P.S. Охотно сознаю, признаю и винюсь: всеобщей Истории кино у меня не получилось. Да, откровенно говоря, и не могло получиться. Уже догадываюсь, в чем упрекнет меня читатель, интересующийся кинематографом (пусть он немногочислен, но такой читатель в Росси
⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40 P. S. Охотно сознаю, признаю и винюсь: всеобщей Истории кино у меня не получилось. Да, откровенно говоря, и не могло получиться. Уже догадываюсь, в чем упрекнет меня читатель, интересующийся кинематографом (пусть он немногочислен, но такой читатель в России все же есть): где кино Латинской Америки, например Бразилии, Мексики, Аргентины? Кино Испании? А Австралии? Почему я ничего не сказал о кино Восточной Европы эпохи Шестидесятых – Польши, Венгрии, Чехословакии, Югославии? Кроме того, я мало что сказал о мультипликации (анимации) и документалистике. Что же делать… История кинематографа, как и театра, и литературы, и живописи, и музыки, по самой своей сути необъятна. Столько имен, фильмов, направлений, которые историк должен выстроить по ранжиру – кто выше, кто ниже. Кто выше – Буньюэль, или Бергман, или Феллини? Хичкок или Уайлдер? Антониони или Вайда? Годар или Триер? Эйзенштейн или Вертов? Тарковский или Параджанов? Кто больше «матери Истории ценен» – французский кинематограф или английский? Польский или венгерский? Советский или китайский? Как их выстроить и по какому принципу? А выстраивать надо, иначе какая же это История? Просто поток фильмов, никак не регулируемый. Вот почему я предпочел «столкнуть» между собой, что называется, исконные кинематографии, то есть кинематографии в тех странах, где кино было изобретено или где оно в кратчайшее время обрело международный авторитет. Ну а тем, кто не уместился в этом коротком «прайс‑ листе»… остается уповать на специалистов по каждой из названных (и неназванных) стран. Сказал же Прутков – «Никто не обнимет необъятного».
Кроме того, полезно почитать
Жорж Садуль. «Всеобщая история кино»: том 1–2 (1958), том 3 (1961), том 6 (1963), том 4 в двух полутомах (1982). Это – основа всей современной кинематографической историографии; книги Садуля (1904–1967), писательски написанные (и, кстати, хорошо переведенные), повлияли не на одно поколение историков кино во всем мире; помимо манеры изложения здесь привлекает обилие фактографического материала (фильмов, свидетельств, исторических документов), в том числе второстепенного. В историческом смысле и подробности нередко бывают полезны. В русском переводе существует и однотомник Ж. Садуля «История киноискусства» (1957). Ежи Теплиц. «История киноискусства»: том «1895–1927» (1968), том «1928–1933» (1971), том «1934–1939» (1973), том «1939–1945» (1974). Во многом вторичная (после Садуля), с изрядной долей политизированности, «История» Ежи Теплица (1909–1995) полезна хотя бы тем, что здесь речь идет и о 1930‑ х гг., отсутствующих у Садуля. Кроме того, включен подробный материал, связанный, что понятно, с польским кино. Ежи Теплиц. «Кино и телевидение в США». Чрезвычайно полезная книга для увлекающихся американским кинематографом. Автор несколько лет жил в США и подробно изучал и Голливуд, и развитие телевидения в начале 1960‑ х гг. Кинословарь: том 1 (1966), том 2 (1970). Первый энциклопедический словарь кинематографа на русском языке обладает одним ценным качеством – он включает в себя терминологию, какою она была в эпоху Шестидесятых, терминологию пленочного кино. Плюс к этому перевод терминов на три языка – английский, французский, немецкий. «Кино. Энциклопедический словарь» (1986). Второе и, к сожалению, однотомное издание; здесь полностью отказались от терминов (но не от перевода их на три языка! ), зато в духе «застойных» времен прибавили политики и идеологии, по сути во все статьи. Однако, как в каждом справочнике, некоторые материалы и тут могут быть поучительными.
Дэвид Паркинсон. «Кино» (1996). Прекрасно иллюстрированная книга в легком и увлекательном изложении знакомит с особенностями кинематографа, по сути отвечая на вопрос, заданный в свое время Андрэ Базеном: что такое кино? На экране Америка. Сборник статей (1978). Здесь опубликованы статьи и рецензии крупнейших американских критиков эпохи Шестидесятых (Джиллиат, Кейл, Арнолд, Шикел, Кауфман, Дрю, Олперт и др. ), посвященные наиболее резонансным фильмам тех лет. Очень любопытная панорама кино США. Рене Клер. «Размышления о киноискусстве» (1958). Книга этого известного французского кинорежиссера (1898–1981) построена в форме диалога с самим собой – Рене Клера 1920‑ х гг. с Рене Клером 1950‑ го (когда книга была написана); «поздний» Клер трезво и критически, даже иронически оценивает самого себя четвертьвековой давности и с удивлением отмечает, что многие прежние идеи не утратили смысла. Андрэ Базен. «Что такое кино? » (1972). Автор этой книги – основатель не только журнала Cahiers du ciné ma, но и Новой волны. Базен (1918–1958) – критик и теоретик кино, автор глубоких и интересных статей, после его смерти собранных Ф. Трюффо в единую книгу. Без колебаний рекомендую эту книгу всем интересующимся кинематографом. Пьер Лепроон. «Современные французские кинорежиссеры» (1960). По полноте и объему сведений о французских кинорежиссерах 1920–1950‑ х гг. (творческие биографии 25 режиссеров «первого» ряда) эта книга не имеет аналогов. Кроме того, Лепроон (1903–1993) – автор двухтомной «Истории кино», непереведенной, на которую я ссылался. Жан‑ Пьер Жанкола. «Кино Франции, 1958–1978» (1984). Книга представляет собой обзор французского кино эпохи Шестидесятых: описывается инфраструктура национального кино и его эволюция на протяжении двух десятилетий. Суховато переведенная, но крайне поучительная и информативная книга. Чарлз Спенсер Чаплин. «О себе и своем творчестве»: том 1 (1990), том 2 (1991). Это издание, по сути, полное описание жизни и творчества великого актера и режиссера Чарлза Чаплина (1889–1977): здесь и «Автобиография», и «Моя жизнь в фильмах», и «Моя поездка за границу», и множество других исторически и психологически интересных материалов. Бастер Китон, Чарлз Самуэлс. «Мой удивительный мир фарса» (2002). Чрезвычайно емкая и удивительно интересная автобиография Бастера Китона (1895–1966), самого серьезного конкурента Чаплина в американском кинопрокате 1920‑ х гг. Насыщенная массой жизненных подробностей, она читается как приключенческий роман.
Федерико Феллини. Сборник материалов (1968). Первое издание материалов на русском языке, связанных с этим великим режиссером (1920–1993). Все материалы книги словно пропитаны духом конфликта, спора, противоречий – всем тем, что пробуждали, даже провоцировали в обществе фильмы Феллини. Федерико Феллини. «Делать фильм» (1984). Здесь режиссер рассказывает о рождении замысла, который затем превращается в то, что принято называть фильмом. Это не учебник по режиссуре – это размышление режиссера над самим собой. Феллини о Феллини. Сборник материалов (1988). Этот сборник конкретен в том смысле, что он сосредоточен на трех конкретных фильмах – «8½ », «Рим», «Джинджер и Фред». Здесь напечатаны их литературные сценарии и размышления над фильмами как самого Феллини, так и его критиков. Ингмар Бергман. Сборник материалов (1969). Как и в случае с Феллини, это первое издание материалов на русском языке, связанное с Бергманом (1918–2007). Наши идеологи не могли не разрешить эту публикацию – слишком велико было воздействие Бергмана на людей искусства в нашей стране; зато они отыгрались критикой: признавая сквозь зубы дарование режиссера, наши критики всячески подчеркивают неприемлемость идей в бергмановских фильмах. Ингмар Бергман. «Латерна магика» (1989). Удивительная по своей выразительности и откровенности автобиография режиссера. Каждому, кто хорошо знает фильмы Бергмана, становится понятной мотивация всего его творчества. Ингмар Бергман. «Картины» (1997). Книга – авторское описание целого ряда собственных фильмов и мотивов, побудивших режиссера их снимать. Луис Бунюэль. «Смутный объект желания» (2009). Автобиография Буньюэля (1900–1983; в отличие от коллег, пишу его фамилию через «ь», имитируя испанское произношение буквы «ñ »). В оригинале и в первом русском издании она названа «Мой последний вздох». «Смутный объект желания» – так назывался последний фильм режиссера 1977 г.
Франсуа Трюффо. «Кинематограф по Хичкоку» (1996). Творческая автобиография Алфреда Хичкока (1899–1980), где он рассказывает о каждом из своих фильмов, начиная с первого, с «Сада наслаждений» (1925). Книга – результат 52‑ часового интервью, которое Трюффо, преклонявшийся перед Хичкоком, взял у мэтра в 1964 г. Семен Гинзбург. «Кинематография дореволюционной России» (1963). Наиболее полная, подробная и авторитетная История русского кинематографа с момента зарождения в 1896 и до 1918 г. В. П. Михайлов. «Рассказы о кинематографе старой Москвы» (1998). По сути, все, о чем писал Гинзбург и что связано с Москвой, здесь наполняется бытовыми подробностями и портретами людей, посвятивших себя кинематографу. « Великий кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России, 1908–1919» (2002). Добавлю, что это – аннотированный каталог, с фрагментами статей, написанных современниками фильмов. Выражение «Великий кинемо» принадлежит писателю Леониду Андрееву. « На троне и на экране». Аннотированный каталог фильмов, 1907–2007 (2007). Он охватывает столетнюю историю российских фильмов, посвященных царской теме. Валерий Головской. «Кинематограф 70‑ х. Между оттепелью и гласностью» (2004). Один из диссидентов 1970‑ х гг. описывает обстановку в советском кинематографе своей эпохи, в период «застоя». «1000 фильмов за 100 лет» (1997). Любопытный и емкий перечень рецензий на фильмы мирового кинематографа; правда, более или менее насмотренные читатели могут и не согласиться с некоторыми пересказами сюжетов и оценками фильмов. Тадао Сато. «Кино Японии» (1988). Одна из немногих книг, посвященных японскому кино; это – обзор тенденций и фильмов, снятых в разные периоды Истории, тесно увязанный с общекультурными традициями и историческими событиями. The Oxford History of World Cinema (1996). Тем моим читателям, кто владеет английским языком, могу порекомендовать эту книгу, где достаточно полно освещаются почти все кинематографии. Правда, хоть книга и называется «Историей» (History), это скорее сборник статей о национальных кинематографиях, нежели полноценная «История» (в ней около восьми десятков авторов). Впрочем, материал там содержится действительно интересный. Ephraim Katz. Film Encyclopedia (1996 и последующие издания). Эта книга также для тех, кто владеет английским языком. На мой взгляд, это лучший однотомный кинословарь в мире – по полноте материала, по нейтральности оценок, по балансу заинтересованности между национальными кинематографиями, именами кинематографистов и терминами.
Об авторе
Беленький Игорь Вениаминович – доцент кафедры экранного искусства Гуманитарного института кино и телевидения (ГИТР); окончил ВГИК; искусствовед и переводчик, автор книг и учебных пособий по Истории кино: «Франсуа Трюффо» (1985), «Дастин Хоффман» (1988), «Мэрилин Монро» (1993), «Лекции по всеобщей истории кино», кн. 1–6 (2003–2012), «32 лекции по Всеобщей истории кино» (2013), «Термины в Истории кино. Глоссарий» (2018).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|