Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посредством суффиксов. Работа слов. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов. Суффикс -ер




ПОСРЕДСТВОМ СУФФИКСОВ

Слова в нашей речи изменяются, но не полностью, часть слов из­меняется, а часть - нет.

У Миши есть птичк.. и рыбк... У Миши есть две ... и и три ... и.

Из какого предложения понятно, кто есть у Миши? А сколько пти­чек и рыбок у него? Какая часть основная, главная в словах? Это основа слова.

Работа слов

У каждого слова своя работа. Одни называют предметы, другие действия, признаки. Есть маленькие слова, они ничего не называют, но они не бездельники. Они помогают другим словам связываться друг с другом (дружить) в предложениях.

Язык потому и служит верно людям, что все слова в нем дружно работают.

Как же устроены слова? Из каких частей состоят? Зачем нужна каж­дая часть?

Главная часть - основа - она называет слова (предмет, действие, признак)

s > > - это крепыш, его зовут корень. Вы уже знаете, что он один

может составить слово. /\ - это суффикс, волшебник.

Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если отбросить суффикс да еще исполь­зовать приставку, тоже что-нибудь может получиться, например, неуч.



Блок 3


 


Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые от­тенки.

Например, показывать большой предмет или маленький, симпатич­ный или противный. Сейчас мы попросим вас угадать, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких. В книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Про-мокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, а также профессорша Мордочка.

. Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин. А профессорша, наверное, была бы Мордище.

А теперь скажите: каким живым существам дают названия с суф­фиксами -am(а) и -ят(а)1 Наверное, вы ответите примерно так. Эти су­щества совсем маленькие и пушистые. Они появляются на свет слепы­ми, жалобно пищат. Глазки у них открываются не сразу. А потом они подрастают и весело резвятся. Вам понятно: словами с суффиксами -ат(а) и -ят(а) называют маленьких, трогательных и симпатичных: котята, цып­лята, медвежата.

А бывают суффиксы-«дразнилки». Например, если вас обзовут сло­вом, которое оканчивается на -юга, вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга, не хитрюга и тем более не зверюга.

Дениска Кораблев - герой рассказов В. Драгунского - однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: «Рохля!.. Вахля!.. Махля!.. Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухла! Вонюхля! »

И когда он назвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперед и.... прыгнул.

Суффиксы существительных

1. Имеют названия лиц по профессии или роду деятельности:

-щик, -чик часовщик, летчик, крановщик, разносчик; -ец живописец, гребец; -ник затейник, работник; -ист журналист, баскетболист; -тель водитель, учитель;


Образование слов с помощью суффиксов___________ 79

-их, -ух, -унь, -ин, -ьшпортниха, стряпуха, болтунья, графиня, барыня;

2. Имеют названия детенышей:

-онок, -енок, -еныш волчонок, жеребенок, змееныш.

3. Увеличительное значение:

-ущ-, -ющ-, -ищ- (ручищи).

4. Другие суффиксы существительных:

-ец волгоградец, молодец, хитрец; -ш(а) секретарша; -ость обеспеченность, видимость; -изн(а) новизна, крутизна; -от(а) быстрота, чистота; -об(а) злоба, жалоба; -б(а) служба, борьба;

-н(я), -иц(а), -ниц(а) пекарня, горница, лестница; -к(а) чашка, вилка; -лк(а) грелка, зажигалка;

-ни(е), -нь(е), -ани(е), -яни(е), -ств(о) плавание, гулянье, ум­ножение, развертывание, сострадание, состояние, удобство; -ак(а), як(а) зевака, забияка; -ил(а) воротила; -яг(а) бродяга, работяга.

Суффиксы прилагательных

-к, -н тонкий, длинный;

-ск, -ан, -ян городской, серебряный, кованый;

-ов(ев), -ин братов (братьев), малина;

-оват, -еват голубоватый, витиеватый;

-лив, -ов(ев), -ист, -телън, -чат, -am, -ас/и, -чив: говорливый,

ежовый, лучистый, переливчатый, жевательная, носатый,

глазастый, доверчивый.

Суффиксы глаголов

-е- бледнеть, стареть; -и- веселить, водить; -ну- стукнуть, пикнуть;



Блок 3


-ива-, -ыва- выслеживать, показывать.

1-й ЭТАП

1. В чем причина «ошибок» в речи маленьких детей?

Папа: Юра, подай мне кроссовки.

Юра: Это у меня «красовки», у тебя, папа, «синевки».

Юра: У коровы молоко коровье, а у козы? ,   Аня: У козы? ... козенное.

2. Прочитайте предложения из повести И. С. Тургенева «Муму»
Вставьте подходящие по смыслу слова (собачонка - собачка)

- Боже мой! - прервала барыня, - да она премиленькая. Велите ее
принести.

- Отнести ее вон, - проговорила изменившимся голосом старуха. -
Скверная!.. Какая она злая!

Укажите суффиксы во вставленных словах. Скажите, как они по­могают понять отношение барыни к Муму.

3. Прослушайте текст, запишите все запомнившиеся профессии.

Суффикс -ер

Жил-был суффикс -ер и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, обручи, гири.

И актер из ера был превосходный. В помощи гримера он не нуж­дался, так как сам был искусным мастером.

Иногда еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной па­мяти он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у ера была прекрасная, и порой он заменял заболевшего суфлера.

А когда он вставал на место билетера, то пропускал в театр всех детей.

Вот какой фантазер был этот суффикс ер.


/ этап: воспроизведение знаний



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...