Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Быть и оставаться самим собой. Запоминающиеся формулировки, их создание и закрепление. Профессиональное обращение с потерянной нитью.




Быть и оставаться самим собой

Интеллектуальная неуступчивость, свойственная взрослым, не имеет ничего общего с детским уп­рямством, это скорее «молодой» вариант старче­ской косности. Мы называем такое поведение «стремлением оставаться собой».

В действительности тот, кто подсознательно меняет свои принципы, чтобы сделать собствен­ное убожество незаметным для посторонних глаз, неизбежно теряет самоидентичность.

Мы постоянно меняемся (вспомним, что латин­ское слово регзопа первоначально означало теат­ральную маску), приспосабливаясь к условиям: речевой ситуации, текущим обстоятельствам, слу­шателям или партнерам по выступлению, собствен­ному позиционированию по отношению к ним.

Поэтому, чтобы оставаться собой, нужно все время критически переоценивать и анализировать свой образ действий. Идентичность обеспечивает­ся только тогда, когда мы отдаем себе отчет во всех изменениях и либо их оговариваем, либо созна­тельно отвергаем.

Держитесь и ведите себя в соответствии с ре­чевой ситуацией, составом аудитории или собе-

седников, целью выступления или беседы и своим главным сообщением. Предварительно отрепети­руйте реплики, действия и сознательно настрой­тесь на положительные эмоции.

Это поможет вам быть и оставаться собой.

 

Запоминающиеся формулировки, их создание и закрепление

Прежде чем переходить к дальнейшему, перечи­тайте, пожалуйста, текст о психологическом якоре, фонологических и рекурсивных петлях, находя­щийся в главе 3 этой книги.

Итак, вы действуете следующим образом:

  1. На стадии подготовки формулируете (под­робно и вслух) определение цели, главное сообщение и призыв предстоящего выступ­ления или доклада.
  2.  Фиксируете эти формулировки в письмен­ном виде и получаете текст.
  3. Последовательно перерабатываете этот текст в соответствии с основными прави­лами риторики.
  4. Несколько раз медленно вслух перечиты­ваете его от начала до конца. Таким путем вы вырабатываете и закрепляете на подсо­знательном уровне управление речью (англ. тоогдт§; фактически программируются так называемые «фонологические петли»).
  5. Сокращаете полный текст до опорных слов, представляющих его абзацы. Получается структурированный конспект, по которо­му можно быстро восстановить последова­тельность текстовых заготовок, хранящихся
    в подсознании, и вызвать их оттуда в требу­емом порядке.
  6. Выучиваете наизусть вступительные слова, формулировку сообщения и призыва.
  7. Медленно произносите свой текст, пользу­ясь опорными словами. Заметив, что где-то запнулись, возвращаетесь к полной версии и снова медленно прочитываете ее вслух от
    начала и до конца.
  8.  Упражняетесь таким образом, пока не на­учитесь произносить доклад или выступле­
    ние без запинки.

Чтобы хорошо освоить управление речью, вам понадобится не менее четырех-пяти публичных выступлений.

 

 

Профессиональное обращение с потерянной нитью.

Военное положение в Польше служит делу мира!

 Генерал Ярузельский, 24 февраля 1982 г.

Я думою, что многие остались бы в живых, суще­ствуй у нас смертная казнь!

Нэнси Рейган, супруга 40-го президента США, во время ток-шоу

Многие ораторы боятся не сказать что-нибудь па­радоксальное (как в приведенных примерах), а потерять нить выступления или беседы. Они пони­мают под временным помутнением состояние, когда не хватает слов Нет проблем, эти ситуации легко преодолева­ются. Есть несколько возможностей вновь поймать нить, которыми пользуются профессионалы.

 

Возможность 1. «Никогда не говори " никогда" »

Никогда и ни при каких обстоятельствах не при­знавайтесь, что потеряли нить. Хотя такой образ действий часто рекомендуется, он приводит лишь к тому, что вы концентрируете все внимание на себе, давление возрастает, а публика думает: «Бед­няга, поскорее бы он уходил со сцены! »

Возможность 2. Другая формулировка

Просто прервитесь — даже на середине предложе­ния, — установите зрительный контакт с аудито­рией, примите другую позу и произнесите: «Поз­вольте мне сказать это иначе... » После этого про­должайте речь с новой формулировкой.

По данным нейрофизиологии, внезапная бло­кировка, когда слово «вертится на кончике язы­ка», нередко снимается при перемене положения тела.

Тот, кто в буквальном смысле слова оказался в неловком положении, может выйти из него с по­мощью пространственного или ситуативного из­менения.

Никому — включая и вас — не известно, что вы собирались сказать, так что формулируйте мысль заново, медленно, но громко.

Эффект очевиден: слушатели решат, что ора­тор прервал изложение одной мысли, чтобы вы­сказать другую, более важную.

Возможность 3. Повторение

Просто прервитесь — даже на середине предложе­ния, установите зрительный контакт с аудиторией и — по причинам, изложенным выше, — примите другую позу.

После этого повторите только что произнесен­ные слова — они всегда присутствуют у вас в па­мяти.

В данном случае эффект также понятен. Пу­блика решит, что вы намеренно прервали изложе­ние очень важной для вас мысли, чтобы лучше ее сформулировать, и с этой целью повторяете по­следнее предложение.

Вы же повторно программируете себя на сле­дование красной нити — при условии, что вы под­готовились так, как было описано, она у вас есть, и последовательность изложения хранится в под­сознании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...