Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни.




Понятие мировоззрения и его исторические типы:мифология, религия, философия.

Мировоззрение -совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действий лю­дей. Мировоззрение – система общих представлений о действи­тельности, которая отражает и рассматривает практическое и теоретическое отношение человека к себе и миру.В состав мировоззрения входят знания - повседневные или жизненно-практические, профессиональ­ные, научные. Программы жизни, действия имеют под собой в качестве опор знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Эмоцио­нально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познава­тельных образов мира с исполь­зованием наглядных представле­ний относят к мировосприятию. Познавательно - интеллектуаль­ную сторону мировоззрения составляет миропонимание. В мировозз. входят разум и чувство, а также воля. Убежде­ния-взгляды, активно принимае­мые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным стремле­ниям.Миропонимание может быть жизненным` и теоретиче­ским. Жизненно-повседн. миропон.-стихийно складываю­щаяся форма, вкл. умонастрое­ния широких слоев общества. Теорет. уровень миропоним. -например, философия. Филос. системы взглядов, в отл. от других типов мировоззрения, претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действи­тельности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характере деят. людей. Философия подвергает мировозз. критическому суду разума. Мировоззрение – общая картина мира, которая синтези­рует знания людей о природе и реальности, способ духовно- практического освоения мира, реализация способностей человека к универсальным преобразованиям действитель­ности. Есть 3 истор. типа мировоззрения: мифология, религия и философия.: А) мифология – целостное нерас­членение, коллективно – выработанное, стихийно функционир. Форма самосозна­ния человека. Миф – священное придание о деяниях богов или героев. Экранизац. мифа – сказка, содержание мифа сверхреально. Б) Религия – одна из форм мировоззрен. на естественное и сверхестествен­ное, Она предполагает веру в определ. роль сверхестеств. сил мироздания. Отличие религии от мифологии в том что в мифолог. Выход за предел человеческого сознания невозможен, отпадение от религии возможно. В религии сущ. письменность, свящ. книги и др. В мифологии письменность отсутств. В религии есть организ. ф-мы (церковь, храм). В) Философия (любовь. мудрость) – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходный принцип действит., глубинная основа реальн. Филос. Появилась 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни.

Особенности отличия философ­ского знания: 1)Универсально-синтетический подход: 2)Это соединение субъективно-оценочного и объективно-познаватель­ного сторон или объектов. Конкретные науки стремятся устранить субъектив­ные человеческие факторы из своих построений. Наука изучает объект такой, какой он есть сам по себе. Искусство реализует в себя субъективно-оценочный подход. 3)Философия пытается соединить теоретический поиск веры, истины, доброты с необходимостью проверки этих идеалов на опыте и практиче­ского воплощения в жизнь. У каждого человека своя филосо­фия. 4)Соединяется рациональ­ность и таинственность, разум­ность и мистичность. А)Стремление к всеобщности, пределу, к абсолютной истине. Б)Философия опирается на совокупный исторический опыт, который зафиксирован в материальной и духовной жизни. В)Аппосредственность фило­софского знания имеет дело с научными факторами. Вопрос о соотношении философии, во-первых, с политикой, во-вторых, с наукой, в основном с естест­венным науками; вместе с тем не ослабевает интерес к вопросу о соотношении философии с искусством и науками гумани­тарными. Три взаимосвязанных вопроса – о природе философ­ского знания вообще, о предмете философии и соотношении философии с политикой, со специальными науками и др. видами творческой деятельности человека. Общий вопрос заключается в том: является ли философия естественным следствием развития потребно­стей человеческой жизни, т.е. имеет ли объективные причины для своего существования, или же она есть всего лишь форма политической идеологии либо абстрактное мудрствование по поводу проблем, еще не решен­ных др. науками. Наука строится на эксперименте и на создании такого знания, которое сохраняет свою истинность независимо от изменившихся условий челове­ческого существования. Научная истина как бы безразлична к человеку – она объективна, но и философия тоже ищет объектив­ную сторону, согласованную с действительностью. Философия лишь по форме отличается от других видов познания. Филосо­фия не может строиться по естетственному научному образцу, она имеет свою меру точнсти и свою меру доказатель­ности. Предметом философии является не субъективное ощущение человека, а объектив­ная природа его отношения к миру. Философия ближе к искусству. Человек в его отношении к миру – основной предмет философии, и человек как личность – единтвенно возможный субъект в филосо­фии.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...