Предмет и задачи акмеологии
Стр 1 из 17Следующая ⇒ А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева
АКМЕОЛОГИЯ
«Акмеология»
Учебное пособие
Кемерово 2006
УДК 159.922(075.8) ББК Ю937.4я73 П60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Л. Н. Антилогова, кандидат психологических наук, доцент Т. В. Скрицкая
Портнова, А. Г. Холодцева, Е. Л. П60 Акмеология: Учебное пособие /ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 80 с.
ISBN 978-5-8353-0599-5
Учебное пособие дополняет и развивает темы курсов «Психология развития, возрастная психология», «Акмеология». В нем представлены современные позиции на теоретические и методологические проблемы изучения акмеологических феноменов взрослости, предлагаются модели систематизации результатов исследования феноменов АКМЕ в индивидном, личностном, профессиональном и социальном аспектах, дается анализ взаимосвязи образа жизни человека и его физического, психического, психологического и социального здоровья. Учебное пособие предназначено для студентов 2-3 курсов психологических факультетов как дневной, так и заочной форм обучения, для специалистов социальной сферы, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, социальных работников, практических психологов, всех, интересующихся вопросами развития личности, творческой реализации в профессиональной и личной сферах.
Предисловие В последние годы в нашей стране существенно расширились масштабы психологического образования и одновременно изменились приоритеты в его содержании и направленности. В первую очередь, возрос удельный вес практико-ориентированной подготовки. Но, к сожалению, при этом противопоставление теоретической, фундаментальной и прикладной подготовки нередко имело под собой ложные основания. В частности, практико-ориентированная подготовка в ряде случаев сопровождалась намерениями обучающихся овладеть технологиями манипулирования чужим сознанием, поведением. Сами подобного рода технологии рассматривались в качестве инструментов, внешних по отношению к сознанию тех, кто ими пользуется. Упускалось из виду то принципиальное обстоятельство, что гуманистический потенциал психологического знания реализуется лишь тогда, когда оно изменяет сознание своего носителя, формирует Я-концепцию, перестраивает Я-образ, направляя его возможности на более целостное восприятие других людей и самого себя во взаимоотношениях с ними. Следовательно, психологическое образование лишь в той мере решает задачи подготовки специалиста к практической деятельности, в какой оно основывается на глубоком осмыслении и освоении им современной психологической теории. В настоящее время актуально научное обоснование оптимума развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода. Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз развития психических характеристик человека в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития, таких как возрастная физиология, медицина, и др.
В данном учебном пособии представлены современные взгляды на теоретические и методологические проблемы изучения акмеологических феноменов взрослости, предлагаются основания систематизации результатов исследования феноменов АКМЕ в индивидном, личностном, профессиональном и социальном аспектах, дается анализ взаимосвязи образа жизни человека и его физического, психического, психологического и социального здоровья. Учебное пособие включает в себя предисловие, три содержательных раздела, заключение, список литературы, краткий тезаурус, приложения с творческим заданием и практическими занятиями. Первый раздел посвящен знакомству с понятиями, предметом, со структурой науки, соотношению акмеологии и психологии. Второй раздел содержит феноменологическое описание АКМЕ. Особо ценным, на наш взгляд, является системное рассмотрение критериев зрелости и их связи с качествами здоровой личности и ее творческой самореализацией. Последний раздел логично завершает рассмотрение проблемы достижения личностного АКМЕ в профессиональной и социальной сферах (в процессуальном и результативном аспектах). Авторами учебного пособия в качестве предмета изложения избран особый аспект психологического образования: пропедевтические, моделирующие, профилактико-терапевтические возможности акмеологического знания. Вывод об их наличии основывается на многолетнем опыте преподавания акмеологии авторами пособия, которые благодарны своим студентам, постоянно свидетельствовавшим о такого рода эффектах. Учебное пособие позволит создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по акмеологии не только в рамках курса, но и самостоятельно организуя свое образование; выработать способность ориентироваться в условиях развития науки с целью определения собственной позиции, отношения к акмеологической проблематике; способствовать процессу профессионального самоопределения будущих психологов; актуализировать процесс личностной рефлексии студента.
Раздел 1. Введение в акмеологию Предмет и задачи акмеологии
Акмеология — новая научная дисциплина, в центре внимания которой находится взрослый человек, динамика его развития как индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальности [10]. Это научное направление акцентирует внимание на том, что период взрослости — в плане психического развития — отличается не меньшим динамизмом, чем предшествующие ему периоды детства, подросткового и юношеского возраста. Зарождение и развитие акмеологии как области современного человекознания связано с именем выдающегося отечественного психолога академика Б. Г. Ананьева. Именно под его руководством были начаты комплексные исследования развития человека в период взрослости, именно в его работах акмеология была названа в общей структуре наук о человеке. Современные исследования по акмеологии можно сгруппировать по следующим основным направлениям: акмеология индивида, акмеология личности, акмеология субъекта деятельности, акмеология индивидуальности. Не все из этих направлений равнозначны с точки зрения глубины их разработанности и разносторонности изученности. По мнению А. А. Реана, наибольшие достижения имеются в области акмеологии индивида, в области изучения сенсомоторной организации взрослого человека, в направлении исследований динамики развития психических функций в период взрослости. Значительный вклад в развитие этого направления внесли исследования Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степановой, Н. А. Грищенко-Розе, Л. А. Головей и др. Большие работы проведены, особенно в последние годы, в области акмеологии субъекта деятельности. В центре внимания здесь оказались проблемы профессионализма деятельности, вопросы достижения человеком вершин профессионального мастерства. Развитие данного направления акмеологии в первую очередь связано с исследованиями А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Г. И. Марасанова, А. К. Марковой, А. А. Реана, А. П. Ситникова и др. Чрезвычайно перспективными, но пока менее разработанными направлениями являются акмеология личности и акмеология индивидуальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|