Проективная генограмма: шаг третий — кого бы вы хотели исключить?
Следующая серия вопросов проистекает из основного вопроса: «Кого бы вы хотели исключить?» Среди изумленных лиц и беспокойного смеха обычно находятся несколько человек, которые действительно исключают кого-нибудь из своей генограммы. Наименее замкнутые из присутствующих вымарывают их так, как это делают маленькие дети. У большинства участников тренинга этот вопрос вызывает радость, потому что дает такую возможность, о которой они даже не помышляли. У других такое предложение вызывает беспокойство, так как затрагивает их самое сокровенное — может быть, такие желания, о которых до сих пор никогда не говорилось. Для третьей группы это вообще неприемлемо, и об этом я говорю в инструкции: «Если некоторым из вас не захочется никого вычеркивать, то и не надо этого делать». Чаще всего «аннигилируются» противные бывшие супруги или родственники супругов, злые мачехи, карающие отчимы, живущие суррогатные родители и соперничающие сиблинги. Это часто приводит к самоизучению и выявлению ненавистных или пугающих значимых других. Случай № 4 На мастер-классе для профессионалов по теме «Личность («Я») семейного терапевта» в одном из северо-восточных штатов в 1993 году я демонстрировала использование проективной генограммы по двум основным причинам: а) чтобы помочь присутствующим еще раз исследовать б) познакомить их с дополнительным методом оценки Во время этого процесса Клайд фыркнул: «Боже мой! Я упустил свою первую жену, Гэйл. Я изобразил своих биологических детей (основным опекуном которых был именно он, и поэтому они жили вместе с ним) и моих приемных детей (которые тоже жили в основном с ним), как будто все они были биологическими отпрысками меня и моей второй жены, Чарлин». Клайд был изумлен тем, что обна-
ружил, а потом добавил: «Я изобразил семью такой, какой хотел бы ее видеть, хотя я прекрасно знаю, что моя бывшая жена и бывший муж Чарлин до сих пор сохраняют законные права. Визиты к ним так разрушительны, что я хотел бы, чтобы они исчезли или, еще лучше, чтобы их вообще никогда не было. Чарлин - прекрасная мать, гораздо лучше, чем когда-либо была Гэйл, которая бросила своих детей. Она была нерадивой и жестокой. Почему у нее до сих пор должны быть права?» Его голос вдруг стал взволнованнее и громче. Все сосредоточенно слушали. Я мягко сказала: «Пожалуйста, не рассказывайте больше ничего, если вам неудобно это рассказывать». Он ответил, что хочет продолжить: «Пора уже разобраться в том, что я чувствую на самом деле». Он рассказал, что бывший муж Чарлин был таким же ничтожным, как и его бывшая жена, и он тоже не заслуживал любви своих детей: алименты он выплачивал нерегулярно, а когда забирал детей к себе на день (он не хотел, чтобы они оставались с ним на ночь), сеял смуту. Здесь Клайд внезапно остановился, глубоко вздохнул и сказал: «Ага! Так вот почему мне трудно работать с семейными парами, переживающими предразводную агонию. Несмотря на то что у меня все замечательно во втором браке и за три года, что мы живем вместе, мы все хорошо адаптировались, я до сих пор испытываю ярость и возмущение... Думаю, я действительно чрезмерно отождествляю себя с отвергнутым партнером и в вопросе опеки над детьми отдаю предпочтение опеке одного лица перед совместной опекой. Как же я раньше этого не видел? Я да- же поднимал на смех тех людей, которые говорили мне об этом. Как же так получилось, что это не дошло до меня в моей консультативной практике и при супервизии?»
Конечно, прежде всего я поняла и приняла эту его эмоциональную вспышку и сказала, что обычно человеку нужно от двух до пяти лет, чтобы преодолеть гнев и закрыть для себя проблему развода. Затем, поскольку я твердо верю в понятие готовности, я предположила, что он захотел проработать это сейчас, потому что был готов к этому — с момента его развода прошло уже четыре года, и он, по-видимому, теперь был в состоянии, преодолев гнев, подумать о прощении и о том, почему он когда-то любил свою бывшую жену и, в свете этого, что она могла дать детям. В дальнейшем, если и он, и Чарлин будут удовлетворены результатом этой его работы, возможно, она тоже сможет пересмотреть значимость и ценность своего бывшего мужа для их общих детей. Я осторожно предложила, чтобы они поговорили со своими бывшими супругами и посмотрели, не могут ли они найти путь для вступления в более продуктивный период жизни в послеразводных/повтор-нобрачных семьях (Ahrons, С. R., & Rodgers, R. Н., 1987; Kaslow, F. W, 1993d). Таким образом, вопрос «Кого бы вы хотели исключить?» при составлении генограммы часто становится поводом для дискуссий о таких чувствах, как подавленные гнев, стыд, вина, печаль, отвращение и унижение, поскольку эти чувства всплывают на поверхность по отношению к тем людям, само существование которых приводит в ярость или угнетает. В группе можно услышать рассказы о родителях супруга, которые делали все, чтобы их сын или дочь не вступили в брак с че- ловеком, которого они избрали, якобы потому, что он не подходит в виду какого-нибудь специфического отличия, например, этнического, расового, религиозного, или по причине отличного от их семьи социально-экономического происхождения, или потому, что они воспринимали его как «недостаточно хорошего». Потом эти родственники никогда не принимали его радушно в своей чрезмерно собственнической, закрытой семье, которая продолжала считать его и вести себя с ним, как с самозванцем. Если сценарий был таким и между сыном или дочерью и родителями его или ее супруга происходила постоянная борьба, то желание вычеркнуть таких отвергающих и агрессивно вмешивающихся родителей очень велико. Какое это облегчение — иметь возможность говорить об этом, рассказать открыто о своих чувствах и борьбе, а потом найти сообща новые способы, чтобы справиться с этим, — может быть, переписать историю семьи (O'Hanlon Hudson, P., & Hudson O'Hanlon, W, 1991), сфокусировав внимание на поиске решений (de Shazer, S., 1985). Если такие решения найти не удастся, то очень вероятно, что семейные разногласия будут, как минимум, проявляться на всех семейных встречах по праздникам или другим поводам и будут переноситься на детей, которые будут, пусть и непреднамеренно, втянуты во внутрисемейную борьбу за привязанности.
Случай № 3 (часть Г) Не в силах сдерживаться, Лизетт выпалила: «Я бы хотела избавиться от Джуди. Она никогда не была мне мачехой, напротив, она лишь довела до конца процесс изоляции моего отца от меня. Я вычеркнула ее, и теперь ясно вижу, что хочу, чтобы отец хотя бы какое-то время был только моим. Я едва знаю его. Исходя из того, что вы предлагали другим, я думаю, что я позвоню ему на следующей неделе и попрошу пойти со мной вместе на ланч. Если все пройдет хорошо, я могу предложить ужинать вместе раз в неделю — без нее. Я понимаю теперь, что никакие отношения с Джуди невозможны до тех пор, пока отец и я наконец не соединимся». Многие из собравшихся закивали, а один сказал: «Так и сделай, Лизетт. Это правильно». После того как группа мастер-класса или тренинга услышит и увидит взрывоопасную и широко распространенную сущность гнева, который они и некоторые из их коллег питают к тем, кого они должны были бы любить или кого они, по крайней мере, должны были бы воспринимать как людей значимых, я перехожу к более общей теоретической дискуссии о враждебности в семейных отношениях. Это позволяет снизить интенсивность личных реакций и удерживает ее в рамках профессионального мастер-класса. Мы можем перейти к тому, что участникам необходимо знать для того, чтобы работать с кровосмесительными (Kirschner, S., Kirschner, D. A., & Rappaport, R., 1993), агрессивными и жестокими семьями. Здесь можно обратить внимание на то, что между тем, что чувствуем «мы», психотерапевты, и «они», клиенты, граница очень тонка. Универсальность гнева и враждебности выдвигается на первый план, чтобы помочь участникам группы проявлять большую эмпатию по отношению к их вспыльчивым клиентам, не потворствуя при этом деструктивному, разрушительному поведению.
В этой части тренинга речь идет о том, в чем проявляется различие между людьми здоровыми (в данном случае, терапевтами) и дисфункциональными (действующими бессознательно пациентами) (Lewis, J., Beavers, W. R., Gossett, J. Т., & Phillips, V. A., 1976). А именно: здоровый человек направляет гнев в конструктивное русло, высвобождает его через двигательную активность, говорит о нем, чтобы прийти к пониманию его, управлению им и полному освобождению от него. Дисфункциональные люди плохо контролируют свою импульсивность, у них иногда происходят вспышки гнева, которые принимают форму насилия по отношению к детям или супругу (Тгеррег, Т. S., & Barrett, M. J., 1989;. Walker, L. Е. А., 1984), суицида, убийства или ухода и прекращения всех контактов. После теоретического введения я прошу участников мастер-класса вспомнить, прочувствовать и исследовать свои собственные всплески гнева и то, как они с ними обычно справляются. Я побуждаю их к тому, чтобы они попытались проникнуться чувствами агрессивного, деструктивного человека, который не в силах направить свой гнев в конструктивное русло и вместо этого действует злобно-ожесточенно. Большинство участников отмечают, что для них такие люди - самые трудные пациенты, потому что непостижимо, как может отец совершить сексуальное насилие над двухлетним ребенком или мать намеренно ошпарить пятилетнего ребенка в ванне. Спустя какое-то время (через несколько месяцев) некоторые участники мастер-класса сообщают мне, что этот шаг в тренинге дал им лучшее понимание и способность к эмпатии в работе с агрессивными клиентами и другими антисоциальными членами семей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|