Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II часть. С.В.Рахманинов




II часть

Allegro con grazia (D-dur). Сложная трехчастная форма. Темы крайних разделов контрастны драме 1-й части, они передает счастье бытия, упоение жизнью. Певучая мелодия, которую тепло интонируют виолончели, напоминает вальс, хотя он и звучит на 5/4.

 

 

Отголоском I части воспринимается трио h-moll. Неуклонное звучание пульсирующего баса (органный пункт «ре»), интонации плача в мелодии, обостренные гармонии – все это является воспоминанием или предчувствием трагедии.

 

 

 Те же интонации возвращаются в коде, являясь неумолимым напоминанием о смерти в ответ на мелькнувший робкий вальсовый мотив.

                                                                                                                    

  III часть                                                                                                                                 

  Allegro molto vivace. Сонатная форма без разработки c динамической репризой. Тональный план экспозиции G-dur – E-dur. Еще одна особенность формы – использование в обеих партиях одного и того же маршевого мотива, трансформация марша от скерцозного в угрожающе-торжественный (в репризе).

 Главная партия содержит целую череду мелькающих скерцозных мотивов.

 

 Среди тем главной партии маршевый – лишь один из многих. В побочной партии экспозицииэтот материал становится основным. Партия написана в трехчастной форме. Особенности звучания и развития темы побочной позволяют услышать ее так, как сказал о ней Модест Чайковский – это «достижение мировой славы» (смелый размашистый рисунок с симметричными квартами, наступательный синкопированный ритм и несколько быстрый для марша темп).

Середина побочной партии полна фанфарными триумфальными кличами.

В репризе сонатной формы возвращение побочной маршевой темы готовится особенно торжественно – долгим предыктом на crescendo с пассажами, подобными ликующим юбиляциям. Сам марш появляется на ff, как триумфатор, но слишком поспешно для подлинного героя (человеческая слава предстает здесь одновременно в своем блеске и пустоте).

 

 

Финал                                                                                                                                         

Трагическая кульминация цикла. Сам Чайковский назвал эту часть De profundis, «то есть – молитва об умершем, чем все кончаем» (De profundis – католическая погребальная молитва на слова 129-го псалма: «Из глубины взываю к тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой…»). Также в письме к К. Р. (великому князю Константину Романову) композитор сравнил настроение всей симфонии с «Реквиемом», стихотворением А. Апухтина.                                                                        

 Adagio lamentoso, h-moll, сонатная форма без разработки. Тональный план экспозиции    h-moll D-dur, репризы h-moll h-moll. Вопреки традиции, симфония завершается медленно, траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршей (первый – в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал


финал в характере скорбного монолога-реквиема. Главная и побочная темы интонационно близки друг другу, как и побочной I части (нисходящий ход).  

Главная партия начинается как полный боли и отчаяния крик души. Парадоксально, но она начинается теми же звуками, что и побочная I части, но в h-moll и в жанре плача. Гармонии острые, экспрессивные. Напряжение темы (струнные) усиливается особым распределением голосов: каждая нота мелодии передается новой подгруппе инструментов. Этому мотиву-стону отвечает бесстрастная, как вечность, нота духовых.

 

 

Третья фраза – хорал со щемящими задержаниями в гармонии – приводит к подлинному рыданию (первое предложение) или к скорбному монологу фагота, спускающегося, как в преисподнюю, в свой самый низкий регистр (второе предложение Г. т. ).

Побочная тема (D-dur, Andante) благодаря своим простым песенно-речевым интонациям звучит как утешение. Мелодические контуры сближают ее как с «райской» побочной I части, так и Г. т. финала.

 

 


 

Однако рост и развитие побочной приводит к драматической кульминации, где грозно скандируются аккорды духовых, в том числе тромбонов. Естественное следствие этой кульминации – возвращение к скорбной Г. т. Реприза еще более углубляет трагедию. В конце главной партии строго звучит хорал тромбонов и тубы. Побочная тема омрачается, ее тональность в репризе – h-moll, мелодию приглушенно ведут струнные с сурдинами, спускаясь все ниже и ниже. Фоном темы является синкопированная, «неровная», пульсация ноты «си» у контрабасов divizi. Сильнейший трагический эффект создает постепенное замирание пульсации в басу, звучащее, как остановка человеческого сердца.  

 

С. В. Рахманинов

(20 марта/1апреля 1873, Семёново, Новгородская губерния –

28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США)

 

Виды деятельности

· величайший русский композитор конца XIX – первой половины ХХ века.

· крупнейший пианист ХХ века, обладавший феноменальной техникой, певучей манерой игры, стальной ритмикой, властностью, одухотворенностью при внешне аскетичной манере исполнения;

· дирижер.  

                                                                              

 Краткая биография

– родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в поместье Семеново под Старой Руссой в дворянской семье;                                                                                 

– музыкальные впечатления детства: игра деда, одаренного пианиста и композитора, музицирование отца, пианиста-любителя, занятия с матерью, пианисткой, выпускницей консерватории; в гостях у бабушки в Новгороде посещение церквей и монастырей, где слышал колокольные звоны и знаменное пение;                                                                                        

– отец разоряется, семья переезжает в Петербург, родители разводятся;       

– поступление на младшее отделение петербургской консерватории в 9 лет (1882), плохая успеваемость;                                                                                   

 – перевод в 3-й класс младшего отделения московской консерватории, в класс профессора Н. Зверева, по совету двоюродного брата, пианиста и преподавателя московской консерватории А. Зилоти (1885); проживание, обучение и воспитание в пансионе Н. Зверева; одноклассник Скрябина, Игумнова и Прессмана;                                                                       

 – обучение в классе А. Зилоти после ссоры со Зверевым (с 1888);                                 

 – начало занятий композицией у С. И. Танеева и А. С. Аренского (1889);                         

 – окончание консерватории (в 19 лет) по классу фортепиано (1891);                          

 – окончание консерватории с Большой золотой медалью по классу композиции (1892), дипломная работа – одноактная опера «Алеко»; к этому времени автор 1-го фортепианного концерта и многих других сочинений;                                                

– преподаватель московского женского училища (с 1893);

– неудачная премьера Первой симфонии (1897), вызванная этим трехлетняя депрессия и невозможность сочинять; активизация исполнительской деятельности;                                                                      

– дирижер в московской частной опере С. Мамонтова (1897-1898);

– успешное лечение у психиатра Н. Даля и возвращение к творчеству;

– постоянная концертная деятельность в стране и за рубежом (с 1900-х); все большее признание получает как пианист и дирижер;

– создание II концерта для фортепиано с оркестром (1901);

– женитьба на кузине Н. Сатиной (1902);                                                                                           

– дирижер московского Большого театра (1904-1906);                                                    

– 3 зимы живет в Дрездене, сочиняет, выступает как пианист и дирижер; лето проводит в Ивановке Тамбовской губернии (1906-1908);

– турне по Америке и Канаде, огромный успех (1909);                                                                                      

– после Октябрьского переворота пользуется приглашением сыграть концерт в Швеции, чтобы уехать из большевистской России (1917);                                  

– переезд в Америку (1918);

 

– исполнительство становится основной сферой его деятельности (20-30-е). Начинает играть много «чужой» музыки, преимущественно романтиков, Бетховена и русских авторов. Его трактовки были ярко индивидуальны. Напряженный концертный график, огромный успех, мировое признание, благосостояние, мало времени для композиторской деятельности. Редкие дирижерские выступления с исполнением своих сочинений;                                                                                                                           

– выступление с концертами, сборы от которых пересылались в пользу Красной армии (1941-1942).                                                                                                

– смерть от рака легких 28 марта 1943 года. Похоронен в Беверли-Хиллз.

 

Особенности музыки

Музыка Рахманинова любима самыми широкими слоями слушателей, от знатоков классики до фанатов популярных жанров. Ей свойственна общительность, искренность и душевная открытость. Рахманиновский стиль уникален, не принадлежит каким-либо течениям или направлениям (импрессионизму, модернизму, авангардизму, неоклассицизму). В искусстве Рахманинова слились особенности сразу двух русских школ XIX века – петербургской (кучкисты) и московской (Чайковский). Подобно Бородину, Мусоргскому и Римскому-Корсакову, Рахманинов говорит языком, близким протяжной и широкой народной песне. Вместе с тем, в его музыке постоянно слышна связь с городским и даже цыганским романсом. Почерпнутые у Чайковского мощные нарастания, приемы образного роста и преображения тем сочетаются с присущим кучкистам восточным колоритом. Неповторимой особенностью стиля Рахманинова является связь его мелодий с древнерусским певческим искусством – знаменным пением – и колокольным звоном.

 

Образность cочинений Рахманинова  

Центральный образ зрелого творчества – тема Родины. С ней связано и предчувствие эпохи потрясений и перемен, и упоение неброской красотой природы России. Эти идеис наибольшей полнотой воплотились в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепианных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора – «Рапсодии на тему Паганини» (1934) и «Симфонических танцах» (1940). В них же нашли отражение и мысли о смерти, настойчиво тревожащих душу автора, начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых» (1909) и поэмы «Колокола» (1913).

 

  Основные сочинения                                                                                                                      

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...