Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Игра «Большой-маленький». 5. Игра «Назовите ласково». 7. Игра «Эхо»




4. Игра «Большой-маленький»

Логопед - ученик         Логопед - ученик

мяч - мячик                  чулан -

заяц -                           чуб -

стул -                           чудак -

стакан -                        ключ -

замок -                         пенек -

чулок -                         носок -

палец -                         кувшин -

самовар -                      сарафан -

песок -                         сын -

звонок -                       пояс -
колокол -

Объясните, какие суффиксы помогли образовать новые слова, сравните оттенки в их значении.

5. Игра «Назовите ласково»

Ответьте на вопрос: «У кого блюдце, а у кого блюдечко? ».

блюдце - блюдечко     рукавица -

овца -                         вилка -

собака -                      галка -

белка -                        сани -

ложка -                       шапка -

кольцо -                      коса -

пуговица -                  сумка -

6. Игра «Кузовок» (по В. И. Далю)

Логопед: «Вот кузовок (показывает корзиночку), кладите в него все, что есть на -ок».

Учащиеся подбирают слова или картинки на -ок, называют их, за­тем записывают в тетради, обозначают суффикс. Выигрывает тот ученик, который назовет большее количество слов.

7. Игра «Эхо»

Словообразование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами -ц-, -иц-, -ец-.

1 -и ученик                      2-й ученик

тело - тельце              здание - зданьице

Логопед - ученик мяч - мячик заяц-стул-стакан -замок -чулок -палец-самовар -песок — звонок -колокол -

Логопед - ученик чулан -чуб-чудак-ключ-пенек -носок -кувшин -сарафан -сын-пояс -

блюдце - блюдечко

овца-

собака -

белка -

ложка -

кольцо -

пуговица -

рукавица -вилка -галка-сани -шапка -коса-сумка-

 



Блок 3


 


 


дело-

село-

сало-

мыло-

пальто-

Составьте словосочетания.


задание -письмо -объявление -знание -объяснение -


8. Назовите спортсменов, играющих в перечисленные игры.

Например: в хоккей - хоккеист

в теннис -в волейбол -в футбол -в баскетбол -

Составьте рассказ на тему «Олимпиада».

9. Назовите музыкантов, играющих на перечисленных музыкаль­
ных инструментах (суффикс -ист-)

на гитаре - гитарист на аккордеоне -на гармони -на флейте -на арфе -на виолончели — на трамбоне — на мандолине -на органе -на трубе — на барабане -на балалайке -на скрипке -

Составьте рассказы на темы «Экскурсия в филармонию», «На кон­церте».

10. Игра «И я тоже»

Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам.

Я умник - и я тоже умница Я ученик - и я тоже ученица


/ этап: воспроизведение знаний



 


Я учитель -Я отличник -Я скромник -Я писатель -Я работник -Я наладчик -Я охотник -Я шутник -Я лыжник -Я воспитатель -Я укротитель -Я разведчик -

11. Перечислите профессии людей, выполняющих указанную

работу.


-теяъ-

Учит детей - учитель Пишет книги -Строит дома -Проводит физкультуру -Читает книгу -

-арь-

Печет хлеб -Пашет землю -Работает в аптеке -Точит детали -Защищает ворота -

Провести беседу по профессиям.


-ник-

Рисует картины - художник Добывает нефть -Работает в саду -Работает в лесу -Мелет зерно -

-чик-

Грузит грузы -Водит самолет -Разносит вещи -Переплетает книги — Стреляет из пулемета -


12. Напишите слова в таком порядке:


Суффикс -ник-

Суффикс -ник-

—" —     -ник-

-" -     -ник-

— " —      -ник-


в значении «Лицо по профессии»,
в значении «Помещение»
— " —       «Посуда»

—" —       «Книга»

- " -      «Место, где растут растения од-

ной породы».


6*



Блок 3


Слова•

(

Коровник, работник, скворечник, дворник, кофейник, вопросник, орешник, печник, малинник, сборник, свинарник

Составьте с ними предложения.

13. Перечислите национальности, проанализируйте, с помощью
каких суффиксов они образованы.

Белорус - белорусский Киргиз -Француз -Индус -Англичанин -

Скажите, какой язык для них является родным.

14. Догадайтесь, как мамы относятся к своим детям, называя их:

Танечка, Илюшенька, Мариночка, Оленька, Ванюша, Жорик, Игорек, Полюшка, Антошка

Проанализируйте, что помогло вам определить мамино отношение.

15. Игра «Назовите ласково»

Образуйте новые слова с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-, -ек-, -ишк-, -ышк-.

хлеб - хлебушек изба-хозяйка -штаны -мать-тетя-

ДЯДЯ-

16. Образуйте по образцу. Что обозначают суффиксы?

гусь - гусенок заяц-медведь -волк-мышь -


/ этап: воспроизведение знаний________________ 85

скворец — галка -

Составьте предложения с любыми из данных слов по аналогии: Клюв у..., а клювик у....

17. Образуйте существительные женского рода, запишите по образ­
цу, выделите суффиксы. Составьте предложения с этими словами.

читатель - читательница писатель -физкультурник -учитель -колхозник -мастер -работник — монтажник -

ворчун - ворчунья бегун -прыгун -

заяц - зайчиха слон-кролик -

18. Образуйте по образцу.

спорить — спорщик смазать -обходить -переписать -расфасовать -возить -прессовать -

Составьте предложения.

19. Подберите, что кому подходит.

У ребенка..., а у великана.... ручища, рученька глазки, глазищи



Блок 3


 


ноженька, ножища домик, домище лобище, лобик головка, головища стулище, стульчик

20. Образуйте по образцу, используя уменьшительно-ласкательные
суффиксы.

рыжая белка - рыженький бельчонок
•                         серый волк -

шустрый заяц -толстый медведь -черная галка -Составьте рассказ о жизни лесных зверей.

21.       Вставьте суффиксы -ник-, -льник-, -арь-, обозначающие пред­
меты (существительные мужского рода).

Мама приготовила сыну вкусные сыр.. . Ученики в кабинете анг­лийского языка надели науш... Первоклассник открыл букв.. . Ученик за­писал новое слово в слов... Девочка купила в аптеке градус... На веревке висел пододея... Женя подарил отцу в день рождения красивый подста-кан...

22.       Найдите лишнее слово. Объясните, пог_каким двум причинам
оно лишнее.

объездчик                фонарщик

прокатчик               танцовщик

грузчик                   ящик

ключик                     прицепщик

23. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов в тек-

сте:

Строители собрались во множестве: плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики, чинно шагали тверские каменщики, проходили кровельщики, бетонщики, сборщики, арматурщики, сварщики.

Выделите суффиксы в этих словах. Составьте рассказ на тему «На стройке».


/ этап: воспроизведение знаний



24. Прочитайте. Объясните, как понимаете пословицы. Какие суф­
фиксы используются? Выделите их.

Куда пастушок, туда и посошок.

По шерстке и кличка.

В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

25. Сгруппируйте данные слова по профессиям. С одной из групп
составьте связный рассказ.

Слова:

(

преподаватель, каменщик, булочник, футболист, арфист, водитель, штукатур, теннисист, баянист, шахматист, флейтист, маляр, стеколь­щик, гитарист, библиотекарь, директор, крановщик, штангист.

26. Объясните, как меняется значение слов в зависимости от суф­
фиксов. Составьте предложения.

игрок - игрун певец - певун находка - нахождение недоверие - недоверчивость промысел - промышленность правда - правота

27. Объясните, какое значение имеют суффиксы в следующих сло­
вах. Введите в эти слова словосочетания.


крепковатый солоноватый голубоватый

уважительный

положительный

отрицательный


узорчатый

рассыпчатый

переливчатый

задумчивый заносчивый доверчивый

горластый

зубастый

языкастый


28. Проанализируйте, какое значение имеют суффиксы в следую-«х словах. Введите эти слова в словосочетания.


мельница больница


желтизна кривизна



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...