Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тульчинский, Григорий Львович.




УДК

ББК

Т

Тульчинский, Григорий Львович.

Т Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник

в ответе за бренд / Тульчинский Григорий Львович, Терентьева

Валерия Игоревна. — Москва: Вершина, 2006. — 352 с. : ил.,

табл. — ISBN 5-9626-0274-9.

Терентьева, Валерия Игоревна.

Агентство CIP РГБ

Интеграция всех бизнес-процессов на основе тщательно продуманного брен-

да — обязательное условие эффективного управления компанией. В книге впер-

вые рассматриваются проблемы формирования полноценного бренда, а также

имиджа и репутации компании в контексте управления персоналом. Создание и

позиционирование бренда и внутренний PR, корпоративная культура как бренд-

ресурс, философия компании и методы управления анализируются авторами на

многочисленных примерах из практики отечественного бизнеса.

Книга ориентирована на руководителей, менеджеров по управлению персо-

налом и связям с общественностью, а также на всех, кого интересуют особенности

технологии современного менеджмента.

УДК

ББК

ISBN 5-9626-0274-9 © ООО «Вершина», 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Бренд, Ценности, Человек................................................................ 6

Предисловие....................................................................................... 8

Глава 1. Современный бизнес = материальные

ресурсы + культура + уникальность................................. 10

Роль и значение бизнеса в современном обществе................... 11

Эволюция технологии современного менеджмента.................. 16

Менеджмент to be и to have.......................................................... 24

Только уникальное глобально: российский бизнес на

перекрестке культур.................................................................... 31

Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема

эффективности.................................................................. 41

Культура фирмы как система...................................................... 43

Функции культуры компании..................................................... 56

Проблема эффективности культуры фирмы.............................. 60

Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса.......................................... 68

Карьера бренда: от клейма до мечты.......................................... 69

Имидж и репутация: брендинг и контактные группы............... 74

Бренды как мифология общества массовой культуры.............. 82

PR, реклама и брендинг.............................................................. 96

Бренд-интеграция менеджмента.............................................. 104

Корпоративная культура как бренд-ресурс.............................. 108

Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция

ключевых ценностей....................................................... 114

Самоопределение бизнеса и искренность бренда................... 115

Бренд и смысложизненные ценности...................................... 119

4 Оглавление Оглавление 5

Душа компании......................................................................... 123

Выбор имени (нейминг): как вы яхту назовете, так она

и поплывет................................................................................. 128

Позиционирование бренда....................................................... 135

Исследование личности бренда................................................ 136

Трансляция ключевых ценностей: от идеи до воплощения.... 142

Соответствие методов управления философии и имиджу

компании................................................................................... 153

Лидерство и стиль руководства................................................. 164

Внутрифирменная коммуникация........................................... 175

Глава 5. Выращивание бизнес-культуры...................................... 179

Основные факторы, определяющие культуру организации.... 180

Динамика бизнес-культуры: от идеи до организации............. 185

Корпоративная культура и личность: преодоление

отчуждения................................................................................ 192

Поддержание и развитие организационной культуры............ 202

Управление культурными изменениями и сопротивлением

персонала................................................................................... 216

Глава 6. HR и человеческий капитал компании.......................... 224

Роль HR в компании, или Кто же все это будет делать? .......... 226

Кадровая политика и управление талантами........................... 231

Мотивация персонала............................................................... 238

Человеческие ресурсы и дифференцированный подход:

сепарация (крекинг) человеческого капитала......................... 252

Внутренняя конкуренция и корпоративная культура............. 261

Глава 7. Выйти за забор, или Все должно быть частью чего-то

большего.......................................................................... 269

Проблема российских брендов................................................. 270

Корпоративная социальная ответственность как брендинг... 276

Формы социальной ответственности бизнеса......................... 287

Корпоративное гражданство: от филантропии

к социальным инвестициям..................................................... 297

Социальный аудит и гуманитарная экспертиза:

международные стандарты и индексы КСО............................ 309

Сравнение несравнимых: индекс и рейтинг КСО................... 324

Социальное партнерство и корпоративные социальные

коммуникации: PR как Public Relations и Public

Responsibility.............................................................................. 333

Быть частью большего.............................................................. 338

Заключение.................................................................................... 345

Литература...................................................................................... 347

Бренд, Ценности, Человек 7

БРЕНД, ЦЕННОСТИ, ЧЕЛОВЕК

Дорогой читатель!

Все мы являемся потребителями. Клиентами. Мы все контакти-

руем с брендами изо дня в день, рассматривая, оценивая, выбирая,

приобретая и используя их.

Бренд — это прошлое (традиции), настоящее (восприятие) и бу-

дущее (вера).

За этими тремя понятиями — люди, те, кто создавал бренд, подде-

рживал и расширял его пространство, планировал его будущее;

коллеги и соратники, которым выпало счастье ежедневно сотруд-

ничать с потребителями бренда и всеми, кто заинтересован в его

развитии. Люди, которые действительно заботятся о клиенте до,

во время и после покупки, которые в общении с потребителями

приятны и искренни.

Поэтому очевидно и абсолютно логично, что процесс подбора

и удержания людей, представляющих и продвигающих ценности,

заложенные в бренд, лежит в основе устойчивой успешности бренда.

Рекламный и маркетинговый бюджет любой величины не сможет

исправить оплошности, допущенные представителями бренда

(сотрудниками), потому что утверждения без доказательств не имеют

никакой ценности, приносят разочарование и вред.

Из этого следует, что ценности бренда, компании и ее сотруд-

ников должны быть не просто похожи, но едины, практически иден-

тичны с тем, что несет в себе бренд. Это в равной степени относится

и к руководителям компании, и, например, к водителю, который

доставляет продукцию клиентам.

Эти ценности бесполезны, если они просто написаны на больших

плакатах на стенах офиса или завода. Но они бесценны, если напол-

нить их жизнью при помощи конкретных и постоянных действий,

если действовать не приказом, а убеждением, не словом, а делом,

демонстрировать соответствующее поведение, особенно со стороны

центральных офисов компании, и требовать этого поведения от

каждого сотрудника каждый день. Данная книга подчеркивает этот

важный факт и расширяет знания читателя о взаимосвязи человека

и бренда, побуждая к дальнейшей дискуссии.

Мы, сотрудники компании «Бош», все как один, изобретаем,

производим и поддерживаем Технологии для жизни. Для вашей

жизни.

Рене Шлегель

Генеральный директор

Robert BOSCH в России

Предисловие 9

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга появилась на стыке двух ключевых идей современ-

ного менеджмента: брендинга и персонал-ориентированных техно-

логий. Практика убедительно демонстрирует их необходимость для

эффективного менеджмента, однако, очевидна неоправданность

и даже опасность их рассмотрения в отдельности, как неких само-

достаточных функций менеджмента. В последнее время появилось

множество публикаций, рассматривающих «корпоративную куль-

туру», «организационную культуру», «стиль руководства». Понятия

эти употребляются в ряд, а то и просто как синонимы, а проблема,

за ними стоящая, рассматривается как бы сама по себе, как задача

обеспечения некоего «корпоративного духа», «лояльности персо-

нала» ради самой лояльности.

Последней каплей, переполнившей чашу нашего авторского

терпения, стало рассмотрение данной проблемы как вопроса обес-

печения удовлетворенности сотрудников работой, их самореали-

зации. Ни в коей мере не подвергая сомнению важность этой задачи,

мы считаем, что вряд ли можно рассматривать бизнес-структуру как

любительское объединение, а работу — как разновидность клубного

общения по интересам. Самореализация — прекрасная вещь, но в

бизнесе она должна работать на интегральный конечный результат

самого бизнеса — формирование и продвижение успешного, т. е. ши-

роко востребованного продукта, каковым в современном бизнесе

выступает бренд.

Эта книга — попытка дать предпринимателям и менеджерам

инструмент, при помощи которого было бы возможно выбрать для

себя наиболее подходящий вариант использования знаний, накоп-

ленных деловым сообществом. Для того чтобы управление любой

компанией было эффективным, оно должно быть целенаправленным

и соответствовать историческому моменту, культурной среде, целям

и ценностям компании: необходима аутентичность философии,

методов и имиджа. Это относится и к внутренним процессам, и

к взаимодействию с внешней средой. Мы не претендуем на безу-

словное лидерство в области знаний о бизнес-процессах или инно-

вациях в области управления, а размышляем для вас и вместе с вами

о том, что приносит успех сегодня и может гарантировать его в бу-

дущем. В нашем с вами будущем, в нашей стране…

Отчасти эта книга — продолжение и развитие идей, изложенных

в предыдущих публикациях1. В основном текст написан Г. Л. Туль-

чинским при существенной помощи В. И. Терентьевой, главы 4, 5

и 6 созданы совместно. Каждую главу в качестве заставки мы пред-

варяем фрагментами записи одного диалога, состоявшегося между

авторами перед написанием данной книги.

Авторы несут полную ответственность за выраженные ими в книге

мысли и идеи. Однако мы отдаем себе отчет, что некоторые из них не

появились бы на свет и не оформились без интенсивного общения

с нашими коллегами, специалистами и экспертами по техноло-

гиям современного менеджмента — Е. И. Громовой, В. Н. Евла-

новым, В. Перминовой, М. М. Тарловой. Мы особо признательны

руководству компании «Роберт Бош», в первую очередь — г-ну

Рене Шлегелю, за поддержку и согласие на использование в книге

методов и моделей, разработанных и применяющихся в компании

ООО «Роберт Бош» в России. Кроме того, авторы многое почерп-

нули из публикаций и круглых столов, организованных Лаборато-

рией социальных корпоративных коммуникаций.

1 Тульчинский Г. Л. Российский бизнес: проблема признания и уважения. —

М.: Вершина, 2006.

Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 11

ГЛАВА 1

Современный бизнес = материальные

ресурсы + культура + уникальность

Роль и значение бизнеса в современном

обществе. Эволюция технологии совре-

менного менеджмента. Менеджмент to

be и to have. Только уникальное глобально:

российский бизнес на перекрестке

культур.

Г. Т.: Меня всегда немного настораживают разговоры о «современном

бизнесе». Бизнес — он и в Африке бизнес. Но технологии, приемы,

процессы принятия решений и их реализации могут и должны быть

специфичными Особенно в России, где еще полтора десятка лет назад

предпринимательство было уголовно наказуемым деянием. И за эти

годы — такой рывок!

В. Т.: Мы захотели пройти этот путь, очевидно, рассчитывая на нашу

российскую смекалку. Однако за считанные годы наш мир изменился

почти до неузнаваемости. Понятия «маклер», «карьера», «капитал», обла-

давшие долгие годы негативным смыслом, обрели на сегодняшний день

исключительно позитивный заряд. Теперь принято и даже модно быть

деловым, занятым, преуспевающим бизнесменом, изучать менеджмент.

Г. Т.: Насчет того, что модно — согласен… Но в отношении однозначной

позитивности в общественном мнении — не очень…

В. Т.: К сожалению, это беда болезненных трансформаций российского

общества, которое за последние 15 лет преодолело почти все этапы

развития бизнеса, на которые западная культура потратила полтора, а то

и два века. С одной лишь разницей — ввиду сжатых сроков это произошло

неравномерно и не полностью.

Г. Т.: Похоже, что ни общество, ни сам российский бизнес не отдают себе

отчета в понимании роли бизнеса и его возможностей. А жаль…

В. Т: Для успешного развития необходимо лишь некое соответствие, пони-

мание, равновесие позиций. Сегодня это уже возможно, было бы желание

и умение. И если с первым все в порядке, второе часто отсутствует в силу

указанных выше причин: недостаточной сформированности деловой

культуры в России, «мозаичности» знаний в области бизнеса, тороп-

ливых попыток использовать «западный» опыт для решения локальных

проблем, обусловленных национальными и историческими особеннос-

тями. К сожалению, подобные недостатки деловой культуры российского

предпринимательства не делают нам чести.

Роль и значение бизнеса в современном

обществе

Еще совсем недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов история

развития бизнес-сообщества в западноевропейских странах, Японии

или США интересовала, в основном, специалистов-историков и поли-

тологов. Никто из нас не задумывался о том, что опыт, приобретенный

этими культурами за последние 150 лет, нам придется «обновить» и

максимально освоить в невероятно сжатые сроки. Не преодолев тот

или иной этап, мы «перелетаем» в следующий. Необходимо осоз-

нание важности развития, основанного на знании и опыте, на умении

сделать выбор в пользу качества: качества товара, услуг, менеджмента,

качества отношений внутри компании и взаимодействия с окружа-

ющей средой (социальной, политической, природной).

Лишь преодолев этот барьер осознания можно действительно

приблизиться к той роли, на которую претендует бизнес-сообщество

в нашей стране: роли лидера, определяющего качество жизни, и

ответственного партнера в социальной сфере и в области культуры,

науки, искусства.

Ключевое место бизнеса в жизни общества обусловлено его функ-

циями в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая

функция: вне зависимости от общественного уклада, политического

12 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 13

режима и доминирующих религиозных взглядов, каждое общество

способно существовать и успешно развиваться лишь при условии

хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя

бы воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную

деловую активность и управление ею.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента.

Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает

столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего — эконо-

мических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-

менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые

или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее

влияние на принятие политических решений; без их активного

участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания

или формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается

одним из решающих факторов формирования и развития граждан-

ского общества.

В определенной степени деловой мир выполняет по отношению

к обществу лидерскую функцию. Его состояние, цели, характер и

способы осуществления деловой активности определяют состояние

общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т. д.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической)

функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет

исключительно важную, если не определяющую роль в динамике

нравственной культуры общества. В отличие от национально-этни-

ческих традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих

и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика

деловой активности оказывает решающее влияние на формиро-

вание нравственной культуры, выступая при этом своеобразным

практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной

культуры других сфер общественной жизни. Культурально-духовные

традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-

этнических особенностях деловой активности, но если они приходят

в противоречие с нравственностью, реализующейся в практике

деловых отношений, складывается «шизофреническая» ситуация.

Формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным

и школьным воспитанием, оказываются просто «словом», а эффек-

тивное «дело» строится на совершенно иных нормах и ценностях.

В конечном счете, всегда побеждает жизнь, а не слова, не подкреп-

ленные практикой и реальными результатами.

В свете всего сказанного становится очевидным, что в совре-

менном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную,

а точнее — инновационную функцию, обеспечивая не только эконо-

мические условия выживания и развития социума, но и реализацию

новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной

мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и

культур к современному производству, достижениям науки, техники,

медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам,

международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно

с помощью и на основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает

главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интег-

рацию общества, существование и развитие социального партнерства.

Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в

любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться

без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж,

благотворительность, лоббистская деятельность — перечень форм

социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но

все они, в конечном счете, замыкаются на взаимодействие с конк-

ретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами и отде-

льными предпринимателями.

Практика и теория эффективного бизнеса, менеджмента или

корпоративного управления как эффективной технологии деловой

активности — одно из важнейших достижений цивилизационного

опыта. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и прак-

тики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управлен-

ческих компетенций, способности плодотворно вести дела с партне-

рами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников

в достижении целей компании.

14 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 15

Бизнес как деловая активность в условиях рыночной эконо-

мики — одна из наиболее динамичных и креативных форм челове-

ческой деятельности. Также как творчество в живописи или поэзии,

он опирается на некое внутреннее движение. В бизнесе это — идея,

заложенная в тот или иной проект, желание достичь определенных

высот. В искусстве — вдохновение. Уже потом — умения, навыки,

приобретенное мастерство, и это становится (или не становится)

ремеслом. Однако отсутствие вдохновения мастерством не заме-

нить. От этого возникают страдания, поиски, метания творческих

натур. В бизнесе дилетантство сразу бросается в глаза. То, что в

искусстве могут назвать новой формой или поисками, в бизнесе

чревато гораздо более печальными последствиями, чем неприятие

со стороны критиков: возможное банкротство, потеря репутации,

личные трагедии людей. Знания, умения, и опыт в бизнесе чрезвы-

чайно важны. Без них нет результата.

По реальным последствиям и по степени ответственности за

сделанное бизнес превосходит искусство — он создает новые

формы общественной жизни. Бизнес одновременно притягателен

и опасен. Это двигатель социального развития и безнравственный

потребитель всего, созданного человечеством за его многовековую

историю. Он всеяден. Искусство, наука, религия — все идет в ход.

Словно живой организм, он развивается по тем же законам: дитя,

подросток, взросление, угасание. Попытки реанимации, перерож-

дение… Выход на новый уровень через осознание себя, своей роли

в обществе. Нам как обществу — в новом, недавнем качестве, на

этом витке истории — совсем немного лет. Российский бизнес —

«подросток», со всеми вытекающими из этого факта последс-

твиями.

Сделано многое, но предстоит еще больше. Для того чтобы, с

одной стороны, выйти на международный конкурентоспособный

уровень ведения бизнеса, а, с другой — гармонизировать ситуацию

в нашей просторной и многоликой стране, необходимы регулярные

усилия по созданию реального социального партнерства и качест-

венного менеджмента во всех сферах жизни.

Для максимальной эффективности необязательно применять

последние изобретения человечества в данной области. Надо просто

использовать наиболее подходящие к данному случаю.

Представьте себе, что некий бизнесмен, который никогда не стал-

кивался в своей деятельности с силой, превышающей человеческую,

должен переместить груз. Обращаясь к накопленному человечес-

твом опыту, он видит и тягловую силу, и автомобили, и поезда, и

подъемные краны… Он спрашивает, что из всего этого было изоб-

ретено последним. И получает, например, ответ: «Космический

корабль многоразового использования». С радостью использует наш

бизнесмен это уникальное изобретение в стремлении соответство-

вать самому последнему слову техники, и поставка мебели для сосед-

него населенного пункта улетает в межпланетное пространство…

Максимальная эффективность — это соответствие методов

и усилий поставленным целям. Для того чтобы применять адек-

ватные средства для решения поставленных задач, необходимо

обладать достаточными для этого знаниями или, по крайней мере,

знать, у кого спросить.

Технология деловой активности (менеджмент) менялась и ради-

кально, особенно за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к

сожалению, не всегда учитывается в российском общественном

мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями

о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом

марксова анализа. Но именно в последовавший за этим период

бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. Сегодня

на наших глазах происходит эволюция культуры российского

бизнеса, и деловая активность становится мотором развития

общества.

Поэтому для понимания самой природы современного бизнеса,

его роли и значения стоит хотя бы вкратце напомнить его общую

эволюцию, тенденции развития его технологии. Без их понимания

позиционирование российского бизнеса обречено на неадекват-

ность, на вращение в кругу застарелых идей и устаревших идеоло-

гических и нравственных стереотипов.

16 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 17

Так же, как живой организм, каждый бизнес проходит все стадии

развития. Все они необходимы, и результат каждого из этапов находит

свое реальное место в жизнедеятельности компании. Бизнесу

нужна сбалансированная жизнь, реальная основа для деятельности,

импульс для движения вперед и наполненность идеями для процве-

тания. Однако все эти этапы наблюдаются в России одновременно,

и в этом состоит наша безусловная уникальность.

Эволюция технологии современного

менеджмента

За последние два столетия бизнес и менеджмент как его техно-

логия совершили интенсивную эволюцию. Ее этапы определялись

факторами, от которых решающим образом зависел успех дела.

Меняются факторы успеха — изменяется технология эффективного

бизнеса, а, значит, меняются и требования к профессионализму

менеджеров и предпринимателей.

I. Ресурсный этап. До второй половины XIX столетия решающим

фактором успеха в бизнесе был доступ к ресурсам: полезным иско-

паемым, лесу, хлопку и т. д. Доступ к сырью создавал монопольное

преимущество. Иногда на первый план выходило даже местораспо-

ложение соответствующего производства. Это не только история

Рокфеллеров и Гетти — показателен в этом плане опыт первых

российских предпринимателей на Урале, в Донбассе, в Сибири и т. д.

В новейшей российской истории новый отечественный бизнес начал

именно с ресурсного этапа. Наши «олигархи» — это те, кому в силу

ряда обстоятельств удалось приватизировать конкретные ресурсы.

II. Товарный этап. Однако с завершением эпохи колониальных

захватов практически все природные ресурсы были так или иначе

поделены, и на первый план вышел иной фактор успеха — увели-

чение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его

производство. Этот этап продолжался до начала ХХ века. На этой

стадии, когда рынок еще не был насыщен, а иногда даже и не сфор-

мирован, решающим было наличие рыночной идеи товара или услуги

и материально-технической возможности их реализации. Недаром

наиболее успешные бизнесмены этого времени — изобретатели-

одиночки, сумевшие развернуть соответствующее производство и

вывести на рынок уникальные инновативные продукты (история

некоторых ведущих современных компаний и корпораций восходит

к таким фирмам). Ни в маркетинге, ни в интенсивной рекламе необ-

ходимости фактически не было.

III. Технократический этап. Следующая стадия длилась с начала

ХХ столетия до 1930-х годов. Рынок производителей начал уплот-

няться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспе-

чить максимальный выход товара при минимальных издержках.

Менеджер должен был прежде всего хорошо знать технологию и

организовывать производство в соответствии с ней. Это было время

менеджеров-технократов, организаторов производства. Нормиро-

вание труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — откро-

вения именно того периода.

IV. Маркетинговый этап. Гром грянул в 1930-е годы. Великий

кризис, Великая депрессия этих лет имели хорошо известные эконо-

мические, социальные и политические последствия во всем мире.

Однако это был не просто экономический кризис, какие были, есть

и будут. То, что произошло в 1930-е годы, больше не повторится.

Мировой бизнес столкнулся с плотным рынком, и стало очевидно,

что, даже если у тебя есть отличная идея, средства, доступ к сырью

и блестяще налаженное производство, ты обречен на провал, если

производишь то, что не будет пользоваться спросом, и не стимули-

руешь этот спрос. Правило «не продавать то, что производишь, а

производить то, что будет продано» стало революционной сменой

вех. Как грибы после дождя стали возникать маркетинговые службы,

занимающиеся изучением спроса, предлагающие соответствующие

программы деятельности, организующие сбыт, стимулирование

продаж и т. п. В эти службы очень быстро перешли центры власти

в фирмах. Как осмысление этой эффективной практики возникла

теория маркетинга.

18 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 19

Следует подчеркнуть принципиально важное для целей нашего

рассмотрения обстоятельство. Маркетинг — не просто одна из

функций менеджмента наряду с организацией, планированием

и работой с персоналом: это и анализ, и планирование, и органи-

зация, и финансовый контроль, и требования к персоналу. Факти-

чески маркетинг — определенная, чрезвычайно интегрированная и

эффективная технология менеджмента, подход к менеджменту, если

не философия менеджмента и бизнеса в целом. Вся последующая

эволюция бизнеса и менеджмента — это эволюция маркетинговых

технологий.

Маркетинг начинается с изучения потребительского поведения,

привычек, нужд, проблем, дискомфорта (образа жизни конкретной

группы людей) и заканчивается продвижением и реализацией

(сбытом), то есть потреблением определенного объема и интенсив-

ности, — иначе говоря, опять же образом жизни. Поэтому марке-

тинг следует рассматривать как технологию социально-культурного

нововведения. В маркетинге впервые отчетливо проявилась соци-

ально-культурная наполненность бизнеса, его зависимость от соци-

ально-культурных факторов.

V. Имиджево-культуральный (брендовый) этап. Предыдущий этап,

давший колоссальный рост рыночной экономики и приведший к

серьезному отрыву промышленно развитых стран, а некоторые

из них — к процветанию, продолжался до конца 1950-х — начала

1960-х годов. К этому времени относится начало пятого этапа,

знаменующего следующую радикальную смену вех в технологии

менеджмента, когда тенденции, действовавшие ранее, усилились.

К ним добавились проблемы экологии, дефицита сырья, квалифи-

цированных кадров, защиты прав потребителей и персонала.

На сверхплотном рынке избалованный потребитель начинает

реагировать не столько на товар, его цену и качество, сколько на

имидж и репутацию фирмы и ее первых лиц. Стало ясно, что совре-

менный предприниматель должен быть не только высококвалифици-

рованным управленцем, технократом, финансистом, маркетологом

и даже культурологом, но и политиком, общественным деятелем.

Бизнес должен быть готов к широкому диалогу с обществом. На

первый план вышли технологии PR (public relations), создания и

продвижения эффективных брендов (брендинг), формирования

и развития эффективных корпоративных культур.

Конкуренция вышла за пределы рыночной среды в социальную

среду в целом, приобретя отчетливо социально-культурный характер.

Бизнес неразрывно связан с другими сферами жизни общества:

политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом.

Все большее распространение получают спонсорство и благотвори-

тельность, патронаж. Технология PR превратилась в философию

современного менеджмента, придавая ему все более явно выра-

женный характер социально-культурной технологии. Формирование

общности интересов с партнерами, государственными структурами,

СМИ, общественными организациями, создание репутации фирмы

в стране и за рубежом, в данном регионе и в глазах собственного

персонала, построение и продвижение духа корпорации, организа-

ционной культуры компании — эти и другие функции стали веду-

щими в содержании деятельности менеджеров.

Очевидно, что эта ситуация существенным образом меняет

и бизнес, и маркетинг: не столько изучать спрос, сколько своими

руками его создавать. Это требует колоссальных затрат на рекламу,

стимулирование продаж, на новые разработки, привлечение лучших

специалистов и их заинтересованность. Многое стало зависеть от

наличия команды единомышленников, способных к агрессивному

рыночному поведению, умеющих добиваться реализации новейших

идей с наивысшим результатом. В этой ситуации радикально меня-

ется технология работы с персоналом1. На первый план выходит не

столько то, ЧТО именно делает фирма, сколько то, КАК она дейс-

твует в различных зонах деловой активности. Главным становится

1 Именно этим обстоятельством объясняется успех японского менеджмен-

та, который смог наиболее адекватно ответить на этот вызов времени (пожиз-

ненный найм, кружки качества, организационная культура, традиции и т. п. ) и

выработать технологию управления, резко снижающую риск возможного внут-

рифирменного сопротивления нововведениям.

20 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 21

не столько поддержание системы стимулирования как поощрения

и наказания за достигнутые результаты, сколько создание систем

управления, основанных на знании мотивации конкретных работ-

ников, и формирование оптимальных условий развития самомоти-

вации, чувства сопричастности единому делу.

VI. Глобально-информационный этап. Пятый этап уже завершился

или еще завершается в наши дни, когда наметились черты следую-

щего этапа. Речь идет о двух обстоятельствах. Во-первых, это глоба-

лизация рынков: начинается тотальная конкуренция всех со всеми.

На первый план выходит способность занять свое уникальное место

в сети глобальных рыночных связей, что возможно только при

условии привлечения внимания к своему бизнесу и достижения

известности любыми средствами. Во-вторых, важно, что все эти

особенности проявляются на фоне бурного развития современных

информационных и компьютерных технологий, активного исполь-

зования возможностей Интернета, без которого уже немыслимы

современная коммуникация, реклама, PR, маркетинг и другие

бизнес-технологии. В этих условиях стало окончательно ясно, что в

наши дни производятся и потребляются не столько товары и услуги,

сколько конкретные бренды, для формирования и продвижения

которых необходимо вхождение в мировое экономическое, куль-

турное и информационное пространство. В этом отношении совре-

менный бизнес, как, впрочем, и политика, все более сближаются по

своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятель-

ностью в целом. В своем технологическом содержании современный

менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии

социально-культурной деятельности.

За последние 15–20 лет значительно трансформировалось пони-

мание таких ключевых составляющих бизнеса, как инновации,

менеджмент и маркетинг. Даже при успешном с точки зрения

традиционного менеджмента ведении дел этап глобального парт-

нерства будет недосягаем, если у компании нет собственного

неповторимого лица. Бренд определяет вес и значимость парт-

нера, стоимость бизнеса, привлекает заинтересованные стороны.

Брендинг — настоящее волшебство современного менеджмента.

Аутентичность во всем: от истоков идей до запланированного

отношения целевой группы потребителей. Учет составляющих

успеха в четырех измерениях — функциональном, ментальном,

социальном, духовном — дает возможность сформировать непов-

торимость облика и уникальность бренда, создать «бренд-код»1 и

разработать аутентичную стратегию управления. Брендинг оказы-

ва

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...