1.Произношение и восприятие звуков.
2. Работа над слоговой структурой слова и интонацией.
3. (как дополнение) Развитие звукового и слогового анализа и синтеза.
1.сочетание звуков и слогов.
2.формирование произноситеьной стороны речи.
3.развитие анализа звуко-слогового состава.
4.развитие ритмической стороны речи.
5.формирование навыка произношения слов и предложений.
6.развитие высших психических процессов.
Этапы
| Деятельность логопеда
| Деят-ть ребенка
|
1.Орг. момент.
| -Однажды на луне родился малыш. Попал он на землю и встретил много друзей. Ты знаешь этого малыша? Как его зовут?
-Давай вместе отхлопаем. Сколько слогов в слове лунтик?
-Какой звук слышится в начале его имени?
-Лунтику очень грустно от того, что он не умеет его правильно произносить звук [л]. Давай научим Лунтика!
|
-Лунтик.
2 слога. (слоговая структура слова)
-Звук [л].(звуковой анализ)
|
2. Развитие речевого выдоха.
| Лунтик пошел погулять, с ним произошли удивительные приключения. Подул сильный ветер и чуть не снес его с ног (дутье в целлофановый шарик).
| -Ребенок выполняет упражнение. (развитие дыхания)
|
3.Артикуляционная гимнастика.
| Давай покажем Лунтику веселые упражнения. Улыбнись, сделай язык лопаточкой, представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье. Упражнения «Иголочка», «Качели», «Лошадка».
| -Ребёнок выполняет упражнения. (упражнения на звук Л, поднятие языка)
|
4. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.
| -Расскажи Лунтику по схеме, как нужно правильно произносить звук [л].
-Звук [л] согласный или гласный?
-Почему?
-Звонкий или глухой?
-Почему он звонкий?
-Твердый или мягкий?
| При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
Согласный.
Звук [л] согласный, потому что во рту есть преграда.
-Звонкий.
-При произнесении звука [л] горлышко дрожит.
-Твердый.
|
5. Развитие мелкой моторики.
| Ветер успокоился и Лунтик пошел дальше. Он шел по тропинке среди трав и цветов и встретил… Кого? А это мы узнаем, собрав эту картинку.
-Кто это?
-Пошли они с Кузей дальше.
| -Ребенок собирает разрезную картинку. (развитие тонкой моторики)
-Это Кузя.
|
6. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
| -Лунтик шел и удивлялся всему, что его окружает. Давай покажем, как Лунтик удивлялся. Вдруг на него стали падать камушки. Это Мупсель и Пупсель решили обидеть Лунтика. С начала он рассердился, а потом огорчился. Давай покажем как Лунтик рассердился и огорчился. Пошел Лунтик дальше и встретил Милу. Они подружились и стали играть. Лунтик сразу развеселился. Как Лунтику было весело?
| -Ребенок выполняет упражнения. (развитие мимической мускулатуры)
|
7. Мелодико-интонационное развитие речи.
| -Произнеси звук [л] громко, теперь тихо, длинно, коротко.
| -Ребёнок выполняет задание. (развитие просодики)
|
8. Автоматизация звука [л] в обратных слогах.
| -Мила предлагает Лунтику поиграть в игру «Волшебные заклинания». Слушай внимательно и повторяй вместе с ними.
Ал-ол-ул-ыл
Алс-олс-улс-ылс
Асл-осл-усл-ысл
| -Ребёнок выполняет упражнение.
|
9. Автоматизация звука [л] в словах отраженно, потом самостоятельно по картинке.
| -Друзья устали и отправились к Миле домой. А там столько всего интересного: велосипед, лампа, платье, гладиолусы и тд. Повторяй слова за мной, четко проговаривая звук [л].
-Затем по картинке назови предметы, в названии которых есть звук [л].
-Ответь полным ответом. На чем стоит лампа?
-Где находится велосипед?
| Ребёнок выполняет упражнения.
-Лампа стоит на столе.
-Велосипед стоит за столом и перед полкой.
|
10. Физ. минутка.
| -Лунтик предлагает поиграть в игру.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем,
Вправо, влево, а потом
Три, четыре приседаем,
Наши ножки разомнем.
| -Ребёнок выполняет физ. минутку.
|
11. Автоматизация звука [л] в чистоговорках.
| -Мила и Лунтик пошли играть. Слышат чьи-то рыдания. Это плачет дядя Шнюк. Он потерял очки и не может прочесть чистоговорки. Помоги ему.
Ал-ал-ал – я днем не спал.
Ол-ол-ол – я видел футбол.
Ул-ул-ул – я сел на стул.
Ил-ил-ил – я гол забил.
Ыл-ыл-ыл – у нас суп остыл.
-Дядя Шнюк поблагодарил друзей и ушел.
| -Ребенок проговаривает чистоговорки.
|
12. Автоматизация звука [л] в заученной речи.
| -Мила хочет, чтобы Лунтик выучил стихотворение о ней. С твоей помощью он научился произносить звук [л]и с легкостью выучит стихотворение. А ты сможешь?
Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат,
Маме помогала Мила,
Мама Милу похвалила.
-Лунтик с друзьями отправился домой. Баба Капа испекла им вкусные булочки и угостила компотом. Какой бывает компот?
|
-Да.
-Ребенок заучивает стихотворение.
-Вишневый компот, яблочный компот.
|
13. Итог занятия.
| -Какой звук мы сегодня повторяли?
-Как правильно он произносится?
-Какой он?
-Кто приходил к нам в гости?
-Назови друзей Лунтика, в чьих именах встречается звук [л]?
-Расскажи стихотворение про Милу ребятам.
| -Сегодня на занятии мы повторяли звук
[л].
-При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
-Звук [л] согласный, твердый, звонкий.
-К нам в гости приходили Кузя, дядя Шнюк, Мила.
-Мила.
|