4. Игра «Большой-маленький». 5. Игра «Назовите ласково». 7. Игра «Эхо»
4. Игра «Большой-маленький» Логопед - ученик Логопед - ученик мяч - мячик чулан - заяц - чуб - стул - чудак - стакан - ключ - замок - пенек - чулок - носок - палец - кувшин - самовар - сарафан - песок - сын - звонок - пояс - Объясните, какие суффиксы помогли образовать новые слова, сравните оттенки в их значении. 5. Игра «Назовите ласково» Ответьте на вопрос: «У кого блюдце, а у кого блюдечко? ». блюдце - блюдечко рукавица - овца - вилка - собака - галка - белка - сани - ложка - шапка - кольцо - коса - пуговица - сумка - 6. Игра «Кузовок» (по В. И. Далю) Логопед: «Вот кузовок (показывает корзиночку), кладите в него все, что есть на -ок». Учащиеся подбирают слова или картинки на -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозначают суффикс. Выигрывает тот ученик, который назовет большее количество слов. 7. Игра «Эхо» Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ц-, -иц-, -ец-. 1 -и ученик 2-й ученик тело - тельце здание - зданьице
Блок 3
дело- село- сало- мыло- пальто- Составьте словосочетания. задание -письмо -объявление -знание -объяснение - 8. Назовите спортсменов, играющих в перечисленные игры. Например: в хоккей - хоккеист в теннис -в волейбол -в футбол -в баскетбол - Составьте рассказ на тему «Олимпиада». 9. Назовите музыкантов, играющих на перечисленных музыкаль на гитаре - гитарист на аккордеоне -на гармони -на флейте -на арфе -на виолончели — на трамбоне — на мандолине -на органе -на трубе — на барабане -на балалайке -на скрипке - Составьте рассказы на темы «Экскурсия в филармонию», «На концерте». 10. Игра «И я тоже» Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам. Я умник - и я тоже умница Я ученик - и я тоже ученица / этап: воспроизведение знаний
Я учитель -Я отличник -Я скромник -Я писатель -Я работник -Я наладчик -Я охотник -Я шутник -Я лыжник -Я воспитатель -Я укротитель -Я разведчик - 11. Перечислите профессии людей, выполняющих указанную работу. -теяъ- Учит детей - учитель Пишет книги -Строит дома -Проводит физкультуру -Читает книгу - -арь- Печет хлеб -Пашет землю -Работает в аптеке -Точит детали -Защищает ворота - Провести беседу по профессиям. -ник- Рисует картины - художник Добывает нефть -Работает в саду -Работает в лесу -Мелет зерно - -чик- Грузит грузы -Водит самолет -Разносит вещи -Переплетает книги — Стреляет из пулемета - 12. Напишите слова в таком порядке: Суффикс -ник- Суффикс -ник- —" — -ник- -" - -ник- — " — -ник- в значении «Лицо по профессии», —" — «Книга» - " - «Место, где растут растения од- ной породы». 6* Блок 3
Слова•
Коровник, работник, скворечник, дворник, кофейник, вопросник, орешник, печник, малинник, сборник, свинарник Составьте с ними предложения. 13. Перечислите национальности, проанализируйте, с помощью Белорус - белорусский Киргиз -Француз -Индус -Англичанин - Скажите, какой язык для них является родным. 14. Догадайтесь, как мамы относятся к своим детям, называя их: Танечка, Илюшенька, Мариночка, Оленька, Ванюша, Жорик, Игорек, Полюшка, Антошка Проанализируйте, что помогло вам определить мамино отношение. 15. Игра «Назовите ласково» Образуйте новые слова с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-, -ек-, -ишк-, -ышк-. хлеб - хлебушек изба-хозяйка -штаны -мать-тетя- ДЯДЯ- 16. Образуйте по образцу. Что обозначают суффиксы? гусь - гусенок заяц-медведь -волк-мышь - / этап: воспроизведение знаний________________ 85 скворец — галка - Составьте предложения с любыми из данных слов по аналогии: Клюв у..., а клювик у.... 17. Образуйте существительные женского рода, запишите по образ читатель - читательница писатель -физкультурник -учитель -колхозник -мастер -работник — монтажник - ворчун - ворчунья бегун -прыгун - заяц - зайчиха слон-кролик - 18. Образуйте по образцу. спорить — спорщик смазать -обходить -переписать -расфасовать -возить -прессовать - Составьте предложения. 19. Подберите, что кому подходит. У ребенка..., а у великана.... ручища, рученька глазки, глазищи Блок 3
ноженька, ножища домик, домище лобище, лобик головка, головища стулище, стульчик 20. Образуйте по образцу, используя уменьшительно-ласкательные рыжая белка - рыженький бельчонок шустрый заяц -толстый медведь -черная галка -Составьте рассказ о жизни лесных зверей. 21. Вставьте суффиксы -ник-, -льник-, -арь-, обозначающие пред Мама приготовила сыну вкусные сыр.. . Ученики в кабинете английского языка надели науш... Первоклассник открыл букв.. . Ученик записал новое слово в слов... Девочка купила в аптеке градус... На веревке висел пододея... Женя подарил отцу в день рождения красивый подста-кан...
22. Найдите лишнее слово. Объясните, пог_каким двум причинам объездчик фонарщик прокатчик танцовщик грузчик ящик ключик прицепщик 23. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов в тек- сте: Строители собрались во множестве: плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики, чинно шагали тверские каменщики, проходили кровельщики, бетонщики, сборщики, арматурщики, сварщики. Выделите суффиксы в этих словах. Составьте рассказ на тему «На стройке». / этап: воспроизведение знаний 24. Прочитайте. Объясните, как понимаете пословицы. Какие суф Куда пастушок, туда и посошок. По шерстке и кличка. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем. 25. Сгруппируйте данные слова по профессиям. С одной из групп Слова:
преподаватель, каменщик, булочник, футболист, арфист, водитель, штукатур, теннисист, баянист, шахматист, флейтист, маляр, стекольщик, гитарист, библиотекарь, директор, крановщик, штангист. 26. Объясните, как меняется значение слов в зависимости от суф игрок - игрун певец - певун находка - нахождение недоверие - недоверчивость промысел - промышленность правда - правота 27. Объясните, какое значение имеют суффиксы в следующих сло крепковатый солоноватый голубоватый уважительный положительный отрицательный узорчатый рассыпчатый переливчатый задумчивый заносчивый доверчивый горластый зубастый языкастый 28. Проанализируйте, какое значение имеют суффиксы в следую-«х словах. Введите эти слова в словосочетания. мельница больница желтизна кривизна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|