Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занимательные упражнения и игровой материал по составу слова




Н-й ЭТАП

1. Здесь даны объяснения лексических значений нескольких слов из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Проанализируйте, какие это слова, какую приставку надо писать и почему.

Лечь ненадолго. Сесть на краешек стула. Встать наполовину, не во весь рост. Временно остановиться. Умолкнуть на время. Немного обод­рить. Слегка поднять.



Блок 4


2. Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу сло­
ва из данных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения.

Мальчик (приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту. Лодка (подплыла, отплыла, доплыла) от берега. Марина (положила, вложила, отложила) книгу на стол. Володя (пошел, дошел, отошел) в школу.

3. Выпишите в два столбика слова с приставкой пере-: а) в значе­
нии повторное™ действия; б) в значении чрезмерного действия.

«

Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил,

переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенес, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул. Составьте с ними словосочетания.

4. Определите значение словосочетания и добавьте к глаголу нуж­
ную приставку.

в-, из-, под-, за-, у-, пере-, за-, рас-, с-. -бежать в комнату; -ставить стул; -писать письмо; -брать грибов; -вязать рану; -колоть орех; -бить гвоздь; -кутать куклу; -качаться на качелях; -путать буквы.

5. Спишите слова, выделяя корни. Разделите слова с приставкой с
гласной а, а затем с гласной о. Далее выпишите приставки с двумя одина­
ковыми гласными. Какие остались приставки?

Записал, надпись, погоняет, отточить, выплатил, описал, подска­зал, вставка, вошел, обошел, переписал, наклейка, доползти, отодвигать, обход, просмотрел, соскочил, слез, присмотрелся, вход, подогрел.

6. Подберите к выделенным глаголам глаголы с приставкой при-,
имеющие противоположное значение. Пронаблюдайте за изменением их
значения.


// этап: понимание знаний_________________________ 107

В волнении оратор отодвинул стакан. Ученица отколола значок. 0садник отвязал коня. Самолет улетает в семь часов утра.

7. Найдите лишнее слово. Докажите, почему.

походка   пробег      уснуть        смешно

полет       прокладка убить         слышно

полоска  проба       ужаснуться страшно

поклажа   прогулка    унизить      сполна

8. Разделите слова по их значению. Определите это значение. Со­
ставьте с ними словосочетания.

9. Подумайте, можно ли от данных слов образовать новые с помо­
щью приставок. Напишите получившиеся слова, обозначьте приставку и
составьте с ними предложения.

Образец: ход - проход, выход, обход.

ход, бег, кастрюля, крик, машина, говор, свет, стена, воз, смотр, крыша.

10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова
из скобок. Обозначьте в них приставку.

Теплоход (пришел, подошел) к причалу. Завтра мы (поедем, зае­дем) к морю. В стакан (налили, залили) молоко. Пионеры (уехали, съеха­ли) из пионерского лагеря. Ученица (записала, подписала) домашнее за­дание. С дерева (слетел, улетел) листок.

Устно придумайте предложение со вторым словом из скобок.

11. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова
из скобок, обозначьте в них приставку.

Ивана Ивановича наградили за героический (поступок, про­ступок). Ученика наказали за (поступок, проступок). Дедушка (вышел, сошел) из троллейбуса. Лыжник (вышел, сошел) с лыжни. Ребята (вы­ключили, исключили) телевизор. Ребята (выключили, исключили) Пав­лика из игры.



Блок 4


 


12. Прочитайте пары слов. Спишите их. Обозначьте в них указан­
ные приставки.

о-, об-                             о-, от-

обвалять - объезжать        отменить - отряхнуть

обить - обвести                отколоть - отоварить

ободрить - обтянуть          отереть — отделить

обнести - окрутить            открутить - описать

13. Прочитайте пары слов. Спишите их. Обозначьте указанные
приставки. Составьте с ними предложения.

на-, над-                         по-, под-

надарил - надписал            подвигать - подкрутить

надкусить - надавить         подговорить - подружиться

надвязать - надавать          поддать - подержать

наделать - надколоть         покидать - поджечь
поддать - подержать

14.   При списывании выберите слова, которые в большей степени
подходят к сказке. Выделите в этих словах приставку.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). (Присел, сел) он под березку, лапти свои (скинул, положил). Сидит Иван, (ест, закусывает) хлеб, водицей (запивает, прихлебывает).

15. Графический диктант.

Логопед дает установку: из услышанного обозначаются только слова с приставками и предлогами.

Сбежал купец по лестнице из мрамора зеленого к зимнему саду.

В цветнике растут прекрасные цветы. На пригорочке цветет цветок алый. Перелез он через каменную стену, спустился в сад и схватил птицу в золотой клетке.

(Из сказки)


/// этап: применение знаний



111-й ЭТАП

1. Прослушайте отрывок стихотворения. Выпишите слова, в кото-
рых есть приставки с буквой о. Выделите приставки. Объясните, почему
их правописание не совпадает с произношением.

Бесприютные вы книжки, Истрепали вас мальчишки! Отнесем мы вас к врачу... Он вас бедных пожалеет, И подчистит, и подклеит, И обрежет, и сошьет, И оденет в переплет.

2. Прочитайте.

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)

О каком времени года говорит поэт? Какие слова стихотворения помогают ответить на этот вопрос? В выделенных словах обозначьте приставку.

3. Образуйте новые глаголы с приставками: за-, под-, от-, до-, про-,
пере-, в-.

Образец занес, поднес, отнес, донес, пронес, перенес, внес.

Лез, крыл, клеил.

Сделайте вывод о роли приставки.

4. Образуйте при помощи приставок и напишите в течение пяти
минут как можно больше слов от слова полз.

5. Спишите, вставляя пропущенную приставку с- или букву з.

Пионерский.. бор; беречь.. доровье; .. жечь мусор; .. десь нельзя курить; .. густить краски; .. дешний житель; .. борщик моторов; высотное.. дание; .. брить бороду; .. делать подарок; .. дружиться на работе.


110                                               ___ __    ___ Блок


4


6. Образуйте новые слова с приставками: без-, сверх- от слов: ини­
циативный, интересный, известный, искусственный. Сравните, какие из
записанных слов характеризуют человека отрицательно?

7. Образуйте от слова вести с помощйо приставок новые слова.
Запишите.

Составьте устно предложения с полученными словами.

8. Образуйте от слова пиши с помощью приставок новые слова.

Составьте устно с полученными словами предложения.

9. Спишите. В выделенных словах обозначьте приставку. Объясни­
те их значение.

На всякую загадку есть отгадка. Без поддержки как без крыши. Обдумывай хоть неделю, но скажи ясно.

10. К каким прилагательным можно присоединить приставку не-?
Запишите их и подберите синоним без не-.

Образец: невеселый - грустный

Внимательный, серьезный, вечерний, глубокий, широкий, высокий, кожаный, здоровый, соломенный, лунный, смелый, заячий, дядин, счаст­ливый.

Составьте предложения.

11. Прочитайте слова:

смотрел, посмотрел, рассмотрел, присмотрел, всмотрелся, засмотрелся.

Произведите смысловой анализ слов, введите их в предложения.


HI этап: применение знании______________ ^^  j 1 ^

12. Чем различаются слова? Объясните.

оклик - отклик поделка - подделка поставка - подставка опечатки - отпечатки оговорка - отговорка подсказка - присказка

Составьте с ними словосочетания или предложения.

13. Спишите, вставляя пропущенные приставки. Объясните их зна­
чение в словах.

От инея.. желтели березы, .. краснели осины. Вода в реке.. темнела. Ветер срывал листья с деревьев и уносил их. На небе.. двигались тяже­лые осенние облака. Несметные стаи.. летных птиц.. носились на юг.

14. Выборочный диктант (запишите глаголы, имеющие приставки):

Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Лошади заби­лись в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал ее, и скоро закрыла все небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали березы, задрожали стекла в окнах.

(по Г. Маркову)

15. Вставьте подходящую по смыслу приставку в словосочетаниях:

.. бежать от дома; .. ходить в магазин; .. писать адрес; .. держать слово; .. толкнуть локтем; мирная.. становка; .. нести ящик; .. резать от веревки.

16. Закончите словосочетания, выделите приставку не-:

Неожиданное                ;

Нестрогий ____________;

Неглубокий                   ;

Нечаянная                    ;

Небрежный                   .

17. Докажите, какими приставками можно выразить начало, а ка­
кими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:

за-, по-, от-, пере-, на­гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил.


112



18. Впишите в предложения подходящие слова. Подчеркните в них
приставки. Докажите, что выбранное слово верно.

В класс (взошел, перешел, пришел) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. Через полянку (перебежал, пробежал, добежал, отбежал) заяц. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник. К нам в окно (улетела, прилетела, залетела) синичка.

19. Запишите в скобках рядом с выделенными глаголами одно-
коренные глаголы с приставкой при- по образцу:

щека распухла - припухла; ветку согнули -откройте дверь -шофер затормозил -малыш затих -

Какое значение имеет приставка? Сделайте вывод.

20. Спишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие по
смыслу приставки. Обобщите и сделайте вывод.

Рано утром я.... ехал из деревни и.... ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я.... ехал до нашей мельницы, .... ехал через шаткий мостик и.... ехал мимо березовой рощи. К полудню я уже.... ехал на место.

21. Образуйте при помощи приставок у- и при- слова с противо­
положным значением. Сравните их по смыслу.

С полученными словами составьте и запишите предложения. Приставки выделите.

22. Прочитайте. Выпишите выделенные слова, выделите приставки.

В походе

Вечером мы приготовили вещевые мешки. Уложили в них аптечку, миски, ложки. Рано утром отправились в путь. В лесу Саша Петров поре­зал стеклом ногу. Наш санитар смазал рану йодом и забинтовал ногу. Саша вместе с нами продолжал путь.


Блок V

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА


1. прочитайте выразительно, какова основная мысль стихотворе­
ния? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1) ' N
и П; 2)~1 и^~^; 3) ^~^, ^ иП.

Отечество мое Маленькие станции России, Полевые, к северу лесные, С тополиной вьюгой по весне, Золотые осенью, зимою, В голубых сугробах под луною Примут поезд. Промелькнут в окне -И земля покажется красивой, Потому что за спиной всегда Маленькие станции России На пути в большие города.

(А. Чепуров)

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них
приставку, корень, суффикс и окончание.



 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...