Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Величина. Ориентировка в пространстве




Величина

Детей продолжают учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) в порядке убывания или возрастания их размеров, отражать в речи размерные отношения предметов (розовая палочка короче голубой; голубая длиннее розовой; красная длиннее голубой, а голубая короче красной и т. д. ). В ходе выполнения упражнений на сравнение размеров предметов закрепляется понимание относительности их величины (в зависимости от того, с каким предметом ведется сравнение, конкретный предмет может быть то длиннее, то короче сравниваемого и т. д. ). В эти же упражнения можно включать задания на счет. Например, предложить детям посчитать все палочки и сказать, которая по счету самая длинная и которая самая короткая; сколько палочек расположено после самой короткой; сколько перед зеленой (после красной) и т. д.

Полезно проводить упражнения на выявление нарушений в закономерности расположения предметов, например, такие как: «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет в ряду лишний», «Какого предмета не хватает? » и др.

В старшей группе детей учат определять величину предметов на глаз. Так, воспитатель показывает 2–3 матрешки разного размера и предлагает на глаз подобрать среди других матрешку, соответствующую размеру одной из тех, что стоит на столе; построить для матрешек ворота (домики) соответствующей высоты или во время прогулки сравнить по высоте 3‑, 5‑, 8‑ этажные дома, назвать, какой самый высокий (пониже и т. д. ), и обосновать свой ответ.

Упражнения на сравнение размера предметов могут носить самый разнообразный характер. Например, детям предлагается определить на глаз, чей домик (стол, стул) выше (ниже), или сравнить по высоте (длине, ширине, толщине) предметы, изображенные на картинках (рисунках), и ответить на вопросы: «С каких горок катаются дети? », «На каких деревьях сидят птицы? », «По каким дорожкам бегут звери? », «Какое животное самое большое (высокое) в зоопарке? » и т. д.

Можно дать детям задание внимательно посмотреть на образец воспитателя и найти среди нескольких предмет такой же длины (ширины, высоты или толщины), а также длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше) образца. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного соизмерения предметов (приемом наложения или приложения друг к другу).

В качестве одного из приемов закрепления представлений о величине и размерных отношениях может служить рассматривание иллюстраций, сопровождаемое чтением отрывков из стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

Воспитатель также уточняет представления детей об изменениях предметов по длине, ширине и т. д. (отрезали конец веревки – она стала короче; надстроили этаж дома – он стал выше и т. д. ).

Детей знакомят с элементарным способом измерения – опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. Воспитатель должен объяснить, что не всегда один предмет можно приложить к другому, чтобы сравнить их по величине, и что в таком случае предметы измеряют. Он показывает квадрат из плотной бумаги или картона и предлагает определить равенство сторон, измерив каждую. Для этого воспитатель раздает заранее заготовленные полоски бумаги, равные стороне квадрата (квадратов), который лежит перед детьми. Показывает, как прикладывать полоску. Объясняет, что раз полоской мерили стороны квадрата, то ее можно назвать меркой, или мерой. Все стороны квадрата (квадратов) равны мерке, следовательно, они равны между собой.

Можно дать детям задание самим сделать мерку, равную длине стороны квадрата. Для этого дети прикладывают бумажную полоску к стороне квадрата, делают отметку, отрезают лишнее и получают мерку (меру), то есть меркой сначала становится сама сторона квадрата.

После упражнений по измерению сторон квадрата детям предлагают измерить стороны прямоугольника. Для этого используется прямоугольник, равный половине квадрата. Измерив две противоположные стороны прямоугольника прежней меркой, дети делают вывод: они равны сторонам квадрата; измерив две другие, убеждаются: они меньше мерки. Затем дети изготавливают мерку, равную меньшей стороне прямоугольника, измеряют меньшие стороны фигуры и устанавливают, что они тоже равны. Дети сравнивают полоски (мерки) и приходят к выводу: если мерки не равны, то и не все стороны прямоугольника равны. Усвоение такого способа сравнения играет существенную роль в развитии мышления ребенка.

По мере овладения опосредованным способом сравнения предметов по величине можно предлагать задания практического характера, например, подобрать лыжи по росту детей, горшки для цветов, книги по размеру полок и т. п.

Форма

В старшей группе детей знакомят с новым понятием – четырехугольник. При этом воспитатель опирается на уже имеющиеся у них представления о квадрате. На занятии дети получают по пять квадратов различной величины и цвета. Воспитатель спрашивает, чем они отличаются, и предлагает разложить их в порядке убывания величины слева направо, интересуется, чем фигуры похожи, привлекает внимание детей к количеству углов у каждого квадрата, предлагает вспомнить, сколько углов у треугольника, подводит детей к выводу: фигуру с тремя углами называют треугольником. Воспитатель предлагает подумать: как можно назвать фигуру, у которой четыре угла (четырехугольником ), просит сказать, сколько у них треугольников и сколько четырехугольников, сравнить их число.

На следующем занятии дети получают четырехугольники двух видов: квадрат и прямоугольник, сравнивают фигуры, уточняют, чем они отличаются и чем похожи, отвечают на вопрос: «Как можно по‑ другому назвать квадрат и прямоугольник? ». Такой путь знакомства детей с четырехугольником способствует формированию умения делать нужные обобщения.

В дальнейшем, развивая представления детей о форме, воспитатель может предложить нарисовать или выложить из палочек разные четырехугольники (у которых все стороны равны, у которых по две стороны равны), назвать их; найти и назвать предметы четырехугольной формы; сложить четырехугольник из двух равных треугольников, из четырех равных квадратов и др.

Детей знакомят также с овалом, сравнивая его с известными им фигурами – кругом и прямоугольником. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что овал, как и круг, не имеет углов, но он вытянут по форме, как прямоугольник. Методика ознакомления с овалом подобна той, что описана в средней группе (см. раздел «Форма»).

Знание детьми геометрических фигур позволяет проводить дидактические игры разной степени сложности, например, «Найди по описанию», «Кто больше увидит? », «Найди такой же узор», «Найди каждой фигуре свое место», «Подбери по форме», «Назови лишние фигуры», «Выложи форму из фигур и палочек», «Дострой фигуру» и др.

Воспитатель развивает геометрическую зоркость детей, учит распознавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; подбирать предметы одинаковой и разной формы (книга, картинка, полотенце – прямоугольные; тарелка, блюдце, часы – круглые; бревно, банка, стакан – цилиндрические (как цилиндр ); блюдо и поднос – овальные ). Наряду с этим детям предлагают группировать предметные картинки по признаку формы изображенных на них предметов и рассказывать о проделанном.

Можно организовать игру типа «Лото». Детям раздают картинки (по 3–4 на каждого), на которых они должны отыскать фигуру, подобную той, которую демонстрирует воспитатель, и назвать ее.

Под руководством воспитателя дети учатся способам классификации фигур, затем самостоятельно выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы: из треугольников – коврик, из квадратов и кругов – автомобиль, из квадратов и треугольников – лодку и более сложные конструкции.

Ориентировка в пространстве

Необходимо продолжать учить детей ориентироваться в помещении детского сада, его обстановке, расположении различных предметов и игровых материалов; знакомить с местами хранения учебных пособий для занятий, приучать брать и возвращать вещи на определенное место, называть места их хранения; учить ориентироваться на улице (где расположен детский сад), в расположении участка своей группы и сопредельных с ним участков, физкультурной площадки, подсобных помещений для хранения уборочного и огородно‑ садового инвентаря.

Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание: «Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий» (или наоборот). Он расставляет на столе игрушки и говорит: «Посмотрите и скажите, кто стоит рядом с коровой? Слева от кошки? Между какими животными находится овца? ». Затем перемещает игрушки так, чтобы они стояли друг за другом: «Кто теперь стоит первым? За кем кошка? Перед кем овца? Кто за овцой? » и т. д.

Одним из методических приемов могут служить рассматривание сюжетных картин (пространственного расположения предметов), в частности, в пособиях В. В. Гербовой («Развитие речи: Учебно‑ наглядное пособие для детей 2–4 лет, Развитие речи: Учебно‑ наглядное пособие для детей 4–6 лет. – М.: Владос, 2003, 2004), иллюстраций к русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Гуси‑ лебеди» и др., к отдельным фрагментам произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Тараканище», а также чтение произведений С. Маршака «Городской трамвай», В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» и др. ).

Эффективны также упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном ), передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов. С этой целью проводятся такие игры и игровые задания, как: «Куда пойдешь – то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Улица и пешеход», «Прятки», настольные и словесные дидактические игры на определение направления движения: «Парные картинки», «Наоборот», «Назови, что изменилось», «Подбери нужное слово», «Выбери правильный ответ» и т. д.

Детей учат ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги), раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям), слева, справа и др. Можно использовать такие задания: «Слева на лист положить пять кругов, а справа – на один больше; в нижнем и верхнем краях листа разместить по восемь треугольников и квадратов». Выполнив задание, ребенок рассказывает, какие фигуры, где и сколько он разместил. Необходимо учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов на плоскости (листе бумаги, на столе, на полу): слева от, справа от, выше – ниже, ближе – дальше, около, из‑ за, вдоль, между, рядом и т. д.

Упражнения в ориентировке на листе бумаги воспитатель связывает с развитием у детей умения создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры, например, предлагает выявить в линейном расположении фигур закономерность в их чередовании и продолжить ее.

Полезно проводить игры в лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок‑ указателей или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики, белочке собрать все орешки в бору, описать путь Красной Шапочки в лесу и т. п. Дети не только двигаются по стрелкам‑ указателям, описывают путь сказочных героев, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...