Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство и время.




Время и пространство осн. формы существования материи. Фило­софию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными, или это чис­тые абстракиди, сущест­вующие только в сознании. •Философы-идеали­сты отри­цают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания {Беркли, Юм, Мах), то как априор­ные формы чувст­венного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Ге­гель). ^Материализм подчер­кивает объективный характер В. и п. В том, что В: и п. неотде­лимы от ма­терии, проявляется их универсаль­ность и всеобщ­ность. П. выражает по­рядок расположения одно­временно сосуществующих объектов, В. же ' -последовательность существования сменяющих друг друга явлений.^, не­обратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направ­лении — от прошлого к буду­щему. Диалектический материа­лизм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движу­щейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что. следовательно, материя, движе­ние, В. и п. неотделимы друг от дру­га. Эта идея получила подтвер­ждение в совр. физике. Естествознание 18-19 вв., говоря об объективности В. и п.. рассматривало их, вслед за Нью­тоном. в отрыве друг от друга и как нечто самостоятель­ное, существующее совер­шенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомисти­ческими взглядами древн. натурфило­софов (Демокрит, Эпикур) естествоис­пытатели вплоть до 20 в. отождествля­ли П. с пус­тотой, считали его абсо­лютным, всегда и повсюду одинако­вым и неподвижным, а В. - протекаю­щим равномерно. Совр. физика отбро­сила старые представле­ния о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселен- ной. Гл. вывод теории относительности (Относительно­сти теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находят­ся в такой универсальной взаимо­свя­зи, в к-рой они теряют са­мостоятель­ность и выступают как стороны еди­ного и много­образного целого. Общая теория отно­сительности доказала, что течение времени и протяжен­ность тел зависят от скорости движения этих тел и что струк­тура или свойства четы­рехмерного континуума (про­странст­во-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порож­даемого ими поля тяготения. В созда­нии совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. От­крытие неевклидовой геометрии оп­ровергло кантон­ское учение о В. и п. как внеопытных формах чувствен­ного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнару­жили зависимость пространст­венных свойств от физической приро­ды материальных тел. обуслов­ленность физико-химических свойств материи пространствен­ным расположением ато­мов. Факт из­менчивости наших пред­ставлений о В. и п. используется идеа­лизмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическо­му материализму, человеческое позна­ние в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.

8. Сознание как высшая форма отражения действи­тельности.

Сознание – высшая,свойственная лишь человеку форма отражения действительности, способ его отношения к миру и самому себе,опосредованый всеобщими формациями общественно-ис­тормческой деятельности людей.С. представляет собой единство психических процес­сов, ак­тивно участвующих в освоении чело веком объектив­ного мира и своего бытия.Оно возникает в процессе трудо­вой,общественно-производст­венной деятельности людей и неразрывно связано с язы­ком,кот. Так же древний как и сознание.Человек с самого рождения попадает в мир предме­тов,созданых руками предшествующих поколений и формируется как таковой лишь в процессе обучения целено­правленному их использова­нию.Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией,а приобретаемые только через общение с др.людьми навыками предмет­ных действий.В общении собственная жизнедеятель­ность.Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей емус др.людьми общественной мерой человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действитель­ности,поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета,оценивая их мерой накопленых знаний человек относится к объектам с понима­нием.Способ его отношения к миру и наз.сознанием.Без понимания и знания нет и С.Любой чувственный образ­предмета,осущ,или представле­ние явл.частью С,поскольку они обладают определенными значениями и смыслом.Знание значения и смысл направляют и дифференцируют чувства человека.

9. Возникновение сознания и его общественно – историче­ская природа.

Сознание-одно из основных понятий филос, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеоб­разие этой активности заключа­ется в том, что отражение реальности в форме чувственный и умственных образов предвос­хищает практические действия человека, придавая им целена­правленный характер. На ранних ступенях развития философии не было расчленения сознания и неосознанного материального и материального в трактовке психологических явлений. В античной философии сознание сопричастно разуму, который космичен и предстает как обобщение действительного мира. В средние века сознание трактуется как надми ровое начало-бог, которое существует до природы и творит ее из нечего. Разум трактуется как атрибут бога. Возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину, все знание заложено в душе, которая живет и дви­жется в боге.С-высшая, свойст­венная лишь человеку форма отражения объективной действи­тельности, способ его отношения к миру и к самому себе, опосред­ствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание является необходимым атрибу­том материи. Общ. сознание отн. как к реальному созанию реального общества, так и к идеальной модели обществен­ного сознания. Первое-массовое сознание, выражениемсостояния которого служит общественное мнение, или духовная жизнь общества. В структуре общ. сознания имеются след. уровни: обыденное и теоретическое сознание, общ. психология и идеология. Формы -политиче­ская идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны деятельности. Теореическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей, выражается в науке и др. формах сознания. В общественной психологии доминирующим является не само знание, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Идеология - сложное духовное образование, включающая в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и меха­низмы распространения идеоло­гических усановок. Формы общ. сознания представляют собой различные формы духовного освоения действительности. Формы отличаются по предмету отражения-политич.(отн. между нациями, г-вами), религиозная (неземные силы и т.д.) По формам отражения: наука (в форме гипотез, понятий, моделей), искусство (художеств. образы), религия (церк. догматы) По особенностям своего разви­тия-в науке по прогрессу. По выполняемым социальным функциям-наука познават. и практич, искусство-познават и эстетич и т.д. По соц. функциям делятся на две группы: полити­ческое сознание, право и мораль (духовно-практическое освоение действительности); наука, искусство и философия (духов­ное и духовно-практическое освоение всей окружающей человека действительности). Промежут. место-религия.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...