Проективная генограмма: шаг второй — кого вы пропустили или исключили?
Я прошу участников тренинга на несколько секунд закрыть глаза, расслабиться и отвлечься от их семейного дерева. Если я работаю с клиентами, которые оказываются слишком напряженными, я стараюсь научить их приемам релаксационного дыхания. Затем я прошу их открыть глаза, посмотреть на генограмму свежим взглядом и ответить на вопрос: «Кого из тех, кто должен быть включен в генограмму, вы забыли нарисовать?» Кто-то может сразу же захихикать, могут раздастся такие ответы, как: «Мою мачеху». Наверное, махеча — тот человек, которого пропускают чаще всего. Обычно это означает, что она эмоционально исключается из понятия «моя семья», которое существует у клиента в настоящее время. И опять мы пытаемся разобраться: «Что это значит для вас или какие чувства это вызывает?» Обычно составитель генограммы выражает сожаление о том, что отец женился на этой женщине, и желание, чтобы она никогда не появлялась в его жизни. В этот момент клиент может импульсивно высказать то, что являлось причиной его чувств в прошлом и является причиной его чувств в настоящем. Тем не менее, клиент может отказаться от дальнейшего исследования. Случай № 3 (часть В) После того как еще несколько человек рассказали, кого они пропустили при составлении генограммы (к своему удивлению или огорчению), и попытались понять значение этих пропусков, Лизетт добровольно призналась: «А у меня их сразу трое... Из-за того, что мой папа подолгу не бывал дома, а мама была слишком занята работой и своими делами, я редко встречалась с родственниками отца. Они жили вдалеке от тех военных баз, на которых жили мы. Я их едва знаю, для меня это просто еще двое взрослых в семье, которые никогда не проявляли ко мне особого интереса...; и еще есть вторая жена моего отца (это первое упоминание о ее существовании), на которой он женился почти сразу после того, как ушел в отставку. Я не включила никого из этих троих».
Когда я мягко поинтересовалась, не хочет ли она продолжить разговор об этом, Лизетт откликнулась: «Конечно!» ^ V6Q11 И тут ее как будто прорвало. Она вся дрожала, когда рассказывала: «Отца уволили с высоким званием, хорошим пособием и престижным статусом, когда мне было 16 лет. Я думала, что наконец буду видеть его каждый день, и, может быть, у нас будет настоящая семья, и мама тоже будет больше времени проводить дома. Как я ошибалась! Через несколько месяцев стало ясно, что мои родители не могут жить вместе. Они так долго жили отдельно и изменялись каждый по-своему. Мои надежды угасли, когда через три месяца после отставки отец ушел из дома, а еще через несколько недель стал жить с Джуди. Я была раздавлена. Отец даже не подал на развод. И мне он солгал, сказав, что встретил ее недавно. Представьте себе, он читал мне лекции о нравственности и о том, что я не должна ставить его в неловкое положение. Какое ханжество! Какие двойные стандарты!» Л изетт спросила, можем ли мы «понять ее ярость и почувствовать, какой ад ей пришлось пережить». Все закивали. Лизетт решила, что она должна добавить в свою геног-рамму родственников со стороны отца и Джуди, так как они, несомненно, оказали большое влияние на ее жизнь. Она сказала: «У меня голова идет кругом, так много всего всколыхнулось, но я убеждена, что настала пора разобраться с этой мешаниной». Она спросила, может ли она подумать об этом до утра и прийти на второй день работы мастер-класса, чтобы обсудить, что ей делать с этими чувствами из ее прошлой жизни. Так и было решено. Иногда кто-нибудь из участников группы вдруг объявляет: «Я пропустил родственников жены», — и объясняет: «Вы
просили нарисовать мою семью, а они — часть семьи моей супруги». Но очень скоро становится очевидно, что остальные присутствующие включили родственников своих супругов и что, если их не нарисовать, получится, что у детей есть только одна пара прародителей. Если родственники супруга/супруги изображены, то часто это означает, что эти люди вызывают у составителя генограммы симпатию и уважение, между ними существуют прочные положительные связи. Случается, однако, что такое включение свидетельствует о поглощенности отрицательным взаимодействием, вызывающим напряжение и стресс. При этом обычно всплывают давние чувства неприятия, отрицания, враждебности и отчужденности, которым раньше не уделялось внимания или это внимание было недостаточным. Иногда оказывается, что человек, составивший такую генограмму, совершенно не был принят в семью своего супруга, и к нему многие годы относились, как к постороннему или совершившему нежелательное вторжение в их тесный круг. Работа с прошлым опытом может потребовать от клиента совершить путешествие по родным местам (Bowen, М., 1978), чтобы воссоединить семью или провести встречу расширенного состава семьи, или, если человек, составивший генограмму, проходит курс терапии, может потребоваться терапевтический сеанс для нескольких поколений семьи (Framo, J. L., 1992). Если при составлении генограммы человек пропускает бывшего супруга, с которым у него были общие дети, то здесь опять возникает ситуация, когда у детей есть только один родитель. Половина биологического наследия ребенка как бы уничтожается. Когда это обнаруживается, то во многих случаях будет полезным, чтобы человек, составивший генограмму, вернулся и завершил ра- боту с последствиями травмы, вызванной разводом, чтобы у детей была связь с обоими родителями и они могли воспользоваться тем, что может им дать каждый родитель, не опасаясь, что за это их будут считать вероломными предателями, что они могут обидеть или причинить боль кому-то из родителей (Kaslow, F. W, 1995; Kaslow, F. W, & Schwartz, L. L., 1987) или что они станут жертвами какой-то формы возмездия. Если с момента болезненного расставания прошло два года или больше, то весьма полезной может оказаться специально разработанная церемония развода, которая помогает разведенным супругам с благодарностью признать все положительное, что было в их супружеской жизни, преодолеть обиду, злобу и разочарование и в конце концов привести отношения бывших супругов к более гармоничному финалу (Kaslow, F. W, 1993а).
Периодически кто-нибудь из участников тренинга заявляет: «Я забыл брата (или сестру)». Это особенно удивительно, если принять во внимание, что на этапе первого шага нашей работы ведущий тренинга давал комментарии тех случаев, когда сиблинг изображается первым. К моменту только что сделанного заявления эти родственники (братья и сестры) уже неоднократно «присутствовали» в аудитории. Это делает такой пропуск еще более выразительным отражением внутренней реальности («По крайней мере, какая-то часть меня хочет, чтобы этого сиблинга вообще никогда не существовало»). А другой участник группы вдруг добавляет: «Я уже и забыл, как сильно ненавидел (или боялся) этого дьявола (возможно выражение и покрепче) за то, что он отравлял мою жизнь и всегда устраивал мне всякие неприятности, ломал мои игрушки, отбивал моих друзей, угрожал мне, толкался, пихался и тому подобное». После того как этот рассказ о детских несчастьях завершен, ведущий тре- нинга задает вопрос о том, как не обозначивший своего сиблинга клиент смотрит на все это сейчас, с позиции взрослого человека, и не хочет ли он рассказать своему сиблингу, что он чувствовал тогда, в детстве, не хочет ли он изменить их взаимоотношения в настоящем. Если ответ хотя бы на один из этих вопросов положительный, то исследуются моменты, о которых шла речь выше. Дидактическая презентация влияний и привязанностей между поколениями (Bowen, M., 1978; Boszormenyi-Nagy, I., & Spark, G., 1984) переплетается или следует за глубоким, очень волнующим опытом работы с проективными генограммами. Мы переходим с экспериментального уровня на теоретический и с личного на профессиональный, постоянно помня о том, что участники пришли на курс интенсивного тренинга, а не на групповую терапию. Однако я являюсь сторонницей идеи, что овладение теориями и методиками лучше всего происходит в процессе их применения на практике (Kaslow, F. W., 1984) — на тренингах, в терапии и в более широком опыте жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|