Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И.С.Бах. Высокая месса си минор




И. С. Бах. Высокая месса си минор

1. Что такое месса? В какой христианской церкви служится? Что такое «высокая месса»? Какого вероисповедания был Бах? Для кого и с какой целью написана высокая месса? Когда она создавалась?

2. Какая часть богослужения обычно клалась на музыку композиторами?

3. На каких языках написан текст мессы? Назовите и переведите начала основных разделов мессы.

4. Состав исполнителей. Состав оркестра – одинаков ли он во всех номерах? Чем вызвано различие?

5. Какие образные сферы выделяются в музыке этой мессы? Приведите примеры номеров, выдержанных в разных характерах.

6. Каково строение музыки этой мессы – сколько музыкальных номеров создал Бах, как в них распределен текст мессы?

7. Расскажите о характере музыки в №№1, 4, 8, 15, 16, 17, 20, 23 и о выразительных средствах в них.

 

В. А. Моцарт. Реквием

1. Что такое реквием, где он исполнялся? В чем сходство и отличие реквиема и мессы?

2. На каких языках звучит реквием? Из каких основных частей состоит реквием? Переведите начальные слова в основных разделах.

3. История создания реквиема Моцарта. Номера, которые не успел сочинить композитор. Кто заканчивал произведение?

4. Опишите характер и выразительные средства в Requiem aeternam, Kyrie eleison, Dies irae, Rex tremendae, Confutatis, Lacrimosa (смотри нотные примеры).

 

В. А. Моцарт. «Волшебная флейта»

1. К какому типу оперы принадлежит это произведение? На каком языке написана опера? Какие персонажи характерны для такого типа оперы? Какой сюжет типичен для этого вида спектакля?

2. Опишите масонские символы в опере. Расскажите, какой смысл предположительно вкладывал композитор в этот спектакль.

3. Назовите героев и тембры их голосов. Какое символическое значение имел каждый из героев оперы?

4. Расскажите о строении оперы, сколько в ней актов, из каких номеров она состоит?

5. Опишите содержание, характер музыки и выразительные средства в №№2, 3, 9, 10, 14, 17, 20

 

Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор

1. Название, закрепившееся за сонатой, кто его дал, какие образы сонаты оно передает?

2. Когда написана эта соната? Как называется  период творчества Бетховена, когда была сочинена соната №23? Одновременно с какими сочинениями она создавалась? Что роднит эти произведения?

3. Строение цикла – количество частей, темпы, тональности, формы. Драматургия цикла (значение каждой части, какую часть можно считать кульминацией, какую – переключением в иную образную сферу? ).

4. Расскажите о 1части, ее форме, тональностях тем и образном развитии:                                                                         - опишите звучание мотивов главной темы, их настроения и средства выразительности; как эти мотивы меняются на протяжении главной партии?                                                                                                                          - опишите характер 1-ой побочной темы и выразительных средств в ней; есть ли родство между Г. т. и 1-ой П. т.?                                                                                                                                          - расскажите о 2-ой побочной, или о «сдвиге», как изменилось здесь настроение музыки и выразительные средства?                                                                                                                                - какие темы и мотивы использованы в разработке, как они образно меняются в этом разделе?

-  чем отличается проведение Г. т. в репризе?                                                                                               – какие разделы можно наметить в коде; какие темы там звучат и в каком характере, с какими изменениями?

5. Расскажите о 2 части, ее образности, ее форме, ее музыкальном языке.

6. Опишите грань между средней частью и финалом. Какова роль финала в «Аппассионате»? Расскажите о господствующем настроении этой части и о том, как оно выражено. Отметьте форму финала, охарактеризуйте темы. В какие моменты формы в финале появляются новые, необычные для сонатной схемы, темы?

 

Людвиг ван Бетховен. Симфония №9 ре минор

1. История создания, эскизы темы радости. Премьера. Период творчества Бетховена, в который создана эта симфония.

2. Состав исполнителей. Какая часть выделяется по составу исполнителей среди остальных? Какой уровень мастерства предлагает партитура этого произведения?

3. Особенности строения цикла:                                                                                                                         - в какие группы объединяются части симфонии?                                                                                                                - какая часть драматургически обособлена и выделена?                                                                         – к какой части устремлено развитие?                                                                                                            – каков порядок, темпы, формы, тональности и жанры частей?                                                                                                      – в чем проявляются связи 1-3 частей с финалом?                                                                                    – какие фрагменты 1-3 частей готовят тему радости?

4. Порассуждайте об идейном замысле произведения в целом, учитывая текст, звучащий в финале, и устремленность развития к теме радости.

5. Опишите характер звучания 1 части в целом; идеям какого периода творчества Бетховена близок замысел этой части?

6. Расскажите о характере тем 2 части.

7. Расскажите о звучании тем 3 части.

8. Расскажите о разделах внутри финала:                                                                                                     - в первом разделе покажите, как использованы цитаты из предыдущих частей и как вводит композитор тему радости;                                                                                                                     - расскажите о мелодии темы радости, ее жанровой природе, ее развитии, изменении в следующих разделах;                                            

- опишите тему «Seid umschlungen, Millionen», ее смысл, характер, изложение;                                                                                                   - каким образом проводятся темы в последнем разделе финала?

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром

1. Роль Грига в истории музыки. Национальность Грига. Значение национального колорита в музыке Грига.

2. Музыкальное образование. Впечатления, влияния, сформировавшие эстетические взгляды и стиль Грига.

3. Основные сочинения Грига.

4. Строение фортепианного концерта.

5. Расскажите о 1 части концерта:                                                                                                                    - форма, ее трактовка;                                                                                                                                           - проявление национального колорита в темах 1 части;                                                                                                                                        - характер и музыкальный язык темы вступления;                                                                                       - настроения и выразительные средства главной темы;                                                                             - образ и его воплощение в побочной и заключительной темах;                                                              - изменения характера тем в разработке;                                                                                                        - образный вариант одной из тем в каденции.

6. Опишите звучание 2 части:                                                                                                                                                                  - сколько разделов?                                                                                                                                                   - образный характер 1-го раздела, кто его исполняет;                                                                                 - характер последующих разделов, изменение звучания начальной темы в процессе развития.

7. Расскажите о финале:                                                                                                                                         - особенности сонатной формы в нем;                                                                                                         - настроение главной темы, жанровые и гармонические находки; с чем связано их использование? – что происходит в разделе, следующем за экспозицией? Опишите образный характер этого фрагмента, инструментальный колорит, ладовые краски; где и как звучит эта же тема в дальнейшем?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...