Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Игра «эхо». 7. Л Г. Кобзареваидр. Материал для практического овладения. Учащимися способами образования слов. С помощью приставок




Блок


выращивают (теплый, тепличный) овощи. С юго-запада подул (теплый, тепличный) ветер. На самолете мы пролетали над (лесной, лесистый) мест­ностью. В тайге уже несколько дней пылал (лесистый, лесной) пожар (Горный, гористый) вершины были покрыты снегом. Альпинисты отправились изучать (горный, гористый) край.

9. Замените то слово, которое подобрано неправильно. Докажите
свой выбор.

Искусственный мастер соткал ковер.
"    Душный запах цветов разносился по комнате.

Я сел на уступчивое место.

По асфальту после дождя ползли дождливые черви. Между учителем и учеником состоялся доверчивый разговор. Рано утром прокричал горловой петух.

10. Измените слова по образцу. Объясните в полученных словах
роль уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных
суффиксов.

Мальчик - с пальчик Иванушка рубашечка сапожки кармашек ремешок топорик сабелька ножка ручка глазик усики голосок носики силушка Иван - богатырь Иван рубашища сапожищи

Мальчик - с пальчик          Иван - богатырь

Иванушка                           Иван

рубашечка                           рубашища

сапожки                              сапожищи

кармашек

ремешок

топорик

сабелька

ножка

ручка

глазик

усики

голосок

носики

силушка

Составьте групповые рассказы про Иванушку и Ивана, используя как можно больше названных слов.

11. Игра «Эхо»

Повторите то же слово с уменьшительно-ласкательным оттенком. Выделите суффиксы.


/// этап: применение знании



Друг - дружок

сук-

снег-

сапог -

утюг-

смех-

посох -

12. Составьте текст на тему: «Накануне 8 Марта», используя слова: кружок мягкой игрушки, забавные зверюшки, шили, медвежонок, собач­ка, лисица, зайчик, совушка, картинки, вышивали.

7. Л Г. Кобзареваидр.


Блок IV

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ СПОСОБАМИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Давайте сыграем в игру. В ней будут такие участники: вы, два весе­лых человечка, дорога, два домика - один в начале дороги, другой в кон­це, а на дороге - мостик через речку и большая лужа. А еще в игре будут участвовать морфемы. Во-первых, корень -ш-, который обозначает дви­жение. Во-вторых, суффикс -л-, обозначающий в глаголах прошедшее время. В-третьих, окончание -и. Соединив части, вы получите слово шли. А в-четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.

Ваша задача в игре - списать действия веселых человечков, образуя от слова шли другие слова с приставками.

Что получилось? Целый рассказ. И, как видите, помогли вам в этом приставки.

Существуют три неизменяемые приставки с гласной а: за-, на-, над-.

Существуют неизменяемые приставки с гласной о:

со-, про-, во-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-.

Существуют неизменяемые приставки:

у-, вы-, в-, с-. Существуют изменяемые приставки:

из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, вз-, ее-, воз-, вое-, рас,

раз-, рос-, роз-.

Приставки:

пре-, при-.


________________________________________________________ 99

В современном русском языке все вышеперечисленные приставки являются продуктивными.

1-й ЭТАП

1. Прочитайте и определите, чем похожи слова-действия. Пере­
числите их.

В походе

Ребята пошли в поход. Они понесли с собой палатку и рюкзаки. Вскоре дети подошли к реке, где и поставили палатку. Потом они позагорали, покупались, поиграли в мяч. Вечером поужинали. Поход всем понравился.

2. Прочитайте. В словах с выделенным корнем найдите приставки.
Напишите по памяти.

Одуванчик золотой Постарел и стал седой. И как только поседел, Вместе с ветром улетел.

(3. Александрова)

3. Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. Пронаблюдайте
за изменением значений этих слов.

Синичка

Была зима. Дети открыли форточку. В нее влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кух­ню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.

4. Спишите. В выделенных словах найдите приставку и обозначьте ее.

Гроза

Я хорошо запомнил этот дождь. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надвигалась гроза. Загудел сильный ветер. Деревья забушевали. Крупные капли дождя застучали по листьям. Сверкнула молния. Загремел гром. Полил проливной дождь. Но вот гроза прошла. Опять засияло солнце. Все вокруг засверкало, зазеленело.

Назовите приставку, которая чаще всего встречается в словах. Ка­кое значение она имеет?

7*



Блок 4


 


5. Образуйте новые глаголы с помощью 14-ти приставок от глагола «говорить» и объясните дополнительное значение новых слов. Введите в словосочетания.


6. Объедините 17 приставок с глаголами движения и составьте С новыми словами предложения:

6. Объедините 17 приставок с глаголами движения и составьте С новыми словами предложения:


 


Проанализируйте, какую роль играют приставки.


/ этап: воспроизведение знаний



 


7. Образуйте с помощью приставок всевозможные глаголы снача­ла от глагола «нести», затем от глагола «носить». Составьте словосочета­ния, объясните значение глаголов в них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...