Методы науки: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование.
Выявление норм и правил по формирова нию и развитию знания составляе предмет логики и методологии научного познания. Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа. Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и зучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке. Методологический анализ позволяет выдлить два типа приемов и методов исследования. 1. Приемы и методы, присущиечеловеческому познанию в целом (анализ,синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение)-общелогические методы. 2.Особые-научные методы. Они делятся на методы построения эмпирического знания и метода построения теоретического. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ: АНАЛИЗ -расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. СИНТЕЗ -соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. АБСТРАГИРОВАНИЕ -отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления содновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. ОБОБЩЕНИЕ -устанавиливаются общие свойства и признаки предметов. ИНДУКЦИЯ -общий вывод строится на основе частных посылок. ДЕДУКЦИЯ -из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. АНАЛОГИЯ- на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходствев других. МОДЕЛИРОВАНИЕ -изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования егокопии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интерес. познание. НАУЧНЫЕ ЭМПИРИЧ.: НАБЛЮДЕНИЕ -целенаправленное восприятиеявлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношенияхизучаемых объектов. ОПИСАНИЕ -закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ описание осуществляетсяс применение математики, в узком смыслеслова-измерение. ЭКСПЕРИМЕНТ- исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенныезнания. НАУЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧ. ФОРМАЛИЗАЦИЯ-построение абстракто-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов действительности. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ -сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств, затем из них стоится система выводных предположений. Теоретическое знание строится сверху по отношению к эмпирическим данным. Создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается-гипотетико-дедуктивное разветывание теории. ИСТОРИЧЕСКИЕ Изучение истории в ее многообразии, на этой основе мыслительное воссоздание исторического процесса. ЛОГИЧЕСКИЙ- закономерность выявляется путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.
29. Восхождение от абстракного к конкретному, исторический и логический метод теоретического познания. Осн.задача познание – дать целостный образ исследуемого явления представлена в виде переплетения различных связей. Теор.исслед.выделяет эти связи и отражает их с помощью определюабстракций. Но абстракции не дают полного представл.о явлении, его развитии и функционир. Чтобы создать такое представл.необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте его связей и отношений. Марск: выделил осн.абстракции, построил целостную сис-му абстракций, развертывая их содержание. Зтот прием наз.методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя этот метод исследователь находит главную связь изучаемого объекта. Затем прослеживает как она изменяется при различн.условиях и т.д. Этот метод применяется при построении различных научных теорий. По мере углубления в конкретное вводятся новые абстракции, выступающие в качестве более глубокого отображения сущности объекта. При построении теор.познания примениются особые приемы развития и исследования объекта. Такие объекты не могут быть вооспроизведены опытным путем (история становления Вселенной). В основе исторического метода лежит изучение истории, выявление истор.фактов и мыслитеное воссоздание на этой основе истор.процесса.(Учение Дарвина). В истор.процессах выдвигаются гипотезы проверенные фактами. Логический метод выявляет закономерность развития так: он не требует непосредств. рассмотр. хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику, путем изучения истор процесса на высших стадиях его развития. Основа этого метода – особенность развивающихся объетов, что на высших стадиях развития сжато воспроизв.осн.черты всего своего хода эволюции. Логич.и историч.методы выступают как приемы построения теор.познания и в реальном научном исслед. всегда тесно взаимосвязаны.
Читайте также: b. Факторный анализ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|