Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Величина. Ориентировка в пространстве




Величина

Во второй младшей группе детей учили выделять какой‑ либо один признак величины предметов (длину, ширину или высоту). В средней группе воспитатель помогает детям овладеть умением находить в предмете длину и ширину одновременно, учит сопоставлять их. Например, он раздает детям по две ленты разного цвета, разной длины, но одинаковой ширины и дает задание знакомым способом (например, приложением) определить, какая из лент длиннее, а какая короче. Далее предлагает выбрать длинную полоску и провести пальцем по всей ее длине. Затем спрашивает: «А где у полоски ширина? » – и проводит рукой по ширине полоски. Нужно спросить у детей, что больше у полоски – длина или ширина, и объяснить: длина больше, а ширина меньше.

К аналогичному выводу (у полоски длина больше, чем ширина) воспитатель подводит детей и при рассматривании более короткой полоски. В конце занятия можно предложить детям сравнить разноцветные полоски по ширине. Наложив их друг на друга, дети убедятся, что они равны по ширине, хотя одна длиннее, а другая короче. Затем можно всем поиграть с разноцветными полосками в «ветерок», «в салют».

В средней группе важно показать практический смысл сравнения предметов по размеру Для этого можно использовать разнообразные игровые ситуации, например, подобрать куклам платья, обувь, кроватки, коврики, одеяла соответствующих размеров (длины, ширины), «проложить» длинные и короткие, широкие и узкие дорожки и прокатить по широким дорожкам большие машины, по узким – маленькие и т. д.

Детей нужно учить улавливать незначительные различия между предметами по длине, ширине, высоте, а также сравнивать между собой не только два, но и большее количество предметов различной длины (ширины, высоты). Например, детям предлагают сравнить две ленты разной длины, а затем к ним добавляют третью, более длинную ленту, чем две сравниваемые ранее. Дети видят: длинная лента становится короче в сравнении с еще более длинной. Каждая лента попарно сравнивается с двумя другими. Выясняется, например, что красная лента длиннее синей, но короче желтой. В результате постепенно у детей формируется представление о том, что размер предметов имеет относительный характер: один и тот же предмет может называться то бо́ льшим, то меньшим в зависимости от того, с каким другим предметом он сравнивается.

С целью развития умения выявлять закономерность в размерных отношениях предметов детей учат строить сериационные ряды, то есть раскладывать 3–5 предметов в ряд в порядке возрастания (или убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец. В дальнейшем дети овладевают умением самостоятельно упорядочивать предметы, действуя по такому правилу: чтобы разложить предметы по порядку, начиная с самого длинного (высокого, широкого, толстого, большого), нужно каждый раз выбирать самый длинный (высокий, широкий, толстый, большой) предмет из оставшихся. Вначале дети выполняют задание путем прикладывания предметов друг к другу, а затем определяют размер на глаз. Воспитатель объясняет и показывает, что предметы разной длины нужно раскладывать друг над другом, подравнивая их края слева (или справа), а у предметов разной ширины на одном уровне должны быть верхние или нижние края. При сравнении высоты предметы устанавливают на одно основание.

Для уточнения представлений о размерах предметов воспитатель может предложить детям расставить матрешек по росту, построить лесенку, разложить палочки; выполнить с дошкольниками упражнения на построение, провести дидактические игры: «Что нужно мишкам? », «Какой кукле что нужно? », «Оденем кукол на прогулку», «Уложим кукол спать», «Напоим кукол чаем», «Куклы в гостях», «Что там в матрешке? », «Подберем другую половинку» и др.

Форма

Сначала воспитатель уточняет представления детей о круге, квадрате и треугольнике, полученные во второй младшей группе. Он продолжает учить не только различать их, но и правильно называть.

Эту работу целесообразно проводить одновременно с упражнениями на сравнение групп по количественному признаку и обучением счету (отсчету) предметов. Детям предлагают такие задания и вопросы, как: «Узнай, сколько здесь квадратов», «Чего больше: квадратов или кругов? », «Назови лишнюю фигуру» и т. п.

В программе средней группы предусмотрено ознакомление детей с прямоугольником. Полезно научить детей узнавать, называть и отличать его от круга, квадрата, треугольника. Для этого применяются приемы, аналогичные тем, что использовались ранее: осязательно‑ двигательное обследование фигуры, разнообразные практические действия с ней.

Ознакомление с прямоугольником проводится на основе сопоставления его с уже знакомыми фигурами. Сначала фигуры сравниваются попарно, например, прямоугольник и квадрат. Дети убеждаются: прямоугольник длиннее квадрата. Затем воспитатель многократно вместе с детьми обводит контур прямоугольника пальцем, фиксируя внимание на углах, предлагает спрятать его между ладонями. Он называет прямоугольник, спрашивает, какого он цвета, какого цвета квадрат, привлекает внимание детей к количеству углов у прямоугольника (четыре), предлагает сосчитать их. Затем пересчитываются углы у квадрата. Дети убеждаются, что у квадрата тоже четыре угла. Далее воспитатель предлагает детям показать сначала прямоугольники, а затем квадраты. (Более детальное сравнение прямоугольника с квадратом проводится в старшей группе. )

На других занятиях подобным образом прямоугольник сравнивают с треугольником и кругом одновременно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что треугольники, круги, квадраты и прямоугольники могут быть как большого, так и маленького размера; предлагает сравнить большие и малые фигуры разного цвета приемом наложения; на конкретных примерах показывает детям, что фигуры, одинаковые по форме, могут быть разного цвета и размера.

В целях закрепления представлений о форме целесообразно проводить дидактические игры: «Что у вас? », «Найди такую же фигуру, но другого цвета», «Подбери нужную фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Назови, что спрятано», «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Домино фигур», «Цветочный магазин» (подбор растений по форме цветов и листьев), «Выкладывание узора»; игровые упражнения: «Подбери крышу к домику», «Выложи фигуру из палочек», «Подбери колеса к автомобилю», «Сложи елочку из треугольников (паровоз из квадратов и кругов)». Кроме этого, воспитатель широко использует упражнения на группировку и классификацию фигур: «Отбери все круги», «Отбери все фигуры красного цвета и назови их», «Выбери большие квадраты (прямоугольники, треугольники) и сосчитай их».

Ознакомление с шаром, кубом и цилиндром проводится постепенно в ходе игр со строительным материалом, на занятиях и в повседневной жизни. В строительных играх воспитатель многократно называет указанные объемные фигуры, предлагает использовать шар, куб или цилиндр для сооружения различных построек. Дети постепенно привыкают к названиям этих фигур.

Наряду с этим 1–2 занятия целесообразно посвятить ознакомлению с некоторыми свойствами шара, куба и цилиндра (устойчивостью или подвижностью, наличием или отсутствием у них углов). Воспитатель обращает внимание детей на то, что шар и цилиндр катятся, а куб нет, выясняет, почему это происходит: предлагает ощупать фигуры, провести ладонью по их поверхности. Дети убеждаются: у куба много углов, а у шара их нет. Далее попарно сравниваются шар и цилиндр. Воспитатель предлагает назвать, какая фигура катится – подвижная, а какая не катится – устойчивая. С помощью различных игровых действий с указанными телами[7] (перекладывание, прокатывание, обследование поверхности) помогает установить, что цилиндр может стоять и может катиться, шар установить трудно, а вот катится он легко. Воспитатель стимулирует детей к поиску ответов на поставленные вопросы, развивает их способность к исследовательским действиям («Покажи углы у шара», «Поставь куб на шар. Почему не получилось? » и т. п. ).

В дальнейшем воспитатель организует разнообразные упражнения (проводятся как часть занятий) с целью установления признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и цилиндром, квадратом и кубом, учит группировать эти фигуры по форме, цвету, размеру, упражняет в счете.

В средней группе воспитатель также учит узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка, блюдце); прямоугольник (крышка стола, дверь, окно); шар (мяч, арбуз); цилиндр (стакан, банка); треугольник (косынка) (проводит игровое упражнение «Что на что похоже? »).

Ориентировка в пространстве

У детей пятого года жизни продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер («Узнай, где что спрятано», «Что изменилось? »). Вначале дают задание определить расположение одной‑ двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивают до четырех. Сначала игрушки лучше располагать на небольшом от детей расстоянии (рядом ). В дальнейшем его нужно постепенно увеличивать. По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, позади него, слева, справа от него. Затем воспитатель предлагает ребенку повернуться и сказать, какие теперь предметы находятся впереди или сзади от него, справа (слева), то есть по правую (левую) руку.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию», «Где кто (что) находится? », «Где собачка? » и др. Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Например, воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты (за картину, под ковер, на шкаф и т. д. ). Перед началом игры он говорит, что дети будут отыскивать спрятанное. Затем приглашает их по очереди к себе, называет игрушку и направление, в котором следует ее искать. Прежде чем приступить к поиску, ребенок повторяет задание: какую игрушку надо найти и в каком направлении она спрятана.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...