«Бренд — это способ быстрой передачи важной информации рынку с
«Бренд — это способ быстрой передачи важной информации рынку с целью оказать влияние на принятие решения». Для потребителя на первый план при выборе выходят совершенно очевидные пара- метры — качество, стоимость, доверие. Все эти параметры тесно взаимосвязаны с идеей бренда, который служит эффективным инструментом дифференциации и обеспечения конкурентного преимущества. Максимальную пользу бренд приносит в случаях, когда у потребителя нет информации и/или когда отличие товара от продукции конкурента незначительно или совсем отсутствует. Такое дополнение особенно важно в условиях, когда конкуренция на рынке максимальна. В настоящее время речь идет уже не только о брендах товаров, но и компаний, персон, регионов, стран. Какова природа бренда? Что его порождает? Без понимания этих факторов невозможно говорить о брендинге. В этой связи стоит привести ряд современных определений бренда: 1 Кляйн Н. No logo. Люди против брендов. — М.: Добрая книга, 2003. • уникальная идея или концепция, которую вы вложили в голову потребителя1; • марка товара, его опознавательный знак отражающий извест- ность, признанность данного товара и определенную степень доверия к нему; • демонстрация ценностей, которые культивируются в данной компании2; • не только символ, обозначающий продукт компании, но и отра- жение компании-производителя в сознании потребителя3; • совокупность представлений и ожиданий потребителя в отно- шении данного товара4; • уникальная система взаимосвязанных и взаимозависимых, рациональных и иррациональных характеристик товара, значимых для целевой аудитории; система, позволяющая отли-
чать данный товар от продукции конкурентов5. Во всех этих и подобных определениях главными характеристи- ками бренда оказываются: • возможность самовыражения для потребителя; • гарантия качества; • торговая марка + добавленная стоимость; • «имущество» владельца, которое можно продать или сдать в аренду; • сумма потребительских качеств товара + его имидж + добав- ленная стоимость. Не удовлетворившись многословными формулировками, Д. Ораев предложил определение бренда из четырех слов: «Бренд — это обещание обеспечить желаемые переживания». 1 Райс Л., Райс Э. 22 закона создания бренда. — М.: АСТ, 2003 С. 150. 2 Персонал-Микс. 2005, № 6, с. 7. 3 Андреев А. Г. МАМИ. 2004, № 2, с. 16. 4 Чернозуб О. Л. МАМИ. 2003, № 1, с. 40. 5 Власова Е. И. МАМИ. 2004, № 5. 72 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 73 Если попросить любого «человека с улицы» назвать известные ему бренды, обычно называют Coca-Cola, Mersedes, Microsoft, BMW. Из отечественных брендов — пиво «Балтика», «Невское», «Тиньков». Почему Coca-Cola — бренд, а «Буратино» или «Колокольчик» — нет? BMW — бренд, а «Лада» или «Москвич» — нет? Получается что не всякая марка — бренд, а только та, которая производит определенное впечатление, по-особому привлека- тельна. Бренд — не просто торговая марка, которую можно запатенто- вать и которая может являться собственностью. Согласно одному из наиболее точных определений, бренд — это торговая марка (заре- гистрированное название), имеющая определенную стоимость за счет ценности сопутствующего ей имиджа (репутации). Иначе говоря, бренд — это имиджево-репутационная составляющая стоимости марки. Хотя он и входит в стоимость компании, но существует в пот- ребительском сознании. В современной рыночной ситуации избалованный потребитель реагирует не столько на товар и его качество, сколько на марку
товара, имидж фирмы, репутацию его руководства. На первый план вышли внеценовые факторы конкуренции, имиджевая реклама. Возросла зависимость менеджмента от общественного мнения, от освещения деятельности фирмы в СМИ, от отношений с исполни- тельной и законодательной властью различных уровней регионов или даже стран. Успех дела стал зависеть от возможностей поли- тического влияния фирмы, ее репутации, репутации и имиджа ее менеджеров, спонсорской и благотворительной деятельности. Но бренд — не только имидж, представление о фирме и впечат- ление, которое она производит. Бренд обеспечивает лояльность потребителей и выражает их устойчивую привязанность к продукции фирмы. Согласно одному полушутливому определению, бренд — это синдром устойчивой психофизиологической зависимости от марки товара. Эта формулировка напоминает определение наркотика, как вещества, употребление которого способно выработать синдром устойчивой психофизиологической зависимости. Действительно, потребитель фактически «подсаживается» на бренд — не столько на товар, сколько именно на его имиджево-репутационную состав- ляющую. Еще в глухое советское время потребитель гонялся за «фирмой», товарами не только и не столько качественными, сколько модными и престижными. Сейчас можно сказать, что он гоняется за брендами. Бренды — это ответ на пожелания и ожидания. Бренды — это реакция на увиденное и услышанное. Бренды — это связь с потре- бителем. Бренды — это вера… В январе 2001 года авторитетным агентством Young & Rubicam были завершены широкомасштабные исследования, результаты которых показали, что качество и надежность больше не являются для потре- бителя ключевыми факторами при выборе бренда. Наиболее успеш- ными оказываются так называемые «бренды веры» — бескомпромис- сные, пронизанные максималистским духом продукты и услуги, часто отражающие идейные предпочтения и области интересов своих созда- телей. Примеры подобных «брендов веры» — IKEA, Nike, Disneyland Paris, MTV, Virgin, Microsoft. Отношение этих брендов к потреби- телям таково: если вам нравится то, за что мы боремся, — это очень хорошо, если же нет — очень плохо! Они хотят нравиться потреби-
телям и не остановятся ни перед чем, чтобы убедить покупателя в своей привлекательности, но не собираются изменять свои убеж- дения ради кого бы то ни было. Фактически, это — новая религия. На одном из семинаров было выработано, как представляется, наиболее точное и передающее технологическую суть дела опреде- ление: бренд — это волшебная история о магическом артефакте, обла- дание которым открывает дверь в царство мечты. Магический артефакт в сказках — волшебная палочка, ковер- самолет, скатерть самобранка, живая вода…. Так и бренд. Он всегда — современная сказка. Поэтому Coca-Cola — бренд, а «Коло- кольчик» — нет. Mersedes, BMW связаны с «волшебной историей о магическом артефакте», содержат ее, а «Жигули» — нет. «Все дело в волшебных пузырьках». 74 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 75 Нередко брендинг сводят к довольно простой схеме: • определение названия, имени (нейминг — от английского naming), включая фонотип (звучание названия фирмы) и ло- готип (написание фонотипа); • регистрация торговой марки, т. е. регистрация звучания и напи- сания в Палате; • создание под эту торговую марку концепции, легенды, выбор тактики продвижения, целевой аудитории и т. д.; • через год-два марка или оказывается «у всех на устах», т. е. ста- новится брендом, или — нет. Сколько было попыток создания «брендов» подобным «методом тыка»! Однако, если бренд — то, что существует в сознании людей как имиджево-репутационная составляющая марки, очевидно, что бренд — это торговая марка «ДЛЯ КОГО-ТО», кому она предназна- чена. Имидж и репутация: брендинг и контактные группы Говоря об имиджево-репутационной составляющей стоимости марки, следует признать некоторую парадоксальность ситуации. Имидж — образ, а репутация — общественное мнение, т. е. речь идет о каких-то впечатлениях. Чьих и о чем? Слово имидж означает образ (англ. image). В энциклопедическом
словаре по управлению персоналом1 этому понятию отводится всего семь строчек: «Некий ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации, оказания эмоционально-психо- логического воздействия на общественное мнение (например, имидж 1 Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Ки- банова. — М., 1998. руководителя организации… или преуспевающего предпринима- теля)». В данном определении, несмотря на его однобокость, есть несколько примечательных моментов: • имидж — это ореол, нечто нематериальное; • имидж создается; • имидж всегда относится к конкретному субъекту (личности, компании, группе). Цель имиджа — воздействие. Объект воздействия — люди, принадлежащие к определенным группам (потребители, электорат, зрители, сотрудники — в зависимости от цели). Имидж достигает цели, когда формируется заданное мнение. Имидж менеджера, руководителя, политического деятеля, артиста и т. д. — не что иное, как целостный образ (преимущественно — зрительный), впечатление, которое производит человек. Помимо личного имиджа можно говорить также об имидже товара, товарной марки. В этом случае речь идет о ярком, броском и запоминающемся образе конкретного продукта, изделия или услуги. И личный имидж, и имидж товара связаны в первую очередь с целостным зрительным образом, строятся на его основе. Имидж фирмы — трудноопреде- лимое понятие, прежде всего потому, что речь идет о комплексе качеств и свойств, которые чаще всего невозможно представить в качестве зрительного образа. Как представить имидж фирмы? Разумеется, имидж организации — это представления о профиле, виде деятельности, о том, что и как делает фирма, о качестве ее товаров и услуг, их особенностях. В финансовой сфере уместен респектабельный имидж фирмы, а экстравагантный фирменный стиль вполне допустим в сфере искусства, развлечений, шоу-бизнеса. Одно дело — имидж военной организации («наши парни — наши защитники», высокая органи- зованность и дисциплина, высокие технологии), а другое — имидж туристического агентства (доступность цен, широкий набор услуг, доброжелательность и ответственность). 76 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 3. Бренд как интегратор бизнеса 77
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|