Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Механизм регулирования отношений, возникающих 2 страница




--------------------------------

< 1> Егоров А. В. Указ. соч. С. 11.

 

Анализируя данную проблему, ряд зарубежных специалистов < 1> утверждают, что любая система, придающая большое значение спасению бизнеса или сохранению рабочих мест, делает это в ущерб интересам кредиторов и неминуемо вызывает повышение цены кредита. Если спасению бизнеса придавать большее значение, чем увеличению конкурсной массы, невозможно определить, насколько далеко этот процесс может зайти.

--------------------------------

< 1> См.: Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. Спец. прил.

 

Как уже указывалось, в зависимости от стадии конкурсного процесса следует различать средства предупреждения ликвидации должника и его имущества, применяемые до открытия и после открытия конкурсного производства.

По законодательству РФ средства правового регулирования, предупреждающие открытие конкурсного производства, неоднородны. Так, к этой группе следует отнести:

1) комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, осуществляемых вне рамок процесса несостоятельности;

2) судебные реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение);

3) императивный законодательный запрет применения ликвидационных процедур банкротства по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам (казенные предприятия, учреждения, политические партии, религиозные организации).

Применение реабилитационных средств становится неэффективным, если никакого имущественного комплекса уже не существует.

В такой ситуации действительно усилия многих заинтересованных в реабилитации лиц могут оказаться напрасными. Сохранение хозяйствующего субъекта с возможностью после реабилитации не только удовлетворить требования кредиторов, но и создать условия для продолжения нормальной хозяйственной деятельности - вот что должно стать основной целью восстановительных мероприятий.

Однако на практике не исключена ситуация, когда с экономической точки зрения восстановление платежеспособности представляется маловероятным, но налицо формальные предпосылки для введения реабилитационной процедуры.

К примеру, третье лицо готово предоставить должнику финансовую помощь, а кредиторы согласны проголосовать за принятие решения о введении финансового оздоровления или внешнего управления. У арбитражного суда формальных оснований для отказа во введении этих процедур нет (в Законе о несостоятельности 2002 г. отсутствует соответствующая норма), однако для суда очевидно, что данная процедура не способна привести к реабилитации должника, а лишь нарушит интересы меньшинства кредиторов, голосовавших против такого решения. Представляется, что суд в такой ситуации выбора оснований применения восстановительных или ликвидационных процедур должен быть наделен правом принятия решения по своему усмотрению.

Здесь уместен сбалансированный подход, который позволил бы учитывать, к примеру, особенности правового статуса должника, его отраслевую специфику, социально-экономическую значимость для соответствующего региона, характер выпускаемой продукции и т. д.

Не менее разнообразны средства правового регулирования, предупреждающие ликвидацию имущественного комплекса должника, применяемые после открытия конкурсного производства. К средствам данной группы следует отнести:

1) продажу предприятия как единого имущественного комплекса;

2) замещение активов;

3) сохранение целевого назначения имущества должника, реализуемого в рамках конкурса;

4) исключение отдельных видов имущества из конкурсной массы;

5) ограничение круга лиц, имеющих право участвовать в торгах, и т. д.

Принципиально иная теоретическая посылка лежит в основе тех средств правового регулирования, которые направлены на предотвращение ликвидации должника - юридического лица, признанного несостоятельным. Данная группа средств включает, к примеру, исполнение обязательств должника третьим лицом, возможность перехода из конкурсного производства во внешнее управление и т. д. Иными словами, выбор средств в рамках ликвидационного механизма ставится в зависимость от возможности сохранения должника как субъекта права. И это не случайно, поскольку для современного этапа развития рыночных отношений характерна " девальвация классического постулата учения о несостоятельности периода ликвидационных процедур о том, что обязательным последствием признания должника банкротом является открытие конкурсного производства, предполагающего ликвидацию имущества должника - юридического лица и прекращение его правоспособности" < 1>.

--------------------------------

< 1> Пахаруков А. А. Указ. соч. С. 23.

 

Как было замечено, элементами механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) должника, являются не только собственно правовые средства, но и иные средства (экономические, организационные, информационные и т. д. ), приобретающие в процессе реализации норм права правовую форму. Данное обстоятельство является существенным при определении специфики механизма правового регулирования отношений несостоятельности.

Таким образом, проведенное исследование механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, позволяет определить следующие его особенности:

- элементы механизма правового регулирования, обладая характером интегративности, образуют сложную систему; в результате этого каждый элемент приобретает свойства, присущие самой системе, а реализуясь, способствует достижению общей цели, стоящей перед системой; вместе с тем и сама система заимствует свойства своих элементов. Более того, именно свойства правовых средств, выступающих элементами механизма правового регулирования, по мнению А. В. Малько, " характеризуют его в наиболее полной мере как логически завершенную систему, как самодостаточный организм" < 1>.

--------------------------------

< 1> Малько А. В. Оптимизация правового регулирования как проблема преодоления препятствий // Правоведение. 1993. N 3. С. 3; Он же. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. Гл. 4; Он же. Эффективность правового воздействия // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 22.

 

- элементами механизма правового регулирования наряду с собственно правовыми средствами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т. д. ), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму;

- набор применяемых по отношению к несостоятельному должнику средств правового регулирования не может быть избран произвольно - он предопределен, с одной стороны, финансово-организационным состоянием самого должника, а с другой стороны, потребностями рынка, рыночной экономики;

- для каждой составной части (подсистемы) механизма правового регулирования характерна определенная совокупность средств правового регулирования, включая и средства экономического, организационного, информационного и иного характера, однако представляется необходимым выделить особую категорию средств правового регулирования, обладающих универсальным характером, применяемых на любом этапе процесса несостоятельности. К числу таких средств следует отнести, в частности, различного рода соглашения, заключаемые в рамках тех или иных процедур несостоятельности (банкротства);

- конкретные средства правового регулирования могут выделяться не только применительно к характеристике составных частей и всего механизма в целом, но и при исследовании отдельных групп правоотношений, рассматриваемых в динамике; в этой связи особую значимость приобретают средства, необходимые для обеспечения поступательного развития правоотношений, связанных с несостоятельностью (банкротством);

- особым элементом рассматриваемого механизма выступает сам институт несостоятельности (банкротства).

С учетом данных особенностей механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, может быть определен как система средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляется эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей.

Действие механизма правового регулирования реализуется через правовые режимы, которые определяют " порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования" < 1>.

--------------------------------

< 1> Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. С. 364, 373.

 

Заметим, что в науке категория " правовой режим" достаточно широко рассматривается на общетеоретическом уровне < 1>; на уровне отдельных отраслей и институтов права данная категория не имеет серьезной научной исследованности.

--------------------------------

< 1> См.: Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVII съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34 - 39; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 184 - 206; Он же. Теория права. С. 170 - 173; Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1.

 

Вместе с тем в современной юридической литературе данный термин употребляется достаточно часто, однако до сих пор не выработано сколько-нибудь единого определения данного понятия.

Заметим, что в этимологии под этим термином понимают " совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели" < 1>.

--------------------------------

< 1> Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб., 2000. С. 567; Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. / Под ред. А. Г. Спиркина, И. А. Акчурина, Ф. С. Карпинской. М., 1980. С. 433.

 

Представители отраслевых наук под правовым режимом предлагают понимать " не поведение обязанного лица и не вещь как таковые, но правовое значение (правовую характеристику) вещи, поведения или иных категорий имущества и неимущественных прав" < 1>. По мнению В. И Сенчищева, " правовой режим объединяет всю совокупность прав и обязанностей, дозволений и запретов, всю совокупность существующего правового регулирования в отношении данного явления объективной действительности" < 2>.

--------------------------------

< 1> Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. М., 1999. С. 109 - 161.

< 2> Там же.

 

Некоторые исследователи конкурсного права < 1> определяют правовой режим как " совокупность правовых средств, определяющих особое правовое положение субъектов, порядок удовлетворения ими своих интересов, а также характер государственного влияния на их поведение".

--------------------------------

< 1> См.: Пахаруков А. А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. С. 87. Аналогичной точки зрения придерживается Б. С. Бруско (см.: Бруско Б. С. Защита прав и законных интересов кредиторов в конкурсном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. С. 57).

 

С учетом такого подхода, по мнению А. А. Пахарукова, структурными элементами правового режима, к примеру, конкурсного производства являются такие компоненты, как правовой статус субъектов правоотношения (должник, кредиторы, конкурсный управляющий); правовой статус объектов < 1>, на которые направлено воздействие субъектов (конкурсная масса); стимулирующие и ограничивающие элементы, с помощью которых активность субъекта права направляется в нужное русло (имущественно-организационные стимулы и ограничения) < 2>.

--------------------------------

< 1> Как представляется, с точки зрения юридической техники словосочетание " правовой статус объектов" не совсем корректно, поскольку исходя из общетеоретического определения правового статуса объекты не могут обладать правами и обязанностями; лишь субъекты являются носителями определенных прав и обязанностей. Логичнее в данном случае говорить о правовом режиме объекта. Категория " правовой режим объекта" стала, в свою очередь, предметом самостоятельного исследования многих ученых (см., например: Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 1. С. 295; Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. М., 1998. С. 109 - 161; Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2002. С. 29; Чеговадзе Л. А. Структура и состояние гражданского правоотношения. М., 2004. С. 119, 209 и др. ).

< 2> См.: Пахаруков А. А. Указ. соч. С. 87.

 

В целом, поддерживая данную позицию, следует обратить внимание, на наш взгляд, на ряд важных моментов.

Во-первых, под правовым режимом необходимо понимать не простую совокупность правовых средств, а определенный набор этих средств, обеспечивающий эффективное воздействие на общественные отношения. При этом эффективное воздействие следует рассматривать как наиболее оптимальный способ достижения соответствующей цели. При исследовании категории " правовой режим" С. С. Алексеев утверждал, что " эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений" < 1>.

--------------------------------

< 1> Алексеев С. С. Теория права. С. 171.

 

Во-вторых, правовой режим, представляя собой порядок регулирования, отличается не только набором определенных правовых средств, но и особым сочетанием дозволений, запретов, позитивных обязываний (определенных стимулов и ограничений). Поэтому при определении правового режима необходимо исходить и (в том числе) из особого способа правового регулирования (поскольку в противном случае определение рассматриваемого понятия будет лишено всякого смысла: в этом случае стирается грань между механизмом правового регулирования и правовым режимом).

" Как правило, - пишет С. С. Алексеев, - в основе юридических режимов лежит тот или иной способ правового регулирования. За исключениями, вызванными многогранностью ряда общественных отношений, а также недостаточной отработкой в законодательстве самого порядка регулирования, применительно к каждому юридическому режиму можно с достаточной четкостью определить, что лежит в его основе - запрет, дозволение или позитивное обязывание" < 1>.

--------------------------------

< 1> Алексеев С. С. Теория права С. 171.

 

Именно данная характеристика правового режима позволила некоторым авторам рассматривать институт несостоятельности (банкротства) как систему имущественно-организационных ограничений и стимулов < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Пахаруков А. А. Указ. соч. С. 171 - 216. Стоит уточнить, что подобная характеристика применена автором в отношении отдельной процедуры - конкурсного производства.

 

В-третьих, вопрос о выборе наиболее оптимального правового режима возникает главным образом в отношении определения правового статуса участников общественных отношений, воплощается в их субъективных правах и обязанностях. В этой связи В. А. Лапач справедливо утверждает, что " сам по себе правовой режим объекта бессодержателен вне определенного способа " прикрепления" объекта к носителю соответствующего вещного или обязательственного права" < 1>. Исследуя данную проблему, Л. А. Чеговадзе приходит к выводу о том, что " правовая характеристика вещи в принципе, не в связи с субъектом, невозможна, поскольку правовая характеристика есть не что иное в данном случае, как совокупность правомочий и долженствований обладателя данным благом" < 2>.

--------------------------------

< 1> Лапач В. А. Указ. соч. С. 29.

< 2> Чеговадзе Л. А. Указ. соч. С. 119.

 

Указывая на ошибочность определения правовых режимов посредством характеристики объектов, С. С. Алексеев отмечает, что режим объекта - лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, земле и т. д. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Алексеев С. С. Теория права. С. 171.

 

С особой очевидностью специальный режим правового регулирования может быть продемонстрирован на примере дифференцированного подхода законодателя в отношении некоторых категорий должников в рамках осуществления процесса несостоятельности (банкротства). В число особых категорий должников входят градообразующие организации (§ 2 гл. IX), сельскохозяйственные организации (§ 3 гл. IX), финансовые организации (§ 4 гл. IX), стратегические предприятия и организации (§ 5 гл. IX), субъекты естественных монополий (§ 6 гл. IX), ликвидируемый (§ 1 гл. XI) и отсутствующий должник (§ 2 гл. XI), а также гражданин (гл. X Закона о несостоятельности 2002 г. ).

Формой правового режима применительно к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством), выступают процедуры банкротства. " Выбор той или иной процедуры банкротства, - пишет В. Химичев, - важен для кредиторов, должника и других участников конкурсных отношений, так как они предусматривают различные правовые режимы реализации субъективных прав и различную степень ограничения этих прав" < 1>.

--------------------------------

< 1> Химичев В. Защита прав кредиторов при банкротстве. С. 52.

 

В-четвертых, правовой режим отражает характер государственного воздействия на общественные отношения, а также степень активности самих субъектов.

С. С. Алексеев особо обращает внимание на то обстоятельство, что " каждый правовой режим есть все же именно режим и его понятие несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности" < 1>.

--------------------------------

< 1> Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.

 

По мнению некоторых современных исследователей, наибольшая " степень императивности правовых норм" наблюдается при определении правового статуса субъектов, являющегося " определяющим элементом правового режима" < 1>.

--------------------------------

< 1> Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. С. 34.

 

Таким образом, под правовым режимом применительно к институту несостоятельности (банкротства) следует понимать порядок регулирования общественных отношений, характеризующийся определенным набором средств правового регулирования, сочетанием стимулов и ограничений и выражающийся в особом состоянии субъектов, а также их прав и обязанностей.

Одной из наиболее важных задач при регулировании тех или иных общественных отношений является выбор наиболее эффективного правового режима. Б. Б. Черепахин объяснял выбор режима правового регулирования общественных отношений тем, что применение к определенным отношениям того или иного способа правового регулирования зависит не только от содержания этих отношений, но также и от целого ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным" < 1>.

--------------------------------

< 1> Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. С. 34.

 

В целом следует сделать вывод о том, что применительно к регулированию отношений несостоятельности правовое регулирование характеризуется использованием " различных средств регулирования, образуя их неразрывное единство, позволяющее говорить об особом типе, режиме правового регулирования, характеризующегося определенной совокупностью приемов, методов, средств" < 1>, и позволяющее обеспечить интересы кредиторов и должника, а также стабильность рынка в целом.

--------------------------------

< 1> Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. С. 153. Данный вывод был сделан автором применительно к регулированию отношений рыночной экономики, предпринимательской деятельности. Учитывая, что отношения, связанные с несостоятельностью, являются предпринимательскими по своей сути, сделанный вывод может быть в полной мере отнесен и к ним.

 

2. Элементы механизма правового регулирования отношений,

возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством)

 

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), характеризуется, как уже отмечалось, определенным правовым режимом, типом, механизмом правового регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования.

Заметим, что категория " средство" является общенаучной, междисциплинарной. Средства рассматриваются многими исследователями - юристами и экономистами - как инструменты для осуществления деятельности и достижения поставленной цели и результата < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. К. Мамутова. Киев, 2002. С. 184 - 185; Государственное регулирование рыночных отношений. М., 2000. С. 237; Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. С. 65 - 70, 156 - 167; Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.

 

Этимологически термин " средство" происходит от слова " средний", " серединный". По справедливому утверждению А. В. Малько, " средство - это связующее среднее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом" < 1>.

--------------------------------

< 1> Проблемы теории государства и права. С. 360.

 

В доктрине господствующим является мнение, согласно которому " средство" включает как инструментарий, так и его использование при получении желаемого результата, поскольку " в содержании цели сущее трансформируется в должное. Средства призваны обеспечить обратный переход должного (цели) в сущее (результат). В этой связи следует выделять как средства, находящиеся в сфере должного, так и средства, находящиеся в сфере сущего" < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же. С. 364.

 

В философской литературе по этому поводу отмечается, что " средства достижения цели - это объективные предметы или действия, включенные в структуру целеполагающей деятельности и обеспечивающие получение определенного результата" < 1>.

--------------------------------

< 1> Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1985. С. 206.

 

Важность исследования данной категории заключается прежде всего в том, что средства необходимы для достижения той или иной цели правового регулирования. С одной стороны, избранная цель предопределяет и соответствующий набор средств ее достижения. С другой стороны, цель должна исходить из реально имеющихся юридических средств, необходимых для ее достижения. Иными словами, взаимоотношения цели и средства должны носить характер двусторонней детерминации.

Средства, используемые в рамках регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, многоплановы и разнообразны, что предопределено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой - сложностью и неоднозначностью задач, стоящих перед институтом несостоятельности (банкротства).

Речь идет не только о собственно правовых средствах (соглашения, принципы и нормы права, ответственность, акты применения права и т. д. ), но и об иных средствах (экономических, организационных, информационных и т. д. ), приобретающих правовую форму в результате действия норм права. Экономические средства выделяются исходя из их внутренней принадлежности к экономике. Так, экономическими по своему содержанию являются средства предвидения, прогнозирования, планирования несостоятельности (банкротства), однако в процессе реализации норм права они приобретают правовую форму и становятся элементами механизма правового регулирования. Правовую форму приобретают также организационные (в частности, предусмотренный Законом о несостоятельности 2002 г. порядок предъявления требований кредиторов, порядок удовлетворения этих требований и т. д. ), а также информационные средства (опубликование сообщений о проведении собраний кредиторов, комитета кредиторов, сведений о финансовом состоянии должника и т. д. ).

Организационные средства опосредуют порядок введения и осуществления процедур несостоятельности (банкротства), предъявления и удовлетворения требований кредиторов, реализации соответствующих мероприятий конкурса и т. д. Их применение, как правило, основывается на императивном методе регулирования.

В рамках регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), отдельно выделяют информационные средства. Их применение вызвано необходимостью доведения до сведения прежде всего участников рассматриваемых отношений, а также иных лиц информации, касающейся порядка, сроков, способов, средств реализации мероприятий на предбанкротном этапе и в рамках конкурсного процесса. Данные средства направлены на информационное обеспечение защиты прав и интересов кредиторов и должника. Так, Законом о несостоятельности 2002 г. закрепляется положение, согласно которому в заявлении должника, подаваемом в арбитражный суд, должна содержаться информация обо всех имеющихся кредиторах, суммах задолженностей, имеющемся имуществе и т. д.

Еще одним примером фиксации в нормах законодательства положений о необходимом информационном обеспечении защиты интересов кредиторов являются требования о том, что должник в десятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора, уполномоченного органа о признании должника банкротом обязан направить в арбитражный суд и заявителю отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в этом заявлении, о возбуждении в отношении его дела о банкротстве. Представляется, что за счет введения подобных требований к должнику о представлении информации снижается возможность неучета в процессе осуществления процедуры банкротства интересов кого-либо из кредиторов, сокрытия должником определенной доли своего имущества, финансовых средств.

Среди средств правового регулирования обозначенных отношений, безусловно, особое место занимают правовые средства. Вопросам применения отдельных правовых средств будет уделено внимание в следующей главе. Однако хотелось бы отметить, что проблема средств регулирования в юридической литературе в основном замыкается на проблеме правовых средств, при этом далеко не всегда учитываются экономические, информационные и иные средства.

Понятие правовых средств исследовалось многими авторами как на общетеоретическом < 1>, так и на отраслевом уровне < 2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько " Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

< 1> См., напр.: Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 6; Он же. Теория права. С. 217 - 223; Халфина Р. О. Право как средство социального регулирования. М., 1988; Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. N 8; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. С. 722; Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. С. 359; Батурина Ю. Б. Правовые формы и правовые средства // Право: проблемы теории: Учеб. пособие. Смоленск, 2003. С. 124.

< 2> См.: Калмыков Ю. Х., Баринов Н. А. Правовые средства обеспечения имущественных потребностей граждан // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сб. науч. трудов. Свердловск, 1984. С. 51; Минц Б. И. Понятие и роль правовых средств в хозяйственных отношениях // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 1983. N 2; Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984; Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1993. С. 36 - 38; Штефан М. И. Процессуальные средства, обеспечивающие защиту прав в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1973 и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...