Понятие истины, её объективность и конкретность.
Содержание наших представлений и знаний, не зависящих от человека и человечества, называется объективной истиной. Для отделения того, что не зависит от человечества, имеется два способа. Первый-логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Второй-чувственное созерцание, наблюдение. Диалектический материализм ввел в схему познания в качестве фундаментальной составляющей предметно-практическую деятельност, схема имеет вид: объект-предметно-практическая деят.-субъект. Фундам. положения теории познания: 1.объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваюися;3. знания, вростающие на основе практии и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, в процессе постоянных изменений находится объективная истина. Форма выражения объективн. истины, зависящую от конкретных исторических условий, характ. степень ее точности, строгости и полноты, наз. относит. истиной. Совершенное полное, точное, исчерп. знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим-важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолют. Абсолютн. истина-предел бесконечной последовательности истин относит. Полезность и истинность совпадают не всегда. 25. Диалектика абсолютной и относительной истины. ИСТИНА как процесс (созерцание, абстракция, практика). Содержание наших представлений и знаний, не зависящих от человека и человечества, называется объективной истиной. Для отделения того, что не зависит от человечества, имеется два способа. Первый - логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Второй - чувственное созерцание, наблюдение. Диалектический материализм ввел в схему познания в качестве фундаментальной составляющей предметно -практическую деятельность, схема имеет вид: объект – предметно - практическая деят.-субъект. Фундам. положения теории познания: 1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваюися;3. знания, вростающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, в процессе постоянных изменений находится объективная истина. Форма выражения объективн. истины, зависящую от конкретных исторических условий, характ. степень ее точности, строгости и полноты, наз. относит. истиной. Совершенное полное, точное, исчерп. знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолют. Абсолютн. истина-предел бесконечной последовательности истин относит. Полезность и истинность совпадают не всегда.
Абсолютная истина есть такое знание,которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнут то при дальнейшем развитии познания.Истина-внутринне противоречивый процесс,связанный с постоянным преодолением заблуждений.Наука не склад готовых и исчерпывающих истин.а процесс их достижения,движение от знания ограниченного,приблизительного.но все более всеобщему,глубокому.Этот процесс безграничен.Истина относительна,поскольку мышление отражает объект неполностью,а в известных пределах,условиях,отношениях,которые постоянно изменяються и развиваются.Каждая ступень познания ограниченна историческими условиями жизни общества,уровнем практики.
Различия абсолютной и относительной истины связанны с тем,что степень соответствия знаний действительности,глубина проникновения в нее разума человека не одинаковы.Одни знания соответствуют действительности полностью,абсолютно точно,другие только частично.Абсолютная истина и есть объективная истина в полном ее объеме,есть абсолютно точная отражение действительности.Можно ли познать абсолютную истину в полном ее объеме?Однако возможности познания каждого отдельного человека,отдельного поколения людей ограниченны соответствующими историческими условиями,определенным уровнем развития производства,науки и экспериментальной техники.Поэтому знания человека на каждом исторически определенном этапе относительны,они с неизбежностью принимают характер относительной истины.Относительная истина-это неполное соответствие знаний действительности.Нельзя познать абсолютную истину сразу,целиком,полностью она достижима только в бесконечном процессе познания.Но с новым достижением науки человек приближаеться к познанию абсолютной истины,познает все новые и новые ее элементы,звенья,стороны.Прогресс познания в том и состоит,что,познавая истины относительные,человек познает и абсолютную истину.Пример:современная учение об атоме.В основном оно соответствует действительности,но в целом представляет собой все-таки относительную истину(мы не можем сказать,что атом познан до конца,абсолютно).Выходит,что относительная истина обязательно содержит в себе зерно абсолютной истины.Познания человека и абсолютно и относительно.Относительно потому,что оно не являеться исчерпывающим,а бесконечно развиваеться,углубляеться,раскрывая все новые и новые стороны действительности.Абсолютно потому,что содержит элементы вечного,абсолютно точного знания.
26. Практика — как человеческий способ отношения к миру, критерий истины, основа и цель познания.
Основной формой проявления жизни человека является деятельность—чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Практика — это материальная, чувственно-предметная це-{: ленаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных! объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько~чувственно-предметную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.Как по своему содержанию так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь: практика — это арена применения силы знания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношения с природой. Практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.Практика-это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем что нужно человеку». Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социалъно преобразующая деятельность масс. Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научнои практики. Истина – величайшая социальная и личностная ценность. Истина определяет как адекватное отражение объекта познающим субъектам, воспроизводящей реальность такой какой она есть на сомом деле. Есть такие критерии истины: ясность и очевидность (уверенность в достоверности), общезначимость (истина то что соответствует мнению большинства), принцип прогматизма. Все критерии истины заключаются в практике. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое то представление или знание.
Читайте также: Вопрос 44. Проблема истины в теории познания. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|