Стили руководства по К. Левину
Стили руководства по К. Левину Признак классифи- кации Авторитарный стиль (едино- личный, дирек- тивный) Демократичный стиль (коллеги- альный) Пассивный стиль (по- пустительствующий, либеральный, анархи- ческий) Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответствен- ности в руках лидера. Выбор целей и средств нахо- дится в руках у руководителя. Делегирование полномочий с удержанием ключевых пози- ций лидера. Принятие реше- ний разделено по уровням на основе участия. Снятие лидером с себя ответственнос- ти в пользу группы (организации). Предоставление возможности само- управления в же- лаемом для группы режиме. Признак классифи- кации Авторитарный стиль (едино- личный, дирек- тивный) Демократичный стиль (коллеги- альный) Пассивный стиль (по- пустительствующий, либеральный, анархи- ческий) Потоки инфор- мации идут пре- имущественно сверху, слабая обратная связь Активные пото- ки информации в двух направле- ниях Потоки информации строятся прежде всего горизонтально Сильные стороны Предсказуе- мость результа- тов. Основное внимание уде- ляется порядку и дисциплине. Работает только при грамотном руководителе Усиление личных обя- зательств по выполнению работы через участие в управ- лении Позволяет действо- вать самостоятельно, без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень
самостоятельности и квалификации под- чиненных Слабые стороны Сдерживание индивидуаль- ных инициатив, большая вне- шняя загрузка руководителя, частые авралы Требуется много времени для принятия реше- ний, необходим грамотный ли- дер и обученные подчиненные Группа может потерять контроль и скорость решения проблем без лидерс- кого вмешательства Более разноплановым является уточнение различения стилей руководства до шести основных видов: деспотический, бюрократи- ческий, патриархальный, кооперативный и попустительский. Уточ- нения здесь относятся, прежде всего, к традиционно понимаемому авторитарному стилю, в котором справедливо выделяются качес- твенно отличные друг от друга стили: деспотический, бюрократи- ческий и патриархальный. Другое уточнение столь же существенно. В традиционной триаде демократический стиль противопоставлялся либеральному, а последний трактовался как попустительский, что не только концептуально неверно, но и способно привести на практике к совершенной путанице. В целях большей точности и наглядности различия между шестью стилями сведены в табл. 4. 2. 168 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 169 Таблица 4. 2 Сопоставление стилей руководства Показа- тели Деспоти- ческий Бюрокра- тический Патриар- хальный Коопера- тивный Попусти- тельский Отно- шение к работ- никам Как к деталям механиз- ма («вин- тикам») Как к без- личным должнос- тям Как к де- тям «нераз- умным» Как к пар- тнерам и сотруд- никам Как к не- зависи- мым инди- видам Основа авто- ритета и власти Иерархия Аппарат «Отец» в «семье»
Компе- тентность Самосто- ятельность Реали- зация реше- ний По при- казу Пись- менное указание Разъяс- нение («настав- ление») Согласие Баланс сил Источ- ники инфор- мации Первое лицо По линии формаль- ного под- чинения «Доброже- лательно сверху» Отовсюду Случай- ные Конт- роль Тоталь- ный Доклад- ные записки и проверки Эмоцио- нальное отноше- ние Руководи- телем по результату Самостоя- тельно Моти- вация Страх Продви- жение Зависи- мость Ответс- твенность Свобода Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не просто являются элементами одного списка. В зависимости от степени внимания, обращенного на производство и на человеческий фактор, они образуют систему. Многочисленные исследования в области определения стилей лидерства выявили два основных параметра, характеризующих управленческий стиль. • Степень уважения — заключается в установлении отношений взаимного доверия и уважения между руководителем и подчи- ненным, двусторонних коммуникаций между ними, а также во внимании руководителя к чувствам подчиненного. Она выра- жается в ориентации на сохранение и развитие коллектива, конкретных людей, на внимание, доверие, поощрение (обес- печение достижения сотрудниками их личных целей, удовлет- воренности трудом, самореализации, уверенности, вовлечение их в обдумывание и решение проблем, личный пример, взаи- моуважение и искренность в отношениях). • Инициирующая составляющая — выражается в точном скру- пулезном определении должностных обязанностей каждого работника, в чрезвычайно активной роли руководителя подраз- деления в планировании, контроле, генерировании новых идей, а также в критике подчиненных. Кроме того, в ориентации на конкретные задачи (побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «правильных» решений, наличия «нужных» сотрудников и их «правильной» загрузки и прочих ресурсов). Для эффективности руководства от менеджера требуется опре- деленный уровень развития рефлексии, возможность осознать свои сильные и слабые стороны, что дает понимание выбора того или иного стиля руководства. Исследования Р. Блейка и Дж. Моул-
тона привели не только к описанию различных стилей руководства при помощи Управленческой матрицы (GRID), представленной на рис. 4. 5, но и породили систему обучения менеджеров GRIDManagement. Тренинг по этой системе позволяет осознать свой стиль и дает возможность скорректировать его в сторону повышения личной и управленческой эффективности. В основе теории и пост- роения матрицы — два основных параметра, степень выраженности и соотношения которых характеризуют индивидуальный стиль управления: ориентированность на производительность и ориенти- рованность на межличностные отношения. 170 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 171 Рис. 4. 5. Управленческая матрица Блейка и Моултона (GRID) Матрица представляет собой таксономию управленческих стилей, классифицированных в соответствии со степенью заинтересован- ности руководителя в подчиненных как личностях (ориентиро- ванность на человека) по сравнению с его заинтересованностью в производительности труда во вверенном ему подразделении (ориен- тированность на дело, на результат). Степень заинтересованности оценивается по 9-тибалльной шкале: если показатели менеджера составляют 9, 9, это означает, что он одинаково и в высшей степени заинтересован и в человеческих отношениях, и в высокой произво- дительности труда. Это идеальный гармоничный вариант. Менеджер, показатели которого составляют 1, 9, проявляет низкий уровень заинтересованности в производительности труда и делает основной упор на человеческие взаимоотношения. Он внимателен к нуждам подчиненных, но при этом прилагает мало усилий для обеспечения результативности в работе. Показатель 9, 1 говорит о том, что руко- водитель, прежде всего, заботится об эффективности организации работы, но без учета нужд подчиненных. Показатель 1, 1 демонстри- рует отсутствие интереса к результату деятельности подразделения и отношениям в коллективе. Показатель 5, 5 говорит о средней выра-
женности тенденций. Он свидетельствует о неком конформизме руководителя и о возможных проявлениях формализма в работе. В этом случае, как правило, эффективность управления снижена. Х. Т. Грэхем и Р. Беннет считают, что важным фактором при выявлении наиболее эффективного управленческого стиля явля- ется структура поставленной задачи — степень определенности, с которой задана предстоящая работа. Если задача полностью струк- турирована, то менеджер почти неизбежно должен делать упор на выполнении задачи, т. к. его обязанность — обеспечить выполнение в соответствии с жесткими требованиями и, например, специфи- кациями. Например, конвейерное производство. В случае слабой структурированности или отсутствия структуры выполнения задачи менеджер достигает результатов, делая упор на персонал, на его творчество, компетентность, самостоятельность, самомотивиро- ванность. Например, исследовательская лаборатория, креативные проекты. В любом случае менеджер должен учитывать индивиду- альные особенности сотрудников и полагаться на свои умения и опыт, определяя, должны ли мнения подчиненных брать верх над требованиями производственного процесса. Эффективный стиль руководства оказывает однозначно пози- тивное формирующее влияние на корпоративную культуру, неэф- фективный — негативное, разрушающее. В чистом виде стили руководства практически не встречаются. В ре- альной жизни и практике менеджмента, действительно, имеет место пространство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства. Формирование и развитие конкретного стиля руко- водства обусловлено рядом факторов, перечислить которые полно- стью не представляется возможным. Можно указать лишь главные. Во-первых, содержание и технология деятельности. Сам характер деятельности часто задает и особенности контроля, и постановку задач, и даже стиль общения. Например, давно отмечено, что для 172 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 173 художественных руководителей (главных режиссеров, балетмейс- теров, хормейстеров, дирижеров и т. д. ) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле, условие их профессионализма, являющееся следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры и музыканты для них —
лишь средство воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, это означает, что ему самому не ясно, что надо делать. Во-вторых, характер конкретных задач. Грубо говоря, при пожаре некогда проводить совещания и принимать коллегиальные решения: необходимо отдавать четкие приказы и жестко контролировать ситу- ацию. Стиль руководства зависит и от конкретной ситуации и положения, в котором находится компания или подразделение: в стадии станов- ления может быть один стиль, в период стабильного роста — другой, в ситуации восстановления коллектива после кризиса — третий. Более того, стиль руководства проявляет зависимость от индиви- дуального характера и опыта отдельных исполнителей. Не секрет, что с разными подчиненными один и тот же руководитель ведет себя по-разному. Кроме того, встречаются люди, желающие, чтобы ими руководили авторитарно и даже деспотически. Во-первых, чтобы всегда знать, что надо делать, не особенно задумываясь на эту тему. Во-вторых, чтобы не нести личной ответственности («Я только исполнял приказ! »). В-третьих, чтобы оказаться сопричастными успеху, достигнуть которого самостоятельно они не способны («маленький солдат императора»). Наконец, стиль в существеннейшей мере зависит от личности руководителя. Так, волевой тон зачастую является прикрытием личной несостоятельности, неуверенности, профессиональной беспомощности и элементарного невежества. Особенности личности руководителя — наиболее очевидный фактор, о котором уже гово- рилось выше и будет сказано еще. Итак, стиль руководства — это не нечто неизменное, данное раз и навсегда. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях их пере- хода друг в друга. В наши дни организации уже не представляют собой пирамиды с жестким лидерством. Лидер нового типа поддерживает в коллек- тиве здоровую атмосферу и ценит подчиненных, способных сказать «нет». Это не конец лидерства вообще, а начало более утонченной и гибкой формы его влияния на эффективность. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях перехода их друг в друга. В этой связи пред- ставляется чрезвычайно наглядной и поучительной графическая модель, предложенная П. Херси1, которая представлена на рис. 4. 6. В модели соотносятся две группы факторов стиля руководства: ориентация на человеческие отношения (эмоциональные или раци- ональные по преимуществу) и на производственные задачи. Причем, вторая группа факторов совпадает с характеристиками зрелости исполнителей (понимают или не понимают они задачу, хотят или не хотят ее решать). В соответствии с выраженностью этих факторов все «поле» (пространство) стилей делится на основные четыре зоны (квадрата), каждый из которых П. Херси связывает с доминирова- нием четырех ценностей: власти, добра, красоты и истины. В случае незрелого коллектива (не хотят и не понимают задачу) руководитель с неизбежностью будет авторитаром-деспотом, ориен- тируясь на рационально выстроенные властные отношения. В том случае, когда подчиненные готовы взяться за решение задачи, но не понимают, как это сделать, руководитель, поддерживая эмоцио- нально более теплые отношения с ними, станет уделять разъясни- тельной работе больше внимания. В случае «понимают, но не хотят» задача руководителя — при сохранении высокой степени эмоцио- нальности отношений («гнева и милости») повышать мотивацию, сопричастность подчиненных, вовлекая их в принятие решений 1 Hirsy P. Management of Organizational Behavior. — NY, 1990. 174 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 175 и контроль. В ситуации наиболее зрелого коллектива («хотят и по- нимают») отношения носят наиболее рациональный и спокойный характер. Рис. 4. 6. Динамика стилей руководства («кривая Херси») Замечательной особенностью модели является то, что «кривая Херси» показывает характер динамики («траекторию») развития стилей руководства и механизм перехода от одного стиля к другому. Так, по мере созревания коллектива, руководитель может, ослабив регламентацию, поднять «градус» эмоциональности своих отно- шений с подчиненными, и постепенно, шаг за шагом, продвигаться по «кривой Херси» справа налево. И, наоборот, при необходимости, например, в процессе нововведений в слишком «остывшем», «закос- теневшем» в рутине коллективе, руководитель, взяв на себя у подчи- ненных часть их полномочий, должен дополнить это большей личной эмоциональностью и вновь, шаг за шагом, сдвигаться в своем стиле слева направо по «кривой Херси». Это лишний раз подчеркивает пластичный и динамичный характер стиля руководства и возмож- ность контролировать и направлять эту динамику. Поэтому сегодня актуально не столько как стать, а как быть лидером своей команды, которому часто приходится действовать в условиях неопределенности, мгновенно адаптироваться в экстре- мальных ситуациях, в ограниченном временном пространстве. Раци- ональный, вдумчивый подход не утратил, конечно, своих позиций, но именно эмоциональная составляющая лидерства отвечает на вопрос как «Как? Каким образом? », а значит, способствует транс- ляции ключевых ценностей организации и восприятию обратной связи от сотрудников. Внутрифирменная коммуникация В формировании позитивной мотивации играет роль не только правильно выстроенные подбор и расстановка кадров, но и корректное введение в должность новых работников. Важна также правильно организованная коммуникация, формальное и нефор- мальное общение руководства и персонала. Это не только проведение рабочих встреч с персоналом, собраний, совещаний, семинаров, конференций. Сюда же относятся сбор и анализ предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформление стендов, стенгазет, досок объявлений, постоянных и временных выставок, статьи и письма в СМИ, использование фото-, кино-, видеомате- риалов, печатных материалов (справочников, памяток для новичков и начинающих), телефон доверия. Могут использоваться также собственные радиостудии, кабельное ТВ, многотиражки. Кроме собственной газеты или журнала можно издавать справочную лите- 176 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 177 ратуру, ориентированные на персонал листовки и буклеты, другие информационные материалы. В любой организации, даже самой небольшой, используются как минимум два коммуникативных средства — устные коммуникации и письменные (заметки-записки). В крупных организациях исполь- зуют также внутренние газеты — листки новостей, публикации для менеджеров (или управленческие публикации), ежегодные отчеты организации, доски объявлений, внутреннее видео. Интернет (элек- тронная почта), встречи с руководителями, слухи. Все эти виды внут- ренних коммуникаций (их наличие или отсутствие) выступают как показатели культуры внутриорганизационных отношений и форми- руют образ компании в глазах ее сотрудников. Поэтому главнейшей задачей формирования корпоративной культуры является внутрифирменный PR — обеспечение двух потоков внутрифирменной информации: «сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от первых лиц фирмы, которая должна систематически доводиться до персонала. У каждого работника имеется вполне естественная потребность в «чувстве руководителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянию дел, обоснован- ности слухов и т. д. Некоторые руководители считают, что должны быть загадочными для подчиненных, полагая, что это способствует укреплению их авторитета — заблуждение чрезвычайно опасное. Если руководитель загадочен, как сфинкс, это создает острый дискомфорт у подчиненных. Они начинают «угадывать шефа», строить догадки об истинных намерениях, оценках и настроениях руководства, начинают распространяться слухи, сплетни, создается нервозная обстановка, благоприятная для интриг, отвлекающая коллектив от дела и не идущая этому делу на пользу. Для решения проблемы недостаточно отдавать приказы и доводить их до испол- нителей. Для адекватного понимания сути приказов и распоря- жений необходима дополнительная разъяснительная работа, жела- тельно исходящая из первых уст. Поэтому хороший руководитель пользуется каждой возможностью демонстративного разъяснения позиции руководства, принципов управления, своих оценок, решений, их мотивов и намерений. Не менее важен и встречный информационный поток — от персо- нала к руководству. Настроения, мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улучшению дел — обо всем этом руко- водитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому он должен пользоваться любой возможностью личного контакта и создавать для этого специальные ситуации — от теку- щего приема до отдельных бесед и неформального общения. Этот источник не могут заменить сведения, поступающие от руководи- телей подразделений, так как возможны искажения информации, ее утаивание («чего шеф не знает, от того не страдает»), и руко- водство может столкнуться с неожиданным для него конфликтом, забастовкой и т. п. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного». Если первые лица фирмы не выстраивают этот поток информации, он начинает складываться стихийно и отнюдь не на пользу делу. Очевидный дефицит инфор- мации начинает заполняться: возникают сплетни, наушничанье, доносительство, «доброжелательство» и прочие проявления нездо- ровой обстановки. Оба потока информации, как создающий «чувство руководи- теля» у подчиненных, так и создающий «чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете, направлены на достижение единой цели — формирования «чувства мы», сопричастности общему делу. Этому служит и привлечение подчиненных к выработке решений, поиску наиболее оптимальных из них. Внутри фирмы информация выполняет ряд важнейших для совре- менного менеджмента функций: • помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы; • разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом; • удовлетворение потребности персонала в информации о собы- тиях в компании и вокруг нее; 178 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд • обеспечение и стимулирование двусторонней коммуникации между руководством фирмы и работниками; • способствование развитию положительной мотивации у каж- дого работника по отношению к фирме и высокому качеству работы; • формирование организационной культуры и фирменного стиля; • воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры. ГЛАВА 5 Выращивание бизнес-культуры Основные факторы, определяющие куль- туру организации. Динамика бизнес-куль- туры: от идеи до организации. Корпора- тивная культура и личность: преодоление отчуждения. Поддержание и развитие организационной культуры. Управление культурными изменениями и управление сопротивлением. В. Т.: Бывает, что сильная корпоративная культура идет абсолютно вразрез со стратегией компании. Это происходит в том случае, когда носителями корпоративной культуры становятся в первую очередь неформальные лидеры, которые официально не являются руководителями, но обла- дают достаточным авторитетом. Представьте, что они, например, не приветствуют грядущих изменений в компании и действуют, преследуя свои особые цели. В этом случае сильная корпоративная культура может негативно влиять на результат, которого добивается бизнес. Как оградить себя от подобной ситуации? Только повышением качества управления в компании и выращиванием ключевых персон — лидеров, высококлассных специалистов, креативных и ответственных. Главное — это выявление лучших и развитие их. Как выделить тех, кто станет движущей силой? Здесь необходима оценка и всестороннее развитие, возможность проявить себя и осуществить свои идеи. Тогда естественным образом выделяются те люди, для которых развитие — основополагающая, ключевая ценность. Г. Т.: Это персонифицируется… В. Т.: Да. Это персонифицируется. При помощи таких ключевых персон начинается общее движение в нужном направлении. На месте остаются только те, кому это не очень интересно. Так люди без желания роста и развития быстрее распознаются. 180 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 181 Г. Т.: Получается органический процесс… В. Т.: Это естественный органический процесс. Человек встраивается и движется вместе с компанией или просто «выпадает». Г. Т.: «Процесс органического роста компании» — это вообще очень российское понятие. Это похоже на выращивание… Основные факторы, определяющие культуру организации Фирмы, приглашающие сегодня на отдельные должности профессионалов, которые занимаются разработкой корпоративной культуры, находятся изначально в более выгодном положении отно- сительно тех компаний, где не задумываются об этом или созна- тельно игнорируют данный вопрос. Конечно, разработка и внед- рение корпоративной культуры требует отдельных средств, усилий и времени, но для долгожительства фирмы нет ничего лучше, чем просеивание золотых крупиц ценностного достояния корпорации и переплавки их в золотые слитки, составляющие надежный капитал и гарантию доверия общества. Работа над корпоративной культурой — сложная и долгосрочная задача, которая требует вложений усилий со стороны руководства компании и каждого ее представителя. Придя в организацию, человек рассчитывает занять в ней определенное место, надеется на соответствие принципов компании своим ожиданиям1. Если компания не считает себя однодневкой, работу над созда- нием корпоративной культуры необходимо начинать как можно раньше. Ее могут проводить специально обученные люди — руко- водители HR-отделов, психологи компании, тренеры, оргконсуль- танты, менеджеры по корпоративной культуре. В промышленно развитых странах забота о внутреннем благо- получии человека, и, прежде всего, делового человека — полити- 1 См.: Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Вильямс, 2003, с. 122. ческой и экономической опоры общества — поставлена широко. К его услугам — свой врач, массажист, наконец, психотерапевт или психолог, который в любой момент объяснит его состояние и поре- комендует средства для того, чтобы быстро прийти в себя. У нас же по-прежнему считается геройством выходить на работу больным, забросить семью, а обращение к врачу-психологу в состоянии стресса представляется недопустимой блажью или как минимум странностью. Важно не выжимать из своих подопечных все силы, как того требуют внешние обстоятельства, а разумно использовать потенциал и бесценные человеческие ресурсы. В нашей стране многие работники еще преодолевают то, что раньше называлось советским образом жизни, а также те преграды, которые стоят на пути их вхождения в деловой мир. Избавление от трудогольной зависимости — сложный процесс, требующий высококвалифици- рованной профессиональной помощи. Для фирмы отклонения от решения этого вопроса может быть чревато потерей ключевых сотрудников, поскольку работники — при наличии возможности выбора — выбирают среду, в которой для них будут создаваться все необходимые условия для комфортного обитания и успешной работы. Каждый из нас знает, как относятся в его фирме к работнику, клиенту, партнеру. Каждый ощущает это на себе, в своей работе, при решении проблем, возникающих у клиентов. Очевидно, что всякая компания в чем-то уникальна; поэтому она должна разработать и реализовать уникальную корпоративную куль- туру. Представления об особенностях этой культуры и отношения к персоналу формируются на основании впечатлений от первых посе- щений офиса организации, от общения с ее сотрудниками и руководс- твом. Привлекает обстановка, свидетельствующая о хороших условиях труда, деловой атмосфере, доброжелательном и уважительном отно- шении к работникам. Бескультурье может дорого обойтись компании. Несмотря на то, является ли культура организации предметом тщательного выбора или просто образовалась со временем, можно выделить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс1. 1 Культура организации. — Красноярск: КГПУ, 1996. 182 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 183 Это: история и собственность, размер, технология, цели и задачи, окружение, люди. История и собственность. Новые организации должны быть либо агрессивными и независимыми, либо гибкими и легко приспосаб- ливающимися, а иногда и совмещать эти принципы. Централизо- ванная собственность будет стремиться к культуре с жестким конт- ролем и управлением ресурсами, тогда как разобщенная вызовет диффузию власти, которая основана на других источниках силы. Размер организации. В целом крупные организации более форма- лизованы, стремятся создать специализированные группы, которые требуют систематической координации, разрабатывают методики, процедуры и создают специализированную власть. Технология не всегда четко указывает на определенную культуру, но некоторые соответствия можно выделить: • рутинные программируемые операции больше подходят для ролевой культуры, чем для какой-либо другой; • дорогостоящая технология, когда цена поломки велика, требует тщательного контроля, наблюдения и компетенции. Это больше подходит к ролевой культуре; • технологии, дающие экономию рабочих мест благодаря массо- вому производству или крупным капитальным вложениям, способствуют большому размеру и, следовательно, ролевой культуре; • разовые, отдельные операции — единичное производство — подходят для культуры власти или задачи; • быстроменяющиеся технологии также требуют культуры власти или культуры задачи; • задания с высокой степенью неизвестности требуют системати- зированной координации и предполагают ролевую культуру. Цели и задачи. Эффективность организации во многом зависит от четкого представления ее менеджерами смысла их каждодневной деятельности. Такие цели, как качество продукции, легче всего контролируются в ролевых культурах. Цели, связанные с ростом, проще всего реализуются при наличии культуры власти или задачи, но, конечно, не во всех случаях. Цели и задачи не только влияют на культуру, но и сами находятся под ее воздействием. Окружение. Основной характеристикой окружения сегодня явля- ется его бурный характер. Изменения, происходящие в окружении организации, требуют культуры, которая была бы чувствительной, легко приспосабливающейся и быстро реагирующей. Люди. Разным культурам соответствуют различные психологи- ческие контакты, определенные типы людей будут счастливы и удач- ливы в одной культуре, а в другой — нет. Развивая эту тему, можно выдвинуть следующие гипотезы. 1. Люди, не допускающие неопределенности, предпочтут более жесткие правила ролевой культуры. 2. Потребность в утверждении своей личности будет удовлетво- ряться культурой власти и задачи. 3. Навыки и таланты личности будут более замечены в культуре власти и задачи. 4. Потребности людей с низким уровнем интеллекта и навыков подталкивают организацию к ролевой культуре, где уровень труда очерчивается уровнем имеющейся рабочей силы. Потреб- ности людей с высоким уровнем интеллекта и профессиона- лизма приведут организацию к культуре власти или задачи. Многое зависит от личных взглядов руководителя и «ключевых» сотрудников организации, их способности понять и объяснить конфликтные ситуации, возникающие из других пяти факторов, рассмотренных выше. Очень важно отметить, что люди с разными, особенно в нацио- нальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Куль- тура любой организации находится под мощным воздействием наци- онального фактора1. Г. Хофстеде сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры. 1 Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкнове- ния к взаимопониманию. — М., 1999; Хофстеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами. — СПб: Питер, 2002. 184 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 185 По дистанции власти (ДВ), определяемой отношением к проблеме неравенства людей, его допустимой степенью. По роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действо- вать в одиночку. По степени неприятия неопределенности (НН), стремления ее избе- жать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии (любая религия способствует терпимости к неопределенности) и пр. По степени ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перс- пективной выживаемости, обеспечиваемой накоплением богатств. По уровню мужественности (УМ), выражающемуся в характере распределения под влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с жестким закреплением ролей — мужественная; со слабым — женственная. В табл. 5. 1 приведен пример экспертных оценок национальных культур некоторых стран по степени проявления перечисленных параметров (в — высокая; с — средняя; н — низкая). Таблица 5. 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|