Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурный контекст разводов




С незапамятных времен, со времен, описанных в Библии, брак, как тогда полагалось, должен был продолжаться до тех пор, «покуда смерть не разлучит нас». Хорошая жена должна была сле­довать за своим мужем, куда бы он ни шел: «куда ты, туда и я». Роли мужа и жены были очень четко определены и разграничены. Роль мужа — это роль воина, охотника и добытчика пищи. Роль жены - это роль матери и хранительницы очага, которая заклю­чалась в том, чтобы выносить и вырастить детей, особенно если рождалась девочка, в том, чтобы хранить домашний очаг, то есть выполнять все рутинные операции, которые необходимы для под-


держания уюта в пещере, хижине или доме. Как правило, брачные союзы между молодыми людьми организовывались их родителя­ми или старшими в племени, что определялось экономическими и политическими причинами, такими, например, как упрочнение или повышение положения семьи в обществе, увеличение ее ма­териального благосостояния и продолжение рода. До наступления времен романтической эры очень немногие молодые люди имели возможность подвергнуть сомнению выбор своих родителей. Про­должительность жизни человека в среднем составляла 20 — 30 лет. Молодые люди женились и выходили замуж в подростковом воз­расте. Достигнув половой зрелости, они должны были размно­жаться. В то время брак был способом увеличения численности рода и способом продолжения жизни семьи, в противоположность тому, чем он является сейчас, - способом удовлетворить личные потребности человека, дать ему чувства удовлетворения, счастья и радости. Дом, насколько скромным он бы ни был внутри, снару­жи был крепостью. Для мужчины его дети и его жена были собс­твенностью и находились на правах крепостных. Они были обя­заны выполнять его приказания, а иначе могли быть подвергнуты телесным наказаниям, чтобы усвоить те правила, в соответствии с которыми они должны были себя вести (Rule v. Geddes, 1904).

С тех пор прошло много времени, и многое изменилось. Не­которые из крупномасштабных мировых религий признали, что не все люди могут жить друг с другом с момента заключения бра­ка и вплоть до самой смерти. Первой религией, которая осозна­ла этот факт, явился, пожалуй, ортодоксальный иудаизм. Правда, весь спектр возможных причин, по которым мог быть осуществлен развод, был сведен в иудаизме к единственной причине — невоз-


можности рождения в этом браке детей, но, тем не менее, развод получил право на существование.

Вслед за иудаизмом, уже в двадцатом веке, все большее число протестантских религиозных конфессий стали принимать во внима­ние необходимость развода, благодаря чему бракоразводный процесс постепенно перестал восприниматься как нечто неприемлемое.

И действительно: в наше время продолжительность жизни че­ловека составляет в среднем около 70 лет. Большинство людей об­разуют брачные союзы в ранней юности или чуть позже, выбирая себе партнера в возрастном диапазоне, близком к своему, — от 18 до 25 лет. Выбрать себе партнера и прожить с ним совместную жизнь длиной в 50 лет и больше? Полагать, что эта задача осущес­твима, - значит, совершенно не учитывать факты и реальное по­ложение вещей. В ходе развития, происходящего на протяжении всего времени совместной жизни супругов, некоторые пары неиз­бежно перестанут быть совместимыми.

В разных парах развитие и изменение партнеров происходит по-разному. В одних развитие одного партнера может быть резким и скачкообразным, в то время как другой будет оставаться зави­симым и инфантильным. В других один из партнеров может со временем становиться все более жестоким, приобрести вредные привычки и зависимости, стать деструктивным или несдержан­ным по отношению к другому. Помимо психологических причин, существует множество других оснований, подтверждающих необ­ходимость развода. В этой связи правовые и юридические системы либерализовали законодательство, чтобы официально разрешить гражданский развод. Вслед за этим церкви также расширили свои взгляды на развод, признав его пользу и эффективность при нали­чии ряда обстоятельств.


Так, несмотря на то, что католическая церковь во многих стра­нах мира по-прежнему укоризненно смотрит на развод, тем не ме­нее, существует практика аннулирования браков. Аннулирование объявляет брак недействительным с момента его заключения и до момента аннулирования в связи с тем, что одна из вступавших в брак сторон солгала о своих намерениях по отношению к другой или не была достаточно компетентной для вхождения в брачный союз. Аннулирование браков широко распространено, например, в Чили. Однако формулировки причин, на основании которых осуществляется аннулирование и брачный союз расторгается, крайне запутанны и непонятны детям разводящейся пары. В них зачастую дискредитируется один из разводящихся родителей. Дру­гими словами, на основании достаточно невнятных причин объ­является, что брак, считавшийся браком много лет, более таковым считаться не должен; отношения людей считаются легитимными, но не полностью. Подобное лицемерие и притворство зачастую порождает серьезные психологические проблемы, которые могут дорого обойтись ребенку, растущему в таком союзе.

Даже в наши дни католическая церковь в некоторых прихо­дах не одобряет разводов. Однако неодобрение разводов совсем не означает, что церковь запрещает повторное заключение браков. И все же, путешествуя по миру, я часто встречаю людей, которые нашли того, кого они любят, с кем хотят соединить свою жизнь, но единственное, что им остается, — это совместная жизнь в граж­данском браке, не освященном церковью, поскольку церковь не дает им санкцию на повторное заключение брачного союза. Что за странное противоречие!

В Сингапуре в настоящее время (1990 год) довольно широко распространено мусульманство, существует особый мусульманс-


кий закон о разводах и отдельный мусульманский суд, чьи реше­ния распространяются на людей, принадлежащих к этой религии. Мусульмане в случае необходимости оформляют разводы через мусульманский суд, а все другие жители Сингапура осуществляют бракоразводные процессы через обычные гражданские суды.

Эти факты, приведенные здесь в качестве примеров, показыва­ют роль крупнейших мировых религий. Но это всего лишь неболь­шая часть того, как принадлежность к определенной религиозной конфессии может влиять на отношение человека к разводу и опре­делять вероятность того, пойдет ли он/она или сможет ли пойти на развод в случае, если сочтет свой брак совершенно разрушенным. Эти факты также помогают понять, почему я сочла необходимым добавить религию в качестве седьмой ступени в исходную шести-ступенчатую модель развода, которая была опубликована в 1970 году Боэнанном (P. Bohannan, 1970) и которую я совершенствова­ла и уточняла в ходе своей работы в течение последних десяти лет (F. Kaslow, 1981b; 1983; 1984; 1988а; 1990).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...