Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни.
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Понятие мировоззрения и его исторические типы:мифология, религия, философия. Мировоззрение -совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение – система общих представлений о действительности, которая отражает и рассматривает практическое и теоретическое отношение человека к себе и миру.В состав мировоззрения входят знания - повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Программы жизни, действия имеют под собой в качестве опор знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно - интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. В мировозз. входят разум и чувство, а также воля. Убеждения-взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным стремлениям.Миропонимание может быть жизненным` и теоретическим. Жизненно-повседн. миропон.-стихийно складывающаяся форма, вкл. умонастроения широких слоев общества. Теорет. уровень миропоним. -например, философия. Филос. системы взглядов, в отл. от других типов мировоззрения, претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характере деят. людей. Философия подвергает мировозз. критическому суду разума. Мировоззрение – общая картина мира, которая синтезирует знания людей о природе и реальности, способ духовно- практического освоения мира, реализация способностей человека к универсальным преобразованиям действительности. Есть 3 истор. типа мировоззрения: мифология, религия и философия.: А) мифология – целостное нерасчленение, коллективно – выработанное, стихийно функционир. Форма самосознания человека. Миф – священное придание о деяниях богов или героев. Экранизац. мифа – сказка, содержание мифа сверхреально. Б) Религия – одна из форм мировоззрен. на естественное и сверхестественное, Она предполагает веру в определ. роль сверхестеств. сил мироздания. Отличие религии от мифологии в том что в мифолог. Выход за предел человеческого сознания невозможен, отпадение от религии возможно. В религии сущ. письменность, свящ. книги и др. В мифологии письменность отсутств. В религии есть организ. ф-мы (церковь, храм). В) Философия (любовь. мудрость) – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходный принцип действит., глубинная основа реальн. Филос. Появилась 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.
Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни. Особенности отличия философского знания: 1)Универсально-синтетический подход: 2)Это соединение субъективно-оценочного и объективно-познавательного сторон или объектов. Конкретные науки стремятся устранить субъективные человеческие факторы из своих построений. Наука изучает объект такой, какой он есть сам по себе. Искусство реализует в себя субъективно-оценочный подход. 3)Философия пытается соединить теоретический поиск веры, истины, доброты с необходимостью проверки этих идеалов на опыте и практического воплощения в жизнь. У каждого человека своя философия. 4)Соединяется рациональность и таинственность, разумность и мистичность. А)Стремление к всеобщности, пределу, к абсолютной истине. Б)Философия опирается на совокупный исторический опыт, который зафиксирован в материальной и духовной жизни. В)Аппосредственность философского знания имеет дело с научными факторами. Вопрос о соотношении философии, во-первых, с политикой, во-вторых, с наукой, в основном с естественным науками; вместе с тем не ослабевает интерес к вопросу о соотношении философии с искусством и науками гуманитарными. Три взаимосвязанных вопроса – о природе философского знания вообще, о предмете философии и соотношении философии с политикой, со специальными науками и др. видами творческой деятельности человека. Общий вопрос заключается в том: является ли философия естественным следствием развития потребностей человеческой жизни, т.е. имеет ли объективные причины для своего существования, или же она есть всего лишь форма политической идеологии либо абстрактное мудрствование по поводу проблем, еще не решенных др. науками. Наука строится на эксперименте и на создании такого знания, которое сохраняет свою истинность независимо от изменившихся условий человеческого существования. Научная истина как бы безразлична к человеку – она объективна, но и философия тоже ищет объективную сторону, согласованную с действительностью. Философия лишь по форме отличается от других видов познания. Философия не может строиться по естетственному научному образцу, она имеет свою меру точнсти и свою меру доказательности. Предметом философии является не субъективное ощущение человека, а объективная природа его отношения к миру. Философия ближе к искусству. Человек в его отношении к миру – основной предмет философии, и человек как личность – единтвенно возможный субъект в философии.
Читайте также: I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|