Исторические типы Д-ки.
Д-ка (греч. – веду беседу, рассуждаю) – это учение о всеобщих связях. Выделяют три исторических формы Д-ки: 1)Д-ка античных философов; 2) основная Д-ка философии; 3) материалестическая Д-ка. Само понятие Д-ка возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). К подобным исследованиям еще не применялся термин «Д-ка». Первоначально этим термином обозначались: Способность вести спор посредством вопросов и ответов.Искусство классификации понятий, подразделение вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д-ки Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает Д-ку как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Бытие заключает в себе противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством Д-ки. В философии феодального общества Д-кой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения Д-ческие идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н.Кузанский и Дж.Бруно. в новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый в своей космологии, второй – в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы Д-ческого мышления. В 18 в. во Франции богатством Д-ческих идей выделяют Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в общественном сознании. Важейшим до Маркса этапом в развитии Д-ки стал немецкий классический идеализм, который рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Д-ка разума, по Канту, - это иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позднее в теории познания Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные Д-ческие идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивал Д-ческое понимание процессов природы. Научное понимание Д-ки было создано Марксом и Энгельсом. Они построили Д-ку на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Материалистическая Д-ка – это глубокое, свободное от односторонности учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о разносторонности человеческой практической деятельности, общества и культуры.
Читайте также: I/ Исторические факты и фольклорные мотивы в романе В.Скотта Айвенго. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|