Блок з. Лисица и тетерев
Блок Например: из дерева - деревянный из соломы - из глины - из шерсти - из стекла - из меха - из цинка - из олова - из плюша - из шелка - из картона — из бетона — из бумаги — из фанеры - из сахара - из тюля - из ваты - из меди - из железа - 9. От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные. Составьте предложения. Например: у медведя - медвежий. у кита -у кота -у гуся -у лисы -у петуха -у собаки -у носорога -у верблюда - у волка -у барсука -у ежа-у кошки -уужа-у утки-у слона -у льва - 10. От данных имен прилагательных образуйте прилагательные со значением неполноты качества. Составьте словосочетания. Например- синий - синеватый. близкий - темный - далекий - сиреневый - тяжелый — голубой - плохой - страшный - белый - грубый - зеленый - резкий - низкий - кислый - высокий - горький - красный - желтый - светлый - сладкий - широкий - соленый - , / : понимание знаний Ц. От данных наречий образуйте наречия с уменыпительно-ласка-еяьным значением. Составьте предложения. Например: низко - низенько часто - тихо - легко - скоро - плавно - часто - ровно - жидко - нежно - грустно - слабо - смирно - хорошо - прямо -
12. От данных наречий образуйте наречия со значением неполноты качества. Составьте предложения. Например: далеко - далековато. светло -близко -темно -громко -плохо -страшно -грубо -низко -грязно - высоко -широко -много -узко-мало-длинно -коротко -смешно -грустно - 13. Докажите, какие из слов не только называют предмет, но и ука Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, реченка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжища, паучище, мост. 14. Сделайте вывод о суффиксах, подобрав слово, обозначающее Шахтер, работающий в забое. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. Солдат, обслуживающий пулемет. Блок з
Типографский рабочий, делающий переплеты книг. Специалист по переводам с одного языка на другой. 15. Сравните и обобщите, у каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает названия детенышей. Составьте предложения. Дружок, жучок, петушок, замочек, человечек, шапчонка, кулачок, подушечка, орешек, лужок, кружок, медвежонок, точечка, мышонок, сучок, горошек, червячок, кусочек, пирожок, крючок, овражек, старичок, пастушок, зайчонок, волчонок, собачонка. 111-й ЭТАП 1. Прочитайте и выпишите из текста слова с уменьшительно-ласка В углу стоял игрушечный столик, который окружали четыре маленьких стульчика. На одном из них сидел пушистый зайчик, на другом человечек с длинным носом. На столике стоял блестящий самоварчик, возле него пристроился малюсенький чайничек, их окружали беленькие чашечки. Миниатюрная вазочка была наполнена сладостями.
2. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прила Медвежонок из плюша, воротник из песца, платье из ситца, пуля из свинца, заросли камыша, клык моржа, бумага с глянцем, запах ландыша. 3. Спишите, замените выделенные слова другими словами, образо Мышки Собрались мыши (-к-) у своей норы (-к-), старые и малые, глаза (-к-) у них черные (-еньк-), лапы (-к-) у них маленькие, острые (-еньк-) зубы (-к-), серые (-еньк-) шубы (-к-), уши (-к-) кверху торчат, хвосты (-ищ-) длинные. Ой, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапой (-к-) приголубит, хвосты (-ик-) вам помнет, шубы (-к-) вам порвет. (по Н. Ушинскому) /// этап: применение знаний________________________ 95 Обобщите и сделайте вывод о роли этих суффиксов в тексте. 4. Измените слова по образцу. Запишите их, обозначьте суффикс.
Ира-... Рая-... Надя-... Зина-... Валя-... Миша-... Нина-... Галя-... Петя-... Света -... Таня -... Сережа -... Марина-... Зоя-.... Наташа-... Сравните, каким именем называют большого и маленького человека. 5. Спишите. Вместо точек подберите одно из данных в скобках слов, Наш... народ одержал большие победы в завоевании космоса. Матрос с трофейным оружием имел... вид (геройский, героический). Нарядная ткань имела... оттенок. Юные техники имели поистине... руки (золотой, золотистый). Вдалеке синели... хребты. Альпинисты остановились на ночлег в... местности (гористый, горный). Объясните выражение золотые руки. 6. Разнесите слова в соответствии со схемами: записка, переплет, поломка, дождик, побег, нагорный, мясник, часок, вырос, глазок, переход, волосок, завал, грибок, путник, выход. 7. Прослушайте текст. Определите слова, которые произносим лас
Лисица и тетерев Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит: «Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек\ Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять». 8. Подберите нужные слова и докажите свой выбор. Оляпка, или (водянистый, водяной) воробей, - это маленькая птичка. Мы купили в аквариум (водяной, водянистый) растение. В парниках
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|