Ориентировка во времени. Занятие 1. Ход занятия. Цель. Учить детей воспринимать множество[9] как единое целое[10]
Ориентировка во времени Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети наблюдают, что утро всегда настает после ночи и сменяется днем, день – вечером, а вечер – ночью. Таким образом, ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни. Для развития представлений о закономерной смене частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, картинки с изображением деятельности людей в разное время суток, составлять по ним короткие рассказы, акцентируя внимание на времени суток. Можно также дать задание разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений в старшей группе у детей формируются обобщенные представления о сутках, они начинают понимать значение слова сутки. Дети учатся различать понятия вчера, сегодня, завтра в результате постоянного употребления воспитателем соответствующих понятий. Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает: «Сегодня вы будете играть с новой игрушкой». Предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, когда был (будет) праздник (вчера, завтра ) и т. д.; объясняет, чем они занимались (или будут заниматься) сегодня (завтра) днем: «Сегодня мы с вами лепили, а завтра будем рисовать», «Вчера мы гуляли на участке детского сада, а сегодня пойдем в лес (парк)». Так в повседневном общении с педагогом дети постепенно усваивают эти временные понятия.
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ [8]
Занятие 1 Цель. Учить детей воспринимать множество[9] как единое целое[10], выделять составные части множества и сравнивать их, определяя равенство[11] или неравенство[12]; сравнивать предметы неконтрастных по длине размеров, различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Проведите с детьми дидактическую игру «В магазине игрушек». Рассмотрите с ними группу игрушек, составленную из разных подгрупп. Обратите внимание на общий, наиболее существенный для всех предметов группы признак (это – игрушки), на их количество (игрушек – много) и признаки, которыми обладают лишь определенные части предметов группы. (Среди игрушек есть куклы и есть машины; кукол – много и машин – тоже много. Или: это куклы, их много; одни куклы – в красных платьях, а другие – в синих. Это машины: среди них есть грузовые и легковые; грузовых машин – много и легковых – тоже много. ) Предложите детям узнать, каких игрушек (то есть какая часть игрушек) больше (меньше, поровну). Для этого покажите, как можно поштучно соотнести игрушки разных частей множества, расположив против каждой куклы машину или посадив каждую куклу в машину, поставив кукол в красных и синих платьях парами или расставив легковые и грузовые машины друг против друга. Спросите у детей, каких игрушек (кукол или машин, кукол в красных или в синих платьях, грузовых или легковых машин) больше (меньше) или их в группе равное количество. Часть 2. Совместная работа. Предложите детям сравнить длину прицепов у машин (длину вагончиков у поезда) способом приложения. Вагончики или прицепы подберите с таким расчетом, чтобы они незначительно отличались по длине друг от друга. При сравнении длины побуждайте детей использовать в речи выражения: «Этот прицеп длиннее, а этот короче» и т. п. Попросите детей сравнить два карандаша или две палочки (две дощечки или две дудочки), имеющие незначительную разницу в длине. Выясните, чья дудочка длиннее[13].
Самостоятельная работа [14]. Предложите детям нарисовать длинные и короткие ленточки или дорожки, а затем разместить одну какую‑ нибудь маленькую игрушку на короткой дорожке, много – на длинной (можно использовать изображения игрушек). Учите детей пользоваться разными речевыми конструкциями при сравнении предметов: «Красная ленточка длиннее (короче) синей», «Коричневая дорожка короче, а зеленая длиннее», «По длинной дорожке бежит много цыплят, а по короткой – один цыпленок» и т. д. Часть 3. Самостоятельная работа. Предложите детям выбрать среди нескольких фигур (треугольников, квадратов, кругов и прямоугольников) ту, которая соответствует образцу воспитателя, показать и назвать ее (фигуры отличаются от образца цветом и размером). Вариант задания: дидактическая игра «Подарим кукле фартучек» (выбор из двух фартучков с узором из геометрических фигур понравившегося ребенку (каждый узор состоит из трех фигур).
Занятие 2 Цель. Развивать умение считать до 4, сравнивать числа и группы, содержащие равное и неравное количество предметов (3–3, 3–4); видеть признаки различия и сходства шара и куба; ориентироваться в окружающем пространстве. Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Предложите детям сосчитать разные группы предметов, например, белочек и орешки (зайчиков и морковки), а затем сравнить их число. В процессе счета повторите с детьми правильные его приемы: называть числительные по порядку, указывая на каждый предмет при счете, последнее числительное относить ко всем перечисленным предметам. Самостоятельная работа. Предложите детям разложить 3–4 предмета или их изображения на карточках в два ряда – друг под другом, пересчитать и сравнить их число; затем уравнять неравные группы, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. (Задания: «Сделай так, чтобы стало поровну», «Расскажи, как ты это сделал». ) Часть 2. Совместная работа (упражнение проводится на демонстрационном материале). Рассмотрите с детьми шар и куб, используя осязательно‑ двигательный способ их обследования; назовите их особенности (катится – не катится, можно поставить – нельзя, устойчив – не устойчив, можно положить – нельзя, во всех положениях выглядит одинаково – неодинаково), общие признаки (чем похожи: нет углов, круглые, выпуклые), а также отличия от круга и квадрата (плоские – выпуклые, объемные: что можно обхватить руками, спрятать между ладонями, а что нельзя).
Организуйте игровые действия «Надуем шар», «Найдем такую же фигуру», «Достанем фигуру из мешочка и расскажем о ней». Часть 3. Коллективная игра. Поиграйте с детьми в подвижную игру «Шоферы». Попросите их двигаться в нужном направлении (вперед – назад, налево – направо), меняя направление по словесному сигналу. Учитывая сформированность пространственных представлений, предложите детям выполнить игровые задания: «Пойдем, куда укажет стрелка (направо, налево)», «Найдем флажок по указателю (впереди, сзади себя)».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|