Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II часть. Контрольные вопросы. И.С.Бах. «Страсти по Матфею»




II часть

Adagio sostenuto, E-dur. Протяженная трехчастная форма со вступлением, с развивающей серединой, с двумя каденциями в среднем разделе, с динамизированной репризой. Проникновенная, гармоничная, возвышенная лирика. Богатые оркестровые краски.

Вступление – смелая модуляция, cвязывающая части (c-moll E-dur).

Основной раздел, первое предложение близок жанру романса, ноктюрна, канцоны: на фоне утонченных фигураций фортепиано звучит певучая мелодия (изысканное соло Fl., потом умиротворенные фразы Cl., между ними вставляет свое «слово» рояль). Высказывание флейты близко интонации побочной 1-й части (ход на чистую кварту), интонации кларнета – «знаменным» мотивам главной партии I части. Во втором предложении солирует рояль.

 


 

 


Средний раздел, Un poco piu animato – реплики фортепиано развивают «мысль» кларнета, но в более напряженном монологе, достигая ff на вершинах кульминаций. Две виртуозные каденции предшествуют репризе.

Реприза – в исполнении темытеперь солируют скрипки.

Кодой части является восторженный дифирамб (ц. 27, a tempo): на фоне широких арпеджио колокольно звучат полнозвучные аккорды фортепиано. Завершающая фраза фортепиано напоминает начало побочной 1-й части.

 

Финал

Allegro scherzando, c-moll, сонатная форма со вступлением и кодой.

Большое вступление модулирует из тональности второй части в тональность финала. Как бы обобщая сказанное прежде, возникают мотивы 1-й части: токкатная интонация разработки, тема вступления на фоне энергичного ритма скачки.

Главная тема, изложенная аккордами фортепиано в высоком регистре, создаетсобранный, волевой образ, рождающийся из сплава поступенных интонаций знаменного пения и упругих плясовых ритмов.

 

 


 

 


Побочная тема (Moderato) – прекрасная оркестровая лирическая мелодия с восточным оттенком (пониженные ступени, уменьшенные аккорды, альтерация). Во втором проведении, порученном солисту, мелодия звучит еще шире и более страстно. Заключение экспозиции задумчиво и поэтично, хотя очертания триольных фигураций заимствованы из главной темы.

 

 


Разработка (Allegro scherzando) – драматичный раздел, построенный на материале главной партии. В центре разработки – энергичное фугато (ц. 34). Длительное нарастание подводит к сокращенному репризному проведению главной темы (8 тактов, Piu vivo), звучащему как вершина развития разработки и сливающемуся с ней. Подлинное ощущение репризы возникает лишь с возвращением побочной (Des-dur).

Кода-разработка – еще один драматично-виртуозный раздел, готовящий главную кульминацию.

Кода-эпилог (Maestoso, C-dur) – побочная тема преобразуется в восторженный гимн, дифирамб Добру, Красоте и Любви, выражая чаяния и надежды человечества в самом начале XX века. Мелодию мощно проводят в унисон инструменты оркестра на фоне полнозвучных аккордов солиста. Эта величественная вершина венчает не только финал, но и цикл в целом, раскрывая его оптимистический замысел.

 

 

Контрольные вопросы

И. С. Бах. «Страсти по Матфею»

1. Что такое «Страсти»? Что значит «по Матфею»? К какой группе жанров это произведение можно отнести (опера, симфония, оратория)?

2. Где и когда исполнялись «Страсти»?

3. Есть ли у Баха другие пассионы? Сохранились ли они?

4. Когда созданы «Страсти по Матфею»? Исполнялись ли во времена Баха? Когда были впервые исполнены после его смерти?

5. Каков состав исполнителей?

6. Из каких номеров состоит этот пассион (арии и т. п. ), какую задачу выполняет каждый из типов номеров?

7. На каком языке звучит это произведение? Какой текст использован в каждом из типов номеров, откуда он брался, кто автор?

8. Расскажите о №№1, 12, 21, 47, 54, 58, 78 – о месте в композиции целого, о содержании, о настроении, о средствах выразительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...