Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

90___________________.______________________ Блокз. 6. Игра «Кто это?»




Блок 3

кузница голубизна
варка волчица
сушка медведица
стирка львица
портниха артистка
ткачиха пианистка
повариха геодезист

29. Объясните, как меняется значение слов в зависимости от суф­
фиксов.

верткий - вертлявый соседний - соседский хозяйский - хозяйственный искусный — искусственный игральный - игривый понятный - понятливый объемный - объемистый

Для уточнения значений составьте словосочетания типа: соседний дом — соседский петух и т. д.

30. Измените и напишите слова по образцу. Обозначьте суффиксы,
при помощи которых образовались новые слова. Определите разницу в
значении слов.


печь - печка - печечка дочь -... -... ночь—... -...


капель - капелька — капелечка карамель -... -... постель -... -...


31. Измените и напишите слова по образцу. Обозначьте суффиксы, при помощи которых образовались новые слова. Определите разницу в значении слов.


конь - конек - конечек пень -... -... день -... -...


тень - тенек - тенечек куль -... -... окунь-... -...


32. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффик­сов. Напишите эти слова, обозначьте корень и суффиксы. Определите разницу в значении слов.


/ этап: воспроизведение знаний



33. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффик­
сов. Напишите эти слова, обозначьте корень и суффиксы. Определите
разницу в значении слов.

33. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффик­сов. Напишите эти слова, обозначьте корень и суффиксы. Определите разницу в значении слов.

34. Прочитайте слова. Выпишите слова с суффиксом -чик- в первый
столбик, с суффиксом -ник- во второй, с суффиксом -щик- в третий. Обо­
значьте суффиксы.

печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, водник, лесник, настройщик, садовник, наладчик, дворник, сапожник, объездчик.

Скажите, от каких слов эти слова образованы.

35. Составьте словосочетания из слов. Проследите за значениями
словосочетаний. Введите их в предложения.

оглянулся, огляделся (кругом, назад)

раскинул, раскидал (игрушки, руки)

непонятная, непонятливая (ученица, задача)

волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра)

36. Измените по образцу, проанализируйте слова и определите, ка­
кие из них называют единичные предметы, а какие множество. Какова
роль суффиксов?

виноград - виноградина бусы - солома - соломинка хворост -
горох - песок -
изюм-картофель — крупа — сор-
лед- снег-

виноград — виноградина     солома - соломинка

бусы —                            хворост -

горох -                           песок -

изюм -                            крупа —

картофель —                      сор -

лед -                               снег-

Составьте с ними предложения.


90___________________. ______________________ Блокз

37. Подберите слова к прилагательным, выделив в них суффикс: сонина -сонин -сонино -

Объясните, что обозначают эти прилагательные. Составьте с полу­ченными словосочетаниями предложения.

11-й ЭТАП

•   1. Назовите профессии людей, выполняющих указанную работу:

учит - учитель, летает -..., трубит -..., воспитывает -..., работает на почте -... , работает на бульдозере -... , играет на скрипке -... , за­нимается гимнастикой -... , дрессирует животных -... , ухаживает за скотом -..., ткет ткань -....

Составьте предложения с этими словами.

2. Образуйте словосочетания по схеме: . Выделите
суффиксы в глаголах.

участвовать, рассказывать, беседовать, советоваться, баловаться, просматривать, испытывать, укладывать

Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

3. Образуйте существительные с помощью суффиксов и проанали­
зируйте их.

-ист', гармонь, трактор, артиллерия, машина, телеграф; -чик: летать, переплетать, разносить, грузить, разведать; -тель: учить, просить, строить, писать, читать, воспитывать; -ник: печь, лес, колхоз, ученик, чертеж, ночь, физкультура.

Составьте словосочетания, в которых дается характеристика про­фессий. Например, веселый гармонист и. т. д.

4. Образуйте имена прилагательные по образцу. Выделите суффиксы.

еж - ежовый               вещь - вещевой

торец-...                    лицо-...

камыш -...                   пища -...

кумач -...                     ключ -...

С прилагательными составьте словосочетания. Обобщите сведения о суффиксах -ое- и -ев-.


// этап: понимание знании



 



5. Образуйте от данных ниже слов с помощью суффикса -ин- при­лагательные. Что обозначает этот суффикс в прилагательных? Составьте предложения.

Бекас, голубь, комар, журавль, ястреб, лев, орел, петух, сокол, воробей, тетерев, зверь, грач, шмель, мышь, оса, пчела, утка.

6. Игра «Кто это? »

Образуйте имена существительные мужского рода (лица по их ка­чествам и занятиям). Введите в словосочетания.

танцевать - танцор плавать -

служить в пехоте -ходить по канату -ездить на мотоцикле -продавать -петь-бороться -умный -храбрый -умелый -глупый -красивый -

7. От данных имен прилагательных образуйте прилагательные с
уменьшительно-ласкательным значением. Составьте словосочетания.

Например: белый - беленький.

зеленый -черный -розовый -голубой -чистый -свежий -нежный -тихий -

добрый -редкий -круглый -толстый -полный -сладкий -соленый -добрый -

зеленый -                          добрый -

черный -                            редкий -

розовый -                          круглый -

голубой -                           толстый -

чистый -                            полный -

свежий -                            сладкий -

нежный -,                      соленый -

тихий -                              добрый -

8. От данных существительных образуйте относительные прила­
гательные, указывающие на признак предмета по тому материалу, из
которого этот предмет сделан. Составьте предложения.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...