Экспертные оценки национальных деловых культур
Экспертные оценки национальных деловых культур Страны ДВ ИН УМ НН ОБ США н в в н н Германия н в в с с Япония с с в в в Франция в в с в с Россия в с н в н Китай в н с с в Культура организации проявляется, с одной стороны, в двух параллельных процессах, а с другой — в процессах, взаимопрони- кающих и обогащающих друг друга: формальном и неформальном. Формальный процесс, как и формальная культура организации, проявляющаяся, прежде всего, в ее структуре, реализуется в орга- низационной культуре, а неформальный процесс как неформальная культура организации, система взращивания внутренних коммуни- каций, реализуется в ее корпоративной культуре. Динамика бизнес-культуры: от идеи до организации Развитие любой культуры характеризуется некими общими фазами ее динамики. В свое время в литературе по психологии менеджмента особое внимание уделялось соотношению формальной и нефор- мальной структуры организации. Иногда они даже противопостав- лялись друг другу. Немало говорилось о нежелательности «нефор- мальных лидеров» в коллективе. Однако в таких трактовках было много поверхностных суждений и ложных стереотипов. «Культуральный» подход открывает новые возможности, выявляя глубокую и принципиальную связь «неформального» и «формаль- ного» в менеджменте. Конкретизировать представление о механизмах формирования и закрепления социальных значений в практической деятельности можно с помощью понятия нормативно-ценностных систем деятельности как подсистем социальной практики1. Нормативно-ценностные системы (НЦС) определяются: • ценностным компонентом, который складывается из предмета,
целей и средств деятельности; • нормативным компонентом (правилами, регулирующими осуществление деятельности); • способом организации коллективной деятельности (поскольку речь идет о системах социальной практической деятельности). В процессе жизнедеятельности человек участвует в самых различных НЦС: практически вся социально-практическая деятель- 1 См. Тульчинский Г. Л. Свобода и смысл. Lampeter, 2002. 186 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 187 ность может быть представлена как совокупность НЦС в сфере производства, быта, отдыха, науки и т. д. Но приобщение к НЦС нельзя сводить к простому приобретению определенных навыков: это существенный фактор развития форм поведения человека вплоть до развития мышления, памяти и воли. Понятие НЦС позволяет преодолеть «дилеммы» формального и неформального аспектов организации трудовой деятельности, психологического и функционального подходов. НЦС социальной практики развились из единой системы духовно- практической деятельности, синкретично совмещающей различные функции (от магических до хозяйственных). НЦС ремесел, науки, искусства и т. д. дифференцировались и специализировались посте- пенно, по мере развития цивилизации и специализации видов деятельности. Это выражалось в выделении отдельных функций в самостоятельные виды деятельности, профессиональном закреп- лении их за отдельными людьми, в соответствующих изменениях в системе образования и воспитания. Таким образом, возникают мотивированные изнутри, а не санкционированные извне стили поведения. Этот процесс десакрализации привел к становлению науки, которая не только выстояла в единоборстве с религией, но и превратилась в действенное средство рациональной регуляции в обществе. На определенном этапе в самостоятельную НЦС выде-
лился и бизнес. Особый интерес представляет рассмотрение социальной органи- зации НЦС как общностей людей. Они могут иметь формальную (т. е. определенную закрепленными функциями и связями, правами и обязанностями, инструкциями, отношениями координации и субординации, средствами контроля и стимулирования) и нефор- мальную (основанную на межличностных взаимоотношениях) орга- низационную сторону деятельности. При рассмотрении НЦС под этим углом зрения выявляется дина- мика развития форм организации НЦС, каждая из которых проходит путь от нерегулярной случайной общности людей («тусовки») до формирования социальных институтов, являющихся наиболее развитой формой организации НЦС. Характерными чертами соци- альных институтов являются: • то, что они возникают на стадии дифференцированной обще- ственной практики, когда на основе разделения труда выде- ляются НЦС, связанные с достижением социально-значимых целей; • то, что в этих НЦС доминирует формальная сторона органи- зации, закрепленная в специальных положениях, уставах и т. д., регламентирующих функционирование систем; • то, что функционирование таких систем обусловлено сложив- шимися экономическими, правовыми и социальными отноше- ниями. Первопричина динамики и дифференциации НЦС социальной практики — разделение и специализация этой практики, обуслов- ленные развитием цивилизации. В этом отношении организационная и корпоративная культуры являются разными уровнями (стадиями) формирования и станов- ления самой фирмы как социального института (юридического лица). Они не противостоят друг другу, а дополняют и взаимопред- полагают друг друга в органическом единстве. Будучи целевыми общностями, НЦС объединяют людей в формальные и нефор- мальные организации в целях некоторой практической деятель- ности. Предпосылка и условие ее успеха — относительно единый, общий способ осмысления действительности всеми участниками деятельности. Этот ценностно-смысловой аспект НЦС выража- ется в некотором нормативном понимании, которое определяет не только общность цели, но и общность восприятия предмета деятель- ности, его анализа и т. п.
Общее понимание (осмысление) наличествует в любой НЦС. Различия заключаются лишь в форме и степени его выраженности. Это может быть и простая общность психологической установки, и невербализуемое «цеховое» знание, и формальная экспликация в виде учебников, манифестов, положений, программ. Общее понимание задается общностью целей, предмета и правил деятельности. Этим 188 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 189 способам осмысления действительности соответствуют «сгущения» людей, занятых ее освоением в данном виде деятельности. Поэтому организация деятельности в каждый момент времени соответствует достигнутому опыту, характеризует степень разделения и специали- зации. Взятая как процесс, в единстве смыслового и социально-органи- зационного аспектов, динамика их институционализации предстает осуществляемой в несколько стадий. 1. Стадия выработки нового осмысления. Характеризуется мини- мальной степенью организации. Коммуникация участников носит спорадически случайный и во многом личностно-дове- рительный характер. 2. Стадия выработки общего понимания (коалиция). Характери- зуется большей устойчивостью связей и отношений между специалистами, которые начинают выделять себя как группу единомышленников. Подобная избирательность в общении «уплотняет» коммуникацию, хотя само общение носит слабо регламентированный характер («тусовка»). 3. Стадия парадигмы. Общение начинает носить системати- ческий характер семинаров, переписки, обмена материалами на ранних стадиях (рукописи, препринты, заявки). Делаются попытки выработать программные материалы, прорваться в СМИ. Выдвигаются лидеры мнений. 4. Стадия сплоченной группы (ассоциации). На этой стадии общее понимание уже фиксируется участниками деятельности в явной форме программного заявления. Коммуникация стано- вится все более ограниченной рамками группы, где выделяются признанные лидеры, между которыми может существовать
разделение сфер влияния. Лидер выступает центром, вокруг него формируется группа. Именно он обычно выступает с програм- мным заявлением, обеспечивает селекцию и интерпретацию информации. Важный момент на этой стадии — успех и соци- альное признание. Они свидетельствуют о развитии группы и обеспечивают социальный престиж (имидж) ее деятельности, а значит и постоянный приток сторонников и учеников. Привлечение учеников достигается обычно с помощью пропагандистской и популяризаторской деятельности, public relations, осуществляемых обычно либо самим лидером, либо под его контролем. Этой цели могут служить СМИ, периоди- ческие издания, постоянные семинары, конференции. Нередко создаются специальные центры (школы, курсы) подготовки специалистов в данной области. Явным становится отличие деятельности данной группы от материнской НЦС: группа становится либо элитарной, ведущей в материнской НЦС, либо «мятежной», отвергающей ортодоксальные установки. Причем во втором случае деятельность группы может оказаться либо тупиковой, либо положить начало новой традиции. По некоторым оценкам для «прорыва» старой традиции необхо- дима группа около 20 человек, а для создания новой — от 500 до 1000 человек. 5. Стадия профессионализации. На этой стадии в НЦС фиксиру- ется формальная организационная структура. НЦС становится специальностью (профессией) и обеспечивает не только подго- товку учеников, но и их трудоустройство посредством открытия новых должностей или переориентации старых, создания трудовых коллективов. На этой стадии нередко образуется расслоение лидерства на формальное (по должности) и нефор- мальное. Институционализация НЦС как профессии опреде- ляется следующими главными особенностями: (1) профессио- нальной ответственностью за производство, хранение, передачу и использование соответствующих социальных значений; (2) автономностью профессии в деле привлечения новых членов, их подготовки, повышения квалификации, контроля за их деятельностью; (3) установлением между данной НЦС и ее социальным окружением таких отношений, которые обеспечи- вали бы ей поддержку и охрану от непрофессионального вмеша- тельства; важной становится роль известных (широкой обще- ственности) личностей, представляющих свою сферу в глазах 190 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 191 публики и общественного мнения, СМИ; (4) стимулирование деятельности профессионалов на основе оценки качества их работы с точки зрения других специалистов-экспертов.
Стадия профессионализации характеризуется полной органи- зационной вооруженностью НЦС вплоть до создания кодекса поведения (устава, положения, должностных инструкций), статуса юридического лица (счет, финансирование и т. п. ), высокой степенью упорядочения координационных и субор- динационных отношений (самостоятельное юридическое лицо или подразделение, отдел или лаборатория в существовавшей структуре). Все прогрессирующая рутинизация деятельности зачастую приводит к формированию в ее недрах нового смыс- лового сдвига, развитие которого может привести к дальнейшей дивергенции системы. Аналогичные стадии развитие НЦС проходит не только в бизнесе, но и в науке, политике, искусстве, религии. Совсем не обязательно, чтобы каждая НЦС проходила все указанные этапы институцио- нализации. Возможна остановка на каждой из указанных стадий. Далеко не каждой НЦС удается развиться даже в стадию сплоченной группы, не говоря уже о наиболее развитой стадии профессионали- зации. На рис. 5. 1 представлен процесс институционализации соот- ветствующих НЦС в виде схемы. Роль ценностно-смыслового и социально-организационного аспектов институционализации в их динамике различна. На первых этапах ведущую роль играет смысловой аспект, на поздних — соци- альный. Разумеется, возможна ситуация, когда развитый организа- ционный аппарат объединяет людей, не имеющих единого осмыс- ления, но это лишь свидетельствует о том, что у истоков такой социальной организации некогда стояло когерентное осмысление «отцов-основателей». Вокруг смыслового ядра НЦС выстраиваются структуры соци- альной институционализации, которые могут быть ранжированы от простейших межличностных отношений до развитых социальных институтов данного общества. Собственно смысловой аспект инсти- туционализации может рассматриваться как зародыш социально- организационной институционализации, как ее начальная стадия. Рис. 5. 1. Динамика нормативно-ценностных систем культуры Смысловой и социально-организационный аспекты инсти- туционализации НЦС выражают различные стадии зрелости и становления деятельности, реализующие все смысловые уровни социального опыта. Поэтому институционализированные формы осмысления, рутинизированные в некоторые профессии, специаль- ности и дисциплины, представляют собой отлившиеся в институци- 192 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 193 онные формы социальной организации виды осмысления. С этой точки зрения каждая идея, понятие — это зародыш бизнес-струк- туры, НИИ или лаборатории, а последние — суть институционали- зированные идеи. Развитие бизнеса предстает динамикой НЦС от идей на уровне личностного смысла (или личностных смыслов — на уровне общего понимания) до полной формальной институционализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе. Корпоративная культура и личность: преодоление отчуждения Работа в организации, система ценностей которой неприемлема для данного человека или приемлема лишь отчасти, обрекает его на неудовлетворенность и низкое качество работы. Культура организации (предприятия, фирмы, компании) непос- редственно связана с ее социальной системой, характеризующей нормы поведения, чувства, отношения, ценности людей, работающих в ней. Она оказывает определенное влияние на повседневное взаи- модействие всех сотрудников и руководителей и предъявляет к ним соответствующие требования, которые формируют поведение. Центральной проблемой гуманитарной культуры, начиная с IХ века, считалась проблема справедливой организации общества и преодо- ления отчуждения человека. Речь идет о восприятии человеком окружающей действитель- ности (социальных порядков, отношения руководства, условий труда и вознаграждения) как глубоко несправедливой, чуждой и даже враждебной ему, в результате чего у него возникает ощущение собственной ненужности, никчемности, угнетенности, обиды, беспомощности, страха, агрессии, необходимости себя защитить. Отчуждение в менеджменте порождается рядом факторов. • Отстранение рядового работника от управленческого процесса, когда он вынужден слепо исполнять чужие команды, которые не всегда приемлет и даже не всегда понимает. Поскольку человек принужден исполнять их, он чувствует себя униженным «бессло- весным орудием» в чужих руках, механическим винтиком бездушной производственной машины. Отсюда дискомфорт и стрессы со всеми последствиями. • Несправедливая система распределения материальных и духовных благ, ведущая к нарушению оптимальной организации распре- деления по труду. Эта причина — наиболее весомая, поскольку несправедливость — обстоятельство самое травматичное по своим нравственным последствиям. • Чрезмерно жесткий график и ритм работы, когда человек даже в случае крайней необходимости не может отлучиться с рабо- чего места, не прибегая к обману, «прогулу» или унизительным просьбам. Помимо трудовых обязательств, у человека немало других жизненных функций и форм ответственности: жены или мужа, отца или матери семейства, друга, общественного деятеля и т. д. Иногда какая-то из этих функций может оказаться важнее, чем трудовая. Если человек лишен возможности такой самореализации, не имея возможности уйти для этого с работы, наступает разлад в душе и отчуждение. • Узкая специализация, при которой сотрудник вечно занят испол- нением одной однообразной и монотонной рабочей операции, которая надоедает и не кажется ему важной. Именно поэтому он не может считать конечное изделие технологического процесса делом своих рук и ума, радоваться ему, ощущать заслуженную гордость и удовлетворенность творца. • Система статусных привилегий, к которым не могут иметь доступ низшие по чину и /или рядовые работники. Эта причина отчуждения тесно связана с другой, которую мы сформулиро- вали как несправедливую систему распределения власти, мате- риальных и духовных благ, ибо только неверное использование форм власти приводит к появлению в коллективе системы статусных привилегий. Г. Форд говорил, что его работники не 194 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 195 заглядывают ему в карман, чтобы выяснить, сколько он полу- чает, т. к. система социальных благ такова, что у людей нет ощущения, что руководство о них не заботится. Первая причина успешно преодолевается широким распростра- нением в ХХ веке кооперативных и акционерных предприятий (производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ), в которых многие или все работники являются владель- цами части средств производства. А. Смит считал, что только 6 % работоспособной части нации могут заниматься успешным пред- принимательством, поэтому они и должны быть «по праву» хозя- евами средств производства. Однако последующее развитие новых форм кооперации общественного труда и предпринимательства прямо или косвенно (через владение ценными бумагами) привело к увеличению числа частных собственников средств производства до 35–40 % нации. Разумеется, далеко не все работающие в развитых капиталистических странах — собственники. Многие и не желают взваливать на себя ношу предпринимательства, ибо, чтобы нести ее, как отмечал А. Смит, нужен особого рода талант, как, впрочем, и в любом другом деле. Однако и наемные работники бывают вполне удовлетворены своим трудом, если общественно-политическая система и организация фирмы, где они работают, не генерируют прочих причин отчуждения. Вторая причина отчуждения устраняется широким вовлечением рядовых сотрудников в управленческий процесс путем демокра- тизации управления, и в первую очередь — через делегирование полномочий. Так, во многих западных и особенно японских фирмах к выработке управленческих решений привлекаются чуть ли не все работники, которые будут потом их исполнять. Существуют четко разработанные методы, правила и процедуры демократизации управления. Если сотрудник участвует в выработке управленческого решения, у него не остается его непонимания или неприятия. Третья причина — «несправедливая система распределения власти и иных благ» — также вполне успешно преодолевается. Ныне во многих фирмах соответствие управленческого аппарата своему назначению определяется по росту благосостояния работников, а не по повышению производительности труда или прибыли (произ- водственно-трудовые цели, выступающие в качестве всего лишь инструмента достижения главной цели). В акционерных предпри- ятиях, например, вопросы найма и увольнения членов высшей адми- нистрации по закону решает общее собрание акционеров, уровень же зарплаты работников оговаривается в коллективном договоре между администрацией и профсоюзами. Так, например, в концерне Volkswagen 39 членов завкома. Все они — освобожденные работники и содержатся за счет бюджета предприятия. Каждому из них выдается служебная машина и обеспечивается «парламентский» иммунитет, защищающий от посягательств администрации. Их задача — пред- ставлять и защищать интересы всех рабочих, а не только членов профсоюза. Завком вникает во все стороны жизни завода, и ни одно решение администрации, затрагивающее интересы работников, не может быть принято без его согласия. На Volkswagen трудится около четверти миллиона работников. Здесь хорошо сознают, что благосо- стояние людей зависит от качества выпускаемой продукции. А это, в свою очередь, зависит от качества подготовленности кадров, поэтому на систему их подготовки расходуется около 150 миллионов евро в год, почти четверть из них — на повышение квалификации, которой охватывается 25 тысяч работников и более 5 тысяч представителей руководящего персонала. Обеспечивают эту систему 600 постоянно работающих специалистов. На текущие нужды заводского здравоох- ранения расходуется также около четверти миллионов евро. Много это или мало? На заводах бывшего СССР эта сумма в расчете на одного человека была в 70 раз меньше. В ежедневном меню — 200 наиме- нований блюд, которые развозятся по 20 цеховым столовым. Цены, установленные заводом, такие, что можно полноценно пообедать за 1 евро (при средней зарплате около 2000 евро в месяц). Четвертая причина — «чрезмерно жесткий график и ритм работы» — решается через повсеместный отказ от ручных конвейеров, задающих жесткий ритм, а также через внедрение гибких графиков работ. Во многих фирмах рабочие самостоятельно устанавливают 196 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 197 ритм и часы начала и конца работы. Среди результатов использо- вания гибких графиков работ исследователи называют: улучшение производственной атмосферы и распределения производственных заданий, уменьшение суммы выплат отсутствующим по разным уважительным причинам, снижение оплаты сверхурочных работ, повышение индивидуальной производительности труда, более качественный набор кадров, наконец, разгрузка транспортных магистралей, ведущих к местам работы в часы «пик». На Volkswagen любой человек может три дня не выходить на работу без каких-либо объяснений. Заболел ли, устал или имеет еще какую-либо причину — это его дело. Однако прогулов здесь не бывает. Почему же рабочие не пользуются прекрасной возмож- ностью «посачковать»? Они знают: в компании человека ценят выше любого дорогостоящего станка, относятся к нему как к уважа- емой личности. В такой атмосфере человек и сам начинает ценить и уважать себя, и не позволит себе унизиться до подобного недостой- ного поступка. Как гласит японская пословица, «приличная одежда побуждает человека к достойному поведению». В целях преодоления пятой причины отчуждения (узкая специ- ализация и монотонность труда) используются самые разные орга- низационные приемы и новации по обогащению содержания труда, смене функциональных нагрузок и т. д. На предприятиях компании Phillips производство телевизоров стали вести не на конвейерах, а отдельными бригадами рабочих, отвечающих за выполнение целых циклов операций и самостоятельно распределяющих функции между собой. В компании Volvo также вместо раздельных функций стали поручать рабочим организацию собственных рабочих мест и комплекс операций. Их продукция имеет индивидуальные знаки. В результате улучшились все производственные показатели. В Нор- вегии, на заводе Nobe, рабочих распределяют на автономные группы, которые сами планируют работу на три месяца, самостоятельно подбирают кадры и контролируют готовую продукцию. Рабочие получают общую (групповую) оплату, контролируют и сменяют друг друга на различных трудовых операциях. Аналогичные методы сложной оптимизации труда применяют в компаниях Olivetti (Италия), Bell System (США) и многих других фирмах Европы, Америки и Азии. Решение проблем, вызванных шестой причиной (существо- вание статусных привилегий) оказалось наиболее трудным делом, за исключением японских фирм. Руководители на всех уровнях управленческой иерархии, особенно низшего звена, никак не хотели отказаться от своих привилегий. Разница между администра- цией и рядовыми работниками в американских фирмах была очень заметной вплоть до середины 80-х годов. Специальные стоянки машин, отдельные залы для обеда, ковры, люстры, настенные часы в кабинетах, оклады вместо почасовых ставок, различные дополни- тельные льготы, свободный график вместо фиксированных пере- рывов… Все это говорило о том, что руководители — особый класс, привилегированная каста, а все остальные — не более чем наемные работники, «черная кость». За последние годы большинство фирм отказалось от выде- ления специальных мест для машин руководителей. Работники всех компаний стали носить защитные каски одного цвета, ибо «признание должно зависеть от способностей руководителя, а не от цвета каски». Высшие руководители многих японских фирм уже давно и довольно часто ходят в рабочих спецовках весь день: солдаты любят, когда генералы носят полевую форму. В автомобильной фирме Nummi все сотрудники, включая президента, обедают в одной столовой, всем служащим предлагаются клубные билеты, здесь нет специальных стоянок для машин. Хотя эти меры сами по себе и не обеспечивают фирме безусловного успеха, но они отражают принятую философию, которая в целом способна снять отчуждение работников и привести к процветанию. В «американском вызове» европейцам, которые более консервативны, чем американцы, гово- рится: не может быть прогресса без отказа от привилегий. Наивысших результатов по борьбе с проблемой отчуждения работников достигла Япония. В западных странах, как, впрочем, и в России, широко распространен миф о культурной уникаль- 198 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 199 ности Японии, которая считается причиной японского «экономи- ческого чуда»: будто бы японские методы производства и управ- ления настолько древние и настолько зависят от их уникальной культуры, что другие страны не могут перенять их и пользоваться ими. Однако аргумент культурно-исторической обусловленности успеха Японии совершенно не выдерживает критики. Вплоть до 60-х годов ХХ века Япония была бедной, экономически и техноло- гически отсталой страной. Трудовые отношения в ней были очень далеки от идеалов высокой этики. Напротив, они были одними из наихудших и наиболее жестоких в мире. Двухвековая самоизоляция феодальной Японии, закончившаяся лишь во второй половине XIX века, оказала ей очень плохую услугу. До середины ХХ века марка «сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество, а степень отчуждения японских рабочих едва ли не была самой высокой. Именно поэтому быстрый, почти внезапный экономический успех Японии выглядит как чудо. В чем же дело? Япония — страна с бедными природными ресурсами. Японская интеллектуальная элита хорошо осознавала: для того чтобы жить не хуже других народов, богатых ресурсами, японцы обязаны трудиться больше и лучше их. Но осознания данного обстоятельства еще недо- статочно. Чтобы подвигнуть массы народа к упорному и добросовес- тному труду, необходимо заинтересовать людей, создать у них соот- ветствующую мотивацию. В 1955 году был организован «Японский центр производительности», нацеленный на широкую пропаганду идей, внедрение которых создаст социально-экономическую базу для высокой трудовой мотивации. Основные идеи этого центра, ныне крупнейшего в мире, сводятся к следующим трем общим принципам японского менеджмента. • Принцип классовой солидарности: все меры, все управленческие решения по повышению производительности труда должны выра- батываться руководством компаний и профсоюзами совместно. Реализация этого принципа позволяет повысить степень внут- рифирменной солидарности и снять классовое противостояние между рабочими и предпринимателями, вовлечь всех сотруд- ников в процесс поиска оптимальных управленческих решений (демократизация процесса управления), что, в свою очередь, снимает отчуждение наемных работников и в определенной мере пробуждает коллективное творчество, направленное на совершенствование всех сторон организации компании. • Принцип справедливого распределения плодов производитель- ности — плоды повышения производительности должны быть справедливо распределены между руководством, трудящимися и потребителями. Реализация данного принципа — наиболее мощный фактор для снятия отчуждения не только у работников данной фирмы, но и во всем обществе. Ведь результаты усерд- ного труда достаются не только предпринимателям и рабочим, но и потребителям, и здесь нет ошибки. Высокая производи- тельность позволяет снизить цены на товары, и тем самым ее плоды пожинают все покупатели, т. е. все члены общества. • Принцип ограниченного пожизненного найма. Реализация этого принципа снимает страх перед безработицей, вселяет чувство уверенности, социальной защищенности и высокой солидар- ности. В течение десяти лет большинство японских фирм радикально перестроили свою идеологию в соответствии с данными принци- пами. В результате возникли те следствия, совокупность которых стали называть во всем мире «японским чудом». На базе трех приве- денных идеологических принципов, позднее, в 70–80-х годах, были выработаны и более конкретные принципы, отражающие органи- зационное своеобразие японского менеджмента: принцип коллек- тивизма, или групповой солидарности; принцип поощрения твор- ческой инициативы и совмещения профессий; принцип «единой семьи» (все члены фирмы связаны между собой сетью взаимных обязательств и ответственности всех за благополучие каждого); принцип повышения зарплаты по старшинству. Воплощение обсуждаемых принципов на практике сделало Японию страной с наиболее справедливой системой распределения 200 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 201 доходов в мире. Она сумела занять лидирующее положение в мире в обеспечении грамотности, социальной солидарности, качества и продолжительности жизни. В 1986 году Япония была признана самой конкурентоспособной страной в мире. Творческий подход к любому делу приобрел в Японии массовый, всенародный характер. Японцы искренне стремятся к непрерывному усовершенствованию всего и вся, снижению затрат, хорошему обслуживанию, высокой произво- дительности и высшему качеству. В стране царит культ усердного труда. Большинство людей, посетивших Японию, уезжают домой под сильным впечатлением от того, как рабочие буквально «набра- сываются» на возникшие проблемы, с каким вниманием они отно- сятся к малейшим деталям в работе, готовы «нагнуться за последним рисовым зернышком» и «еще раз выжать сухое полотенце». Когда заканчивается обеденный перерыв, они не идут, а бегут к своим рабочим местам. Многие из них, не используя до конца отпуск, просятся обратно на работу. Д. Кирс, председатель компании Xerox, говорит: «Каждый раз после поездки в Японию я возвращаюсь подавленным и напуганным». Действительно, как тут надеяться на победу в конкуренции с японцами? Всякий наблюдатель уже через несколько дней понимает, в чем заключается истинная причина японской конкурентоспособности — они просто любят труд и работают больше своих конкурентов (цель, достигнутая «Японским центром производительности»). Необходимость конкуренции с японскими товарами вынудила американцев, как, впрочем, и европейцев, спешно перенимать япон- ский опыт, не считаясь с чувством национальной гордости. В последние десятилетия в США возникли такие организации, как «Национальный центр качества трудовой жизни», «Институт труда Америки», «Огай- ский центр трудовой жизни» и другие, нацеленные на разработку мер, методов и критериев высокого качества трудовой жизни, на удовлет- ворение интересов и потребностей рядовых работников. Меры по повышению качества жизни на работе включают в себя любые измерения организационных параметров фирмы, положи- тельно влияющих на людей: (1) децентрализация; (2) вовлечение сотрудников в процессы производства; (3) обучение руководящих кадров; (4) программы продвижения по службе; (5) обучение работ- ников методам эффективности общения в коллективе, (6) расши- рение объема и обогащение содержания труда. Объем работы — это мера количества и повторяемости выполняемых рабочих операций. Объем называется узким, если человек производит лишь несколько операций и часто их повторяет, а если работник выполняет много различных операций, которые повторяются сравнительно редко, — широким. Богатство содержания работы — это мера сложности выполняемых функций, самостоятельности в планировании и выполнении своей работы, а также участия в выработке управлен- ческих решений. Критерии высокого качества трудовой жизни таковы: (1) инте- ресная работа; (2) справедливое вознаграждение; (3) соответствие рабочей среды санитарно-гигиеническим нормам и стандартам техники безопасности труда; (4) надзор со стороны руководства — минимальный, лишь в меру необходимости; (5) работники участвуют в выработке решений, затрагивающих их деятельность; (6) наличие гарантии работы; (7) в коллективе дружеские взаимоотношения; (8) обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания. Специалисты вышеназванных центров разработали ряд рекомен- даций, направленных на улучшение трудовой этики и снижение уровня отчуждения работников. • Увязывайте вознаграждение непосредственно с той конкретной деятельностью, которая приводит к улучшению производитель- ности и эффективности работы фирмы в целом. • Выражайте публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и результаты труда превосходят средние показатели. • Соблюдайте принцип, согласно которому каждый работник должен получить свою долю от увеличения производитель- ности и прибыли фирмы в целом. • Привлекайте сотрудников к разработке критериев оценки результатов труда. 202 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 203 • Не вводите организационные и технические изменения, пока не убедитесь, что они не снизят удовлетворенность работников (например, в связи со снижением безопасности труда или
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|