И.С.Бах. Высокая месса си минор
И. С. Бах. Высокая месса си минор 1. Что такое месса? В какой христианской церкви служится? Что такое «высокая месса»? Какого вероисповедания был Бах? Для кого и с какой целью написана высокая месса? Когда она создавалась? 2. Какая часть богослужения обычно клалась на музыку композиторами? 3. На каких языках написан текст мессы? Назовите и переведите начала основных разделов мессы. 4. Состав исполнителей. Состав оркестра – одинаков ли он во всех номерах? Чем вызвано различие? 5. Какие образные сферы выделяются в музыке этой мессы? Приведите примеры номеров, выдержанных в разных характерах. 6. Каково строение музыки этой мессы – сколько музыкальных номеров создал Бах, как в них распределен текст мессы? 7. Расскажите о характере музыки в №№1, 4, 8, 15, 16, 17, 20, 23 и о выразительных средствах в них.
В. А. Моцарт. Реквием 1. Что такое реквием, где он исполнялся? В чем сходство и отличие реквиема и мессы? 2. На каких языках звучит реквием? Из каких основных частей состоит реквием? Переведите начальные слова в основных разделах. 3. История создания реквиема Моцарта. Номера, которые не успел сочинить композитор. Кто заканчивал произведение? 4. Опишите характер и выразительные средства в Requiem aeternam, Kyrie eleison, Dies irae, Rex tremendae, Confutatis, Lacrimosa (смотри нотные примеры).
В. А. Моцарт. «Волшебная флейта» 1. К какому типу оперы принадлежит это произведение? На каком языке написана опера? Какие персонажи характерны для такого типа оперы? Какой сюжет типичен для этого вида спектакля? 2. Опишите масонские символы в опере. Расскажите, какой смысл предположительно вкладывал композитор в этот спектакль. 3. Назовите героев и тембры их голосов. Какое символическое значение имел каждый из героев оперы?
4. Расскажите о строении оперы, сколько в ней актов, из каких номеров она состоит? 5. Опишите содержание, характер музыки и выразительные средства в №№2, 3, 9, 10, 14, 17, 20
Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор 1. Название, закрепившееся за сонатой, кто его дал, какие образы сонаты оно передает? 2. Когда написана эта соната? Как называется период творчества Бетховена, когда была сочинена соната №23? Одновременно с какими сочинениями она создавалась? Что роднит эти произведения? 3. Строение цикла – количество частей, темпы, тональности, формы. Драматургия цикла (значение каждой части, какую часть можно считать кульминацией, какую – переключением в иную образную сферу? ). 4. Расскажите о 1части, ее форме, тональностях тем и образном развитии: - опишите звучание мотивов главной темы, их настроения и средства выразительности; как эти мотивы меняются на протяжении главной партии? - опишите характер 1-ой побочной темы и выразительных средств в ней; есть ли родство между Г. т. и 1-ой П. т.? - расскажите о 2-ой побочной, или о «сдвиге», как изменилось здесь настроение музыки и выразительные средства? - какие темы и мотивы использованы в разработке, как они образно меняются в этом разделе? - чем отличается проведение Г. т. в репризе? – какие разделы можно наметить в коде; какие темы там звучат и в каком характере, с какими изменениями?
5. Расскажите о 2 части, ее образности, ее форме, ее музыкальном языке. 6. Опишите грань между средней частью и финалом. Какова роль финала в «Аппассионате»? Расскажите о господствующем настроении этой части и о том, как оно выражено. Отметьте форму финала, охарактеризуйте темы. В какие моменты формы в финале появляются новые, необычные для сонатной схемы, темы?
Людвиг ван Бетховен. Симфония №9 ре минор 1. История создания, эскизы темы радости. Премьера. Период творчества Бетховена, в который создана эта симфония. 2. Состав исполнителей. Какая часть выделяется по составу исполнителей среди остальных? Какой уровень мастерства предлагает партитура этого произведения? 3. Особенности строения цикла: - в какие группы объединяются части симфонии? - какая часть драматургически обособлена и выделена? – к какой части устремлено развитие? – каков порядок, темпы, формы, тональности и жанры частей? – в чем проявляются связи 1-3 частей с финалом? – какие фрагменты 1-3 частей готовят тему радости? 4. Порассуждайте об идейном замысле произведения в целом, учитывая текст, звучащий в финале, и устремленность развития к теме радости. 5. Опишите характер звучания 1 части в целом; идеям какого периода творчества Бетховена близок замысел этой части? 6. Расскажите о характере тем 2 части. 7. Расскажите о звучании тем 3 части. 8. Расскажите о разделах внутри финала: - в первом разделе покажите, как использованы цитаты из предыдущих частей и как вводит композитор тему радости; - расскажите о мелодии темы радости, ее жанровой природе, ее развитии, изменении в следующих разделах;
- опишите тему «Seid umschlungen, Millionen», ее смысл, характер, изложение; - каким образом проводятся темы в последнем разделе финала? Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром 1. Роль Грига в истории музыки. Национальность Грига. Значение национального колорита в музыке Грига. 2. Музыкальное образование. Впечатления, влияния, сформировавшие эстетические взгляды и стиль Грига. 3. Основные сочинения Грига. 4. Строение фортепианного концерта. 5. Расскажите о 1 части концерта: - форма, ее трактовка; - проявление национального колорита в темах 1 части; - характер и музыкальный язык темы вступления; - настроения и выразительные средства главной темы; - образ и его воплощение в побочной и заключительной темах; - изменения характера тем в разработке; - образный вариант одной из тем в каденции.
6. Опишите звучание 2 части: - сколько разделов? - образный характер 1-го раздела, кто его исполняет; - характер последующих разделов, изменение звучания начальной темы в процессе развития. 7. Расскажите о финале: - особенности сонатной формы в нем; - настроение главной темы, жанровые и гармонические находки; с чем связано их использование? – что происходит в разделе, следующем за экспозицией? Опишите образный характер этого фрагмента, инструментальный колорит, ладовые краски; где и как звучит эта же тема в дальнейшем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|