Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гегель. Энциклопедия фил наук.




21. Историческая обусловлен­ность познания. Субъект. объект.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устримлений творческой активности разума. За тысячи­лентие своего развития челове­чество прошло длительный путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и все стороннему проникнавению в сущность бытия. Было открыто блоьшое количество фактовю, св-тв и зак-ов природы, общесивенной жизни и самого человека. Развитие знание шло паралельно развитию производства, искус­ства, творчества. Человечиский разум постигает законы мира ради практ. приобраз. и при­роды, и человека в мире. Знание человечества образует сложную систему, которая выступает в виде соципльной наследственно­сти культуры. Познание носит соц.- детерминированный харак. Прежде чем продолжать дело пришедствующих поколений необходимо освоить уже накопленные человеком знания. Все философы аналезировали проблемы теории познания. Теория познания, или гносиоло­гия, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундамен­тальных разделов. Она исследует природу чел. познания, формы и закономер. перехода от поверх­ностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривают вопрос о путях достижения истинны, о ее критериях. Но челвек не мог бы познать истинное как истинное есле бы не делал ошибок, и по этому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодаливает их.

Самым животрипещущим вопросом гносиологии был и остается вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и о человеческом обществе. Все эти вопросы способствуют оформ­лению обшырной прблематики теории познания, которая в своей совокупности и может предста­вить ответ на вопрос, что есть знание. Знание сущности вещей позволяет использовать их в соответствии со всеми своими потребностями. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между человеческим духом и практической деятельностью. Мир существует дпя нас лишь в аспекте его данности познаю­щему субъекту. Понятие “ объект ” и “субъект” относительны. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом кот. является все соц. целое. Высший производитель знания и мудрости – все человечество. Понятие ”субъекта” первоначально (Аристотель) обозначало носителя св.- в, состояний и действий, и было тождественно понятию субстанции. Под субъектом (С.) ныне понимается активно действуюший и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или соц. группа; Объект – то, на что направлено познава­тельная и иная деятельность субъекта. Научное познание предполагает не только созна­тельное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деят. – ти. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, кот. попав в поле сознания, становится “собственностью ” субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Объект в его отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а познанная реальность, кот. стала фактом сознания. С точки зрения познавательной деят. – ти субъект не существует без объекта, а объект без субъекта. В совр. Гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеем в виду реальные фрагменты бытия, подверженные исследо­ванию.Предмет – это конкретные аспекты, по кот. направлено острие ищущей мысли. Так человек является объектом исследования многих наук. В соц. познании объект есть одновременно субъектом истор. Творчества. (О. – люди и результат их деят. – ти, С. – также люди). Прцесс познания невозможен без свидетельств очевидцев. Все это накладывает определенный отпечаток на соц. познание.

22. Чycтвенное nознaние и его формы: ощущение, воспри­ятие, представления.

Познание, начинаясь с ощуще­ний, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднима­ясь на высшие этажи теоритиче­ского мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертро­фирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувствен­ная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувст­венного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенци­ально связанны наглядные представления, которые высту­пают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплоща­ется в конкретное дело. Подчер­кивая единство чувственной и рациональной ступени позна­ния, мы должны иметь в виду, что они обладают и относитель­ной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувст­венного познания.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...