Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Бренд — это способ быстрой передачи важной информации рынку с




«Бренд — это способ быстрой передачи важной информации рынку с

целью оказать влияние на принятие решения». Для потребителя на

первый план при выборе выходят совершенно очевидные пара-

метры — качество, стоимость, доверие. Все эти параметры тесно

взаимосвязаны с идеей бренда, который служит эффективным

инструментом дифференциации и обеспечения конкурентного

преимущества. Максимальную пользу бренд приносит в случаях,

когда у потребителя нет информации и/или когда отличие товара

от продукции конкурента незначительно или совсем отсутствует.

Такое дополнение особенно важно в условиях, когда конкуренция

на рынке максимальна.

В настоящее время речь идет уже не только о брендах товаров, но

и компаний, персон, регионов, стран.

Какова природа бренда? Что его порождает? Без понимания этих

факторов невозможно говорить о брендинге. В этой связи стоит

привести ряд современных определений бренда:

1 Кляйн Н. No logo. Люди против брендов. — М.: Добрая книга, 2003.

• уникальная идея или концепция, которую вы вложили в голову

потребителя1;

• марка товара, его опознавательный знак отражающий извест-

ность, признанность данного товара и определенную степень

доверия к нему;

• демонстрация ценностей, которые культивируются в данной

компании2;

• не только символ, обозначающий продукт компании, но и отра-

жение компании-производителя в сознании потребителя3;

• совокупность представлений и ожиданий потребителя в отно-

шении данного товара4;

• уникальная система взаимосвязанных и взаимозависимых,

рациональных и иррациональных характеристик товара,

значимых для целевой аудитории; система, позволяющая отли-

чать данный товар от продукции конкурентов5.

Во всех этих и подобных определениях главными характеристи-

ками бренда оказываются:

• возможность самовыражения для потребителя;

• гарантия качества;

• торговая марка + добавленная стоимость;

• «имущество» владельца, которое можно продать или сдать

в аренду;

• сумма потребительских качеств товара + его имидж + добав-

ленная стоимость.

Не удовлетворившись многословными формулировками, Д. Ораев

предложил определение бренда из четырех слов: «Бренд — это

обещание обеспечить желаемые переживания».

1 Райс Л., Райс Э. 22 закона создания бренда. — М.: АСТ, 2003 С. 150.

2 Персонал-Микс. 2005, № 6, с. 7.

3 Андреев А. Г. МАМИ. 2004, № 2, с. 16.

4 Чернозуб О. Л. МАМИ. 2003, № 1, с. 40.

5 Власова Е. И. МАМИ. 2004, № 5.

72 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 73

Если попросить любого «человека с улицы» назвать известные ему

бренды, обычно называют Coca-Cola, Mersedes, Microsoft, BMW. Из

отечественных брендов — пиво «Балтика», «Невское», «Тиньков».

Почему Coca-Cola — бренд, а «Буратино» или «Колокольчик» —

нет? BMW — бренд, а «Лада» или «Москвич» — нет?

Получается что не всякая марка — бренд, а только та, которая

производит определенное впечатление, по-особому привлека-

тельна.

Бренд — не просто торговая марка, которую можно запатенто-

вать и которая может являться собственностью. Согласно одному

из наиболее точных определений, бренд — это торговая марка (заре-

гистрированное название), имеющая определенную стоимость за счет

ценности сопутствующего ей имиджа (репутации). Иначе говоря,

бренд — это имиджево-репутационная составляющая стоимости

марки. Хотя он и входит в стоимость компании, но существует в пот-

ребительском сознании.

В современной рыночной ситуации избалованный потребитель

реагирует не столько на товар и его качество, сколько на марку

товара, имидж фирмы, репутацию его руководства. На первый план

вышли внеценовые факторы конкуренции, имиджевая реклама.

Возросла зависимость менеджмента от общественного мнения, от

освещения деятельности фирмы в СМИ, от отношений с исполни-

тельной и законодательной властью различных уровней регионов

или даже стран. Успех дела стал зависеть от возможностей поли-

тического влияния фирмы, ее репутации, репутации и имиджа ее

менеджеров, спонсорской и благотворительной деятельности.

Но бренд — не только имидж, представление о фирме и впечат-

ление, которое она производит. Бренд обеспечивает лояльность

потребителей и выражает их устойчивую привязанность к продукции

фирмы.

Согласно одному полушутливому определению, бренд — это

синдром устойчивой психофизиологической зависимости от марки

товара. Эта формулировка напоминает определение наркотика, как

вещества, употребление которого способно выработать синдром

устойчивой психофизиологической зависимости. Действительно,

потребитель фактически «подсаживается» на бренд — не столько

на товар, сколько именно на его имиджево-репутационную состав-

ляющую. Еще в глухое советское время потребитель гонялся за

«фирмой», товарами не только и не столько качественными, сколько

модными и престижными. Сейчас можно сказать, что он гоняется за

брендами.

Бренды — это ответ на пожелания и ожидания. Бренды — это

реакция на увиденное и услышанное. Бренды — это связь с потре-

бителем. Бренды — это вера…

В январе 2001 года авторитетным агентством Young & Rubicam были

завершены широкомасштабные исследования, результаты которых

показали, что качество и надежность больше не являются для потре-

бителя ключевыми факторами при выборе бренда. Наиболее успеш-

ными оказываются так называемые «бренды веры» — бескомпромис-

сные, пронизанные максималистским духом продукты и услуги, часто

отражающие идейные предпочтения и области интересов своих созда-

телей. Примеры подобных «брендов веры» — IKEA, Nike, Disneyland

Paris, MTV, Virgin, Microsoft. Отношение этих брендов к потреби-

телям таково: если вам нравится то, за что мы боремся, — это очень

хорошо, если же нет — очень плохо! Они хотят нравиться потреби-

телям и не остановятся ни перед чем, чтобы убедить покупателя в

своей привлекательности, но не собираются изменять свои убеж-

дения ради кого бы то ни было. Фактически, это — новая религия.

На одном из семинаров было выработано, как представляется,

наиболее точное и передающее технологическую суть дела опреде-

ление: бренд — это волшебная история о магическом артефакте, обла-

дание которым открывает дверь в царство мечты.

Магический артефакт в сказках — волшебная палочка, ковер-

самолет, скатерть самобранка, живая вода…. Так и бренд. Он

всегда — современная сказка. Поэтому Coca-Cola — бренд, а «Коло-

кольчик» — нет. Mersedes, BMW связаны с «волшебной историей о

магическом артефакте», содержат ее, а «Жигули» — нет. «Все дело

в волшебных пузырьках».

74 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 75

Нередко брендинг сводят к довольно простой схеме:

• определение названия, имени (нейминг — от английского

naming), включая фонотип (звучание названия фирмы) и ло-

готип (написание фонотипа);

• регистрация торговой марки, т. е. регистрация звучания и напи-

сания в Палате;

• создание под эту торговую марку концепции, легенды, выбор

тактики продвижения, целевой аудитории и т. д.;

• через год-два марка или оказывается «у всех на устах», т. е. ста-

новится брендом, или — нет.

Сколько было попыток создания «брендов» подобным «методом

тыка»!

Однако, если бренд — то, что существует в сознании людей как

имиджево-репутационная составляющая марки, очевидно, что

бренд — это торговая марка «ДЛЯ КОГО-ТО», кому она предназна-

чена.

Имидж и репутация: брендинг

и контактные группы

Говоря об имиджево-репутационной составляющей стоимости

марки, следует признать некоторую парадоксальность ситуации.

Имидж — образ, а репутация — общественное мнение, т. е. речь идет

о каких-то впечатлениях. Чьих и о чем?

Слово имидж означает образ (англ. image). В энциклопедическом

словаре по управлению персоналом1 этому понятию отводится

всего семь строчек: «Некий ореол, создаваемый вокруг конкретной

личности с целью ее популяризации, оказания эмоционально-психо-

логического воздействия на общественное мнение (например, имидж

1 Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Ки-

банова. — М., 1998.

руководителя организации… или преуспевающего предпринима-

теля)».

В данном определении, несмотря на его однобокость, есть

несколько примечательных моментов:

• имидж — это ореол, нечто нематериальное;

• имидж создается;

• имидж всегда относится к конкретному субъекту (личности,

компании, группе).

Цель имиджа — воздействие. Объект воздействия — люди,

принадлежащие к определенным группам (потребители, электорат,

зрители, сотрудники — в зависимости от цели). Имидж достигает

цели, когда формируется заданное мнение.

Имидж менеджера, руководителя, политического деятеля, артиста

и т. д. — не что иное, как целостный образ (преимущественно —

зрительный), впечатление, которое производит человек. Помимо

личного имиджа можно говорить также об имидже товара, товарной

марки. В этом случае речь идет о ярком, броском и запоминающемся

образе конкретного продукта, изделия или услуги. И личный имидж,

и имидж товара связаны в первую очередь с целостным зрительным

образом, строятся на его основе. Имидж фирмы — трудноопреде-

лимое понятие, прежде всего потому, что речь идет о комплексе

качеств и свойств, которые чаще всего невозможно представить

в качестве зрительного образа. Как представить имидж фирмы?

Разумеется, имидж организации — это представления о профиле,

виде деятельности, о том, что и как делает фирма, о качестве ее

товаров и услуг, их особенностях.

В финансовой сфере уместен респектабельный имидж фирмы,

а экстравагантный фирменный стиль вполне допустим в сфере

искусства, развлечений, шоу-бизнеса. Одно дело — имидж военной

организации («наши парни — наши защитники», высокая органи-

зованность и дисциплина, высокие технологии), а другое — имидж

туристического агентства (доступность цен, широкий набор услуг,

доброжелательность и ответственность).

76 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 77

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...