Гегель. Энциклопедия фил наук.
21. Историческая обусловленность познания. Субъект. объект. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устримлений творческой активности разума. За тысячилентие своего развития человечество прошло длительный путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и все стороннему проникнавению в сущность бытия. Было открыто блоьшое количество фактовю, св-тв и зак-ов природы, общесивенной жизни и самого человека. Развитие знание шло паралельно развитию производства, искусства, творчества. Человечиский разум постигает законы мира ради практ. приобраз. и природы, и человека в мире. Знание человечества образует сложную систему, которая выступает в виде соципльной наследственности культуры. Познание носит соц.- детерминированный харак. Прежде чем продолжать дело пришедствующих поколений необходимо освоить уже накопленные человеком знания. Все философы аналезировали проблемы теории познания. Теория познания, или гносиология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Она исследует природу чел. познания, формы и закономер. перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривают вопрос о путях достижения истинны, о ее критериях. Но челвек не мог бы познать истинное как истинное есле бы не делал ошибок, и по этому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодаливает их. Самым животрипещущим вопросом гносиологии был и остается вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и о человеческом обществе. Все эти вопросы способствуют оформлению обшырной прблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание сущности вещей позволяет использовать их в соответствии со всеми своими потребностями. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между человеческим духом и практической деятельностью. Мир существует дпя нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятие “ объект ” и “субъект” относительны. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом кот. является все соц. целое. Высший производитель знания и мудрости – все человечество. Понятие ”субъекта” первоначально (Аристотель) обозначало носителя св.- в, состояний и действий, и было тождественно понятию субстанции. Под субъектом (С.) ныне понимается активно действуюший и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или соц. группа; Объект – то, на что направлено познавательная и иная деятельность субъекта. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деят. – ти. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, кот. попав в поле сознания, становится “собственностью ” субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Объект в его отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а познанная реальность, кот. стала фактом сознания. С точки зрения познавательной деят. – ти субъект не существует без объекта, а объект без субъекта. В совр. Гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеем в виду реальные фрагменты бытия, подверженные исследованию.Предмет – это конкретные аспекты, по кот. направлено острие ищущей мысли. Так человек является объектом исследования многих наук. В соц. познании объект есть одновременно субъектом истор. Творчества. (О. – люди и результат их деят. – ти, С. – также люди). Прцесс познания невозможен без свидетельств очевидцев. Все это накладывает определенный отпечаток на соц. познание.
22. Чycтвенное nознaние и его формы: ощущение, восприятие, представления. Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|