II часть. С.В.Рахманинов
II часть Allegro con grazia (D-dur). Сложная трехчастная форма. Темы крайних разделов контрастны драме 1-й части, они передает счастье бытия, упоение жизнью. Певучая мелодия, которую тепло интонируют виолончели, напоминает вальс, хотя он и звучит на 5/4.
Отголоском I части воспринимается трио h-moll. Неуклонное звучание пульсирующего баса (органный пункт «ре»), интонации плача в мелодии, обостренные гармонии – все это является воспоминанием или предчувствием трагедии.
Те же интонации возвращаются в коде, являясь неумолимым напоминанием о смерти в ответ на мелькнувший робкий вальсовый мотив.
III часть Allegro molto vivace. Сонатная форма без разработки c динамической репризой. Тональный план экспозиции G-dur – E-dur. Еще одна особенность формы – использование в обеих партиях одного и того же маршевого мотива, трансформация марша от скерцозного в угрожающе-торжественный (в репризе). Главная партия содержит целую череду мелькающих скерцозных мотивов.
Среди тем главной партии маршевый – лишь один из многих. В побочной партии экспозицииэтот материал становится основным. Партия написана в трехчастной форме. Особенности звучания и развития темы побочной позволяют услышать ее так, как сказал о ней Модест Чайковский – это «достижение мировой славы» (смелый размашистый рисунок с симметричными квартами, наступательный синкопированный ритм и несколько быстрый для марша темп).
Середина побочной партии полна фанфарными триумфальными кличами. В репризе сонатной формы возвращение побочной маршевой темы готовится особенно торжественно – долгим предыктом на crescendo с пассажами, подобными ликующим юбиляциям. Сам марш появляется на ff, как триумфатор, но слишком поспешно для подлинного героя (человеческая слава предстает здесь одновременно в своем блеске и пустоте).
Финал Трагическая кульминация цикла. Сам Чайковский назвал эту часть De profundis, «то есть – молитва об умершем, чем все кончаем» (De profundis – католическая погребальная молитва на слова 129-го псалма: «Из глубины взываю к тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой…»). Также в письме к К. Р. (великому князю Константину Романову) композитор сравнил настроение всей симфонии с «Реквиемом», стихотворением А. Апухтина. Adagio lamentoso, h-moll, сонатная форма без разработки. Тональный план экспозиции h-moll – D-dur, репризы h-moll – h-moll. Вопреки традиции, симфония завершается медленно, траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршей (первый – в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Главная и побочная темы интонационно близки друг другу, как и побочной I части (нисходящий ход). Главная партия начинается как полный боли и отчаяния крик души. Парадоксально, но она начинается теми же звуками, что и побочная I части, но в h-moll и в жанре плача. Гармонии острые, экспрессивные. Напряжение темы (струнные) усиливается особым распределением голосов: каждая нота мелодии передается новой подгруппе инструментов. Этому мотиву-стону отвечает бесстрастная, как вечность, нота духовых.
Третья фраза – хорал со щемящими задержаниями в гармонии – приводит к подлинному рыданию (первое предложение) или к скорбному монологу фагота, спускающегося, как в преисподнюю, в свой самый низкий регистр (второе предложение Г. т. ). Побочная тема (D-dur, Andante) благодаря своим простым песенно-речевым интонациям звучит как утешение. Мелодические контуры сближают ее как с «райской» побочной I части, так и Г. т. финала.
Однако рост и развитие побочной приводит к драматической кульминации, где грозно скандируются аккорды духовых, в том числе тромбонов. Естественное следствие этой кульминации – возвращение к скорбной Г. т. Реприза еще более углубляет трагедию. В конце главной партии строго звучит хорал тромбонов и тубы. Побочная тема омрачается, ее тональность в репризе – h-moll, мелодию приглушенно ведут струнные с сурдинами, спускаясь все ниже и ниже. Фоном темы является синкопированная, «неровная», пульсация ноты «си» у контрабасов divizi. Сильнейший трагический эффект создает постепенное замирание пульсации в басу, звучащее, как остановка человеческого сердца.
С. В. Рахманинов (20 марта/1апреля 1873, Семёново, Новгородская губерния – 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США)
Виды деятельности · величайший русский композитор конца XIX – первой половины ХХ века. · крупнейший пианист ХХ века, обладавший феноменальной техникой, певучей манерой игры, стальной ритмикой, властностью, одухотворенностью при внешне аскетичной манере исполнения; · дирижер.
Краткая биография – родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в поместье Семеново под Старой Руссой в дворянской семье; – музыкальные впечатления детства: игра деда, одаренного пианиста и композитора, музицирование отца, пианиста-любителя, занятия с матерью, пианисткой, выпускницей консерватории; в гостях у бабушки в Новгороде посещение церквей и монастырей, где слышал колокольные звоны и знаменное пение;
– отец разоряется, семья переезжает в Петербург, родители разводятся; – поступление на младшее отделение петербургской консерватории в 9 лет (1882), плохая успеваемость; – перевод в 3-й класс младшего отделения московской консерватории, в класс профессора Н. Зверева, по совету двоюродного брата, пианиста и преподавателя московской консерватории А. Зилоти (1885); проживание, обучение и воспитание в пансионе Н. Зверева; одноклассник Скрябина, Игумнова и Прессмана; – обучение в классе А. Зилоти после ссоры со Зверевым (с 1888); – начало занятий композицией у С. И. Танеева и А. С. Аренского (1889); – окончание консерватории (в 19 лет) по классу фортепиано (1891); – окончание консерватории с Большой золотой медалью по классу композиции (1892), дипломная работа – одноактная опера «Алеко»; к этому времени автор 1-го фортепианного концерта и многих других сочинений; – преподаватель московского женского училища (с 1893); – неудачная премьера Первой симфонии (1897), вызванная этим трехлетняя депрессия и невозможность сочинять; активизация исполнительской деятельности; – дирижер в московской частной опере С. Мамонтова (1897-1898); – успешное лечение у психиатра Н. Даля и возвращение к творчеству; – постоянная концертная деятельность в стране и за рубежом (с 1900-х); все большее признание получает как пианист и дирижер; – создание II концерта для фортепиано с оркестром (1901); – женитьба на кузине Н. Сатиной (1902);
– дирижер московского Большого театра (1904-1906); – 3 зимы живет в Дрездене, сочиняет, выступает как пианист и дирижер; лето проводит в Ивановке Тамбовской губернии (1906-1908); – турне по Америке и Канаде, огромный успех (1909); – после Октябрьского переворота пользуется приглашением сыграть концерт в Швеции, чтобы уехать из большевистской России (1917); – переезд в Америку (1918);
– исполнительство становится основной сферой его деятельности (20-30-е). Начинает играть много «чужой» музыки, преимущественно романтиков, Бетховена и русских авторов. Его трактовки были ярко индивидуальны. Напряженный концертный график, огромный успех, мировое признание, благосостояние, мало времени для композиторской деятельности. Редкие дирижерские выступления с исполнением своих сочинений; – выступление с концертами, сборы от которых пересылались в пользу Красной армии (1941-1942). – смерть от рака легких 28 марта 1943 года. Похоронен в Беверли-Хиллз.
Особенности музыки Музыка Рахманинова любима самыми широкими слоями слушателей, от знатоков классики до фанатов популярных жанров. Ей свойственна общительность, искренность и душевная открытость. Рахманиновский стиль уникален, не принадлежит каким-либо течениям или направлениям (импрессионизму, модернизму, авангардизму, неоклассицизму). В искусстве Рахманинова слились особенности сразу двух русских школ XIX века – петербургской (кучкисты) и московской (Чайковский). Подобно Бородину, Мусоргскому и Римскому-Корсакову, Рахманинов говорит языком, близким протяжной и широкой народной песне. Вместе с тем, в его музыке постоянно слышна связь с городским и даже цыганским романсом. Почерпнутые у Чайковского мощные нарастания, приемы образного роста и преображения тем сочетаются с присущим кучкистам восточным колоритом. Неповторимой особенностью стиля Рахманинова является связь его мелодий с древнерусским певческим искусством – знаменным пением – и колокольным звоном.
Образность cочинений Рахманинова Центральный образ зрелого творчества – тема Родины. С ней связано и предчувствие эпохи потрясений и перемен, и упоение неброской красотой природы России. Эти идеис наибольшей полнотой воплотились в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепианных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора – «Рапсодии на тему Паганини» (1934) и «Симфонических танцах» (1940). В них же нашли отражение и мысли о смерти, настойчиво тревожащих душу автора, начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых» (1909) и поэмы «Колокола» (1913).
Основные сочинения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|