Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок з. Лисица и тетерев




Блок


Например: из дерева - деревянный

из соломы -                 из глины -

из шерсти -                 из стекла -

из меха -                     из цинка -

из олова -                    из плюша -

из шелка -                   из картона —

из бетона —                   из бумаги —

из фанеры -                 из сахара -

из тюля -                     из ваты -

из меди -                     из железа -

9. От данных существительных образуйте притяжательные прила­гательные. Составьте предложения.

Например: у медведя - медвежий.


у кита -у кота -у гуся -у лисы -у петуха -у собаки -у носорога -у верблюда -


у волка -у барсука -у ежа-у кошки -уужа-у утки-у слона -у льва -


10. От данных имен прилагательных образуйте прилагательные со значением неполноты качества. Составьте словосочетания. Например- синий - синеватый.

близкий -                    темный -

далекий -                    сиреневый -

тяжелый —                   голубой -

плохой -                     страшный -

белый -                       грубый -

зеленый -                    резкий -

низкий -                     кислый -

высокий -                    горький -

красный -                    желтый -

светлый -                    сладкий -

широкий -                  соленый -
узкий-


, /


: понимание знаний



Ц. От данных наречий образуйте наречия с уменыпительно-ласка-еяьным значением. Составьте предложения. Например: низко - низенько

часто -                тихо -

легко -                скоро -

плавно -             часто -

ровно -               жидко -

нежно -              грустно -

слабо -                смирно -

хорошо -            прямо -
печально -

12. От данных наречий образуйте наречия со значением неполноты качества. Составьте предложения.

Например: далеко - далековато.


светло -близко -темно -громко -плохо -страшно -грубо -низко -грязно -


высоко -широко -много -узко-мало-длинно -коротко -смешно -грустно -


13. Докажите, какие из слов не только называют предмет, но и ука­
зывают на его величину. В какой части слова заключено значение вели­
чины? Введите в предложения.

Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, реченка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжища, паучище, мост.

14. Сделайте вывод о суффиксах, подобрав слово, обозначающее
данную профессию. Полученные слова введите в предложения.

Шахтер, работающий в забое.

Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. Солдат, обслуживающий пулемет.



Блок з


 


Типографский рабочий, делающий переплеты книг. Специалист по переводам с одного языка на другой.

15. Сравните и обобщите, у каких существительных суффикс име­ет пренебрежительное значение, а у каких обозначает названия детены­шей. Составьте предложения.

Дружок, жучок, петушок, замочек, человечек, шапчонка, кулачок, подушечка, орешек, лужок, кружок, медвежонок, точечка, мышонок, су­чок, горошек, червячок, кусочек, пирожок, крючок, овражек, старичок, пастушок, зайчонок, волчонок, собачонка.

111-й ЭТАП

1. Прочитайте и выпишите из текста слова с уменьшительно-ласка­
тельными суффиксами. Сделайте вывод о роли этих суффиксов в тексте.

В углу стоял игрушечный столик, который окружали четыре ма­леньких стульчика. На одном из них сидел пушистый зайчик, на другом человечек с длинным носом. На столике стоял блестящий самоварчик, возле него пристроился малюсенький чайничек, их окружали беленькие чашечки. Миниатюрная вазочка была наполнена сладостями.

2. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прила­
гательное + существительное». Сравните их. Какие суффиксы помогли
образовать новые слова? Составьте предложения.

Медвежонок из плюша, воротник из песца, платье из ситца, пуля из свинца, заросли камыша, клык моржа, бумага с глянцем, запах ландыша.

3. Спишите, замените выделенные слова другими словами, образо­
ванными при помощи указанных суффиксов.

Мышки

Собрались мыши (-к-) у своей норы (-к-), старые и малые, глаза (-к-) у них черные (-еньк-), лапы (-к-) у них маленькие, острые (-еньк-) зубы (-к-), серые (-еньк-) шубы (-к-), уши (-к-) кверху торчат, хвосты (-ищ-) длин­ные. Ой, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапой (-к-) приголубит, хвосты (-ик-) вам помнет, шубы (-к-) вам порвет.

(по Н. Ушинскому)


/// этап: применение знаний________________________ 95

Обобщите и сделайте вывод о роли этих суффиксов в тексте.

4. Измените слова по образцу. Запишите их, обозначьте суффикс.
Образец. Ира - Ирочка, Валя - Валечка, Надя - Надечка.

Ира-... Рая-... Надя-...
Зина-... Валя -... Миша-...
Нина-... Галя -... Петя -...
Света-... Таня -... Сережа -...
Марина -... Зоя-.... Наташа -...

Ира-...             Рая-...           Надя-...

Зина-...          Валя-...         Миша-...

Нина-...         Галя-...         Петя-...

Света -...         Таня -...         Сережа -...

Марина-...       Зоя-....          Наташа-...

Сравните, каким именем называют большого и маленького человека.

5. Спишите. Вместо точек подберите одно из данных в скобках слов,
изменяя его, если надо, по смыслу.

Наш... народ одержал большие победы в завоевании космоса. Матрос с трофейным оружием имел... вид (геройский, героический). Нарядная ткань имела... оттенок. Юные техники имели поистине... руки (золотой, золотистый). Вдалеке синели... хребты. Альпинисты останови­лись на ночлег в... местности (гористый, горный).

Объясните выражение золотые руки.

6. Разнесите слова в соответствии со схемами:

записка, переплет, поломка, дождик, побег, нагорный, мясник, ча­сок, вырос, глазок, переход, волосок, завал, грибок, путник, выход.

7. Прослушайте текст. Определите слова, которые произносим лас­
ково. Сделайте вывод, что придает этим словам такой смысловой оттенок.

Лисица и тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит: «Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек\ Как услышала твой голосо­чек, так и пришла тебя проведать.

Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять».

8. Подберите нужные слова и докажите свой выбор.

Оляпка, или (водянистый, водяной) воробей, - это маленькая птич­ка. Мы купили в аквариум (водяной, водянистый) растение. В парниках



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...