Тульчинский, Григорий Львович.
Стр 1 из 25Следующая ⇒ УДК ББК Т Тульчинский, Григорий Львович. Т Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Тульчинский Григорий Львович, Терентьева Валерия Игоревна. — Москва: Вершина, 2006. — 352 с. : ил., табл. — ISBN 5-9626-0274-9. Терентьева, Валерия Игоревна. Агентство CIP РГБ Интеграция всех бизнес-процессов на основе тщательно продуманного брен- да — обязательное условие эффективного управления компанией. В книге впер- вые рассматриваются проблемы формирования полноценного бренда, а также имиджа и репутации компании в контексте управления персоналом. Создание и позиционирование бренда и внутренний PR, корпоративная культура как бренд- ресурс, философия компании и методы управления анализируются авторами на многочисленных примерах из практики отечественного бизнеса. Книга ориентирована на руководителей, менеджеров по управлению персо- налом и связям с общественностью, а также на всех, кого интересуют особенности технологии современного менеджмента. УДК ББК ISBN 5-9626-0274-9 © ООО «Вершина», 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Бренд, Ценности, Человек................................................................ 6 Предисловие....................................................................................... 8 Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность................................. 10 Роль и значение бизнеса в современном обществе................... 11 Эволюция технологии современного менеджмента.................. 16 Менеджмент to be и to have.......................................................... 24 Только уникальное глобально: российский бизнес на перекрестке культур.................................................................... 31 Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности.................................................................. 41
Культура фирмы как система...................................................... 43 Функции культуры компании..................................................... 56 Проблема эффективности культуры фирмы.............................. 60 Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса.......................................... 68 Карьера бренда: от клейма до мечты.......................................... 69 Имидж и репутация: брендинг и контактные группы............... 74 Бренды как мифология общества массовой культуры.............. 82 PR, реклама и брендинг.............................................................. 96 Бренд-интеграция менеджмента.............................................. 104 Корпоративная культура как бренд-ресурс.............................. 108 Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей....................................................... 114 Самоопределение бизнеса и искренность бренда................... 115 Бренд и смысложизненные ценности...................................... 119 4 Оглавление Оглавление 5 Душа компании......................................................................... 123 Выбор имени (нейминг): как вы яхту назовете, так она и поплывет................................................................................. 128 Позиционирование бренда....................................................... 135 Исследование личности бренда................................................ 136 Трансляция ключевых ценностей: от идеи до воплощения.... 142 Соответствие методов управления философии и имиджу компании................................................................................... 153 Лидерство и стиль руководства................................................. 164 Внутрифирменная коммуникация........................................... 175 Глава 5. Выращивание бизнес-культуры...................................... 179 Основные факторы, определяющие культуру организации.... 180 Динамика бизнес-культуры: от идеи до организации............. 185 Корпоративная культура и личность: преодоление отчуждения................................................................................ 192 Поддержание и развитие организационной культуры............ 202 Управление культурными изменениями и сопротивлением
персонала................................................................................... 216 Глава 6. HR и человеческий капитал компании.......................... 224 Роль HR в компании, или Кто же все это будет делать? .......... 226 Кадровая политика и управление талантами........................... 231 Мотивация персонала............................................................... 238 Человеческие ресурсы и дифференцированный подход: сепарация (крекинг) человеческого капитала......................... 252 Внутренняя конкуренция и корпоративная культура............. 261 Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то большего.......................................................................... 269 Проблема российских брендов................................................. 270 Корпоративная социальная ответственность как брендинг... 276 Формы социальной ответственности бизнеса......................... 287 Корпоративное гражданство: от филантропии к социальным инвестициям..................................................... 297 Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: международные стандарты и индексы КСО............................ 309 Сравнение несравнимых: индекс и рейтинг КСО................... 324 Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации: PR как Public Relations и Public Responsibility.............................................................................. 333 Быть частью большего.............................................................. 338 Заключение.................................................................................... 345 Литература...................................................................................... 347 Бренд, Ценности, Человек 7 БРЕНД, ЦЕННОСТИ, ЧЕЛОВЕК Дорогой читатель! Все мы являемся потребителями. Клиентами. Мы все контакти- руем с брендами изо дня в день, рассматривая, оценивая, выбирая, приобретая и используя их. Бренд — это прошлое (традиции), настоящее (восприятие) и бу- дущее (вера). За этими тремя понятиями — люди, те, кто создавал бренд, подде- рживал и расширял его пространство, планировал его будущее; коллеги и соратники, которым выпало счастье ежедневно сотруд- ничать с потребителями бренда и всеми, кто заинтересован в его развитии. Люди, которые действительно заботятся о клиенте до, во время и после покупки, которые в общении с потребителями приятны и искренни. Поэтому очевидно и абсолютно логично, что процесс подбора и удержания людей, представляющих и продвигающих ценности, заложенные в бренд, лежит в основе устойчивой успешности бренда.
Рекламный и маркетинговый бюджет любой величины не сможет исправить оплошности, допущенные представителями бренда (сотрудниками), потому что утверждения без доказательств не имеют никакой ценности, приносят разочарование и вред. Из этого следует, что ценности бренда, компании и ее сотруд- ников должны быть не просто похожи, но едины, практически иден- тичны с тем, что несет в себе бренд. Это в равной степени относится и к руководителям компании, и, например, к водителю, который доставляет продукцию клиентам. Эти ценности бесполезны, если они просто написаны на больших плакатах на стенах офиса или завода. Но они бесценны, если напол- нить их жизнью при помощи конкретных и постоянных действий, если действовать не приказом, а убеждением, не словом, а делом, демонстрировать соответствующее поведение, особенно со стороны центральных офисов компании, и требовать этого поведения от каждого сотрудника каждый день. Данная книга подчеркивает этот важный факт и расширяет знания читателя о взаимосвязи человека и бренда, побуждая к дальнейшей дискуссии. Мы, сотрудники компании «Бош», все как один, изобретаем, производим и поддерживаем Технологии для жизни. Для вашей жизни. Рене Шлегель Генеральный директор Robert BOSCH в России Предисловие 9 ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга появилась на стыке двух ключевых идей современ- ного менеджмента: брендинга и персонал-ориентированных техно- логий. Практика убедительно демонстрирует их необходимость для эффективного менеджмента, однако, очевидна неоправданность и даже опасность их рассмотрения в отдельности, как неких само- достаточных функций менеджмента. В последнее время появилось множество публикаций, рассматривающих «корпоративную куль- туру», «организационную культуру», «стиль руководства». Понятия эти употребляются в ряд, а то и просто как синонимы, а проблема, за ними стоящая, рассматривается как бы сама по себе, как задача обеспечения некоего «корпоративного духа», «лояльности персо-
нала» ради самой лояльности. Последней каплей, переполнившей чашу нашего авторского терпения, стало рассмотрение данной проблемы как вопроса обес- печения удовлетворенности сотрудников работой, их самореали- зации. Ни в коей мере не подвергая сомнению важность этой задачи, мы считаем, что вряд ли можно рассматривать бизнес-структуру как любительское объединение, а работу — как разновидность клубного общения по интересам. Самореализация — прекрасная вещь, но в бизнесе она должна работать на интегральный конечный результат самого бизнеса — формирование и продвижение успешного, т. е. ши- роко востребованного продукта, каковым в современном бизнесе выступает бренд. Эта книга — попытка дать предпринимателям и менеджерам инструмент, при помощи которого было бы возможно выбрать для себя наиболее подходящий вариант использования знаний, накоп- ленных деловым сообществом. Для того чтобы управление любой компанией было эффективным, оно должно быть целенаправленным и соответствовать историческому моменту, культурной среде, целям и ценностям компании: необходима аутентичность философии, методов и имиджа. Это относится и к внутренним процессам, и к взаимодействию с внешней средой. Мы не претендуем на безу- словное лидерство в области знаний о бизнес-процессах или инно- вациях в области управления, а размышляем для вас и вместе с вами о том, что приносит успех сегодня и может гарантировать его в бу- дущем. В нашем с вами будущем, в нашей стране… Отчасти эта книга — продолжение и развитие идей, изложенных в предыдущих публикациях1. В основном текст написан Г. Л. Туль- чинским при существенной помощи В. И. Терентьевой, главы 4, 5 и 6 созданы совместно. Каждую главу в качестве заставки мы пред- варяем фрагментами записи одного диалога, состоявшегося между авторами перед написанием данной книги. Авторы несут полную ответственность за выраженные ими в книге мысли и идеи. Однако мы отдаем себе отчет, что некоторые из них не появились бы на свет и не оформились без интенсивного общения с нашими коллегами, специалистами и экспертами по техноло- гиям современного менеджмента — Е. И. Громовой, В. Н. Евла- новым, В. Перминовой, М. М. Тарловой. Мы особо признательны руководству компании «Роберт Бош», в первую очередь — г-ну Рене Шлегелю, за поддержку и согласие на использование в книге методов и моделей, разработанных и применяющихся в компании ООО «Роберт Бош» в России. Кроме того, авторы многое почерп- нули из публикаций и круглых столов, организованных Лаборато-
рией социальных корпоративных коммуникаций. 1 Тульчинский Г. Л. Российский бизнес: проблема признания и уважения. — М.: Вершина, 2006. Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 11 ГЛАВА 1 Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность Роль и значение бизнеса в современном обществе. Эволюция технологии совре- менного менеджмента. Менеджмент to be и to have. Только уникальное глобально: российский бизнес на перекрестке культур. Г. Т.: Меня всегда немного настораживают разговоры о «современном бизнесе». Бизнес — он и в Африке бизнес. Но технологии, приемы, процессы принятия решений и их реализации могут и должны быть специфичными Особенно в России, где еще полтора десятка лет назад предпринимательство было уголовно наказуемым деянием. И за эти годы — такой рывок! В. Т.: Мы захотели пройти этот путь, очевидно, рассчитывая на нашу российскую смекалку. Однако за считанные годы наш мир изменился почти до неузнаваемости. Понятия «маклер», «карьера», «капитал», обла- давшие долгие годы негативным смыслом, обрели на сегодняшний день исключительно позитивный заряд. Теперь принято и даже модно быть деловым, занятым, преуспевающим бизнесменом, изучать менеджмент. Г. Т.: Насчет того, что модно — согласен… Но в отношении однозначной позитивности в общественном мнении — не очень… В. Т.: К сожалению, это беда болезненных трансформаций российского общества, которое за последние 15 лет преодолело почти все этапы развития бизнеса, на которые западная культура потратила полтора, а то и два века. С одной лишь разницей — ввиду сжатых сроков это произошло неравномерно и не полностью. Г. Т.: Похоже, что ни общество, ни сам российский бизнес не отдают себе отчета в понимании роли бизнеса и его возможностей. А жаль… В. Т: Для успешного развития необходимо лишь некое соответствие, пони- мание, равновесие позиций. Сегодня это уже возможно, было бы желание и умение. И если с первым все в порядке, второе часто отсутствует в силу указанных выше причин: недостаточной сформированности деловой культуры в России, «мозаичности» знаний в области бизнеса, тороп- ливых попыток использовать «западный» опыт для решения локальных проблем, обусловленных национальными и историческими особеннос- тями. К сожалению, подобные недостатки деловой культуры российского предпринимательства не делают нам чести. Роль и значение бизнеса в современном обществе Еще совсем недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов история развития бизнес-сообщества в западноевропейских странах, Японии или США интересовала, в основном, специалистов-историков и поли- тологов. Никто из нас не задумывался о том, что опыт, приобретенный этими культурами за последние 150 лет, нам придется «обновить» и максимально освоить в невероятно сжатые сроки. Не преодолев тот или иной этап, мы «перелетаем» в следующий. Необходимо осоз- нание важности развития, основанного на знании и опыте, на умении сделать выбор в пользу качества: качества товара, услуг, менеджмента, качества отношений внутри компании и взаимодействия с окружа- ющей средой (социальной, политической, природной). Лишь преодолев этот барьер осознания можно действительно приблизиться к той роли, на которую претендует бизнес-сообщество в нашей стране: роли лидера, определяющего качество жизни, и ответственного партнера в социальной сфере и в области культуры, науки, искусства. Ключевое место бизнеса в жизни общества обусловлено его функ- циями в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического 12 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 13 режима и доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться лишь при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею. Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего — эконо- мических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ- менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений; без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания или формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития граждан- ского общества. В определенной степени деловой мир выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию. Его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т. д. В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этни- ческих традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формиро- вание нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Культурально-духовные традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально- этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующейся в практике деловых отношений, складывается «шизофреническая» ситуация. Формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием, оказываются просто «словом», а эффек- тивное «дело» строится на совершенно иных нормах и ценностях. В конечном счете, всегда побеждает жизнь, а не слова, не подкреп- ленные практикой и реальными результатами. В свете всего сказанного становится очевидным, что в совре- менном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную, а точнее — инновационную функцию, обеспечивая не только эконо- мические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности. Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интег- рацию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность — перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на взаимодействие с конк- ретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами и отде- льными предпринимателями. Практика и теория эффективного бизнеса, менеджмента или корпоративного управления как эффективной технологии деловой активности — одно из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и прак- тики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управлен- ческих компетенций, способности плодотворно вести дела с партне- рами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании. 14 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 15 Бизнес как деловая активность в условиях рыночной эконо- мики — одна из наиболее динамичных и креативных форм челове- ческой деятельности. Также как творчество в живописи или поэзии, он опирается на некое внутреннее движение. В бизнесе это — идея, заложенная в тот или иной проект, желание достичь определенных высот. В искусстве — вдохновение. Уже потом — умения, навыки, приобретенное мастерство, и это становится (или не становится) ремеслом. Однако отсутствие вдохновения мастерством не заме- нить. От этого возникают страдания, поиски, метания творческих натур. В бизнесе дилетантство сразу бросается в глаза. То, что в искусстве могут назвать новой формой или поисками, в бизнесе чревато гораздо более печальными последствиями, чем неприятие со стороны критиков: возможное банкротство, потеря репутации, личные трагедии людей. Знания, умения, и опыт в бизнесе чрезвы- чайно важны. Без них нет результата. По реальным последствиям и по степени ответственности за сделанное бизнес превосходит искусство — он создает новые формы общественной жизни. Бизнес одновременно притягателен и опасен. Это двигатель социального развития и безнравственный потребитель всего, созданного человечеством за его многовековую историю. Он всеяден. Искусство, наука, религия — все идет в ход. Словно живой организм, он развивается по тем же законам: дитя, подросток, взросление, угасание. Попытки реанимации, перерож- дение… Выход на новый уровень через осознание себя, своей роли в обществе. Нам как обществу — в новом, недавнем качестве, на этом витке истории — совсем немного лет. Российский бизнес — «подросток», со всеми вытекающими из этого факта последс- твиями. Сделано многое, но предстоит еще больше. Для того чтобы, с одной стороны, выйти на международный конкурентоспособный уровень ведения бизнеса, а, с другой — гармонизировать ситуацию в нашей просторной и многоликой стране, необходимы регулярные усилия по созданию реального социального партнерства и качест- венного менеджмента во всех сферах жизни. Для максимальной эффективности необязательно применять последние изобретения человечества в данной области. Надо просто использовать наиболее подходящие к данному случаю. Представьте себе, что некий бизнесмен, который никогда не стал- кивался в своей деятельности с силой, превышающей человеческую, должен переместить груз. Обращаясь к накопленному человечес- твом опыту, он видит и тягловую силу, и автомобили, и поезда, и подъемные краны… Он спрашивает, что из всего этого было изоб- ретено последним. И получает, например, ответ: «Космический корабль многоразового использования». С радостью использует наш бизнесмен это уникальное изобретение в стремлении соответство- вать самому последнему слову техники, и поставка мебели для сосед- него населенного пункта улетает в межпланетное пространство… Максимальная эффективность — это соответствие методов и усилий поставленным целям. Для того чтобы применять адек- ватные средства для решения поставленных задач, необходимо обладать достаточными для этого знаниями или, по крайней мере, знать, у кого спросить. Технология деловой активности (менеджмент) менялась и ради- кально, особенно за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом марксова анализа. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. Сегодня на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса, и деловая активность становится мотором развития общества. Поэтому для понимания самой природы современного бизнеса, его роли и значения стоит хотя бы вкратце напомнить его общую эволюцию, тенденции развития его технологии. Без их понимания позиционирование российского бизнеса обречено на неадекват- ность, на вращение в кругу застарелых идей и устаревших идеоло- гических и нравственных стереотипов. 16 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 17 Так же, как живой организм, каждый бизнес проходит все стадии развития. Все они необходимы, и результат каждого из этапов находит свое реальное место в жизнедеятельности компании. Бизнесу нужна сбалансированная жизнь, реальная основа для деятельности, импульс для движения вперед и наполненность идеями для процве- тания. Однако все эти этапы наблюдаются в России одновременно, и в этом состоит наша безусловная уникальность. Эволюция технологии современного менеджмента За последние два столетия бизнес и менеджмент как его техно- логия совершили интенсивную эволюцию. Ее этапы определялись факторами, от которых решающим образом зависел успех дела. Меняются факторы успеха — изменяется технология эффективного бизнеса, а, значит, меняются и требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей. I. Ресурсный этап. До второй половины XIX столетия решающим фактором успеха в бизнесе был доступ к ресурсам: полезным иско- паемым, лесу, хлопку и т. д. Доступ к сырью создавал монопольное преимущество. Иногда на первый план выходило даже местораспо- ложение соответствующего производства. Это не только история Рокфеллеров и Гетти — показателен в этом плане опыт первых российских предпринимателей на Урале, в Донбассе, в Сибири и т. д. В новейшей российской истории новый отечественный бизнес начал именно с ресурсного этапа. Наши «олигархи» — это те, кому в силу ряда обстоятельств удалось приватизировать конкретные ресурсы. II. Товарный этап. Однако с завершением эпохи колониальных захватов практически все природные ресурсы были так или иначе поделены, и на первый план вышел иной фактор успеха — увели- чение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. Этот этап продолжался до начала ХХ века. На этой стадии, когда рынок еще не был насыщен, а иногда даже и не сфор- мирован, решающим было наличие рыночной идеи товара или услуги и материально-технической возможности их реализации. Недаром наиболее успешные бизнесмены этого времени — изобретатели- одиночки, сумевшие развернуть соответствующее производство и вывести на рынок уникальные инновативные продукты (история некоторых ведущих современных компаний и корпораций восходит к таким фирмам). Ни в маркетинге, ни в интенсивной рекламе необ- ходимости фактически не было. III. Технократический этап. Следующая стадия длилась с начала ХХ столетия до 1930-х годов. Рынок производителей начал уплот- няться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспе- чить максимальный выход товара при минимальных издержках. Менеджер должен был прежде всего хорошо знать технологию и организовывать производство в соответствии с ней. Это было время менеджеров-технократов, организаторов производства. Нормиро- вание труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — откро- вения именно того периода. IV. Маркетинговый этап. Гром грянул в 1930-е годы. Великий кризис, Великая депрессия этих лет имели хорошо известные эконо- мические, социальные и политические последствия во всем мире. Однако это был не просто экономический кризис, какие были, есть и будут. То, что произошло в 1930-е годы, больше не повторится. Мировой бизнес столкнулся с плотным рынком, и стало очевидно, что, даже если у тебя есть отличная идея, средства, доступ к сырью и блестяще налаженное производство, ты обречен на провал, если производишь то, что не будет пользоваться спросом, и не стимули- руешь этот спрос. Правило «не продавать то, что производишь, а производить то, что будет продано» стало революционной сменой вех. Как грибы после дождя стали возникать маркетинговые службы, занимающиеся изучением спроса, предлагающие соответствующие программы деятельности, организующие сбыт, стимулирование продаж и т. п. В эти службы очень быстро перешли центры власти в фирмах. Как осмысление этой эффективной практики возникла теория маркетинга. 18 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 19 Следует подчеркнуть принципиально важное для целей нашего рассмотрения обстоятельство. Маркетинг — не просто одна из функций менеджмента наряду с организацией, планированием и работой с персоналом: это и анализ, и планирование, и органи- зация, и финансовый контроль, и требования к персоналу. Факти- чески маркетинг — определенная, чрезвычайно интегрированная и эффективная технология менеджмента, подход к менеджменту, если не философия менеджмента и бизнеса в целом. Вся последующая эволюция бизнеса и менеджмента — это эволюция маркетинговых технологий. Маркетинг начинается с изучения потребительского поведения, привычек, нужд, проблем, дискомфорта (образа жизни конкретной группы людей) и заканчивается продвижением и реализацией (сбытом), то есть потреблением определенного объема и интенсив- ности, — иначе говоря, опять же образом жизни. Поэтому марке- тинг следует рассматривать как технологию социально-культурного нововведения. В маркетинге впервые отчетливо проявилась соци- ально-культурная наполненность бизнеса, его зависимость от соци- ально-культурных факторов. V. Имиджево-культуральный (брендовый) этап. Предыдущий этап, давший колоссальный рост рыночной экономики и приведший к серьезному отрыву промышленно развитых стран, а некоторые из них — к процветанию, продолжался до конца 1950-х — начала 1960-х годов. К этому времени относится начало пятого этапа, знаменующего следующую радикальную смену вех в технологии менеджмента, когда тенденции, действовавшие ранее, усилились. К ним добавились проблемы экологии, дефицита сырья, квалифи- цированных кадров, защиты прав потребителей и персонала. На сверхплотном рынке избалованный потребитель начинает реагировать не столько на товар, его цену и качество, сколько на имидж и репутацию фирмы и ее первых лиц. Стало ясно, что совре- менный предприниматель должен быть не только высококвалифици- рованным управленцем, технократом, финансистом, маркетологом и даже культурологом, но и политиком, общественным деятелем. Бизнес должен быть готов к широкому диалогу с обществом. На первый план вышли технологии PR (public relations), создания и продвижения эффективных брендов (брендинг), формирования и развития эффективных корпоративных культур. Конкуренция вышла за пределы рыночной среды в социальную среду в целом, приобретя отчетливо социально-культурный характер. Бизнес неразрывно связан с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получают спонсорство и благотвори- тельность, патронаж. Технология PR превратилась в философию современного менеджмента, придавая ему все более явно выра- женный характер социально-культурной технологии. Формирование общности интересов с партнерами, государственными структурами, СМИ, общественными организациями, создание репутации фирмы в стране и за рубежом, в данном регионе и в глазах собственного персонала, построение и продвижение духа корпорации, организа- ционной культуры компании — эти и другие функции стали веду- щими в содержании деятельности менеджеров. Очевидно, что эта ситуация существенным образом меняет и бизнес, и маркетинг: не столько изучать спрос, сколько своими руками его создавать. Это требует колоссальных затрат на рекламу, стимулирование продаж, на новые разработки, привлечение лучших специалистов и их заинтересованность. Многое стало зависеть от наличия команды единомышленников, способных к агрессивному рыночному поведению, умеющих добиваться реализации новейших идей с наивысшим результатом. В этой ситуации радикально меня- ется технология работы с персоналом1. На первый план выходит не столько то, ЧТО именно делает фирма, сколько то, КАК она дейс- твует в различных зонах деловой активности. Главным становится 1 Именно этим обстоятельством объясняется успех японского менеджмен- та, который смог наиболее адекватно ответить на этот вызов времени (пожиз- ненный найм, кружки качества, организационная культура, традиции и т. п. ) и выработать технологию управления, резко снижающую риск возможного внут- рифирменного сопротивления нововведениям. 20 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 21 не столько поддержание системы стимулирования как поощрения и наказания за достигнутые результаты, сколько создание систем управления, основанных на знании мотивации конкретных работ- ников, и формирование оптимальных условий развития самомоти- вации, чувства сопричастности единому делу. VI. Глобально-информационный этап. Пятый этап уже завершился или еще завершается в наши дни, когда наметились черты следую- щего этапа. Речь идет о двух обстоятельствах. Во-первых, это глоба- лизация рынков: начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей, что возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу и достижения известности любыми средствами. Во-вторых, важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных и компьютерных технологий, активного исполь- зования возможностей Интернета, без которого уже немыслимы современная коммуникация, реклама, PR, маркетинг и другие бизнес-технологии. В этих условиях стало окончательно ясно, что в наши дни производятся и потребляются не столько товары и услуги, сколько конкретные бренды, для формирования и продвижения которых необходимо вхождение в мировое экономическое, куль- турное и информационное пространство. В этом отношении совре- менный бизнес, как, впрочем, и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятель- ностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности. За последние 15–20 лет значительно трансформировалось пони- мание таких ключевых составляющих бизнеса, как инновации, менеджмент и маркетинг. Даже при успешном с точки зрения традиционного менеджмента ведении дел этап глобального парт- нерства будет недосягаем, если у компании нет собственного неповторимого лица. Бренд определяет вес и значимость парт- нера, стоимость бизнеса, привлекает заинтересованные стороны. Брендинг — настоящее волшебство современного менеджмента. Аутентичность во всем: от истоков идей до запланированного отношения целевой группы потребителей. Учет составляющих успеха в четырех измерениях — функциональном, ментальном, социальном, духовном — дает возможность сформировать непов- торимость облика и уникальность бренда, создать «бренд-код»1 и разработать аутентичную стратегию управления. Брендинг оказы- ва
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|