I. Фирменный стиль. II. Организационная культура. III. Корпоративная культура. Типы организационных культур. Тип организационной культуры
I. Фирменный стиль. • Информационный дизайн: название, аббревиатура, шрифты, цвета, звук, гимн, эмблема, герб, флаг. • Средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п. ). 46 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 47 • Оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, суве- нирная продукция. • Внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство. II. Организационная культура. • Организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и конт- роль, организация заработной платы, стимулирование, санкции и увольнение. • Организационная структура. • Стиль делового общения (организационное поведение): стиль руко- водства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, теле- фонных переговоров и т. п. III. Корпоративная культура. • Система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпо- ративное сознание, «корпоративная религия». • Эпос: герои и легенды. • Обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знамена- тельные даты. • Фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. п. Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осознания ее значимости руководителем организации. Культура компании рассматривается как определенная знаковая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоятельной, неповто- римой деловой культуры, оцениваемой как потребителем, так и бизнес- средой, которые, безусловно, будут оказывать на нее влияние.
Корпоративная культура во многом «неформальна». Организаци- онная культура более жестка, «формальна», закрепляется в распре- делении полномочий, оргструктурах, должностных инструкциях. Фирменный стиль выражает культуру компании внешне, в знаковой системе. Это некий внешний маркер, по которому — в идеале — можно распознать компанию (рис. 2. 2). Рис. 2. 2. Фирменный стиль и культура фирмы На культуру фирмы оказывают воздействие особенности наци- ональной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Такие культуры — своеобразный фильтр для информации, поступающей в организацию. Культура компании помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллектива и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях. Различают следующие исторические типы организационной культуры1: • органическая; • предпринимательская; 1 Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. и др. Управление персона- лом. — М.: ЮНИТИ, 2005, С. 121–123. 48 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 49 • бюрократическая; • партиципативная. В табл. 2. 1. представлено краткое описание этих типов организа- ционных культур. Таблица 2. 1 Типы организационных культур Тип организационной культуры Органическая Предпринима- тельская Бюрократическая Партиципативная Организация направляется: согласием и об- щей идеей свободной инициативой сильным руко- водством всесторонними обсуждениями Проблемы решаются на основе: исходного со- гласия с целями и задачами индивидуаль- ного твор- чества ясного и сосре- доточенного продумывания
открытого взаи- модействия Лидерство основывается на: разделяемых взглядах о на- правлении об- щего движения наличии авто- ритета и при- знания власти и поло- жении содействии кон- тактам и сотруд- ничеству С хроническими проблемами справляются с помощью: их игнорирова- ния и отказа от обсуждения поиска новых творческих подходов укрепления руководства и следования правилам более напряжен- ной дискуссии и выработки способов ре- шения Повседневная работа: осуществляется при минималь- ном вмешатель- стве в нее выполняется и видоизменя- ется каждым по-своему зависит от неиз- менности курса и активности руководства постоянно перепроверяется для большего совершенства Тип организационной культуры Органическая Предпринима- тельская Бюрократическая Партиципативная Функции и ответственность: реализуются с почти авто- матической точностью становятся та- кими, какими их делают люди предписываются и закрепляются разделяются и сменяются Желания и интересы отдельных людей: оцениваются по степени их согласованности с целями орга- низации считаются бо- лее важными, чем интересы организации подчиняются интересам орга- низации согласуются с интересами орга низации путем догово- ренности Руководство: задает контекст и цель, сводя к минимуму вме- шательство дает людям возможность делать так, как они считают нужным определяет лиде- ров и возможные направления развития действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудни- чества Коммуникации (общение): ограничены и несущест- венны меняются по интенсивности и непредсказу- емы угрожают стабильности организации и мешают работе считаются жизненно необходимыми для эффектив- ного решения проблем Информация и данные: расцениваются как совместное знание, которое не нужно выно- сить вовне используются для индивиду- альных дости- жений контролируются, и доступ к ним ограничен оцениваются и распределяют- ся открыто 50 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 51
Если взять за основу три параметра: иерархичность, равенство и степень вовлеченности в принятие решений, можно получить четыре типа организационной культуры (табл. 2. 2). Таблица 2. 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|