Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О субъективности в языке (библиография, № 30)




«Положение человека в языке неповторимо», а поэтому «бесполезно искать параллель этим отношениям в иных знаковых системах: ее не существует» — эти положения резюмируют в данной гл. антропоцентрический принцип и объясняют, почему он становится центральным не только для лингвистики, но и для семио­тики. По последнему пункту см. конец гл. V. В глубокой исторической перспек­тиве отношения «я —другой», составляющие ядро «субъективности в языке», как ее понимает Бенвенист, рассматриваются ниже, в гл. XXVIII.


       
   
 
 


К стр. 296. Система ориентиров «я — здесь — сейчас» (le «moi-ici-main-tenanb), о которой говорит здесь Бенвенист, уже послужила краеугольным кам­нем широкого описания системы глагольных времен французского языка, см.: J. Damourette etE. Pichon, Des mots a la pensee. Essai de grammaire dela langue francaise, t. 1—7. P., 1911—1943; см. также гл. XXI.

ГЛАВА XXIV

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК (БИБЛИОГРАФИЯ, № 35)

Перформативные высказывания, о которых идет речь в этой главе, характери­зуются тем, что 1) их референт существует тогда, и только тогда, когда произ­носится от первого лица само высказывание; иными словами, это высказывание самореферентное, «аутореферентное»; 2) высказывание оказывается благодаря этому действием, то есть производить высказывание и есть делать то, о чем в нем говорится; к нему можно буквально применить характеристику «слово есть дело». Таким образом, эта тема в концепции Бенвениста опирается на основной принцип «субъективности», или антропоцентрический принцип, см. Вступ. ста­тью. С других сторон, в соответствии с «радиальным методом» движения в мате­риале, Бенвенист освещает этот вопрос в других главах данного раздела и в гл. VIII.

Из истории вопроса: в зачаточной форме проблема была намечена уже в уче­нии Ш. Балли об «актуализации», см.: Ш. Б а л л и, Общая лингвистика и вопросы франц. яз., перев. с франц., М., 1955. Параллельно с Бенвенистом, как об этом говорит и сам автор, ту же проблему изучают философы Оксфордской школы, к которым в этом отношении можно присоединить и некоторых американских фило­софов, см.: J. L. A u s t i n, Philosophical papers, Oxford, 1961, он же, How to Do Things with Words, Oxford Univ. Press, 1965; в той или иной степени затраги­вают проблему: P.-F. Strawson, On referring, «Mind», 59, 1950; N. G о о d-m a n, The Structure of Appearance, Cambridge, 1951; G. R у 1 e, Ordinary Lan­guage,«Philosophical review»,62,1953; S. С a v e 11, The availability of Wittgenstein's later philosophy, «Philosophical review», 71, 1962; P. T. G e а с h, Reference and generality.Ithaca, 1962; W. van Q u i n e, From a logical point of view (logico-philo-sophical essays), 2nd ed., revised, N. Y., 1963; из новейших работ см.: R. M. Gale, Do performative utterances have any constative function?, «Journal of Philosophy», 1967, стр. 117—127; G. Sampson, Performatic self -verification and perform­atives, «Foundations of Language», vol. 7, n° 2, 1971. В русской и советской линг­вистике до последнего времени проблема почти не затрагивалась, см., однако, интересные отдельные замечания в книге: В. В. Мартынов, Кибернетика, семиотика, лингвистика, Минск, 1966 (определение семиотического высказыва­ния), а также сб. «Логическая семантика и модальная логика», М., 1967.

К стр. 306. Д и к т у м — термин, утвержденный в лингвистике Ш. Балли. Последний определял его так: «Эксплицитное предложение состоит, таким образом, из двух частей: одна из них будет коррелятивна процессу, образующему представ­ление (например, дождь, выздоровление); по примеру логиков мы будем называть ее диктумом. Вторая содержит главную часть предложения, а именно выражение модальности... Логическим и аналитическим выражением модальности служит модальный глагол (например, думать, радоваться, желать), а его субъектом — модальный субъект; оба вместе образуют модус, дополняющий диктум... Формы диктума столь же разнообразны, как и представления, которые он может выразить. Логически он содержит в себе вербальный (словесный) коррелят процесса (явления, состояния или качества), чаще всего локализуемый в субстанции, то есть, говоря языком лингвистов, в существительном: земля вертится; солнце светит; небо голу­бое» (Ш. Балли, Общая лингвистика.., стр. 44).


ГЛАВА XXV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...