Существенные проблемы развода
Разводящиеся супруги во всем мире обязательно сталкиваются с одними и теми же проблемами: личностными, проблемами взаимоотношений, а также некоторыми «тематическими» проблемами (Kessler, 1975). Личностные проблемы — это индивидуальные интрап-сихические конфликты и идиосинкретические образования личности. Они включают в себя общее физиологическое здоровье, природу функционирования эго и его механизмов защиты, «старые» неразрешенные проблемы, которые передаются из поколения в поколение, и неполную реализацию личностных задач и целей, поставленных в возрастной период зрелости. Подозрительность, низкая самооценка или чувство постоянной отвергнутости могут давать о себе знать на сеансах психотерапии или сопровождения бракоразводных процессов как одни и те же постоянно всплывающие темы, о которых говорит клиент. Желание получать алименты может проистекать из глубоко укоренившейся зависимости, из страха финансовой нестабильности, произрастающей из бедности, пережитой человеком в детстве. Желание родителей настоять на своем опекунстве или полном контроле над детьми может быть вызвано либо надеждой спрятать таким образом свои слезы утраты, свою растерянность и отверженность, либо устоявшимися ролевыми ожиданиями, такими, например, как характерные для Соединенных Штатов Америки ожидания, что «именно мать должна непременно быть первым опекуном». В других частях мира, в частности, в арабских странах, ситуация выглядит совершенно иным образом: права на детей принадлежат отцу, и после развода эти права переходят к нему. Конфликты, сопровождающие супружеское общение и решение о разводе, определяются как проблемы взаимоотношений.
Переживания и боль партнера в связи с неудовлетворенными ожиданиями в отношении своего супружеского союза, гнев на покидающего отношения партнера и желание отомстить или как-то по-другому облегчить чувство вины часто представляют собой трансакции, характерные для ранней, эмоционально окрашенной стадии, после которой принимается решение об отделении друг от друга. Иногда причина заявленного оставленным партнером отказа от предоставления уходящим партнером поддержки детям определяется агрессией и завистью к новоявленному спутнику (спутнице) своего бывшего партнера. В основе отсутствия желания позволить детям проводить много времени (или большую его часть) с другим родителем может лежать ярость, вызванная тем, каким именно образом и при каких обстоятельствах было принято решение о прекращении супружеских отношений. Мотив, отвечающий за подобное поведение, может быть озвучен одним из партнеров следующим образом: «Ты бросил (а) меня, и теперь придется заплатить за это. Детей ты не получишь. Я делаю это потому, что я желаю сохранить и продолжить наши отношения» (Kaslow, 1988a, р. 95). Тематические проблемы, по сути дела, являются проблемами, имеющими отношение к оформлению контракта, который составляется при разводе. Он включает в себя согласование ряда моментов: распределение финансового и материального имущества, определение рамок супружеской поддержки, установление порядка посещения и воспитания детей. В некоторых странах соглашения, касающиеся этих принципиально важных моментов, должны быть зафиксированы в материалах решения суда. Тематические проблемы часто дают о себе знать, когда ведется работа с личными проблемами и проблемами взаимоотношений, и, таким образом, содержат в себе семена последующей долгосрочной психологической помощи, которая будет необходима в том случае, если согласие не будет достигнуто.
Понимание сути перечисленных выше проблем дает возможность определить направления и структуру взаимодействия, необходимого для работы психотерапевта или специалиста по сопровождению развода на данном его этапе. Кроме того, эта структура предлагает партнерам неплохую возможность и способ, с помощью которого они могут достичь понимания того, во имя чего на самом деле они ведут сражение друг с другом. Разделение эмоционального и правового аспекта бракоразводного процесса на раннем этапе взаимодействия может значительно облегчить процесс правового расторжения брака. РАБОТА С ПРОБЛЕМАМИ Экономический развод Когда в сознании каждого партнера наступает понимание и ясность, вместе с ними приходит и осознание того, что в скором времени у каждого из них окажется более низкий материальный доход и каждому придется самостоятельно решать собственные финансовые вопросы, что вызывает нарастание стресса. И тем не менее во время этого бурного, полного переживаний периода, названного экономической стадией развода (Bohannan, 1970), супруги должны прояснить не только способы и источники независимых доходов, но и все другие материальные и имущественные вопросы, установить имеющиеся задолженности. Чувства материального благосостояния и автономности обеспечиваются навыками управления или способностью эти навыки приобрести. Все они являются 1) неотъемлемыми составляющими перехода к этапу психологического развода, 2) основой набирающих силу страхов о неспособности справиться со сложными финансовыми операциями и 3) причиной потери контроля над давно существовавшим, но долго скрываемым чувством несостоятельности, которое в определенной степени могло быть сформировано критическим отношением другого супруга в связи с некомпетентностью первого в финансовых вопросах. Если партнеры смогли достичь соглашения о равноценном распределении имущества, основываясь на идеалах честности и благоразумия, каждый из них пополняет внутренние резервы своей самооценки и тем самым помогает себе и своему бывшему супругу обойти стороной желание возмездия за перенесенную несправедливость, а значит, каждый из них закладывает прочную основу своей финансовой независимости. В таких странах, как Германия, в соответствии с экономическими потребностями разведенного супруга правительство предоставляет субсидии, но они вряд ли могут считаться достаточными для обеспечения достойного самостоятельного образа жизни.
Понятно, что все возможные и невозможные способы урегулирования развода определяются существующим законодательством и осуществляются в рамках юридической системы. Однако большее значение имеют доминирующие в обществе социальные установки, оказывающие сильное влияние на проходящих через бракоразводный процесс супругов. Специалисты, работающие во всевозможных службах социальной помощи людям, проходящим череду подобных травмирующих событий, должны обладать высочайшим уровнем компетентности и знанием законодатель- ной базы, определяющей течение бракоразводного процесса и его возможные результаты в отношении всех финансовых и опекунских договоренностей в своей собственной стране, а также знать особенности функционирования реализующего закон органа, представителем которого они являются. Кроме того, такие специалисты будут несравненно лучше подготовлены к осуществлению терапевтических задач и задач, связанных с сопровождением бракоразводного процесса, если они будут знакомы с судебными процедурами и смогут разъяснить своим клиентам, чего нужно ожидать после дачи показаний, слушания дела или по окончании суда. В противном случае вокруг подобного рода услуг начнет образовываться вакуум, что приведет к понижению эффективности работы всей системы. Совместное воспитание детей: миф или реальность? Дети — это самое ценное «имущество» и то звено, которое наиболее прочно соединяет множество супружеских пар. Поэтому никакой родитель не хочет отказываться от своего родительства. Чаще всего, по крайней мере в Соединенных Штатах в восьмидесятые годы, психотерапия и сопровождение бракоразводных процессов были ориентированы в первую очередь на благополучие детей, на то, чтобы предоставить им возможность легкого доступа к обоим родителям. При этом каждый родитель оставался полноценно включенным в жизнь ребенка. В сопровождении бракоразводных процессов на первый план выступали пожелания, права и ответственность родителей, каждый из которых мог получить возможность раскрыть в себе и в своем партнере сильные стороны, а также удовлетворить естественную потребность ребенка видеть
7-6911 обоих родителей и обеспечить ребенку уверенность в том, что если он, желая иметь теплые отношения с обоими родителями, будет проявлять любовь к одному из них, то другой родитель не расценит это как предательство. Когда детской привязанности, потребности в развитии, мечтам о будущем и реакциям на существенные изменения в семье уделяется должное внимание и отношение, содержание итогового правового соглашения разводящихся супругов будет представлять собой документ, отражающий наилучший вариант для всех сторон, и его требования будет гораздо проще исполнять, поскольку чувства и желания каждого участника^не остались в стороне (Hetherington, Сох, & Сох, 1977). Практический опыт свидетельствует в пользу того, что когда дети и родители взаимодействуют в рамках опекунских соглашенностей, их ощущения потери и одиночества чаще всего сведены к минимуму. Иногда сторонние наблюдатели преувеличивают негативные переживания, скорбь и горе, сопровождающие более болезненные по форме протекания разводы, когда партнеры не оформляют опекунство. Они не всегда являются настолько разрушительными, как можно было бы подумать. То, что родители не оформляют опекунство и не распределяют свои обязанности в отношении воспитания своих детей, повышает шансы детей на психологически благополучную жизнь до максимума, поскольку такое положение дел свидетельствует о том, что оба родителя будут по-прежнему любить своих детей и оставаться вовлеченными в воспитательный процесс. И пока дети не достигнут определенного возраста, они будут являться надежным звеном, соединяющим семью воедино, так, как будто родители и не разводились. Очень важно, чтобы посредники, сопровождающие развод, и психотерапевты обязательно побуждали родителей прямо и абсолютно четко дать понять своим детям, что они никогда не будут разлучены с кем-то из своих родителей, понимая, что для большинства детей развод является аналогом хирургической операции на открытом сердце без наркоза. Детям тоже понадобится время для того, чтобы восстановиться и снова ощутить свою целостность (F. Kaslow, 1990b, p. 30). Когда решение о разводе принято, пара должна сфокусироваться на том, каким образом решить вопрос с тем, как будут воспринимать развод дети, какие реакции он вызовет у них, как помочь им выразить и пережить их горе и страдание. Как психотерапевты, так и медиаторы (сопровождающие развод) могут объяснить супругам, какое влияние на детей оказывает поведение родителей, как родительская способность к адаптации будет отражаться на развитии этой способности у детей (Wallerstein & Kelly, 1980). Во всех странах мира дети должны иметь право, которое давало бы им возможность никогда не видеть, как один родитель унижает другого; ребенок никогда не должен слышать, что один из его родителей «плохой», потому что в противном случае это неизбежно становится частю представления ребенка о мире, и к тому моменту, когда он сможет осознать свои представления, ему станет ясно, что так или иначе человек наследует определенные черты от своих родителей, и он перенесет характеристику «плохой» с родителя на себя. Применяемый нами системный подход к семье можно счи-
тать наиболее эффективным для психотерапевтов и медиаторов при работе с разводящимися парами. Он позволяет переключиться с взаимных обвинений партнеров и уделить время разработке подходящего решения проблемы, а также способствует улучшению ситуации у клиентов в настоящем и будущем. Если супружеская пара обратилась к помощи психотерапии в период ранней фазы процесса развода, то обычно необходимы одна или несколько терапевтических сессий для того, чтобы дети смогли начать задавать вопросы своим родителям и психотерапевту, выражать свои страхи, чувства, надежды. Это повышает вероятность того, что в рамках безопасного убежища, которым является кабинет психотерапевта, все члены семьи смогут принять активное участие в работе по созданию двух частей новой бинуклеарной семьи (Ahrons, 1983). В частности, в обществах и этнических группах, для которых характерна не нуклеарная, а, скорее, расширенная семейная система, доминирующее влияние на поведение детей, их выбор и реакцию на сообщение о предстоящем разводе будет оказывать другое воздействие — на взрослых детей в зависимости от их возраста, личностных особенностей, религии, семейный и этических традиций, их восприятия силы и власти родителей, интенсивности воздействия финансовых рычагов, культурных нравов в отношении желаний родителей и степени авторитарности. Психотерапевт должен быть внимателен к ценностям, на основе которых строится функционирование семейных систем, часто включающих в себя несколько поколений. Особое внимание традициям и мнению старшего поколения необходимо уделять тогда, когда они лежат в основе брачного союза и образуют исключительно значимый фактор, как это имеет место, например, в Индии, Китае и других восточных странах. Ситуация в странах Западной Европы и США совершенно противоположная: в них автономность и независимость нуклеарных семей ценится очень высоко. Если родители партнеров пытаются навязчиво повлиять на выбор своих взрослых детей и пара не в состоянии оградиться от подобного вмешательства, для таких семей с глубокими историческими корнями и традициями становится необходимым проведение специальных занятий (Framo, 1981). Вернемся к вопросу о детях. В том случае, когда потребность детей во внимании и сопереживании психотерапевта выражена очень явно, хорошим терапевтическим средством может стать детская терапия - терапия выбора, игровая или арт-терапия позволят дать маленьким детям и некоторым тинейджерам возможность выразить свои внутренние конфликты. Полезной может быть и практика применения системного подхода для терапии сиблингов (братьев и сестер) (Bank & Kahn, 1982), поскольку она дает детям возможность получить необходимую поддержку друг от друга и почувствовать принадлежность и единство в рамках этой сиблинговой системы. Те специалисты, кто осуществляет сопровождение развода или оказывает психотерапевтическую помощь, должны руководствоваться не строгими правилами, а пониманием того, кто именно участвует в принятии решений и на кого результаты работы окажут наибольшее влияние. Очень важно использовать семейную системную рамку, однако это совершенно не означает необходимость присутствия всех членов семьи на приемах у терапевта. Я считаю, что с точки зрения этики каждый медиатор (сопровождающий развод) и психотерапевт должен прояснить свои собственные ценности в отношении помощи людям (Abroms, 1977) в соответствии с позицией, ставящей на первое место интересы Есть семьи, в которых во время бракоразводного процесса родителей детям уделяется очень мало внимания. Такие родители ведут себя совершенно непредсказуемо в силу стресса и/или наличия психологической патологии и/или потому, что их энергия была растрачена во время физического и экономического этапов развода при попытках достичь обоюдоприемлемого соглашения. Часто один или оба родителей берут на себя дополнительные обязательства на работе, чтобы справиться с растущей финансовой нагрузкой. В этом случае у них остается все меньше времени, которое они могут провести вместе с детьми, и они не могут понять, как дети тоскуют и страдают. Некоторые родители впадают в ярость, если дети больше не обращают внимания на возникшие в связи с разводом проблемы. Им очень хочется хотя бы частичной смены ролей, а дети не всегда могут удовлетворить эти родительские ожидания. В других случаях родители уделяют детям слишком много внимания, оно перерастает в покровительство, которое, казалось бы, должно облегчить боль разлуки, а в итоге настраивает ребенка про- тив второго родителя (Kaslow, 1983). Такое поведение характерно для периода, когда супруги находятся в процессе судебных тяжб и, желая добиться своего, намеренно очерняют друг друга. И наоборот, при работе медиатора (сопровождающего развод) центральной темой, затрагиваемой на всех переговорах, является физическое и эмоциональное состояние детей. Постоянное внимание уделяется тому, чтобы дети не подвергались ругани, не испытывали плохое отношение, а получали достаточно внимания. В качестве терапевтической стратегии на данном этапе процесса развода, а также после развода, если понятно, что адаптация ребенка не завершилась, может быть рекомендована групповая терапия для детей, родители которых разводятся или развелись. Обычно терапевт создает подходящий контекст, в котором дети могут выразить весь спектр своих чувств и получить необходимое понимание, могут осознать масштаб той травматической ситуации, которую они переживают. В ходе групповой работы дети могут получить поддержку друг от друга и от взрослых, которые сочувствуют им, понимают их и искренне заботятся о них. На таких сессиях дети приобретают практические навыки того, как справляться с проблемными сложными ситуациями (Kessler & Bostwick, 1977). Родители, которым оказывается сопровождение, в определенный момент могут осознать собственные силы, и в таком случае они, в отличие от более ожесточенных родителей, чаще всего начинают искать продуктивные и позитивные варианты, такие как индивидуальная терапия, терапия для сиблингов или семейная терапия, направляют детей в группы, где им и их сверстникам помогают справляться с болью, высказывать свою грусть и двигаться дальше по пути к осуществлению своих планов, будучи неотъемлемой частью своей семьи. В терапии, как и в сопровождении, родители настраиваются на то, чтобы в центре их внимания были потребности детей, чтобы одинаково учитывались возможностями каждого родителя. Особое внимание уделяется доступности каждого родителя, стабильности установленных правил и предсказуемости ситуаций, подчеркивается важность самоконтроля родителей и их гибкости. Я рекомендую периодически (возможно, каждые 3 года) увеличивать время физического присутствия родителя по сравнению с первоначально установленным и расширять планы визитов, поскольку потребности детей в каждой фазе развития меняются. Серьезные изменения могут претерпеть и обстоятельства, в которых живут родители. Сопровождающий развод специалист может предложить родителям поступить мудрее и сразу запланировать возможные изменения в первичной договоренности о посещениях, а не ждать, когда наступит кризис и будут предприняты попытки пересмотреть условия опеки: иногда главный опекун, не в силах справляться с ребенком, хочет передать его другому родителю - «Хотел его? Иди забирай. Я сдаюсь». Пары могут получить помощь в разработке такого режима посещений, который поможет избежать двусмысленности и разночтений. В ходе разработки плана воспитания и плана посещений, установления порядка распределения финансовых обязательств и распределения имущества клиенты, используя свои когнитивные навыки, ставят перед собой новые цели и ориентируются на их достижение. Эти изменения позволяют им структурировать их ранее дезорганизованную жизнь, активируют чувство контроля, создают мотивацию к достижению. Партнеры осуществляют сбор информации, обсуждают возможности, предоставленные им различ- ными ситуациями, совершают выбор, определяя, чего они хотят, постепенно оттачивают свою аргументацию и постепенно приходят к созданию письменного соглашения. «Подобный процесс повышает способность партнеров обозначать и отстаивать свои позиции, отличать желаемое от необходимого, вести переговоры, опираясь на знания, находить конструктивные пути достижения компромисса, разрешать споры и как следствие — переключиться с уходящего прошлого в реальное, актуальное настоящее, чтобы потом оптимистично смотреть и планировать свое будущее». (F. Kaslow, 1990b, pp 32-33) Лицом к проблеме Обычно в процессе сопровождения разводов в первую очередь решаются самые легкие проблемы, что позволяет сторонам разумно оценить свои успехи и обнаружить друг в друге способности идти на компромисс, вести себя честно и справедливо. На осно-вани прогресса, достигнутого в рамках начальных сессий, супруги могут начать обсуждать более серьезные проблемы и искать компромиссы. Как правило, эти трудные проблемы невероятным образом переплетаются друг с другом. Супруги цепляются за то последнее, что осталось от их взаимоотношений, за любимую вещь, например, купленную по особому случаю, или за какой-то предмет, которым дорожит один из супругов. Пренебрежение ценностью этих значимых для одного или обоих супругов вещей может вызвать желание карать, наказывать. Иногда самые сложные решения принимаются при обсуждении судьбы цыплят или других домашних животных, когда супруги пытаются, обвив вокруг них вере- вочные канаты, растащить их в противоположных направлениях. Вот тогда-то оба супруга ясно видят и полностью осознают свою ответственность за то, чтобы переговоры велись по доброй воле, чтобы каждый из них внес свою лепту в составление соглашения. Все это требует зрелого подхода, определенности, веры в целостность другого человека и оптимистичного взгляда вперед. Ослабив напряжение и отступив всего лишь на шаг, можно ускорить процесс завершения психологического расставания (F. Kaslow, 1998), которое часто занимает от двух до четырех лет после первого разрыва отношений (F. Kaslow, 1984). Система социальной поддержки, Большие семьи, друзья, соседи и коллеги могут предоставить сильную и очень необходимую поддержку во время и после развода. Они будут в нужное время в нужном месте, чтобы выслушать, выразить свою симпатию и воскресить веру... Если у человека во время развода нет такой поддержки, развод может стать для него настоящим бедствием. Wallerstein and Kelly (1980) обнаружили, что женщины с большой системой поддержки, которая обеспечивает их помощью в финансах, в ведении хозяйства, в уходе за детьми и в их воспитании, во время кризиса бракоразводного процесса и в переходный период ведут гораздо более успешный и эффективный образ жизни по сравнению с женщинами, не имеющими такой поддержки и чувствующими себя поэтому одинокими. Если взрослые на работе, а дети в школе получают знаки внимания и поддержки, то это существенным образом влияет на то, как они чувствуют себя, чувствуют ли они себя уважаемыми и значимыми для окружающих. Эта фаза включает в себя пятую стадию по классификации Боэннона — социальный развод (смотри таблицу 1). Некоторые пары, проходя через драму развода, пользуются услугами медиаторов (специалистов, сопровождающих развод), полагая, что сопровождение поможет решить все сложные вопросы за один день, в том числе подписать соглашение. Это как раз тот случай, когда пара испытывает острую нехватку сил самостоятельно справиться с ситуацией. Конечно, пройдя определенный этап, преодолев часть дистанции, можно ощутить небольшое облегчение. Недаром до сих пор сохранился тост за помощь «почти бывшим супругам», чтобы они смогли закрыть важную главу их прошлой жизни и освободить поток новой энергии. Религиозный развод В самом начале этой статьи мы уже затронули тему о том, как различные религии мира относятся к проблеме развода. Такое впечатление, что это отношение базируется на мнении тех специалистов, которые хорошо знают религиозные убеждения своих клиентов, знают, каким образом религиозные убеждения повлияли на принятие решения расторгнуть брак и на поведение людей во время и после развода. Если двое людей, образующих супружескую пару, принадлежат к разным вероисповеданиям, необходимо проявить большое уважение к вере каждого из них. Если супруги выросли в разной религиозной среде, необходимо некоторое время, чтобы убедиться, не являются ли их религиозные убеждения причиной прекращения брака, не участвуют ли эти убеждения в «священной войне» между супругами. Фактор веры нельзя недооценивать и упускать из виду. Столкнувшись с разводом, многие люди полагают, что для того, чтобы они смогли преодолеть чувства одиночества и морального поражения, им катастрофически не хватает поддержки и одобрения со стороны общества. Такая поддержка смягчает стыд и чувство неудачи. Участие в церковной церемонии развода также помогает справиться с проблемой. Из консультативной практики известно, что люди, которые были обвенчаны по религиозному обряду, стремятся получить и церковный, и гражданский развод. Для них лучше всего, если развод происходит в церкви или в синагоге. Однако, если правила религиозной общины считают подобные обряды другой церкви чуждыми, а в государственных учреждениях клерки также отказывается проводить церемонию развода, то процедура развода может быть проведена иначе, реализуя тем не менее аналогичные цели и потребности. Для своих клиентов, учеников и друзей/которые хотели найти такой ритуал, я создала квазирелигиозный ритуал, церемонию развода, которую использовала и совершенствовала на протяжении последних десяти лет (F. Kaslow & Schwartz, 1987; F. Kaslow, 1991). Все, кто когда-нибудь наблюдал этот ритуал, эту церемонию или участвовал в ней, отмечают, что она помогает разводящимся супругам вспомнить и поблагодарить ранние счастливые годы своего брака, царившую в нем их любовь друг к другу, помогает показать своим детям, что они были зачаты в любви и что они и теперь могут свободно общаться с каждым родителем без осуждения или вмешательства другого родителя, помогает бывшим супругам попросить друг у друга прощения за причиненные страдания -в целом, пережить очень глубокие, исцеляющие переживания. Детям эта церемония дает именно то, чего им чаще всего не хвата- ет, — возможность поделиться со своими родителями тем, что они чувствовали во время развода, чего им не хватало и чего хотелось от каждого родителя в будущем. «Во время церемонии проливается много слез. Часто уже ближе к завершению у присутствующих возникает спонтанное желание обнять друг друга и вот так попрощаться. Вряд ли это стало бы возможным раньше, чем спустя несколько лет после гражданского развода. Много боли и зла было причинено друг другу, пока не было достигнуто принятие и даже прощение» (Kaslow, 1990b, p. 34). Помогая парам определить свой курс в бурном море развода, очень важно постоянно иметь в виду, что каждый человек в семье воспринимает и переживает развод своим собственным уникальным способом. Эмоции и реакции людей зависят от таких характеристик, как возраст, пол, социальный и экономический статус, образование, место работы, раса, религия и этническая принадлежность. Применение хронологических таблиц (Duhl's Chronological Chart, 1981) дает возможность терапевтам и семьям установить и более полно понять разные значения одного и того же события — развода. Данные, приведенные на рисунках 1 и 2, относятся к двум семьям (семье А и семье Б) и наглядно показывают, как может быть использован данный инструмент для того, чтобы углубить понимание значения развода и возможных последующих событий каждым членом семьи.
Рисунок 1. Хронологическая таблица развода семьи А.
Рисунок 2. Хронологическая таблица развода семьи Б. В обеих семьях мужья обладают высоким профессиональным статусом, жизненным опытом и высоким заработком. Оба, вероятно, живут весьма неплохо, хотя господину А жить немного проще, поскольку обоим его детям уже исполнился 21 год, они перестали зависеть от него материально, и при разводе не надо будет обсуждать вопросы воспитания и опекунства. Если у мистера А появится желание жениться во второй раз, то вероятность повторного брака у него довольно велика. А пока, по крайней мере так происходит в настоящее время в Соединенных Штатах, он вынужден регулярно выплачивать алименты своей 52-летней бывшей жене, поскольку она никогда не работала вне дома и в этой связи не имеет каких-либо востребованных рынком рабочей силы навыков. За 10 лет до развода господин А поселил в своем доме свою тещу, и все 10 лет он оказывал ей поддержку. Теперь ему трудно найти какую-либо другую альтернативу этой помощи, поэтому ему и дальше предстоит оказывать теще всяческую поддержку, таким образом фактически выплачивая двойной размер алиментов. Супруга господина А при этом уверена, что ее используют как прислугу для своей матери, в то время как ее бывший муж и дети строят себе более интересную жизнь. Саму себя она видит как трагическую, беспомощную жертву, которой она стала в результате победы ее мужа в борьбе за его свободу. Сценарий в семье Б совершенно иной. Оба супруга Б - врачи, они состоятельные, образованные и независимые люди. Разводятся они по обоюдному согласию. Отец госпожи Б до сих пор работает и пребывает в отличной физической форме. Дети в семье Б после развода родителей продолжат обучение в той же частной школе, где они учились до этого. Их няня будет отвозить их на машине то к отцу, то к матери. И фактически дети будут видеть родителей в послеразводный период чаще, чем это было до развода родителей. Очень важно, что во время развода оба родителя твердо решили позаботится о том, чтобы их дети смогли избежать сильных эмоциональных потрясений. Ясно, что прогноз развития событий после процесса развода значительно более оптимистичен для жизни семьи Б по сравнению с ситуацией в семье А. Время после развода — восстановление психического равновесия? Постразводный этап может стать либо временем глубокого отчаяния, горькой депрессии, либо временем потрясающих новых возможностей, по крайней мере для тех, у кого есть желание, время, энергия и деньги, чтобы ощутить дух приключений. В человеке есть огромный внутренний мир, и постоянно изменяющийся внешний мир создан для того, чтобы исследовать и изменять этот внутренний мир человека. Когда дети приспособятся к новому положению, у разведенного супруга могут появиться новые интересы, ожить давно дремавшие увлечения и хобби, может возникнуть желание путешествовать, возобновить обучение, сменить работу. В индивидуальной или групповой терапии разведенный супруг может обрести «разрешение» на получение удовольствия от свободы, являющейся частью мира свободных, неженатых людей, и заразиться азартом поиска новых увлечений. Люди, пережившие развод, могут научиться соединять воедино обязанности родителя, домохозяйки, друга, работника, любовника, студента, репетитора собственного ребенка и мобилизовать свой потенциал, свою гибкость, чтобы воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет им новый период их жизни (F. Kaslow, 1984). Это время, когда бывшие супруги обязаны избавиться от своего негативизма, от чувства беспомощности и снять со своих детей несвойственную им роль родителя, освободив их из «паутины страдающего родителя», потому что это вредит развитию личности ребенка (К Kaslow, 1988a, р. 101). Пока этот шаг не будет сделан, этап психологического развода не будет завершен. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ Везде, где бы и когда бы он ни происходил, развод является болезненным, мучительным процессом, который влечет длительные последствия для всех членов семьи. Кроме желания людей развестись им необходимы способности вступить в конфронтацию и обсудить эмоциональные, правовые, экономические и родительские проблемы, возникающие в ходе развода, наладить ход бракоразводного процесса и составить соглашение. Очень важно, чтобы посредники, сопровождающие развод, психотерапевты, адвокаты и судьи, если они хотят оказать максимально эффективную помощь разводящимся парам в разработке и создании наполненных чувством рациональных жизнеспособных соглашений, хорошо ориентировались в следующих вопросах: 1) психодинамика развода, характеристики этих эмоциональных «американских горок» и сопровождающих их переживаний; 2) детская психология равития и этапы развития семьи; 3) влияние правовых и юридических аспектов на бракоразводный процесс. Также необходимо, чтобы психотерапевты сохраняли свою объективность и спокойствие и в то же время понимали эмоциональное состояние своих клиентов. Только в случае объединения всех этих условий можно ожидать, что дети, пережившие развод своих родителей, смогут в будущем быть здоровыми, чувствовать себя в безопасности, быть благополучными и уверенными в том, что оба их родителя будут живы, останутся доступными и любящими их людьми. Развод, его процесс и последствия необходимо рассматривать сквозь призму религиозного, расового, социально-экономического, культурного и этического контекста, который составляет основу любой конкретной реальной семейной структуры. 8-6911 ЛИТЕРАТУРА 1. Abroms, G. M. (1977). Supervision as metatherapy. In F. W. Kaslow (Ed.) Supervision, consultation and staff training in the helping professions. San Francisco: Jossey-Bass. 2. Ahrons, C. R. (1983). The binuclear family: Parenting roles and relationships. Un-published paper. 3. Bank, S. R. & Kahn, M. D. (1982), The sibling bond. New York: Basic Books. 4. Bohannan, P. (1970). The six stations of divorce. In P. Bohannan (Ed.) Divorce and after: An analysis of the emotional and social problems of divorce, (pp. 29-55). New York: Doubleday. 5. Duhl, F. (1981). The use of the chronological chart in general systems family therapy. Journal of Marriage & Family Therapy, 7, 345-352. 6. Erickson, S. & Erickson, M. McKnight (1988). Mediation casebook. New York: Brunner/Mazel. 7. Folberg, J. (1983). A mediation overview: History and dimensions of practice. Mediation Quarterly, 1, 13-14. 8. Folberg, J. & Milne, A. (1988). Divorce Mediation. New York: Guilford. 9. Framo, J. (1981). The integration of marital therapy with sessions with the family of origin. In A.S. Gurman & D.P. Kniskern (Eds.) Handbook of Family Therapy, (pp. 133-158). New York: Brunner/ Mazel. 10. Haynes, J. (1981). Divorce mediation. New York: Springer. 11. Hetherington, E.M., Cox, M. & Cox, R. (1977). The aftermath of divorce. In J. H. Stevens, Jr. & M. Matthews (Eds.) Mother-child, father-child relations, pp.149-176. Washington, DC: NAEYC. 12. Kadis, A. & Markowitz, M. Short-term analytic treatment of married couples in a group by a therapist couple. In C. Sager, & H.S. Kaplan, (Eds.) Progress in group and family therapy, (pp. 463-482). New York: Brunner/Mazel, 1972. 13. Kaslow, F. W. (1980). Stages in the divorce process: A psychological perspective. Villanova Law Review, 25,718-751. 14. Kaslow, F. W. (198
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|