Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы науки: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование.




Выявление норм и правил по формирова нию и развитию знания состав­ляе предмет логики и методоло­гии научного познания. Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа. Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявле­нии и зучении методов познава­тельной деятельности, осущест­вляемой в науке. Методологиче­ский анализ позволяет выдлить два типа приемов и методов исследования. 1. Приемы и методы, присущиечеловече­скому познанию в целом (анализ,синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение)-общелогические методы. 2.Особые-научные методы. Они делятся на методы построения эмпирического знания и метода построения теоретического. ОБЩЕЛОГИ­ЧЕСКИЕ: АНАЛИЗ -расчлене­ние целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. СИНТЕЗ -соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. АБСТРАГИРО­ВАНИЕ -отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления содновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. ОБОБ­ЩЕНИЕ -устанавиливаются общие свойства и признаки предметов. ИНДУКЦИЯ -общий вывод строится на основе частных посылок. ДЕДУКЦИЯ -из общих посылок с необходи­мостью следует заключение частного характера. АНАЛО­ГИЯ- на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходствев других. МОДЕЛИРОВАНИЕ -изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования егокопии (модели), замещаю­щей оригинал с определенных сторон, интерес. познание. НАУЧНЫЕ ЭМПИРИЧ.: НАБЛЮДЕНИЕ -целенаправ­ленное восприятиеявлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношенияхизу­чаемых объектов. ОПИСА­НИЕ -закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. КОЛИЧЕ­СТВЕННОЕ описание осущест­вляетсяс применение матема­тики, в узком смыслеслова-измерение. ЭКСПЕРИМЕНТ- исследователь активно вмешива­ется в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенныезнания. НАУЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧ. ФОРМАЛИЗАЦИЯ-построение абстракто-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов действительности. АКСИО­МАТИЧЕСКИЙ -сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств, затем из них стоится система выводных предположений. Теоретическое знание строится сверху по отношению к эмпирическим данным. Создается гипотетиче­ская конструкция, которая дедуктивно развертывается-гипотетико-дедуктивное разветывание теории. ИСТО­РИЧЕСКИЕ Изучение истории в ее многообразии, на этой основе мыслительное воссозда­ние исторического процесса. ЛОГИЧЕСКИЙ- закономер­ность выявляется путем изучения исторического про­цесса на высших стадиях его развития.

29. Восхождение от абстрак­ного к конкретному, историче­ский и логический метод теоретического познания.

Осн.задача познание – дать целостный образ исследуемого явления представ­лена в виде переплетения различных связей. Теор.исслед.выделяет эти связи и отражает их с помощью определюабстракций. Но абстракции не дают полного представл.о явлении, его развитии и функционир. Чтобы создать такое пред­ставл.необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте его связей и отношений. Марск: выделил осн.абстракции, построил целостную сис-му абстракций, развертывая их содержание. Зтот прием наз.методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя этот метод исследова­тель находит главную связь изучаемого объекта. Затем прослеживает как она изменя­ется при различн.условиях и т.д. Этот метод применяется при построении различных научных теорий. По мере углубления в конкретное вводятся новые абстракции, выступающие в качестве более глубокого отображения сущности объекта. При построении теор.познания примениются особые приемы развития и исследования объекта. Такие объекты не могут быть вооспроизведены опытным путем (история становления Вселенной). В основе историче­ского метода лежит изучение истории, выявление ис­тор.фактов и мыслитеное воссоздание на этой основе истор.процесса.(Учение Дар­вина). В истор.процессах выдвигаются гипотезы прове­ренные фактами. Логический метод выявляет закономерность развития так: он не требует непосредств. рассмотр. хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику, путем изучения истор процесса на высших стадиях его развития. Основа этого метода – особен­ность развивающихся объетов, что на высших стадиях развития сжато воспроизв.осн.черты всего своего хода эволюции. Логич.и историч.методы выступают как приемы построения теор.познания и в реальном научном исслед. всегда тесно взаимосвязаны.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...