Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лирика Р.М.Рильке – воплощение философско-эстетических исканий поэта. Своеобразие образности его стихов. Рильке и русская поэзия (Б.Пастернак, М.Цветаева, А.Ахматова).




Райнер Мария Рильке (1875-1926) – самый значительный поэт конца 19-начала 20 века. Он во многом противостоял современным ему декадентским веяниям и был противником теории «искусства для искусства». Поэзия Рильке отличается необычайной искренностью, эмоциональной напряженностью, музыкальностью. Он был противником изощренных форм, холодной рассудочной поэзии, столь характерной для многих поэтов. Стремление выразить неизреченное, пантеистический покров, которым окутаны стихи Рильке, постоянное обращение к божеству, известный иррационализм чувств и мышления поэта позволяют говорить о близости его к символизму. Но глубинный гуманизм, поразительная чуткость Рильке и громадный лирический дар дали возможность поэту перерасти эстетскую грань символистов. Художник по убеждению Рильке, если и не творит мир, то открывает его, одухотворяет действительность, высвобождает незримую внутреннюю суть явлений. Смысл поэзии Рильке в великом открытии грандиозного в своей многогранности мира. Лирический поэт – центр, пересечение дальних и ближних связей, - в этом источник гармонии его поэзии. Но у лирического героя Рильке нет крепких житейских связей с миром, сквозь все произведения звучит нота одиночества, отверженности и неприкаянности. Поэт стремится к целостному осмыслению явлений окружающей жизни, проявляет особый интерес к проблемам душевной жизни человека. Иногда в некоторых произведениях Рильке можно обнаружить элементы иррационального, мистического, особенно в объяснении природы искусства, черты религиозной символики, чрезмерную усложненность. Самое значительное влияние на духовное и художественное развитие Рильке оказало его знакомство м русской культурой и Россией. Две поездки в Россию, где поэт встречался с Толстым и крестьянским поэтом Дрожжиным, дали ему возможность познакомиться с русской культурой и по-новому осмыслить многие философско-эстетические проблемы. Его ранние сборники стихов «Жертвы ларам» и «Венчанный снами» свидетельствуют о тесной связи с чешским народным творчеством, в них Рильке воссоздает пейзажи Праги, где он провел детство и юность. Уже в ранних стихах возникает образ капиталистического города, к которому Рильке относится с явной враждебностью. Его демократические симпатии проявляются в искреннем сочувствии беднякам, в осуждении античеловечности и уродств современного буржуазного общества. В прозрачных лирических миниатюрах поэт рисует среднечешские ландшафты, пейзажи предместий и больших городов. Уже в этих стихах поэт пользуется смелой неожиданной метафорой, которая у Рильке всегда имеет философский смысл, поэтическим выражая взаимосвязь и взаимозаменяемость различных явлений. Пейзажи его удивительно безыскусственны, убирается все лишнее, оттого ландшафты приобретают какую-то особую значительность и, подобно книгам, они словно зыбкие мосты в мир волшебной сказки. «Часослов», состоящий из трех частей, принес Рильке всеобщее признание. Читателей покоряли музыкальность и динамизм его стихов, зримость и пластичность в передаче внешнего облика предмета и вместе с тем глубокая философичность. В его стихах эмоция сплавлена с мыслью. В «Часослове» Рильке остро чувствует кризис и переходность эпохи. Трагизм восприятия времени усиливается от одиночества. Лирический герой всякий раз восстанавливает жизнь заново в сумеречные часы. В эти моменты рождается ощущение жизни, существования, наедине с самим собой поэт как бы впитывает бытие. Поэт ищет выхода в слиянии с миром, с природой. Отсюда пантеистически-эмоциональное восприятие природы. Образ бога, занимающий центральное место в «Часослове», трактуется в духе пантеизма. Этот бог ничего общего не имеет с ортодоксальным богом христианской религии, скорее, они олицетворяет извечное начало, присущее всем жизненным процессам. Лирический герой «Часослова» - русский монах» - рассматривает бога как равного себе. Бог здесь назван поэтическим созданием художника. Бог дает ему, одинокому и замкнутому человеку, возможность ощущать слитность с миром. Бог у Рильке поразительно разнолик, поэт дает различные представления о божестве, чаще всего милосердном, плодотворящем. Поэзия Рильке – поэзия слитных контрастов, он пишет постоянно о больших городах и деревушках, о безлюдье и сообществе людей, о великом и ничтожном, о жизни и смерти. Но все это, вливаясь в лирический поток, преодолевает даль пространств и времен, в сознании поэта мир обретает нераздельность. Автор стягивает полюсы, и все, что попадает в его воображение, становится началом начал, поэзии Рильке свойственно постоянное движение, ничто не пребывает у него в состоянии покоя. К «Часослову» примыкает тематически книга «Жизнь Марии», в которой Рильке поэтически пересказал евангельские легенды. В стихах житейские эпизоды сочетаются со сценами парадными, где прославляется неземное величие богоматери. Поэт постоянно переводит действие из реального жизненного плана в мир символических обобщений, в каждом стихотворении смыкает момент и вечное. «Книга картин» составилась из самых различных стихотворений. Здесь возникают романтические образы из старых преданий, разнообразные пейзажи, поэт делится детскими воспоминаниями и впечатлениями художника размышляет о смерти. Единство «Книги» определяется только целостностью мироощущения автора. В этом сборнике ощутимо символистское искусство молчания, т.е. стремление выразить важное, глубинное не словами, а ритмическим и мелодичным звучанием и паузами. Этот замысле определил чрезвычайно изысканную стихотворную форму. Одна из важнейших тем, поставленная в поэзии Рильке – это тема одиночества, изолированности человека в обществе. Поэт одним из первых в западной литературе остро почувствовал и художественно воплотил эту проблему о многих произведениях. Особенно отчетливо она отражена в прозаическом произведении «Заметки Мальте Лауридса Бриге». Этот лирический роман, в основу которого легли автобиографические материалы, поведал о горестях Мальте – молодого датского поэта, не выдержавшего жизненных испытаний и мук одиночества. Гибель главного героя в большом капиталистическом городе Париже, равнодушном к судьбе поэта, раскрыта как дегуманизация, характерная для буржуазного мира. Для романа показательны фрагментарность, лиризм, меткость наблюдений и тонкий психологизм. Роман, написанный в период идейного и творческого кризиса Рильке, окрашен в пессимистические тона. Не случайно тема смерти занимает в «Заметках» значительное место. После 1914 года в творчестве Рильке совершается перелом. Социальная действительность характеризуется новыми чертами, и ее по-новому начинает видеть Рильке. Он видит возможность изменений и поворота в жизни и в поэзии, о чем пишет в стихотворении «Поворот». После первой мировой войны Рильке закончил свои знаменитые «Дуинезские элегии» И «Сонеты к Орфею». Это стихи, обновленные поиском гармонии.

 

 

33. Обличение кайзеровской Германии в романе Г.Манна «Верноподданный». Образ Дидериха Геслинга. Мастерство Манна-сатирика. Всемирную известность принес Г. Манну его роман «Верноподданный», который был закончен перед первой мировой войной. В 1916 г. он был напечатан в количестве всего лишь десяти экземпляров; широкая немецкая публика познакомилась с «Верноподданным» по изданию 1918 г. А в России роман вышел в 1915 г., будучи переведенным с рукописи. Роман «Верноподданный» наряду с романами «Бедные» (1917) и «Голова» (1925) составил трилогию «Империя». Роман «Верноподданный» показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер превращается в зверя и эксплуататора. Он показал, как филистер выходит на политическую арену, угрожает миру и прогрессу. Манн разоблачил людей, подготавливающих победу фашизма. Центральный персонаж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив, падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу. Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семья, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Наука вытесняется солдатским сапогом. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, политические сделки. И Дидерих уже столп империи, глава промышленного концерна. Идейный багаж его невелик, его основа - национализм, шовинизм. Его идеал – великолепный кайзер Вильгельм. Император – такой же ничтожный, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант. Манн анализирует политическую борьбу. Это очень важная историческая картина: он показывает, как милитаристы пробивались к власти, оценивает слабость демократических мил страны: рабочее движение ослабляется оппортунистами, либералы 1848 г совершенно беспомощны. Старый либерал Бук – сломленная сила, он не может бороться с Дидерихом. Он даже плохо представляет себе его истинное лицо и некоторое время поддерживает его. Бук обрисован без идеализации, но с симпатией. Традиции 1848 г умирают, Германия становится кайзеровской. Манн сумел показать, что в кайзеровской Германии легко совершаются невероятные события. Общество попадает под влияние самой грубой и бессмысленной демагогии. Во время одного из политических споров Дидериха и Бука публика в театре поддерживает «верноподданного», националиста, хотя у Бука безупречны и логика, и интеллект, и демократические направления его рассуждений и разящая четкая афористическая речь. Писатель виртуозно раскрывает нищету верноподданнической, предфашистской идеологии, показывает, что именно этот уровень был вполне достаточен и для испуганных лавочников, политиканов и для отпрысков старинных аристократических фамилий вроде фон Бриценов. Роман сочетает две худ-ные тенденции, редко сливающиеся в рамках единого целого. Эти тенденции – резкость, гиперболичность, нарочитая односторонняя выборочность сатиры и многогранность, пластическая и психологическая полнота объективного живописания. Сатирические маски в романе являются в основном «дополнительной краской», дополнительной нюансировкой. Таков, например, чистейший гротеск-образ прокурора Ядассона. Его «злой рок» - торчащие уши, мешающие не только его сценическим успехам в пьесе титулованной дилетантки фрау фон Вулков, но и его националистической претенциозности. Образ Дидериха нарисован у Манна иначе. Несмотря на то, что писателю удается вызвать у читателя постоянное «чувственное отвращение» к этому персонажу, он далеко не однозначен. Это обыкновенный немец, наделенный некоторыми чертами нац-ного характера. Манн показывает, что на стезе национализма действует отнюдь не чудовище, наоборот, национализм деформирует и неплохие в целом задатки. Дидерих не только сатирический образ. Это скорее целый космос человеческой индивидуальности. Немалое место в романе занимает и проблема искусства, столь важная для Манна. Писатель показывает всю глубину профанации творчества в условиях великодержавного национализма. Развернутая пародия писателя – эпизоды представления пьесы фрау фон Вулков «Тайная графиня». В пьесе нелепа смесь сентиментальности, мелодрамы с идеями феодального майората и неделимости фамильных земель. Отношение националистов к искусству – это сатирическое изображение Манном Дидериха в опере, на представлении «Лоэнгрина» Вагнера. Геслинг совершенно не в силах постигнуть истинное значение и красоту гениального творения. В его глазах опера превращается в безумный бред. Дидерих повсюду видит немецкий культ меча и чистой расы. Роман не оставляет не осмеянным ни один аспект национализма, ни одну соц.прослойку. В книге изображаются немецкие рабочие. Но писатель еще далек от пролетариата, мало его знает и не понимает. Гораздо лучше знает он социал-демократических вожаков. Манн создает яркий образ предателя рабочих Фишера, гения компромиссов. Фишер идет на соглашение с Дидерихом. И в этом случае Манн создает правдивую, очень ценную историческую картину. Он вскрывает, как социал-демократы не сумели дать отпор милитаристам. Такие, как Фишер, любезно уступили власть фашистам.

34. Новеллистическая и романная проза Т.Манна на рубеже веков. Своеобразие жанра семейной хроники в творчестве Манна и особенности «традициооной» формы в романе «Будденброки». Истоки творчества Т. Манна лежат в глубинных недрах немецкой культуры. Он органически тяготел к свойственной немецкой литературе философичности. Развивая эту традицию, писатель в дальнейшем создал национальный тип интеллектуального романа. Однако интеллектуализм сочетался в его творчестве с художественной пластичностью. Широкую известность как в Германии, так и за ее пределами принес Т. Манну роман «Будденброки. История гибели одного семейства» (1901). Написанный в форме семейной хроники, роман вобрал в себя большое социально-историческое содержание, обнаружив тяготение романиста к эпической форме. Судьба рода Будденброков под пером художника приобрела обобщенный смысл. Роман автобиографичен. Т. Манн внимательно анализировал прошлое своего рода. Но в нем запечатлено и движение самой истории, смена патриархально-бюргерского уклада новейшими формами жизни, характерными для эпохи империализма. Роман, повествующий о гибели одного семейства, рассказал о крахе патриархальной бюргерской добропорядочности, о бесчеловечности воцарявшегося империализма, о глубоком кризисе и смене эпох. Четыре поколения Будденброков, выведенные в произведении, олицетворяют разные исторические ипостаси бюргерства. Автор редко касается исторических событий как таковых, но в судьбах героев, через их мироощущение просвечивает время. Представляющий первое поколение Иоганн Будденброк воплощает прочность бюргерского уклада, не утратившего связи с народной средой. Он энергичен, напорист, инициативен, удачлив в делах. Его сын, консул Иоганн Будденброк, человек солидный и уравновешенный, неплохо ведет дела, но как личность менее масштабен. После революции 1848 г. он не столь уж уверен в незыблемости традиционных устоев. Для представителей третьего поколения Томаса и Кристиана фирма становится чем-то внутренне чуждым. В них развивается склонность к рефлексии — явление необычное в роду Будденброков. Сенатор Томас Будденброк сохраняет видимость спокойствия. Но внутренне он устал и надломлен. От окружающих и от самого себя он старается скрыть упадок фирмы. Ганно — единственный представитель четвертого поколения, сын Томаса, сам проводит черту под своим именем в фамильной книге в знак того, что после него род прекратит свое существование. У мальчика слабое здоровье, но он одарен музыкально. Жизнь внушает ему ужас и отвращение. Писателю не до конца ясны те исторические закономерности, которые привели к оскудению рода Буденброков. Однако роман ценен тем, что писатель выпукло и точно отображает процесс вырождения старой бюргерской Германии. Манн показывает, что тщательно оберегаемые традиции семьи и сословия оказываются, по существу, губительными для Будденброков. Ориентация на дедовские методы ведения дела подрывает благосостояние фирмы, делает неконкурентоспособной; пренебрежение к человеческим чувствам, идущим вразрез с традицией и выгодой, постоянные браки по расчету порождают цепь несчастий, неудачно сложившиеся судьбы, в них можно усмотреть и причину физического вырождения рода Будденброков. Манн подчеркивает, что духовные и материальные блага, которыми гордятся Будденброки, являются мнимыми ил жалкими по сравнению с тем, мимо чего они с равнодушием проходят. Очень важно, что этот мир в романе Манна связан с политической борьбой, с общественными интересами, бунтарской дерзновенностью (Мортен). Манн не раскрывает сколько-нибудь подробно мир, противостоящий Будденброкам, но тем не менее очень важна сама мысль автора о существовании мира, более человечного, полнокровного, нежели мир консерватизма. Для концепции романа очень важен и изображенный Манном процесс изменения внутреннего духовного мира Будденброков. От поколения к поколению они становились все более утонченными и все менее жизнеспособными. Манн начинает ряд произведений, которые принято называть «произведениями о художниках». От ранних новелл, от романов «Будденброки» и «Королевское высочество», от единственной у Манна пьесы «Фьоренца» (1906) и вплоть до позднего романа «Доктор Фаустус» (1947) у писателя не ослабевает интерес к взаимоотношениям художника и жизни. Проблема не сводится к ответственности литературы перед обществом. Характерно само разделение жизни и тоскующего по ней художника — тема, органичная не только для Томаса Манна, но и для многих произведений немецкой литературы разных эпох. Исследователи неоднократно подчеркивали автобиографический смысл данной проблемы для писателя. Это предположение не лишено оснований. В определенной степени автобиографический характер носит новелла «Тонио Крегер» (1903). Тонио Крегер — писатель, страдающий от одиночества и раздвоенности, охваченный тоской по миру простой жизни («блаженство обыденности»), хотя острым взглядом художника он распознает всю ограниченность тех, к кому тянется всем сердцем. Выведенная в новелле русская художница Лизавета Ивановна, друг Тонио Крегера, называет его «заблудившимся бюргером», раскрывая противоречие его души. И все-таки Тонио Крегер прежде всего художник, как художник и Ганно Будденброк, не успевший реализовать свой большой музыкальный дар. В новелле с блеском проявилось мастерство писателя: тонкий психологизм, лиризм, изобретательность в отборе деталей и умение сочетать глубокую проблематику с яркой живописностью. В поисках культуры интеллектуально глубокой, но вместе с тем здоровой и жизненно полнокровной, Манн обращается к традициям русского искусства. Оппонентом, проницательным критиком и духовным наставником Тонио является в новелле Лизавета Ивановна. Именно она побуждает Крегера преодолевать вечные колебания и идти гораздо дальше. В раннем творчестве Т. Манна зрелый его реализм полнее всего предвосхищает новелла «Смерть в Венеции» (1912). Именно в этой новелле всего заметней, как взаимоотношения художника и жизни начинают значить гораздо больше того, что в них, казалось бы, содержится. Только при поверхностном чтении можно воспринять «Смерть в Венеции» просто как историю о престарелом писателе, внезапно охваченном страстью к прекрасному Тадзио. Главный герой новеллы, писатель Густав Ашенбах, — человек внутренне опустошенный, но каждодневно усилием воли и самодисциплиной побуждающий себя к упорному, кропотливому труду. Выдержка и самообладание Ашенбаха делают его похожим на Томаса Будденброка. Однако его стоицизм, лишенный нравственной опоры, обнаруживает свою несостоятельность. В Венеции писатель попадает под неодолимую власть унизительной противоестественной страсти. Внутренний распад прорывает непрочную оболочку выдержки и добропорядочности. Но тема распада и хаоса связана не только с главным героем новеллы. В Венеции вспыхивает холера. Над городом висит сладковатый запах гниения. Неподвижные очертания прекрасных дворцов и соборов скрывают заразу, болезнь и гибель. В такого рода «тематичности» картин и деталей, гравировке «по уже написанному» Т. Манн достиг уникального, изощренного мастерства. Фигура художника оказывается незаменимым фокусом, способным свести к единству процессы внутренние и внешние. Смерть в Венеции — это не только смерть Ашенбаха, это разгул смерти, означающий и катастрофичность всей европейской действительности накануне первой мировой войны. Вслед за «Будденброками» Т. Манн создал второй роман — «Королевское высочество» (1909), произведение условное и полусказочное. Писатель изобразил некое немецкое герцогство, сохранившее почти немыслимую патриархальность. Приметы XX в. — техника, всесилие индустриальных магнатов, манипулирующая общественным мнением пресса — накладываются на ветхую, почти потерявшую реальность систему.

Натуралистическое, реалистическое и символическое в драматургии Г.Гауптмана как отражение эстетических исканий в литературе рубежа веков. Художественное творчество драматурга и его роль в словесном творчестве Германии.

Гауптман был новатором в области формы, стиля и языка, демократизировал немецкую драматургию и поэзию, изображал в своих произведениях жизнь социальных низов, смело пользуясь народным языком.

Сам Гауптман не считал себя ни натуралистом, ни реалистом, ни симво­листом. Всячески открещиваясь от навязываемых ему критикой ярлыков, Гауптман, тем не менее, ярко отразил в своем творчестве ведущие духовной жизни эпохи. Сложность Гауптмана в том, что, являясь в строго научном смысле слова, в «глубине» неоромантиком, практически он очень часто предстает перед нами как драматург, связанный с реали­стической школой XIX в., осложненной натурализмом и симво­лизмом.

Изучение же только форм буржуазной жизни, но Гауптману, это скорее «медицина, а не искусство». Вместе с тем драматург в своих пьесах очень пристально изучает и «болезненное» бытие со­временности, однако всегда в соотношении — в опосредованном или непосредственном — с теми формами мира, которые являются для романтика нормой.

Неоромантические установки эстетики Гауптмана еще четче сформулированы в работе 1906 года: «драматург-поэт ставит себе целью отражать не реальные противоречия наличного мира... а свои собственные драматические импульсы, их он должен показы­вать в «особом пространстве духовных принципов», которые обита­ют за действительностью и определяют в конце концов эту действи­тельность... Драматург наполняет плотью конфликты мира этих идей...»

Драматургия Гауптмана необычайно богата по жанрам. Это и соц-полит. драма (Перед восходом солнца, Ткачи), семейно-псих (Одинокие, Праздник мира,), исторические (Магнус Гарбе), мифологически-легендарная (Потонувший колокол), стилизованная притча (Бедный Генрих). Иногда у Гауптмана сочетаются в пьесах четыре разных жанра.

На литературное развитие Гауптмана большое воздействие оказали Л. Толстой и Ибсен. «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому», — писал немецкий драматург. Пьеса Ибсена «Кукольный дом», по признанию Гауптмана, подействовала на него «как громкая фанфара, как знамение времени». Однако увлечение позитивизмом заставляло Гауптмана на раннем этапе воспринимать у Толстого и Ибсена именно те элементы художественного творчества, которые отвечали требованиям его натуралистической концепции.

" Перед восходом солнца " была посвящена теоретикам натурализма в Германии А. Хольцу и И. Шлафу. Это первое значительное произведение Гаугггмана свидетельствовало о его стремлении соединить натуралистический и реалистический художественные методы, а социальные проблемы - с теорией наследственности. Ключевой персонаж пьесы Крейн показывает, как в ходе военных действий происходит боевое крещение новичка, как на смену страху и ужасу приходит мужество и стойкость. Во всем этом видно влияние «Севастопольских рассказов» Толстого, который дал Крейну основу для его военных рассказов, он учил его презирать фальшивую романтику войны, ходульность, улавливать подлинные мотивы поступков героев. Тонкий психологизм повести также идет от Толстого.

 

 

36. Многообразие форм реализма в литературе США конца 19-начала 20 века. Национальное своеобразие и художественное новаторство поэзии К. Сэндберга и прозы Г.Джеймса. Эстетскому, откровенно апологетическому и другим направлениям американской литературы противостояла литература реалистическая, демократическая. В условиях развивающегося империализма с его кричащими противоречиями и резкими контрастами романтизм и близкий ему «джентильный реализм» не могли охватить всего многообразия действительности. Эта задача была по силам лишь критическому реализму. Американский реализм явился литературой общественного протеста. Писатели-реалисты отказывались принимать действительность как закономерный результат развития. Ими утрачиваются «оптимистические аспекты», то радужное отношение к жизни, которое ограничивало реализм Хоуэллса. Хоуэллс – довольно противоречивая фигура. С одной стороны, он выступал в защиту реалистических принципов в искусстве, говорил о служении народу. С другой стороны, он считал, что истинным американским реалистом может быть лишь тот писатель, который в целом оптимистически смотрит на окружающую жизнь. Жизнь, изображаемая представителями критического реализма, мрачна, страшна, безысходна, уродлива. В ней царят эксплуатация, несправедливость, угнетение. Критика складывающегося империалистического общества, изображение его отрицательных сторон становятся отличительными признаками критического реализма. Появляются новые темы, выдвинутые на первый план изменившимися условиями жизни. Одно из первых мест начинает занимать тема разорения и обнищания фермерства. Рождается тема капиталистического города (Фуллер, Норрис) и маленького человека, враждебного уме (Крейн). Появляется тема обличения монополистического капитала (Норрис). Вырисовываются характерные признаки «трагической Америки». Важно отметить, что многие из тем трактуются писателями сходно. Этому способствовала близость их идейных и общественных позиций, обусловившая в свою очередь использование близких поэтических средств. Такой типологической чертой стала достоверность. Они отстаивают свое право на изображение жизни без всяких прикрас и умолчания. В этих условиях приобретали большое значение фактическая сторона вопроса, истинные события, документально подтвержденные. Другой типологической особенностью, характерной для американского реализма, явилась социальная направленность, подчеркнуто социальный характер романов и рассказов. На первый план выдвигаются жанры социального романа, реалистической новеллы, социального очерка, в которых человеческие судьбы оказываются тесно связанными с экономическими, общественными, политическими условиями. Развиваются жанры очерка-памфлета, социальной утопии. Еще одна типологическая особенность американской литературы – присущая ей публицистичность. В американской реалистической литературе намечаются и типичные черты «героев своего времени». С одной стороны, это придавленные нуждой и социальным гнутом фермеры У Гарленда и Норриса, ремесленники, люди из низов у Крейна, передовые интеллигенты. С другой стороны, появляются образы героев бизнеса, продажных политиканов, людей с неуемной, но вредоносной энергией, беспринципных и беспощадных. Яркой страницей в становлении антибуржуазной литературы, сыгравшей важную роль в разоблачении подлинного лица капиталистических владык, является деятельность «разгребателей грязи» - обширной группы американских писателей, социологов, общественных деятелей, посвятивших себя обличению коррупции, беззакония, других негативных сторон американского буржуазного общества. В творчестве «разгребателей грязи» существовали два тесно взаимосвязанный потока: публицистический и литературно-художественный. Программные для них художественные произведения создали Синклер («Столица», «Спекулянты»), Филипс, Херик («Воспоминания американского гражданина»), Кауфман («Дом терпимости»). Карлу Сэндбергу принадлежит выдающаяся роль в становлении и развитии американской поэзии. В начале века он был активным участником американского социалистического движения, писал стихи и статьи, которые печатались в социалистических изданиях. В 1914 году было опубликовано его знаменитое стихотворение «Чикаго». Буржуазная критика встретила его враждебно, расценив как произведение грубое, антипоэтичное. Причина столь отрицательного отношения заключалась в том, что Сэндберг, создавая «Чикаго», не следовал признанным поэтическим канонам «чистого искусства». Стихотворение было написано в традиции Уитмена, свободным языком, без рифм, классических размеров. Широко используя народный язык, народные обороты речи, поэт обращался к важнейшей теме, ставшей главной в его творчестве, к многообразию жизни американского народа. Тема народа, жизнь простых людей нашли яркое воплощение в его «Стихах о Чикаго». Описывая огромный город, Сэндберг протестует против социальной несправедливости, нищеты, безработицы и в то же время славит простых людей, народ-труженик. Образ поэта сливается с образом массы, народа в единое нерасторжимое целое. Вера в народ, в его лучшее будущее пронизывает все творчество Сэндберга. Г.Джеймс скептически воспринимал американскую действительность послевоенного времени и даже покинул Америку. На Америку он смотрел как на страну, которой не хватает подлинной культуры. Он – психолог по преимуществу. Оттенки, нюансы настроений – вот сфера его интересов как художника. Здесь он временами достигает незаурядного мастерства. Его проза точна, даже изыскана. Ее формальное совершенство продолжает служить до настоящего времени эталоном для многих писателей. Но в содержании прозы часто обнаруживаются консервативные черты. В этом отношении показательны романы «Бостонцы» или «Княгиня Казамассима». Критикуя в «Бостонцах» буржуазную филантропию и демагогию, Джеймс одновременно весьма иронически отзывается об участниках абоционистского и социалистического движений. В «Княгине» эта ирония перерастает в откровенную враждебность к социализму и рабочему движению. Оценивая в целом творчество писателя, следует признать его переломным, переходным от литературы романтической реалистической. Джеймс предвосхитил возникновение и расцвет психологического романа, который стал одним из основных жанров в европейской и американской литературе 20 века. Художественный метод писателя также отразил черты, характерные для американской литературы того периода: в одних произведениях он выступает как романтик, в других – как реалист. Джеймс не принял буржуазной Америки. Он стал одним из писателей-экспатриантов, прожив большую часть жизни в Европе, главным образом в Англии. Не случайно многие критики называют его не американским, а английским писателем, хотя правильно было бы считать его американо-английским писателем, так как его творчество оказало влияние как на американскую, так и на английскую литературу. Порвав с родиной, писатель лишился непосредственных впечатлений, большого жизненного материала, необходимого для создания крупных реалистических произведений. Он стал описывать жизнь богатых американцев, порвавших с родиной и живущих в Европе. Это – основная тема его многочисленных романов и повестей, в частности, «Послы», «Крылья голубки», «Золотая ваза». Отсутствие жизненно важного материала привели Джеймса к формалистическим ухищрениям, к решению абстрактных психологических проблем. Он выдвинул оригинальную теорию романа как синтетического жанра, которая оказала сильное влияние на дальнейшее развитие реалистического романа. Он вскрывает делятический характер американской литературы, критикует неоромантические принципы творчества. Начинал Джеймс как литературный критик и его творчество можно условно разделить на три периода. Первый - с 1865 по 1890 год, когда он работал в стиле традиционного викторианского романа и создал целую серию подобных произведений: "Европейцы" /1878/, "Бостонцы"/1886/, " Княгиня Казамассимо'71886/. 1890-1900 -так называемый "средний период" или пора смелых экспериментов в жанрах "короткой повести" и "длинного рассказа": "Пойнтонская добыча /1897/, "Что знала Мейзи" /1897/, 1900-1916 годы - время зрелости, когда были созданы лучшие произведения: "Крылья голубки"/ 1902/, "Послы» /1898/, "Золотая чаша" /1904/, наметились новые горизонты поисков в незавершенных романах " Башня из слоновой кости" и "Чувство прошлого". Джеймс писал романы о взаимоотношениях Старого и Нового Света (сказывалась ностальгическая тоска по родине), о художественно одаренных субъектах, рисовал самобытные женские характеры. Безусловно, эти темы переплетались в его произведениях. Конфликт между растущей, еще не создавшей ценностей духа Америкой и аристократической Англией, верной патриархальным и консервативным традициям, занимал Джеймса писателя и человека.Повесть "Дэзи Миллер" пронизана тургеневским пониманием сложности человеческого характера. Джеймс считал русского писателя непревзойденным знатоком чистой женской души, обреченной на трагедию в жестоком мире. Героиня повести весьма наивная девушка из американской провинции, но в силу искренности характера и естественности поведения, не умеет вести себя так, как положено в "хорошем" обществе. Все в ней, казалось бы, выглядит неуклюже, даже смерть от простуды после ночной экскурсии в римский Колизей. Однако характер Дэзи нарисован настолько психологически достоверно, что некоторые критики считают его "одним из самых удачных женских образов в американской литературе". Проблеме творческой личности посвящены повести "Смерть льва", "Урок мастера", "В следующий раз". Художник не может быть свободен от общества. Искусство, красота вступаютв противоречие с социальными организмами и редко одерживают победу. Жизнь экспатриантов стала темой "Послов", "Крыльев голубки", "Золотой чаши" и многих других произведений Джеймса, в которых трагедия личности, оторванной от родины, решается по-разному, но все герои ощущают "одиночество ссылки", "отрезанность" от Америки. Вступают в противоречие разные типы цивилизации, значит, драма неизбежна, как в романе "Американец", когда нувориш Ньюмен, заработай баснословное состояние, все же не может преодолеть сословных предрассудков и жениться на аристократке Клэр де Сантэ. Психологизм Джеймса определяют как этический: художник стремился исследовать модель характера, который детерминирован прежде всего положительными исходными данными или высоким "призванием". Его экспериментальная проза представляет огромный интерес, ибо в ней показано состояние одинокой личности, подавленной нарушением ценностей, т.е. автор обращается к основной теме искусства века XX - проблеме отчужденного сознания. Он часто изображает группу людей в момент назревающего кризиса, чреватого взрывом. Небольшое количество характеров, строгая ограниченность во времени, незначительность действия делают поздние произведения Джеймса статичными и позволяют ему перейти от показа картины нравов к показу состояния души. Открытием Джеймса явилось устранение образа автора-рассказчика и замена его одним из героев. Это позволило писателю расширить психологические характеристики. Структурной основой произведений последнего периода служило либо центральное сознание третьего лица, через которое к читателю приходит опыт, либо центральное сознание первого лица, описывающего ситуацию и свои впечатления о ней, либо полный отказ от познающего сознания и максимальное приближение жанра романа к пьесе. В этих произведениях изменилась роль диалога, на который легла основная нагрузка в создании драматизма. В основе экспериментальной прозы Джеймса лежит принцип диалектики, основанный на обострении конфликта между характером и средой, сковывающей его.

Калру Сэндербергу принадлежит выдающая роль в становлении и развитии американской поэзии.

Был приверженцем социалистического движения.

1914 г. стих «Чикаго». Буржуазная критика встретила враждебно.

Стихотворение было написано не по поэтическим канонам «чистого искусства». Оно было написано в традиции Уитмена, свободным языком, без рифм и классических размеров. Широко используется народный язык, народные обороты речи. Поэт обращается к теме многообразия жизни американского народа. Тема народа, жизнь простых людей нашли яркое воплощение в его «стихах о Чикаго» (1916). Описывая большой город С. протестует против социальной несправедливости, нищеты, безработицы и в то же время славит простых людей, народ-труженник. Образ поэта сливается с образом массы, народа в единое нерасторжимое целое.

(Он использовал свободный стих, был ярким продолжателем уитменовской традиции. Приверженный к социальной проблематике, Сэндберг находился на «левом фланге» «Большой пятерки». В молодости он прошел трудовую школу, рано вступил в Социалистическую партию Америки, являлся ее функционером и публицистом. Известность пришла к нему с выходом сборников: «Стихи о Чикаго» (1916) и «Молотильщики» (1918). В этих стихах, грубоватых, порой шероховатых, Сэндберг (о котором тепло отзывался Маяковский32) заявил о себе как певец простых людей, их труда, певец заводов, фабрик, индустриальных гигантов, стали, железа, бескрайних пшеничных полей. Под его пером возникал образ Чикаго, «свинобоя и мясника всего мира», машиностроителя, «хлебного ссыпщика». Он не только предоставил слово новому герою поэзии, труженику, дорожному рабочему, горняку, лесорубу, продавцу рыбы (стихотворения «Землекопы», «Иллинойский фермер» и др.), прославил бунтаря и борца («Памяти достойного», «Динамитчик»). В годы войны сотрудничавший в журнале «Мэссис», он был среди тех, кто клеймил милитаризм («Убийцы», «Флажки»), обличал тех, кто ослепляет народы бессовестной ложью («Лжецы»), приветствовал Октябрьскую революцию («Троесловие»).)

 

 

37. Изображение американской действительности в романах М.Твена («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»). Формы комического и его роль в романной прозе писателя. М.Твен и литература США 20 века. Книги о Томе Сойере и Геке Финне и написанная между ними «Жизнь на Миссисипи» (1883) представляют собой трилогию, хотя любимые герои Твена и не появляются в повествовании о великой реке. Единство замысла определяется в данном случае не столько сюжетной связью и даже не самой по себе задачей эпического изображения патриархальной Америки, а прежде всего характером твеновского идеала, предопределившего и особое качество реализма в эпосе о Миссисипи. Созданный Твеном «эпос о Миссисипи» первоначально мыслился как едва ли не идиллическая картина старого времени, мирной и добропорядочной провинциальной жизни, не знающей ни той продажности, ни того ожесточения людей друг против друга, которое стало заурядным явлением «позолоченного века». Ближе всего к идеалу оказывается та патриархальная Америка, которая встает со страниц книги о Томе Сойере. Уже в «Приключениях Тома Сойера» присутствует сатирический элемент. Описанный Твеном захолустный городок поражает не только простосердечностью, безыскусностью, демократизмом порядков и нравов, но еще и мелкотравчатостью интересов и устремлений его обитателей. Сцены в воскресной школе и тоскливые назидания тети Полли или вдовы Дуглас, портрет маленького, но уже законченного лицемера Сида, иронически описанный убогий мирок «приличных семей» — все это органично для повествования Твена, в котором переплетаются романтика и юмор, лиричность и сарказм. Твен пародировал нравоучительные детские повести с их неживыми персонажами и ходульными прописями. Написанная с замечательным художественным мастерством, книга поражает проникновением в сокровенные тайны детской психологии, искрится неподдельным юмором, увлекает интереснейшими приключениями. Забавны проказы Тома Сойера. Рассказывая о них и придерживаясь в целом границ юмора, Марк Твен и здесь высмеивает мещанскую жизнь, ханжество и косность жителей городка. История Тома Сойера – это своеобразный мальчишеский бунт против такой жизни. Начитавшись книг о Робин Гуде, о разбойниках, пещерах и спрятанных кладах, Том Сойер создает свой особый красочный мир, столь не похожий на окружающую действительность. В этом мире торжествуют принципы верности и дружбы, справедливости и мужества. Следуя им, Том и Гек, рискуя жизнью, спасают от гибели невинного человека, удостоверив его непричастность к преступлению. «Приключения Тома Сойера» представляют собой сочетание реализма с романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную обывательскую жизнь, Марк Твен противопоставляет ему романтический мир Тома и его друзей, их необычайные приключения. По сравнению с книгой о Томе коренным образом меняется вся творческая задача, и «Гекльберри Финн» оказывается произведением, выразившим сущность американской жизни так глубоко, что через много лет Хемингуэй назовет творение Твена книгой, из которой вышла вся литература США. В центре этой книги — образ Миссисипи, символически обобщенный. Великая река в повествовании Твена воплощает мотив вольности, естественности и бесконечной многоликости бытия, резко не согласующийся со вторым важнейшим мотивом книги, который создан конкретным изображением действительности речных городков — мира, где торжествуют утилитарность помыслов, расистские предрассудки, убожество быта и нравственное оскудение. Совершенно новое значение приобретают в книге о Геке Финне и все те мотивы и коллизии, которые возникли уже в «Приключениях Тома Сойера». Гек — «простак» первой части трилогии — выступает теперь как носитель лучших черт народного сознания, которое для самого Твена отныне становится подлинной мерой всех ценностей и всех противоречий жизни, вытесняя руссоистские концепции, в условиях Америки 80-х годов оказывающиеся только анахронизмом. Будничные приметы действительности, которые в «Томе Сойере» при всем мастерстве Твена оставались все-таки лишь необязательным фоном основной коллизии, теперь служат целям обобщения огромного материала наблюдений и размышлений над судьбами народа, над объективной противоречивостью всего социального опыта страны, провозгласившей самые демократические идеалы тогдашней эпохи, но очутившейся в плену расизма и своекорыстия. Большая разница между Томом и Геком заключается в том, что Том Сойер продолжает оставаться мальчиком, не знающим трудностей жизни, в то время как Гек Финн взрослеет на глазах, приобретает жизненный опыт, многое испытывает и многое видит. Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человеческое отношение к людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму. Создавая реалистический образ Гека, автор заставляет его действовать не в исключительных, романтических условиях, а в реальной жизненной обстановке. Одна из важнейших особенностей книги в том и заключается, что в этой книге правдива воссоздается картина жизни Америки 50-х годов 19 века. Главные герои повести, Гек Финн и негр Джим, принимают решение бежать из Санкт-Петербурга совсем не из романтических побуждений. Их заставляет так поступать суровая необходимость. По сравнению с «Томом Сойером» раздвигаются рамки повествования. В «Геке Финне» изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки. Путешествуя со своими героями, писатель весьма критически оценивает все, что встречается на их пути. Вот на первый взгляд идиллическое поместье Грэнджерфордов, аристократической семьи, все члены которой вежливы, воспитаны, благопристойны. Но под личиной этой благопристойности скрываются дикие традиции родовой мести, во имя которой Грэнджерфорды и Шепердсоны безжалостно истребляют друг друга. Вот маленький захудалый городишко в штате Арканзас, в котором Гек оказывается свидетелем целого ряда событий. Жители городка ленивы, грубы и жестоки. Их любимое занятие – истязание собак и ловля беглых негров. Обращает на себя внимание тот факт, что Гек и Джим мало встречают честных, порядочных людей. В противовес лживым утверждениям расистов, доказывавшим духовную неполноценность негров, Твен создал замечательный образ негра Джима, человека большой души, необыкновенной отзывчивости и честности. Прекрасные качества Джима во всей полноте обнаруживаются, когда он, жертвую своей свободой, спасает раненого Тома Сойера. Общий тон романа, его настроение отличаются большей серьезностью. Здесь нет того смеха, веселья, того радостного мироощущения, которое так полно выявилось в «Приключениях Тома Сойера».

В первый период Твен воспринимает американскую действительность оптимистически, жизнерадостно. Он надеется на благоприятное влияние буржуазии на весь общест. строй. «Приключения Тома Сойера» представляют собой сочение реализма с романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную, обывательскую жизнь, Т. противопоставляет ему романтический мир Тома и его друзей, их необычайные приключения. Когда Том и Гек находят клад, о котором они так мечтают вначале, то понимают, что деньги им совершенно не нужны. «Знаешь, Том, - говорит Гек, - ничего в этом хорошего в этом богатстве нет, напрасно мы так думали». Таким образом, Твен подводит читателя к жизненному выводу, актуальному для американского народа, что добыча денег, как основная их деятельность, по меньшей мере не должна требовать от них вложения всех сил, так как деньги, по сути дела, второстепенны.

Твен подводит читателя к такому выводу в игровой форме, с детской непосредственностью, обличая американскую действительность в мир глазами ребенка.

Второй период творчества Твена характеризуется нарастанием критицизма. Исчезают мелкобуржуазные иллюзии писателя. Американская действительность воспринимается более критически и скептически. В «Приключениях Гекльберри Финна» поднимается также тема прошлого, но под другим звучанием. Гек Финн на глазах читателей взрослеет, приобретает жизненный опыт, многое испытывает и многое видит, в отличие от Сойера, который остается мальчиком.

Реалистический образ Гека действует не в романтических условиях, а в реальной жизненной обстановке. В произведении воссоздается картина жизни Америки 50х гг.19в.

Все, что встречается на пути героев (львиная доля Америки) автор воспринимает критично.: идилличное поместье Грэнджерфордов, но под личиной благопристойности скрываются дикие традиции родовой мести; в городишке Арканзас жители ленивы, грубы и жестоки, их любимое занятие – истязание собак и ловля беглых негров. Галерея лиц, с которыми сталкиваются герои, редко включает честного человека, по большинству это грабители, бандиты, убийцы.

«При-е Г. Ф» рассматривают как первое произведение критического реализма. Твен протестует против расовой дискриминации, требует утверждения равенства людей.

Рассказывая о прошлом, Твен часто проводил аналогию с современностью, выявлял темные ее стороны, те реакционные пережитки, которые существовали в американской действительности.

Формы комического выражаются на разных этапах становления М. Твена как художника по-разному. К первому относятся юмор и сатира его молодых лет.

Это рассказы и очерки 60-х и начала 70-х годов; "Простаки за границей"

и "Налегке"; в написанных Твеном главах "Позолоченного века" завершаются его ранние опыты в области социальной сатиры. В художественном отношении почти все, что создано Твеном в этот период, характеризуется преобладающей ролью американского юмора.

Американская юмористика родилась из фольклора, процветавшего главным образом на освоенных поселенцами в последнюю очередь западных окраинах США. Там, на границе или на Западе, этот фольклор отразил жизнь и нравы самобытной и примитивной, преимущественно фермерской цивилизации, формировавшейся в условиях суровой борьбы за существование. Если фольклор границы фиксировал в сочных гротескных образах жестокость и дикость изображаемой жизни, то и юмор, рожденный на той же основе, был "грубиянским" юмором. Беспардонность всей этой литературы отражала беспардонность самой окружающей жизни, разнузданность буржуазной стихии, регулируемой одним только правом сильного. А бравурный ее оптимизм был агрессивным и резко индивидуалистичным. Фермеры, мастеровые, торговцы, старатели - пестрый бродяжий люд американского Запада - жили надеждами на удачу, которая вот-вот дастся в руки, и взрывы грубого хохота заглушали стоны и жалобы слабых и гибнущих в непосильной житейской схватке. Наиболее неприглядные стороны этой жизни уже отходили в прошлое, когда в середине XIX столетия молодая литературная школа на Западе стала их пародировать, создавая американскую юмористику, мало в чем соприкасавшуюся с современной европейской традицией. Достаточно указать, что в поэтике американского юмора убийство рассматривалось как источник комических ситуаций. В повествовательной технике американского юмориста господствовали два популярных приема. В первую очередь это - гротескное преувеличение, гипербола, тяготеющая к комическому абсурду. В других случаях это вопиющая недомолвка, снова ведущая к рассчитанному на комический эффект несоответствию. "Я раскроил ему череп и похоронил за свой счет", - торжествующе сообщает герой одного из рассказов раннего Твена, которому не угодил часовой мастер. В другом месте читаем: "Я прикончил его как гадюку и с наслаждением содрал с него скальп" (речь идет о чистильщике сапог, надерзившем рассказчику). Ни часовщик, ни чистильщик сапог никак не заслуживали такой жестокой расправы, и рассказчик выступает здесь как кровожадный хвастун. Но он может выступить и в маске бесстрастного хроникера. Тогда он сообщает о жертве убийства с фальшивой непринужденностью: "На рассвете его нашли в переулке, где он спокойно дожидался приезда похоронных дрог".

Второй период. Сатира и юмор в книге о Геке насыщены социальным и психологическим содержанием. "Янки из Коннектикута". Читателю нетрудно увидеть, что историзм повести Твена совершенно условен. Правда, Твен сохраняет основные персонажи, действующие вбартуровском цикле, но трактует сюжеты легенд произвольно и в соответствии со своим юмористическим замыслом. В то же время он концентрирует в государстве Артура все бедствия и пороки феодально-абсолютистского строя вплоть до периода, непосредственно предшествовавшего буржуазной революции XVIII столетия. Твен защищает свое право на анахронизм, заявляя уже в предисловии к повести, что если какой-нибудь обычай или закон, им описанный, и относится к позднейшему времени, то можно быть совершенно уверенным, что "в те отдаленные времена его заменял другой обычай или закон, еще худший".

Третий период. В "Письме ангела-хранителя" Твен с невиданной до того в американской литературе сатирической яростью рисует американского предпринимателя-буржуа как хищника, эксплуататора и безграничного лицемера. Прочитав этот рассказ, ныне принадлежащий к мировой антикапиталистической классике, можно сказать, что писатель открыл у себя на родине новый, как бы доселе неведомый моралистам и социологам тип - человеческое существо, достигшее предела нравственной низости.

Юмор Марка Твена связан с традициями народного американского юмора, и это придает многочисленным рассказам писателя особую и своеобразную прелесть. Грубоватые шутки, нелепые фантазии, смешные преувеличения, свойственные национальному фольклору, созданному золотоискателями, фермерами, лесорубами Запада, использованы Твеном с большим литературным мастерством.

За комическими ситуациями и забавными происшествиями в романах Твена скрывается серьезность и проблемность современности.

В истории литературы США Марк Твен занимает уникальное место родоначальника национальной традиции в художественной прозе, так же как и Уолт Уитмеи - в американской поэзии. Процесс создания самобытной национальной литературы растянулся на целое столетие, в нем приняли участие такие писатели, как Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер, Натаниэль Готорн и Генри Дэвид Торо, Эдгар По и Герман Мелвилл, однако именно Твена многие ведущие писатели и критики в XX веке сочли создателем современной американской прозы. Его творчество оказалось близким и понятным читателям самых разных народов, так что по праву вошло в число выдающихся явлений мировой литературы.

Существенной чертой развития американской культуры на протяжении долгого времени был регионализм, единство нации и ее интеллектуального и словесного творчества воспринималось как совокупность совершенно несходных составных частей: Новой Англии и Юга, Среднего и Дальнего Запада, Юго-Запада, отдельных штатов - таких, как Массачусетс, Виргиния и Пеннсильвания, Коннектикут и Нью-Йорк, Калифорния или Техас, даже городов - будь то Бостон, Нью-Йорк, Новый Орлеан, Сан-Франциско или Чикаго... Марк Твен стал одним из тех писателей, кто в своей жизни и в творчестве сумел объединить культуру различных регионов страны.

Типологической чертой американского реализма явилась достоверность.

Отталкиваясь от традиций поздней романтической литературы и литературы переходного периода, писатели-реалисты стремились изображать только правду, без прикрас и умолчаний. Другой типологической особенностью явилась социальная направленность, подчеркнуто социальный характер романов и рассказов. Еще одна типологическая особенность американской литературы XX в. – присущая ей публицистичность. Писатели в своих произведениях резко и четко разграничивают свои симпатии и антипатии. (Гек и Джим) Оба этих простодушных изгоя, плывущих по чистой реке мимо неприглядных городишек, близки писателям 20 в. У. Фолкнер назвал их в числе своих любимых героев. Известно высказывание Э. Хемингуэя: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн"" (Собр. соч., том 2, М., 1968, с. 306). Эти слова имеют в виду и глубокое постижение Америки через провинцию, и поэзию книги, контрастирующую с фальшью и сонным благополучием, и свободную композицию романа, и смелое обновление литературного языка, включающего просторечие, сленг, негритянские диалектизмы.

 

.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...