Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
Проблема поведения как особая форма активности организма, осваивающую среду была открыто Павловым, термин поведения, с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного и целостного взаимодействия со средой. Поведение индивидуумов в организации определяется теми правилами, которые действуют в ней для достижения поставленных целей. В общем виде можно записать с помощью следующей формулы: Поведение = личностные особенности (характер, установки, ценности, жизненные ориентации и др.) + Индивидуальные особенности + ситуация. Поведение имеет след. Особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность. Теория поведения имеет те события, которые ему предшествовали и вызвали форму проявления поведения целенаправленно; поведение является целью для достижения, которого индивид, совершает определенного вида действия. Поведение мотивированно, т.е. в любом поведении присутствует мотив, определяющий данную форму его поведения. Поведение целенаправленно: поведение определяется целью для достижения, которого индивид совершает определенного вида действие. Поведение причинно, т.е. в любом поведении есть причина. Кроме того, характеристики поведения, которые могут наблюдать, измеримы. Классическая школа (Тейлор) Сосредоточена на производительности труда одного рабочего. Тейлор: «Принципиальным объектом менеджмента должна быть максимальная гарантия процветания работодателя в сочетании с максимальным процветанием каждого наемного работника». Важным вкладом было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Административная школа (Файоль) Она сосредоточена на руководителях и функциях, которые они выполняют. Этот подход к управлению наиболее точно раскрыт Файолем. Они определи эти функции как: планирование организация координация и контроль. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, цепи взаимопонимания, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Бюрократическая школа (Вебер) Сосредоточена на организационной системе в целом и основывается на след. положениях: правила фирмы, ее политики и процедурах, установленной иерархии и четком разделении труда. Он отметил, что управление во многих европейских организациях в 19 веке имело личную основу. Работники часто проявляли большую лояльность по отношению к отдельным управляющим, чем к миссии организации. И как следствие ресурсы часов используются по желанию отдельных управляющих, а не в соответствии с целями организации. Чтобы предотвратить эти последствия он представил систему управления, которая бы основывалась на безличном и рациональном поведении. Управление такого типа называется «бюрократия». Школа человеческих отношений (Мэйо, Ретлисбергер) Выдвигали на передний план личность. Возникла в 20-30 годы. Выводы по хотторским экспериментам определило влияние социал. норм поведения на производительность труда. Выявлена существенная роль социал. стимулов поведения членов организации, в отдельных случаях блокирующих действие эконом. стимулов. Выявлен приоритет групповых факторов поведения над личностью. Показана возможность неформального лидера в деятельности группы.
Личность и организация. В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологические и экономические вовлечения. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд. Психологический контакт - представляет собой опред. обмен ценностями и отражает желание человека работать в этой организации и желание организации нанять его. В процессе работы ожидания могут подтвердится или нет. В связи с этим менеджер должен следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, что они ожидали друг от друга. Под «личностью» понимается целостность соц. свойств человека, продукт общественного развития включения индивида в систему соц. Отношений по средствам активной предпринимательской деятельности и общения. Индивид становиться личностью в процессе освоения соц. Функций и развития самосознания, т. е. осознание своей самоотожествленности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности. Помимо общесоциальных личность приобретает черты обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. Общностей, члены-люди. В целом качества личности зависят от следующих основных обстоятельств: 1.От индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интересов, взглядов, интеллекта) 2.От положения человека в окружении (статуса, соц. роли, прав и обязанностей, ответственности и т.п.) 3.От специфики окружающей обстановки, формальных и неформальных отношений с руководителем, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами. 4.От пола (психологических различий между мужчинами и женщинами, т.е гендерных отличий) 5. От особенности психических состояний, т.е. относительно устойчивых проявлений психики, присущих человеку в течение сравнительно длительного времени. Основные составляющие личности работника: напрвленность, способности, темперамент, характер, особенности восприятия (установки, стереотипы, эффект «ореола», фундаментальная ошибка атрибуции).
Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека, его мотивы, цели вне зависимости от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности: на взаимодействие, на задачу и на себя. Направленность на взаимодействие означает, что в процессе работы для человека главное –общение, сотрудничество с другими. У таких людей всегда велико желание быть в коллективе. Направленность на задачу (деловая) предполагает, что для человека главное – достижение цели, причем неважно, собственной или кем-то заданной. Он добросовестно исполняет свои обязанности, ради дела стремится к первенству, лидерству, требователен к себе и другим. Направленность на себя проявляется в стремлении людей в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, успеха. Ради этого люди пренебрегают своими обязанностями, стремятся переложить их на плечи других. Способности рассматриваются как совокупность качеств человека, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности. Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить, и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет трудиться. Способности представляют собой сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития. Темперамент представляет собой устойчивую, обусловленную особенностями нервной системы совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. Так поведение личности в организации определяется направленностью либо на себя и свой внутренний мир (интроверсия) либо на окружающих (экстраверсия). Традиционно сложились 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхоличный.
Характер – совокупность сравнительно постоянных, ярко выраженных психологических черт. Характер формируется под влиянием естественных и социальных факторов. Установка – это готовность воспринимать или оценивать что-либо определенным образом. Установка включает 3 компонента: -эмоциональный – человек заранее готов воспринимать и оценивать информацию с определенным эмоц. настроем; -информационный – человек готов воспринимать информацию определенным образом; - поведенческий – человек поступает в соответствии со своими установками и представлениями. Стереотипы – это установки, которые приобрели устойчивый характер, и стали привычными шаблонами восприятия. Одной из наиболее общих и заметных ошибок соц. восприятия является эффект Ореола (или «гало-эффект»). Он заключается в том, что человек преувеличивает однородность личности партнера и поэтому склонен переносить суждение об одном или нескольких важных его качествах на оценку всех остальных. Процесс объяснения причины поведения людей получил название атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции – человек, описывая поведение других людей склонен преуменьшать значение ситуационных факторов и преувеличивать значение личностных. Своеобразно проявляется ошибка атрибуции, когда человек оценивает самого себя: человек склонен объяснять свои успехи внутренними качествами, а неудачи -внешними условиями. Теории личности (лучше не отвечать, на всякий случай, если спросят) 1 Теория типов Самая старая из них – теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о 4 основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Наиболее полной типологической теорией была теория Шелдона, который утверждал, что «типы тела тесно связаны с развитием личности». Подход Юнга иногда классифицируется как теория типов из-за акцентана классификацию индивидов по типам, например, интроверт- экстраверт.
Мел-к хол-к
Итроверт экстроверт
Флег-к сан-ик
2 теория черт. Все теории этого вида исходят из предложения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и тд. Наиболее влиятельной теорией является теория Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида иметься довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.
3 Психодинамические и психоаналитические теории Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные, психолог. Теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Леинга и Перлза. Они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того. Как происходит интеграция различных факторов. Большое значение уделяется понятием мотивации. 4 Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. 5 Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт и на важности стремления к самоактуализации. 6 Теория социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды и воздействия свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура. 7 Ситуационизм. (Вальтер Мишель). Это направление, являеться производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. 8 Интеракционизм. В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|