Проективная генограмма: шаг первый — с кого вы начали и почему?
Примерно 16 лет тому назад, когда я преподавала курс семейной психотерапии в Медицинском Университете Ханеманна в Филадельфии, я объяснила моим студентам значения символов генограммы и попросила нарисовать генограмму их семьи. По невнимательности я забыла сказать «семьи происхождения» и «начните с наиболее раннего воспоминания» (т. е. дать обычные инструкции по составлению генограммы). Все студенты, за исключением двух человек (о них я расскажу позже), с увлечением выполнили задание. Когда мы начали обсуждать полученные «семейные деревья», меня удивило, что каждый студент, получив свободу руководствоваться при составлении генограммы своей внутренней логикой и своими подсознательными требованиями, а не требованиями, определенными извне, начал с того места, которое было для него наиболее значимым и логичным. Все были удивлены, обнаружив, что большинство из сокурсников сначала нарисовали не себя, а кого-то другого. Оказалось, что каждый начал с того человека, который в настоящий момент занимал центральное место в его вселенной. Только несколько человек первым нарисовали самого себя, а остальные - супруга, родителя, деда, прадеда, родного брата или сестру или ребенка. Я попыталась понять, почему они начали именно с этого человека, задавая вопрос: «Что значит для вас этот человек сейчас?». Ответы были удивительно непосредственные и информативные. Из них следовало, что то, с чего они начали, не было простой случайностью, а было обусловлено множеством причин. Теперь, после этой «ошибки», я в своей работе сначала объясняю клиентам значение символов генограммы, а потом просто говорю им: «Нарисуйте вашу семью» — и никаких других указаний не даю.
За прошедшие полтора десятилетия генограмма стала для меня прекрасным проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии (Kaslow, F. W, 1986). Генограмма доказала свою пригодность как в психотерапии, так и в обучении других терапевтов. Она может использоваться в дополнение к таким проективным тестам, как тест тематической апперцепции (ТАТ) и тест Роршаха. Она может использоваться и самостоятельно, в зависимости от того, какую информацию терапевт или преподаватель хочет извлечь или передать. Ответная реакция тех, кто участвовал в работе моих мастер-классов по составлению и использованию генограмм, начиная" от людей, не связанных профессионально с психологией или психотерапией, и заканчивая очень опытными практикующими терапевтами, имеющими подготовку и опыт работы с генограммами, показывает, что этот процесс позволяет обнаружить и выявить неосознаваемые или подавленные паттерны и связи. Нередко от терапевта, участвующего в тренинге, или от клиента можно услышать (Fay, A., & Lazarus, A., 1984): «Я уже столько лет занимаюсь терапией, в том числе психоанализом, но мы никогда не затрагивали некоторых из этих центральных вопросов» или «Надо же! Это поразительно, я нахожу столько важных связей». Возгласы «А-а!» могут звучать в течение нескольких недель. И терапевты, и пациенты реагируют одинаково. Бывает так, что просьба «нарисовать свою семью» вызывает некоторое сопротивление со стороны участников курса семейной терапии или обучающего мастер-класса. За то время, что прошло с тех пор, как я впервые случайно применила метод проективной генограммы на своих занятиях со студентами, я пришла к выводу, что у тех, кто отказывается составлять проективную генограмму, почти всегда есть серьезная личная причина для сопротивления. Следовательно, их не следует принуждать к этому.
Основной причиной сопротивления оказывается то, что человек знает: согласившись сделать это, он затронет такие проблемы и чувс- ?.r,Q I I тва, с которыми не готов столкнуться или которые могут вызвать слишком сильную боль, чтобы он мог с ней справиться, особенно в присутствии группы. Если говорить конкретнее, то у меня в группе были люди, которых когда-то усыновили (например, один из упомянутых мною выше студентов Медицинского Университета Хане-манна). Эти люди стеснялись признать и факт усыновления, и тот факт, что им ничего неизвестно о биологических родителях, которые дали им жизнь. К другой категории сопротивляющихся составлению генограммы относятся те, кто потерял всех или большинство своих родственников в результате какого-либо несчастного случая или катастрофы, землетрясения, урагана, наводнения, пожара, авиакатастрофы или войны (например, в результате геноцида, как это было с одним сопротивляющимся и даже приведенным в ужас студентом). Атмосфера группы может оказаться для них недостаточно безопасной и интимной, чтобы проделать работу с непреодоленным горем и справиться с утратой одного или двух поколений самых значимых для них людей, или они могут быть не готовы иметь дело с трагедией многочисленных утрат и необъяснимых событий. Таким образом, очень важно проявить уважение к сопротивлению или даже отказу. Человек может не выполнять данное задание, но можно предложить ему заняться этим наедине с преподавателем когда-нибудь в будущем, если он или она этого захочет. (Интересно, что мои студенты всегда делали это, обычно в течение 3—9 месяцев.) Проводя мастер-классы, я даю понять, что если кто-то чувствует, что не готов участвовать в такой работе, он или она может почитать конспекты, пока остальные рисуют, а потом взять из обсуждения то, что для него актуально и значимо, не рассказывая ничего о себе. Этого всегда было достаточно, чтобы никто не ушел с занятия, испытав сильный дискомфорт. За исключением этих возможных случаев, участие обычно бывает стопроцентным. После того как участники мастер-класса или студенты нарисуют свои семьи так, как они их воспринимают, мы исследуем такие вопросы:
• кого вы изобразили первым? • понимаете ли вы, почему? 9 какое особое значение имеет для вас этот человек в настоящий момент времени? Часто глаза участников затуманиваются слезами, голоса прерываются от волнения, когда старые желания и чувства врываются в их сознание. Если повышенное внимание с их стороны к одному конкретному человеку вызывает у них удивление, то работа продолжается вопросом: • какое незавершенное дело есть у вас с этим человеком, которое Приведем здесь историю Лизетт, которая разворачивалась в процессе составления генограммы на мастер-классе, проходившем во Флориде в 1993 году, и которая показывает, как это обычно происходит. Случай № 3 (часть Л) Лизетт сидела в центре аудитории, примерно в пятом ряду. Она выглядела испуганной, и по ее щекам текли слезы. Я спросила ее, хочет ли она поговорить о том, что с ней происходит, и она кивнула утвердительно. Вот что она сказала: «Первой я нарисовала мою бабушку со стороны матери, хотя она умерла, когда мне было 6 лет». Сейчас Лизетт было 34—35 лет. «Она жила с нами с самого моего рождения. Мой отец служил во флоте и мало бывал дома. Мой брат старше меня на пять лет. Он обращал на меня мало внимания. Мама работала полный рабочий день, а по вечерам часто встречалась с друзьями, чтобы скрасить свое одиночество. Бабушка была моей душевной матерью, эмоционально сильнее всего я была связана именно с ней. Сейчас, когда я вспоминала ее, я почти почувствовала запах ее печенья и ее объятья. Она умерла внезапно. В тот момент я была дома одна, рядом с ней. Я очень жалела, что мне не позволили пойти на ее похороны. Вся моя жизнь изменилась после ее смерти, но никто не обращал внимания на то, как сильно мне нужна бабушка и какой ужасной была для меня эта утрата». Пересказывая свои воспоминания, Лизетт очень разволновалась. Я спросила, что, по ее мнению, могло бы помочь ей сейчас, и заметила: «Похоже, что ваша бабушка была для вас особенным человеком, но вам не удалось поблагодарить ее или проститься с ней так, как вам бы этого хотелось». Лизетт кивнула в знак согласия и сказала: «Мне кажется, что мне хотелось бы сделать две вещи — написать бабушке прощальное письмо со словами любви и отнести его на ее могилу». Потом она добавила: «Может быть, я найду ее фотографию и поцелую ее на прощанье». Говоря это, она заметно расслабилась, и на смену слезам пришла легкая улыбка.
Таким образом, мы видим, что составляющий генограмму человек может выбрать члена семьи, который сыграл очень большую положительную роль в его жизни, например, прародителя или родителя, проявившего безусловную любовь, оказавшего большую поддержку или явившегося ролевой моделью. Иногда же, напротив, человек выбирает того, кто им пренебрег, обращался жестоко или покинул. В процессе построения генограммы, то есть исследования истории своей семьи, одни обнаруживают сильное желание выяснить причину того, почему их отвергли или предали, у других появляется желание «залечить раны» (Courtois, С. А., 1988) или «завершить незавершенное» (Bowen, M., 1978). Третьи жаждут возмездия или навсегда вычеркивают кого-то из своей жизни. По мере того, как раскрывается последовательность генограммы, встают вопросы о том, что значат эти ответы для участников сейчас, когда они стали взрослыми и могут иначе, чем в детстве, думать и чувствовать; что они могут сделать, чтобы осуществить свой сегодняшний выбор по отношению к этим особым связям; какими могут быть последствия и как, по их мнению, они среагировали бы на эти последствия. По-видимому, это заставляет заняться самоанализом и существенной переоценкой ценностей. Как и почему это происходит, станет понятно из следующей дискуссии. Случай № 3 (часть Б) Позже Лизетт сказала: «Похоже, есть и другие счета, по которым мне надо расплатиться. Я теперь понимаю, как я сердита, хотя и скрываю это под маской вежливости, на своих родителей и брата, которые редко бывали рядом со мной, когда были нужны мне. На первый взгляд, мы были идеальной семьей, милой и радушной, но какими же чужими мы были! После смерти бабушки я стала ребенком работающих родителей, со своим ключом от дома. Родители считали, что это безопасно, так как мы часто жили на военных базах и вокруг были другие мамы, которые могли «присмотреть за мной». Нам приходилось вести себя хорошо, чтобы отца не обошли с повышением. Я всегда была уступчивой и благовоспитанной, в то время как мое сердечко разрывалось — я была так одинока» (F.W.Kazlow, 1993c; F.W.Kazlow & Ри-деноур, 1984). «Мы должны были подчиняться приказаниям и никогда не нарушать правил».
Я сказала: «Лизетт, похоже, что вы хотите действовать и внести некоторые изменения в эти важные родственные отношения. Что бы вы хотели сказать каждому из них, чего бы вам хотелось от них здесь и сейчас, потому что на самом деле то, что было в прошлом, изменить нельзя, можно только использовать это, как кирпичик для построения настоящего?» Она помедлила, а потом сказала: «Я бы хотела собрать всю семью, приготовить обед, а на десерт рассказать им, какой ненужной и брошенной я себя чувствовала, как я обижалась на них, как жаждала их объятий и внимания, как хотела почувствовать, что меня любят и ценят. Мне бы хотелось выплеснуть свой гнев и избавиться от боли, которая возникает где-то в животе, когда я рассказываю о своем детстве. Я бы хотела, чтобы они извинились и признали свою вину за то, чего не сделали, и чтобы потом мы обняли друг друга в знак воссоединения и начала новой жизни, в которой мы действительно видим и слышим друг друга». Несколько других участников мастер-класса были солидарны с ней в ее гневе и сообщили, что они испытали похожие эмоции, составляя генограмму, после того, как им было сказано «чувствовать то, что вы чувствуете, когда рисуете значки, обозначающие различных людей, которых вы включаете а генограмму». Они вспомнили, что испытали чувства ненужности и брошенности. Я осторожно предложила, чтобы Лизетт попробовала осуществить свою идею или, если ей нужна помощь, обратилась к семейному психотерапевту и вместе с ним составила план и «инсценировала» воссоединение семьи. Она сказала: «Спасибо, что оценили мои чувства. Это большое облегчение — рассказать о них и быть понятой. Я подумаю, что делать дальше, когда закончится мастер-класс и я разберусь во всех моих внезапно возникших мыслях и чувствах». Некоторые из участников моих мастер-классов и некоторые клиенты начинают рисовать генограмму с родственника, которого они никогда не встречали, но чье присутствие каким-то образом сказывалось или даже господствовало в их семье происхождения. Портрет такого человека либо висит в гостиной, либо тому, кто бесчестит семью и нарушает ее традиции, говорят: «Твои бабушка или дедушка перевернулись бы в могиле, если бы знали, что ты делаешь». Иногда молчание о ком-то из предков или ныне живущих родственников порождает страх или обостряет любопытство, и поэтому именно при составлении ге-нограммы их изображали первыми. Это - человек-«загадка», и исследователь (человек, составляющий генограмму) хочет знать о нем больше. В этом случае можно предложить клиенту отправиться в путешествие по родным местам или, если это невозможно, задать вопросы родственникам по телефону или в письме. Я советую делать это в дипломатичной и мягкой форме и, чтобы добиться максимального сотрудничества и информативности, облекать свои просьбы и вопросы в форму поиска более глубоких знаний о своих корнях (Haley, A., 1976) и о своем семейном наследии. Могут потребоваться недели или месяцы, чтобы посеянные семена проросли настолько, что можно будет продолжить поиски, но многим, как Джерри из описанного выше случая № 1, это полностью удается. За те годы, что я экспериментирую с проективными генограм-мами, выяснилось: те, кто рисует первым самого себя, воспринимают себя как создателей своей семьи, а значит, имеющими для нее центральное значение. На тренингах или в терапии психотерапевтов (Kaslow, F. W, 1984, 1987b) такое начало очень логично. В этот момент внимание часто фокусируется на личности терапевта, происходит процесс центрирования. Клиенты могут делать это по той же причине, и это может свидетельствовать о крайней поглощенности человека самим собой вследствие нарциссизма или других причин, таких, как сиюминутная поглощенность предстоящей операцией, недавняя потеря работы, сильное беспокойство по поводу экзаменов в средней школе или эгоцентризм. Поскольку правильного или неправильного места для того, чтобы начать, не существует — ведь никаких указаний извне не дается, всем участникам задается вопрос, почему, по их мнению, они начали с того, с чего начали, именно в настоящий момент времени. Работая с участниками тренинга или с семьями в процессе психотерапии, я после первой простой инструкции даю им от 4 до 6 минут, чтобы они нарисовали свою семью. В течение этого времени я просто тихо сижу и наблюдаю. Потом все слушают ответы каждого участника на вопросы: «С кого вы начали?» и «Что, если оглянуться назад, означает для вас этот выбор?» Ответы обычно исходят из глубины души, поскольку многие участники тренинга и клиенты готовы и способны свободно отвечать на вопросы в безопасном окружении. Часто люди удивляются своим собственным ответам. Нередко их глаза наполняются слезами, губы начинают дрожать или люди становятся подавленными, когда говорят о человеке, которого они нарисовали первым, но который сейчас мертв и им его сильно не хватает. Другие, вспоминая, становятся возбужденными и иногда вновь испытывают чувство гнева или разочарования по поводу того, что им было необходимо и чего они хотели, но не получили от родителей (как у Лизетт в случае № 3), прародителей или бывших супругов. В зависимости от того, как я оцениваю готовность и желание участников мастер-класса начать работать с тем, что они обнаружили, их доверие ко мне и к другим собравшимся, я либо продолжаю исследование дальше и подсказываю, как можно получить ту информацию, которой им не хватает, или как попытаться возобновить и улучшить конфликтные отношения, либо рекомендую другие пути, по которым они могут пойти, стремясь к своему «Я» (то есть к пониманию и принятию самого себя). Это видно из приведенного выше примера с Лизетт. Вместо того чтобы начать с самого себя, человек может нарисовать первым одного из следующих людей: бабушку или дедушку, прабабушку или прадедушку со стороны матери или отца, свою мать или отца, мачеху или отчима, бывшего супруга, брата или сестру, двоюродного брата или сестру, сына или дочь, внука, друга или возлюбленного. Выбор всегда оказывается «неизбежным», персонально значимым и понятным для составителя генограммы. На сеансах семейной психотерапии каждый из членов семьи может прийти в изумление, услышав о том, с чего начали остальные, не удивляясь при этом своему собственному выбору, и может сказать: «Я и понятия не имел, что вы испытывали такие чувства!» или «Я не знал, что ты до сих пор так переживаешь по этому поводу». Участников тренинга обычно удивляет множество возможных вариантов. Можно дать им время для разговора друг с другом. Это может произойти только при условии, что никто не будет раскритикован, что вопросы будут задаваться только для того, чтобы лучше понять человека, и что никаких оправданий или слов в свою защиту не потребуется. То, что обычно выявляется, — это озабоченность человека каким-то аспектом личности того, кто был нарисован первым. Эта озабоченность в настоящий момент может быть негативной или позитивной, внушать неприязнь или гордость, вызывать беспокойство или радость, порождать любопытство или сверхпоглощенность, или же вызывать множество других эмоций по отношению к тому, кто был нарисован на геног-рамме первым. Бывает, что кто-то начинает с сиблинга (единокровного брата или сестры). Если человек уже взрослый, а сиблинг не заболел внезапно чем-то серьезным и поэтому не является объективной причиной для беспокойства в настоящий момент, то дальнейшие вопросы обычно приводят в выявлению давнего соперничества, обиды, возникшей из-за того, что брат или сестра были любимчиками в семье, или более талантливыми, привлекательными, или, наоборот, страдали хроническим заболеванием и т. п. И сейчас в клиенте вдруг просыпается дух соперничества и ощущение какой-то своей «неполноценности». Человек может быть поглощен постоянными мыслями о том, как наконец доказать, что он - самый лучший ребенок у своих родителей, как превзойти сиблинга в зарабатывании денег или достижении более высокого положения в обществе или как трансформировать детскую вражду во взрослую дружбу. Когда проявляются такие моменты, я начинаю разговор о взаимоотношениях между сиблингами, об их важности, учитывая то, что после смерти родителей сиблинги — это все, что остается от семьи происхождения, и связи между ними с течением времени приобретают все большее значение (Bank, S. R., & Kahn, М. D., 1982). Я могу порекомендовать, если клиент воспринимает идею пересмотра отношений, связаться с братом или сестрой и попытаться организовать встречу — без родителей или супругов - и обсудить как уже взрослым людям, какие отношения они хотели бы иметь сейчас и что они могут сделать для этого. Я обращаю внимание клиента на то, что такое воссоединение со своим сиблингом позволит ему сейчас, в настоящее время освободиться от своей подверженности манипуляциям со стороны других людей, что они с братом/сестрой смогут построить новые взрослые отношения, посмеявшись и/или поплакав над своим прошлым, обсудив старые чувства и полностью высказав все обиды и недовольства. Вспоминая о прошлом, они могут впервые узнать о том, что не только они сами, но и кто-то другой или все сиблинги в их семье подвергались сексуальному насилию, или что брат или сестра тоже мучились из-за алкоголизма родителей, но делали вид, что им это безразлично. Такие открытия могут сблизить их, и они даже могут выработать совместный план того, как создать новую атмосферу во время будущих семейных праздничных встреч и других событий. Иногда изображение первым сиблинга, особенно если это ние лица клиента, его позы, жестов и тона голоса, а также других внешних проявлений переживаемых клиентом чувств. Еще одним популярным вариантом начала генограммы может быть изображение супруга. Это может означать, что мир создателя генограммы вращается вокруг его партнера вследствие либо любви, либо зависимости, либо власти, либо его(ее) ярко выраженного нарциссизма. Возможно, что партнер страдает физическим или душевным недугом и человека беспокоит здоровье и благополучие партнера и свое собственное будущее. Они могут быть вовлечены в серьезный семейный конфликт и поэтому быть не в состоянии думать о чем-то другом, кроме него. Хотя каждый из участников тренинга пытается найти смысл в своей собственной генограмме и в своих собственных ответах, он тем не менее слушает ответы других участников, и в результате осознает уникальность генограммы каждого человека. Мы не можем рассмотреть здесь все возможные варианты, однако еще один вариант начала настолько эмоционально значим, что его нельзя обойти вниманием. Важно иметь в виду, что на составление генограммы влияет возраст участников мастер-класса или терапевтической группы. Так, если присутствуют беременные женщины или молодые родители, то большинство может начать с ребенка, поскольку этот маленький человечек сейчас является центром их жизни. Для родителей постарше центральной фигурой может оказаться подросток: либо потому, что родитель пытается через подростка реализовать себя и рассчитывает на то, что он (она) осуществит его неосуществленные мечты, либо потому, что родители не могут справиться с подростком, и он превращает жизнь семьи в кошмар (Olson, D. H., Russell, С, & Sprenkle, D. Н„ 1983). У родителей старшего возраста, если они продолжают беспокоиться о взрослом ребенке, который до сих пор эмоционально зависим от них, внимание может быть сфокусированным на этом уже взрослом отпрыске. | 29 Независимо о того, какой из этих или большого числа других возможных вариантов оказался причиной сделанного выбора, их интерпретация должна включать комментарии по поводу существующей динамики и потенциально возможных будущих взаимодействий, которые могут изменить характер расстроенных, неудовлетворяющих или слишком бурных отношений в семье. Если при построении генограммы выясняется, что в семье в прошлом или в настоящем имело место жестокое обращение с ребенком, то в терапевтической группе психотерапевт предпринимает надлежащие меры, а на тренинге дает соответствующие рекомендации. В процессе составления генограммы необходимо особое внимание уделять вопросам, связанным с хроническими физическими (Barth, J., 1993) и душевными недугами членов семьи, а также тем трудностям, негативным моментам и стрессам, которые возникали вследствие этих недугов. Важно не упустить из вида, каким именно образом перечисленные выше факторы повлияли на то, кого создатель генограммы изобразил первым. Некоторые люди включают в свою генограмму умерших родственников, которые важны для них, другие не делают этого. Иногда те, кто включает ушедших родственников, еще не завершили период траура. С такими людьми я могу начать разговор о необходимости посещения могилы, чтобы ускорить работу над преодолением чувства утраты (Williamson, D. S., 1978), или о том, что в рамках сеанса психотерапии можно, используя фотографию ушедшего из жизни родственника, провести церемонию, имитирующую похороны, во время которой они смогут иначе, чем это произошло в реальной жизни, попрощаться с ним. Такой диалог обычно имеет очень сильное воздействие, поскольку клиент начинает осознавать свою тоску, боль или гнев, связанные с ушед- шим любимым человеком. Возможно, что спустя некоторое время благодаря терапевтическому воздействию этого диалога клиенты научатся самостоятельно справляться со своим горем и смогут завершить прерванные отношения. На профессиональном тренинге участники узнают о дополнительных методах, которые они могут использовать в своей консультативной практике и применять для оказания помощи пациентам, столкнувшимся с похожими проблемами. Предоставив собравшимся достаточное время для исследования, в котором они могут заходить настолько глубоко, насколько им хочется, я прошу их вернуться к генограммам и добавить всех, кого они не успели изобразить раньше. Этот этап составления генограмм продолжается до тех пор, пока все не завершат свою генограмму. Я предлагаю участникам проанализировать свои генограммы, обращая внимание не только на то, кого они нарисовали и в какой последовательности, но и на то, как расположены символы каждого человека по отношению к другим символам, какое пространство/расстояние разделяет различные геометрические фигуры и почему, а также на размер каждого символа, поскольку большой рядом с маленьким может означать власть, статус, возраст, силу и отсутствие таковых. Поскольку я не даю указаний о том, что квадратики (обозначающие на генограмме мужчин) надо размещать слева, а кружочки (обозначающие женщин) — справа, мои клиенты и участники тренинга размещают себя и значимых других в соответствии со своей внутренней логикой. Прежде чем мы завершим первый шаг работы над генограммой, я прошу своих клиентов включить в генограмму по меньшей мере три поколения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|