму по слуху.

На первом этапе усваивается: рукописное начертание строчных и прописных букв — соединение их в обратных и прямых слогах, в словах; списывание (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов после их звуко-буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки; письмо под диктовку усвоенных букв.

На втором этапе усваивается: рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв, соединение их в слоги и слова; списывание букв, слогов и слов (с рукописного шрифта) после звуко-буквенного анализа; списывание слогов и слов (с печатного шрифта) после составления их из букв разрезной азбуки; написание заглавной буквы в именах людей; письмо под диктовку букв, слогов и отдельных слов после предварительного звуко- буквенного анализа.

На третьем этапе ученики усваивают: рукописное начертание строчных и прописных букв, соединение их в слоги и слова; списывание с классной доски и с букваря (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов, коротких предложений, списывание букв, слогов, слов после составления их из букв разрезной азбуки (с печатного шрифта); письмо под диктовку усвоенных слогов, слов после анализа их звукового состава; написание заглавной буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, постановка точки в конце предложений.

На четвертом этапе учащиеся овладевают: рукописным начертанием усвоенных строчных и прописных букв, соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и букваря (с рукописного и печатного шрифта) слогов, слов, предложений; письмом под диктовку букв, слогов, слов, предложений с предварительным их анализом; самостоятельным составлением слов из букв разрезной азбуки и их записью; добавлением пропущенной буквы, слога в словах при списывании с предварительным анализом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...