Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ для фортепиано соло. § для фортепиано с оркестром . § для оркестра   . § для хора a cappella. I часть




§ для фортепиано соло

–Пьесы-фантазии, ор. 3, в том числе прелюдия cis-moll         

– «Музыкальные моменты», Ор. 16 (1896)                                                                                                     

– 10 прелюдий, Ор. 23 (1902)

– 13 прелюдий, Ор. 32 (1910)                                                                                                                       

– 6 Этюдов-картин, Ор. 33 (1911)

– 9 Этюдов-картин, Ор. 39 (1917)

§ для фортепиано с оркестром                                                                        

– 1-й концерт, fis-moll, Ор. 1 (1890-1891)                                                                                

– 2-й концерт, c-moll, Ор. 18 (1901)                                                                               

– 3-й концерт, d-moll, Ор. 30 (1909)                                                                         

– 4-й концерт, g-moll, Ор. 40 (1926)

– «Рапсодия на тему Паганини», Ор. 43 (1934)

§ для оркестра                                                                                                     

  – 1-я симфония, d-moll, Ор. 13 (1895)                                                                 

 – 2-я симфония, e-moll, Ор. 27 (1907)                                                               

 – 3-я симфония, a-moll, Ор. 44 (1936)                                                                     

 – симфоническая поэма «Остров мертвых» (по картине А. Беклина), Ор. 29 (1909)

– «Симфонические танцы», Ор. 45 (1940)                                                      

§ солистов, хора и оркестра                                                                           

– кантата «Весна» (на текст стихотворения Н. А. Некрасова " Зелёный шум" ), Ор. 20 (1902)                                                                                                         

– поэма «Колокола» (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта), Ор. 35 (1913)

§ оперы

– «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина " Цыганы", 1892)                                              

– «Скупой рыцарь» (на текст Пушкина, 1904)                                                            

– «Франческа да Римини» (по 5-й песне " Ада" из " Божественной комедии" Данте, 1904)                                                                                               

§ для хора a cappella

– Литургия Иоанна Златоуста, Ор. 31 (1910)                                                           

– Всенощное бдение, Ор. 37 (1915)                                                                        

§ для голоса с фортепиано                                                                               

– 70 романсов

 

Периодизация творчества

Ранний период – до 1900 года ( 1-й концерт, 1-я симфония, ранние пьесы).

Первый зрелый период – 1901-1909. Создание неповторимого стиля, синтезирующего интонации знаменного распева, лирической песни, цыганского романса, колокольности, традиций «кучкистов» и Чайковского (2-й концерт, 2-я симфония, прелюдии Ор. 23).

Второй зрелый период – 1910-1918. Усложнение музыкального языка и образного содержания: обращение к тематике символизма и модерна – идеи Апокалипсиса и смерти, использование достижений импрессионизма, новых гармонических красок и фактурных приемов («Колокола», «Остров мертвых», 3-й концерт, прелюдии Ор. 32, Этюды-картины). Наряду с этим, обращение к вечным духовным ценностям (Литургия, Всенощное бдение).

Поздний (зарубежный) период – новая смена музыкального языка и образности. Идеи жестокости, бессмысленности современного мира, утраты духовных ценностей. Символичность и противоречивость музыкального языка, использование знаменного, джазового, эстрадного, авангардного стилей в качестве носителей идеи (4-й концерт, «Рапсодия на тему Паганини», «Симфонические танцы»).

 

                                     Концерт №2 для фортепиано с оркестром

 

Концерт у Рахманинова является ведущим жанром, именно в нем с наибольшей полнотой и философской глубиной воплощаются главные идеи композитора.

 

Трактовка жанра концерта

1. Второй концерт Рахманинова близок жанру симфонии

· глубиной содержания; главная мысль этого произведения – судьбы Родины в эпоху зреющих социальных потрясений. Второй концерт создавался на заре нового, XX, века и выразил характерные мироощущения этой эпохи: тревогу, ощущение грядущих перемен, с одной стороны, и оптимистические надежды, с другой. Лирические страницы партитуры передают также горячую любовь Рахманинова к России – тихой, родной, близкой и уходящей;

· соотношением партий солиста и оркестра – их тесным переплетением; характерна трактовка партии солиста как важнейшего инструмента оркестра, не противопоставление оркестру и не соревнование с ним;

· напряженностью и сложностью процесса развития;

· богатством используемых оркестровых тембров.


2. Второй концерт обладает присущей жанру виртуозностью сольной партии. Она представляют собой труднейшие страницы фортепианной музыки.

3. Жанровая разновидность – лирико-драматический, как многие романтические концерты; ближайший по времени – 1-й фортепианный концерт Чайковского (1875).

4. Второй концерт ярко национален. Интонационную основу многих тем составляют русская протяжная песня, знаменный распев, колокольные звоны.

 

История создания

Сочинение концерта означало выход композитора из длительного кризиса, вызванного неудачей исполнения 1-й симфонии (1897). Почти 3 года Сергей Васильевич не сочинял. Лечение гипнозом у доктора Н. Даля дало положительные результаты, и Рахманинов вновь поверил в себя как в творца. Второй концерт открыл начало зрелого периода творчества. Премьера – в 1901 году в исполнении автора, дирижер А. Зилоти.

 

Строение и формы

Традиционный для концертов трехчастный сонатно-симфонический цикл c логической ясностью форм. В строении целого есть стремление к тесному единству частей:

§  вступления ко 2-й и 3-й частям начинаются в тональности предыдущего раздела и постепенно модулируют в новый строй;

§  вступление к финалу содержит реминисценции из 1-й части (вступления и разработки), образующие арку и скрепляющие целое;

§ кода финала является эпилогом всего концерта в целом.

 

Краткий музыкальный анализ

I часть

Moderato, c-moll. Сонатная форма со вступлением и кодой. В экспозиции главная и побочная замкнуты, между разделами – связки.

Вступление начинается с соло рояля в f-moll. Как будто издалека, приближаясь, звучат мощные аккорды на органном пункте «фа», передающие призывные удары церковного колокола. Вступление и главная тема ощущаются как коллективный, соборный голос русского духа. В стройной, логичной и симметричной цепочке созвучия отличаются едва заметным изменением средних голосов (I – VI65 – VI65+8 – I7 – V7/IV – I7 – VI65+8 – VI65).

 


Главная тема c-moll сочетает черты знаменного распева и марша. От знаменного распева – поступенное движение, развертывание в узком диапазоне, мужественный и суровый колорит. Эти интонации накладываются на ритм властного шага в басу. Тему ведут струнные, но силу этого образа создают рокочущие арпеджио фортепиано.

 


Мелодия необыкновенно протяженная, она прорастает все новыми и новыми мотивами. Чем дальше, тем больше она окрашена в лирические тона, в ней усиливается декламационно-романсовое начало, передающее взволнованную речь. Главная партия замкнута, заканчивается серией властных кадансовых оборотов на основном мотиве.

Связующая часть, a tempo – короткая модуляция через II7 гарм /Es-dur.

Побочная тема Es-dur, a tempo– образ удивительной красоты и гармонии. Его можно назвать воплощением столь редкого в искусстве неомраченного счастья бытия, упоения красотой природы, благодарности Богу. Солирующее фортепиано начинает тему со страстного взлета по развернутому секстаккорду, чтобы дополнить его волну плавным постепенным спуском. В теме удивительно сочетается тоническая устойчивость и нюансы альтерированных гармоний (D9/VI, D9/III, VII7 гарм), придающих восточную окраску. Лирической страстностью речи музыка напоминает стиль Чайковского, а ориентальной окраской – творения Римского-Корсакова и Бородина. Тема бесконечно протяженна, складывается из дуэта солиста и оркестра.

 

 


Разработка (Moto precedente) - более напряженный этап, насыщенный мотивной работой.

· 1-й этап развития (ц. 8) окрашен в тревожные тона: главная тема контрапунктически соединяется с токкатным мотивом в басу.


· 2-й этап (от ц. 9) – мощное лирическое нарастание (poco a poco accelerando), которое строится на страстно звучащих мотивах побочной, срастающихся с многократно усиленной токкатной интонацией (аккорды фортепиано триолями).

· 3-й этап, предыкт (a tempo) – призывная фанфара трубы с токкатным мотивом подводит к репризе.

Реприза главной партии совпадает с вершиной нарастания разработки и является ее результатом (Maestoso, Alla Marcia, ff). Возникает положительный образ колоссальной силы, быть может, образ духовного возрождения целого народа. С огромным подъемом звучит суровый маршевый вариант главной темы (оркестр), наложенный на чеканный мотив из разработки (в виде мощных аккордов фортепиано). Однако продолжением главной партии становится постепенное умиротворение (poco a poco calando).

Побочная тема As-dur, pp – ее звучание также обновлено: тема проводится в увеличении у солирующей валторны с оркестром, далее у струнных, потом у рояля задумчиво и спокойно. В разделе Un poco piu mosso звучание становится причудливым, нереальным: проходит эллиптическая цепочка аккордовых фигураций (неразрешенные D7 к разным тональностям). Представляется образ прощания, растворения, ухода в небытие (возможно – старой патриархальной России).

Кода, c-moll, meno mosso - «бетховенское» окончание части, возвращение идеи действия: вихри фигураций, утверждающие c-moll, звучат с нарастанием - мощное восхождение accelerando, crescendo приводит к кадансу на ff.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...