Ориентировка во времени. Занятие 1. Ход занятия. В повседневной жизни воспитатель приучает детей выполнять распорядок дня, формирует представление о выходных днях и рабочих, учит понимать закономерность в их чередовании
Ориентировка во времени Воспитатель уточняет полученные в средней группе представления детей о частях суток, их временной последовательности, знакомит с новым понятием сутки. Новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких отрезках времени, как утро, день, вечер и ночь. Материал программы усваивается в повседневной жизни по явлениям природы (солнце светит ярко – день; стемнело – вечер и пр. ). Закрепить представления детей о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети и взрослые, занятые различными видами деятельности в разное время дня; дидактические игры: «Наш день», «Продолжай! », «Наоборот»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают предложения, рассказы со словами, обозначающими время, отгадывают загадки («Когда это бывает? », «Какое это время года? »), слушают чтение литературных произведений, характеризующих деятельность людей в определенное время суток (Э. Мошковская «Добежали до вечера» и др. ). Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, но чаще, имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. Названия дней недели ребенку легче запомнить, если связать их с какой‑ то конкретной деятельностью или событием (по вторникам – занятия математикой и физкультурой, по четвергам – музыкальные занятия и т. д. ). В повседневной жизни воспитатель приучает детей выполнять распорядок дня, формирует представление о выходных днях и рабочих, учит понимать закономерность в их чередовании. Когда дети освоят порядковый счет, воспитатель помогает им осознать связь в названии каждого дня недели с его порядковым номером (первый день недели – понедельник, второй – вторник и т. д. ).
Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что они делают сегодня, что делали вчера, какое событие (например, праздник) будет завтра. Используются также задания на воспроизведение последовательности событий, упорядоченных во времени, например, предлагается разложить картинки, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом, раньше (позднее (позже )), и составить по ним небольшой рассказ.
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ [17]
Занятие 1 Цель. Выявить умение детей считать (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составления пар, уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закрепить знание знакомых геометрических фигур, учить ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления. Ход занятия Часть 1. Коллективная работа. Предложите детям сосчитать различные группы предметов (в пределах 5). Напомните им правильные приемы счета. Попросите отсчитать из больших групп столько игрушек (тарелочек, ложек, чашек), сколько кукол пришло в гости, а затем разложить игрушки парами и обозначить равенство групп числом (всех игрушек: кукол, тарелочек, ложек, чашек поровну, по 5 ). Предложите сравнить группы, состоящие из 3–4, затем 4–5 предметов, последовательно разложив предметы одной группы против предметов другой. Попросите детей определить, каких предметов больше (меньше), затем сосчитать и сравнить их число. Предложите сделать так, чтобы игрушек в группах стало поровну (равное количество). Напомните способы получения равенства из неравенства: «Пять больше, чем 4, на один, если к четырем предметам добавим 1, станет по 5 предметов, то есть поровну; четыре меньше, чем 5, на 1, если от 5 предметов уберем один, будет тоже поровну, по 4». При выполнении упражнения используйте смену нескольких наименований групп предметов (игрушек).
Часть 2. Самостоятельная работа. Предложите детям подготовить для кукол комплект варежек и шапочку с одинаковым узором из знакомых геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника). Попросите их нанести фигуры на заготовки и составить узоры по собственному замыслу; затем рассказать, какие фигуры и в каком количестве использовались при составлении узоров, как они расположены (какая фигура находится в середине, справа (слева ) от нее, над, под, между ).
Занятие 2 Цель. Познакомить детей с понятием «множество». Учить создавать множества из разных по качеству элементов, устанавливать отношения между целым множеством и его частью. Продолжить работу по формированию представлений о величине (длине, ширине и высоте) предметов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательности. Формировать пространственно‑ временные представления: сначала, потом, до, после. Ход занятия Часть 1. Коллективная работа. Предложите детям рассмотреть различные множества, состоящие из игрушек, звуков или движений. Спросите, как можно назвать много игрушек (много звуков, много движений). (Множество игрушек, множество звуков, множество движений. ) Уточните, из чего может состоять множество. (Из отдельных предметов, звуков, движений и т. п. ) Попросите детей определить, из чего составлено множество кубиков (солдатиков, машин или других игрушек). (Из отдельных кубиков, отдельных солдатиков, отдельных машин. ) Выясните у детей, можно ли объединить множество солдатиков и множество машин в одну большую группу и как она будет называться. (Множество игрушек. ) Поинтересуйтесь, как можно по‑ другому назвать машины и солдатиков большого множества игрушек. (Они – части этого большого множества игрушек. ) Попросите детей сосчитать части (их две), а затем игрушки каждой части множества. Сравните с детьми их численность, определяя, какая из частей (машины или солдатики) больше, а какая меньше или они равны между собой.
Затем еще раз рассмотрите большое множество и каждую его часть. Обратите внимание детей на то, что части, составленные из солдатиков и машин (то есть каждая часть), меньше целого множества. На основе этих сравнений подведите детей к выводу о том, что маленькие группы предметов могут быть собраны в одну большую группу (большое множество); что оно больше каждой своей части, а часть меньше целого множества. (Подобным образом может быть рассмотрено множество, состоящее из трех частей. ) В заключение предложите детям самим придумать варианты различных множеств, состоящих из двух‑ трех частей. Часть 2. Коллективная работа (проводится в кукольном уголке). Напомните детям приемы обследования и сравнения предметов по длине (их прикладывают друг к другу, выравнивая края слева или справа), ширине (для сравнения ширины выравнивают верхние или нижние края), высоте (предметы ставят рядом на ровную поверхность – пол, стол и т. п. ). Предложите детям построить для кукол две скамеечки разной длины, ширины и высоты, посадить на них одинаковых по величине кукол; сосчитать кукол на разных скамейках; сравнить их число. Выясните с детьми, почему на скамейках поместилось разное количество кукол. Часть 3. Самостоятельная работа. Рассмотрите с детьми демонстрационные картинки и предложите им ответить на вопросы: «Какие части суток изображены? », «Когда это бывает? ». Затем попросите каждого ребенка разложить по порядку картинки с изображением разного времени суток и рассказать: «Что бывает сначала? » и «Что бывает потом? ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|