Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универс. связи: ед. и общ.,явл. и сущность




Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимо­связи явлений. В поле внимания диалектики издавно попали универсальные связи, пронизы­вающие все бытие. Связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. – эти универсальные связи бы­тия стали важным предметом диалектики. Единичное характе­ризует отдельный предмет, явле­ние, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и др. свойством от иных, в том числе подобных ему предметов, явлений, процессов. Общее – объективно сущест­вующее сходство характеристик единичных предметов. Их однотипность в некоторых отношениях при­надлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Она фундаментальна и для человеческого мышления. Познание мира с точки зрения соотноше­ния “ единичное – общее” предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, одно­типность и разнотипность, осознавать отдельный, единич­ный характер реальных предме­тов, классифицировать их. Реальные предметы единичны, кроме того практически не бывает абсолютно одинаковых предметов – это значит, что каждый предмет, даже очень похо­жий на другой, так или иначе индивидуален, в чем-то неповторим. Общее в отличие от единич­ного представлено неконкретными пространственно – временными предметами, а чертами их сходства, подобия. Через века истории протянулся философский спор о природе общих поня­тий. Столкнулись две точки зрения: “ номинализм “ и “ реализм”. Согласно первому, реально существуют только единичные предметы: обшее же представлено лишь в словах или понятиях. Противо­положный взгляд: общее – понятия, сущность – столь же, а то и более реальны, чем единич­ные предметы. Спор этот, не угас идо наших дней. Однако в целом его принципиальное философское решение найдено. С точки зрения материалистиче­ской диалектики явление и сущ­ность – различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутрен­няя,глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного пред­мета, опреде­ляющая его природу, совокуп­ность черт и др. характеристики. Явление – это внешние, наблю­даемые, обычно болле подвиж­ные, изменчивые характеристики того или иного предмета, Явление и сущность – диалекти­чески связанные противополож­ности. Они не совпадают др. с др. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный харак­тер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. Если бы явления и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность обнару­живает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой.

15.Системные связи: содержа­ние и форма, часть и целое, элемент и структура.

Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего осмысливалось “устройство” бытия, служили понятия “простого - сложного”, “части - целого”. Часть и целое - философские категории отражающие определенный тип всеобщей связи и явлений, а именно отношение между различными предметами их связями. Эта связь носит характер целостного объекта и данные предметы по отношению к ней выступают в качестве частей. Целое – представляет собой единство частей, которое существует только благодаря тому, что эти части взаимосвязаны друг с другом и их взаимосвязь носит устойчивый характер. А под “частями” понимали такие “предметы “, которые в своей совокупности образуют новые более сложные предметы: а поэтому у целого появляются новые свойства, качества, законности, которые не присущи частям в их резонности. Напри­мер: Na и Cl не обладают теми свойствами как NaCl. Данные современной науки показывают, что объективная связь части-целого присуще всем формам движения материи. Изучение целого должно опираться на знание свойств его основных частей, элементов и рассмотра частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого. А знание целого как единства частей в многообразии и взаимосвязей осуществляется при помощи специфичуский мыслительных приемов анализа и синтеза. Обогащение катего­рий “часть – целое “ понятием связи открыла путь к постепен­ному формированию новых категорий: элемент, стуктура, система. Элемент (стихия, первичное вещество) поняти еобъекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как не делимой (например: атом в системе молекул). Современ­ные физики стремились доказать сложность строения электронов, нейтронов и др. частиц рассмат­риваемых как элементарные, подтверждая этим тезис об отсутствии в природе простей­ших неразделимых элементов.

16. Связи детерминации: причина и следствие, необхо­димость и случайность, возможность и действитель­ность.

В философском познании фундаментальная роль принад­лежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу реальные природные, общест­венные и психологические явления и процессы детермини­рованы, т. е. возникают, разви­ваются и уничтожаются законо­мерно в результате действия определённых причин, обуслов­ленных ими. Причина и следст­вие – фил категории, отражаю­щие всеобщую необходимую связь между предметами и явлениями. Эта связь заключа­ется в том, что любой предмет, явление, возникают из других предметов и явлений, которые их порождают и, исчезая, превра­щаются в другие предметы и явления. Причиной наз такое явление, которое порождает другое. П и С с точки зрения со­временной науки – материальное содержание причинной связи между предметами и явлениями состоит в воздействии одних предметов и явлений на др, во взаимодействии между ними, а это взаимодействие представляет собой передачи энергии и инфомации от одного предмета к другому, из одной системы в другую. Существуют полные и специфические причины. Под полной причиной имеется в виду совокупность всех обстоя­тельств, при которых данное следствие поступает с необхо­димостью. Специфической причиной считается такая, появление которой приводит к данному следствию, когда уже имеются другие условия его осуществления. Причина всегда предшествует следствию. Необходимость – это то, что закономерно вытекает из внутренних существенных связей предмета и что при наличии опред условий возни­кает неизбежно. Случайность – это то, что зависит не от внут­ренних существенных причин, а от внешних, а поэтому случай­ность может произойти или непроизойти. Случайное в одной системе явл необходимостью в другой. Отсюда случайность есть проявление необходимости. Возможность и действитель­ность – категории, с помощью которых отбражается развитие материального мира. В. фикси­рует объективную тенденцию развития существующих явлений, предпосылка возникно­вения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Д. представляет собой объект, который уже существует в качестве реализа­ции некоторой возможности. Переход В. в Д. основан на причинной связи мира.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...