Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие истины, её объективность и конкретность.




Содержание наших представле­ний и знаний, не зависящих от человека и человечества, называется объективной исти­ной. Для отделения того, что не зависит от человечества, имеется два способа. Первый-логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Второй-чувствен­ное созерцание, наблюдение. Диалектический материализм ввел в схему познания в качестве фундаментальной составляющей предметно-практическую деятельност, схема имеет вид: объект-предметно-практическая деят.-субъект. Фундам. положе­ния теории познания: 1.объективный мир, отражае­мый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познава­тельные средства изменяются и развиваюися;3. знания, вро­стающие на основе практии и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, в процессе постоянных изменений находится объективная истина. Форма выражения объективн. истины, зависящую от конкрет­ных исторических условий, характ. степень ее точности, строгости и полноты, наз. относит. истиной. Совершенное полное, точное, исчерп. знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Постоян­ный процесс перехода от одних относительных форм объектив­ной истины к другим-важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолют. Абсолютн. истина-предел бесконечной последовательности истин относит. Полезность и истин­ность совпадают не всегда.

25. Диалектика абсолютной и относительной истины. ИСТИНА как процесс (созерцание, абстракция, практика).

Содержание наших представле­ний и знаний, не зависящих от человека и человечества, называется объективной истиной. Для отделения того, что не зависит от человечества, имеется два способа. Первый - логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Второй - чувственное созерца­ние, наблюдение. Диалектиче­ский материализм ввел в схему познания в качестве фундамен­тальной составляющей пред­метно -практическую деятель­ность, схема имеет вид: объект – предметно - практическая деят.-субъект. Фундам. положения теории познания: 1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развива­ется; 2. практика, на основе которой осуществляется позна­ние, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваюися;3. знания, вростающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, в процессе посто­янных изменений находится объективная истина. Форма выражения объективн. истины, зависящую от конкретных исторических условий, характ. степень ее точности, строгости и полноты, наз. относит. истиной. Совершенное полное, точное, исчерп. знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Постоянный процесс перехода от одних относитель­ных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Каждая относит. истина содер­жит в себе долю абсолют. Абсолютн. истина-предел бесконечной последовательности истин относит. Полезность и истинность совпадают не всегда.

 

Абсолютная истина есть такое знание,которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнут то при дальнейшем развитии познания.Истина-внутринне противоре­чивый процесс,связанный с постоянным преодолением заблуждений.Наука не склад готовых и исчерпывающих истин.а процесс их достиже­ния,движение от знания ограни­ченного,приблизительного.но все более всеоб­щему,глубокому.Этот процесс безграничен.Истина относи­тельна,поскольку мышление отражает объект неполностью,а в известных преде­лах,условиях,отношениях,кото­рые постоянно изменяються и развиваются.Каждая ступень познания ограниченна историче­скими условиями жизни обще­ства,уровнем практики.

Различия абсолютной и относи­тельной истины связанны с тем,что степень соответствия знаний действительно­сти,глубина проникновения в нее разума человека не одина­ковы.Одни знания соответст­вуют действительности полно­стью,абсолютно точно,другие только частично.Абсолютная истина и есть объективная истина в полном ее объеме,есть абсолютно точная отражение действительности.Можно ли познать абсолютную истину в полном ее объеме?Однако возможности познания каждого отдельного человека,отдельного поколения людей ограниченны соответствующими историче­скими условиями,определенным уровнем развития производ­ства,науки и экспериментальной техники.Поэтому знания человека на каждом исторически определенном этапе относи­тельны,они с неизбежностью принимают характер относи­тельной истины.Относительная истина-это неполное соответст­вие знаний действительно­сти.Нельзя познать абсолютную истину сразу,целиком,полностью она достижима только в беско­нечном процессе познания.Но с новым достижением науки человек приближаеться к познанию абсолютной ис­тины,познает все новые и новые ее эле­менты,звенья,стороны.Прогресс познания в том и со­стоит,что,познавая истины относительные,человек познает и абсолютную ис­тину.Пример:современная учение об атоме.В основном оно соответствует действительно­сти,но в целом представляет собой все-таки относительную истину(мы не можем сказать,что атом познан до конца,абсолютно).Выходит,что относительная истина обяза­тельно содержит в себе зерно абсолютной истины.Познания человека и абсолютно и относи­тельно.Относительно по­тому,что оно не являеться исчерпывающим,а бесконечно развиваеться,углубляеться,рас­крывая все новые и новые стороны действительно­сти.Абсолютно потому,что содержит элементы веч­ного,абсолютно точного знания.

 

 

26. Практика — как челове­ческий способ отношения к миру, критерий истины, основа и цель познания.

Основной формой проявления жизни человека является деятельность—чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Практика — это материальная, чувственно-предметная це-{: ленаправленная дея­тельность людей, имеющая своим содер­жанием освоение и преобразова­ние природных и социальных! объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под прак­тикой прежде всего разумеют не только и не столько~чувственно-пред­метную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятель­ность, опыт всего человечества в его истори­ческом развитии.Как по своему содержанию так и по способу осуществления практическая дея­тельность носит обществен­ный харак­тер. Общественная практика нахо­дится в диалекти­ческом един­стве с познаватель­ной деятельностью, с теорией. Научные знания имеют практи­ческий смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь: практика — это арена примене­ния силы знания. Ко­нечной целью познания являются не знания сами по себе, а практиче­ское преобразование действи­тельности для удовлетво­рения мате­риальных и духовных потребностей общества на пу­тях гармонизации его отношения с природой. Прак­тика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очисти­тель­ный огонь практики, могут претендовать на объек­тивность, до­сто­верность, истинность.Практика-это основа формирования и развития по­знания на всех его ступенях, источник знания, критерий истин­ности ре­зультатов процесса познания и «определи­тель связи предмета с тем что нужно человеку». Основными видами практики являются материально-про­изводственная деятельность людей и соци­алъно преобразующая деятель­ность масс. Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научнои практики. Истина – величайшая социальная и лично­стная ценность. Истина определяет как адекватное отражение объекта познающим субъектам, воспро­изводящей реальность такой какой она есть на сомом деле. Есть такие критерии истины: ясность и очевидность (уверен­ность в достоверности), обще­значимость (истина то что соот­ветствует мнению большинства), принцип прогматизма. Все критерии ис­тины заключаются в практике. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое то представ­ление или знание.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...